Научная статья на тему 'РОЛЬ И.П. ЖЕГУСОВА В ОРГАНИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИИ ПЕРВОГО ЯКУТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА'

РОЛЬ И.П. ЖЕГУСОВА В ОРГАНИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИИ ПЕРВОГО ЯКУТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история образования / организация учебного заведения / директор И.П. Жегусов / учебное заведение в Якутии / науки республике / рабочий факультет / history of education / organization of educational institution / director I.P. Zhegusov / educational institution in Yakutia / science of the republic / working faculty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Копылов Евгений Власьевич, Баланов Артур Андреевич

В статье рассматривается вопрос, связанный с историей зарождения и становления первого высшего образовательного учреждения педагогического института в Якутской Автономной Советской Социалистической республике. Автор описывает огромную роль первого директора Ивана Пудовича Жегусова (1898-1941) в организации и становлении первого якутского педагогического института. Вкратце раскрыта многогранная жизнь и педагогическая деятельность первооткрывателя высшего образования Якутии в сложнейших условиях северного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue related to the history of the origin and formation of the first higher educational institution the Pedagogical Institute in the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic. The author describes the huge role of the first director Ivan Pudovich Zhegusov (1898-1941) in the organization and formation of the first Yakut Pedagogical Institute. The multifaceted life and pedagogical activity of the discoverer of higher education in Yakutia in the most difficult conditions of the northern territory is briefly revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И.П. ЖЕГУСОВА В ОРГАНИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИИ ПЕРВОГО ЯКУТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

Альянс, 2013. - 366 с.

7. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи / Г.С. Гуменная // Логопатопсихология: учеб. Пособие доя студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - Москва, 2010. - С. 174-195

8. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. -URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1327/870

9. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -288 с.

10. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т.Б. Филичева // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - Москва, 1999. - С. 87-98

Педагогика

УДК 370. 32

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); директор музея Копылов Евгений Власьевич

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студент Баланов Артур Андреевич

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РОЛЬ И.П. ЖЕГУСОВА В ОРГАНИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИИ ПЕРВОГО ЯКУТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА

Аннотация. В статье рассматривается вопрос, связанный с историей зарождения и становления первого высшего образовательного учреждения - педагогического института в Якутской Автономной Советской Социалистической республике. Автор описывает огромную роль первого директора Ивана Пудовича Жегусова (1898-1941) в организации и становлении первого якутского педагогического института. Вкратце раскрыта многогранная жизнь и педагогическая деятельность первооткрывателя высшего образования Якутии в сложнейших условиях северного края.

Ключевые слова: история образования, организация учебного заведения, директор И. П. Жегусов, учебное заведение в Якутии, науки республике, рабочий факультет.

Annotation. The article deals with the issue related to the history of the origin and formation of the first higher educational institution - the Pedagogical Institute in the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic. The author describes the huge rôle of the first director Ivan Pudovich Zhegusov (1898-1941) in the organization and formation of the first Yakut Pedagogical Institute. The multifaceted life and pedagogical activity of the discoverer of higher éducation in Yakutia in the most difficult conditions of the northern territory is briefly revealed.

Key words: history of éducation, organization of educational institution, director I.P. Zhegusov, educational institution in Yakutia, science of the republic, working faculty.

Введение. Развитие образования и науки в Якутии было мечтой лучших представителей народа саха. Институт открылся 4 октября 1934 года и это считается величайшим политическим событием, крупнейшей исторической датой в развитии национальной окраины России. Открытие педагогического института одной из самых отсталых и отдаленной, северной стороной страны знаменует собой величайшую победу и торжество национальной политики партии того времени. Развитие науки и техники, дальнейшее расширение сети полных средних школ, рабфаков и техникумов, предстоящие задачи социалистического строительства, предъявляющие огромнейший спрос на высококвалифицированные кадры для всего народного хозяйства, на преподавателей и научных работников. Институт ставил задачей подготовку для полных средних школ, рабфаков и техникумов высококвалифицированных преподавателей по основным дисциплинам преподавателей в школах (история, литература, язык, физика, математика и др.). Потребность такого рода преподавателей, знающих местные условия и быт, была огромной. Ежегодно различными ведомствами по республике тратились десятки тысяч рублей на приглашение специалистов извне республики. Педагогический институт обязан был оказать значительную помощь в практической программно-методической работе местного НКПроса (Народный коммисариат просвещения РСФСР) и его районных отделов.

Изложение основного материала статьи. 8 октября 1934 года начал свою многогранную деятельность Якутский государственный педагогический институт (ЯГПИ). Официальное открытие ЯГПИ произошло позже - в декабре 1934 года. Директор - организатор Иван Пудович Жегусов был образованным человеком своего времени. К началу организации педагогического института ему было 36 лет.

Жегусов Иван Пудович -1 родился 6 июня 1898 (по старому стилю 24 мая) в III-ем Дьохсонском (Дьэбэгэнэ) наслеге, ныне Таттинском улусе в селе Октябрьская в семье Пуда Андреевича Жегусова (1873-1939) - Пуута Сохсоойук. В семье было шестеро детей Анастасия, 1895 г.р., Иван 1898 г.р., Елена 1901 г.р., Варвара 1909 г.р., Иван 1919 г.р., Настя 1918 г.р. В своей автобиографии о родителях он пишет: «Дедушка по линии матери поселенец, сосланный за уголовное преступление. Семья жила бедно и родом занятий родителей было - хлебопашество, скотоводство. Детские годы провел в тяжелых условиях. Терпел холод, голод и страдания». 1907 году местный учитель (по всей видимости, это был основатель строительства школы М.М. Сивцев - Маппыайабыс). После окончания Черкеской школы он в конце 1921 г. поступил учиться в Учительский техникум (так тогда называли Педагогическое училище) в Якутске. О своей жизни до этого Жегусов писал, что он в «1918 г. служил регистратором при Якутском Уездном Земской Управе», а затем до второй половины 1921 г. работал в хозяйстве своего отца «хлебопашцем», официально числясь в крестьянском сословии [2]. Одновременно он работал на общественных началах наслежным писарем., так как был грамотным После окончания в 1922 г. поступил на школьный факультет Академии Коммунистического воспитания имени Надежды Крупской в Москве. Период обучения И.П. Жегусова в ней освещен совершенно недостаточно. В Академии молодой человек встретил дух свободомыслия, отрицания шаблонов и творческой свободы. Что и позволило ему, потом успешно применять в своей работе неординарные, но эффективные методы. Но при этом он, несомненно, остался сторонником классической педагогики. В 1929 г. Наркомпрос ЯАССР с участием И.П. Жегусова обратился в Иркутский агропедагогический институт с просьбой открыть «кафедру якутоведения». В 1930 г. в этом институте было открыто якутское отделение на 40 студентов [1]. Часть его выпускников потом сразу же стала работать в 1934 г. преподавателями якутского языка и литературы в ЯГПИ. Ещё в 1920-е гг., несмотря на сильную разруху после затянувшейся в Якутии Гражданской войны [2]. Якутская республика начала

отправлять молодых людей в Новосибирск, Ленинград и Москву для подготовки в рабфаках. Рабфак, рабочий факультет -система образования, когда учащийся, имеющий образование от 3 до 5-6 классов, должен закончить полный курс средней школы быстро - всего за 1,5-2 года, в крайнем случае - за 2,5-3 года, и потом уже поступить в ВУЗ.

После окончания Академии Коммунистического воспитания Жегусов в 1927 г. начал преподавать в Якутском педагогическом техникуме. Затем заведовал культурно-просветительским отделом Наркомата просвещения, здравоохранения и социального обеспечения Якутской АССР. К 1928 г. у него был также опыт преподавательской работы: он одновременно преподавал в «СПШ» (Совпартшколе) и Якутском педтехникуме, по 5 часов в неделю, в каждом учебном заведении [3]. В марте 1928 г. был назначен на пост Народного комиссара просвещения, здравоохранения и социального обеспечения («Наркомпросздравсобес») Якутии, проработав им с перерывами до 1932 г. Уже тогда Жегусов столкнулся с необходимостью решать финансовые вопросы, что позволило ему приобрести важный опыт при решении задач уже более высокого республиканского уровня. В декабре 1928 г. Иван Пудович назначен председателем комиссии по национализации первого в Якутии частного кинотеатра Василия Приютова. Выкупались только кинооборудование, динамо-машина и имевшиеся в наличии плёнки с фильмами. Афиши, мебель и рояль (для тапёра-пианиста, кино-то тогда было немым) Приютов отдал бесплатно.

Но вернёмся к работе Жегусова в «Наркомпросздравсобесе». Не удивляйтесь тому, что одно министерство (наркомат) тогда объединяло в себе задачи просвещения, здравоохранения и соцобеспечения. Во-первых, это объяснялось бедностью республики и неимением средств на содержание сразу трёх аппаратов трёх же наркоматов. Во-вторых, тогда справедливо считалось, что борьба с болезнями неразрывна с санитарным просвещением и распространением гигиенических правил. Именно тогда Жегусов пришёл к выводу, что Якутской АССР нужен свой собственный ВУЗ. Именно тогда и началась деятельность по созданию кадров первых его преподавателей. Иван Пудович Жегусов был не только первым директором первого ВУЗа в Якутии. Он вёл кропотливую работу по его открытию задолго до того, как Якутский Государственный Педагогический институт (далее - ЯГШИ) открыл свои двери для первых студентов. Таким образом, Жегусов является практическим осуществляющим идеи о создании первого в Якутии очага высшего образования. И в прямом смысле сделал немало, чтобы Пединститут стал для его студентов и сотрудников вторым домом и вторым домашним очагом. Но даже если не допускать никакой мысли о создании сусального образа Жегусова, при изучении бесстрастных документальных источников о его деятельности с первой минуты работы с ними возникает убеждение в том, что он был очень настойчивым человеком. При этом Иван Пудович не только умел буквально идти напролом, но и проявлял себя не только как находчивый руководитель, но и настоящий дипломат, умевший находить подход ко многим людям. Внешняя мягкость сочеталась у него с железной твёрдостью.

Учитывая современные требования о подходе к личным персональным данным объектов исторического исследования, рассказ об И.П. Жегусове будет в основном о его профессиональной деятельности. Тем более, что его жизнь в период работы на труднейшем посту первого директора ЯГШИ пока освещалась не совсем достаточно.

Вырисовывается многосторонний образ Жегусова, так как вся его деятельность была тесно связана и с историей нашей республики, и Якутска. Ведь он и возглавляемый им Пединститут не жили в каком-то вакууме. События республиканского, всесоюзного и даже отчасти зарубежного уровней рассказывают об этом. Иван Пудович Жегусов был не только первым директором первого ВУЗа в Якутии. Он вёл кропотливую работу по его открытию задолго до того, как Якутский Государственный Педагогический институт (далее - ЯГШИ) открыл свои двери для первых студентов. Таким образом, Жегусов является практическим исполнителем идеи о создании первого в Якутии очага высшего образования. И в прямом смысле сделал немало, чтобы Пединститут стал для его студентов и сотрудников вторым домом и вторым домашним очагом.

Но даже если не допускать никакой мысли о создании сусального образа Жегусова, при изучении бесстрастных документальных источников о его деятельности с первой минуты работы с ними возникает убеждение в том, что он был очень настойчивым человеком. При этом Иван Пудович не только умел буквально идти напролом, но и проявлял себя не только как находчивый руководитель, но и настоящий дипломат, умевший находить подход ко многим людям. Внешняя мягкость сочеталась у него с железной твёрдостью.

Учитывая современные требования о подходе к личным персональным данным объектов исторического исследования, рассказ об И.П. Жегусове будет в основном о его профессиональной деятельности. Тем более, что его жизнь в период работы на труднейшем посту первого директора ЯГШИ пока освещалась не совсем достаточно.

После почти двухлетнего пребывания в статусе кандидата в члены партии 9 декабря 1927 г. постановлением Бюро Якутского горкома ВКП (б) Иван Пудович Жегусов был принят в члены ВКШ (б) [4]. Во время учёбы в Москве он числился на партийном учёте при Хамовническом райкоме ВКП (б). 3 января 1933 г. Президиум ЯЦИК принял решение об открытии с осени 1933 г. первого в Якутии ВУЗа - Педагогического института в г. Якутске с набором 100 человек на физико-математическое, химико-биологическое, литературно-лингвистическое, историко-экономическое отделения. Чуть позже требуемое количество студентов было снижено на 10 человек.

Вся подготовительная и организационная работа была возложена на наркома просвещения Якутской АССР И.Н. Жиркова и его заместителя И.М. Романова. Институту выделили здания дореволюционного Реального училища по улице Ярославского, 47, Якутского педтехникума по Мегежекской улице 12, а также помещения, занимаемые трестами «Якдортранс», «Холбос», «Якутпушнина» и «Тус-Балык». Директором института формально был назначен Иван Пудович Жегусов. Заместителем директора по учебной работе -И.А. Мельников.

Но почему Жегусов был назначен формально и только в документах республиканского уровня числился полноправным директором? Считалось, что должность руководителя регионального пединститута, т.е. первого ВУЗа в регионе, где прежде не было и намёка на существование высшего образования, изначально будет подвержена текучести. Ведь создавать ВУЗ на голом месте было очень тяжёлым делом, и его руководитель крайне редко заступал на свой пост, чтобы работать с уже готовой материальной базой - с полным обеспечением служебными помещениями, жильём, учебными пособиями. Поэтому директорам пединститутов приходилось работать ещё задолго до их фактического открытия, выполняя обязанности хозяйственника и снабженца. Не все это выдерживали. Именно поэтому Жегусов был утверждён «временно исполняющим ид. директора» ЯГПИ распоряжением Наркомпроса РСФСР ещё от 9 апреля 1934 г. [2].

Такое изначальное и заложенное в кадровую конструкцию первых региональных пединститутов недоверие к их директорам у нас едва не оказалось оправданным. Несмотря на все старания, к 1 сентября 1934 г. в ЯГПИ было набрано 52 человека, что было очень мало. Ведь количество мест обучаемых скорректировали и планировалось принять на 10 человек меньше - 90 студентов Жегусов даже признавал, что «Набор студентов в ЯПИ стоит под угрозой срыва». Гго работа на посту директора ЯГТИ была признана Якутским обкомом ВКП (6) «неудовлетворительной».

Нужно понять, что даже на 12-м году Советской власти в Якутии социальная база для открытия в ней первого ВУЗа, несмотря на все усилия по ликбезу и по открытию школ, была ещё недостаточной. Молодых людей, получивших полное среднее образование, было ещё мало. Ведь обязательным тогда считалось лишь семиклассное образование, да и школ-

семилеток к 1931 г. на всю республику было всего 42. Школ с 9-10-м классами было ещё меньше. Рабфак же всё-таки давал мало выпускников. Свою роль играла и конкуренция других ВУЗов за пределами республики, имевших более развитую материальную базу, особенно в наличии общежитий. Это потом, в конце 1940-х гг. в Якутский пединститут стали приезжать поступать абитуриенты из Киренска, Бодайбо, Иркутска.

Иван Пудович Жегусов был не только первым директором первого ВУЗа в Якутии. Он вёл кропотливую работу по его открытию задолго до того, как Якутский Государственный Педагогический институт открыл свои двери для первых студентов. Таким образом, Жегусов является практическим реализатором идеи о создании первого в Якутии очага высшего образования. И в прямом смысле сделал немало, чтобы Пединститут стал для его студентов и сотрудников вторым домом и вторым домашним очагом. Иван Пудович добился шефства с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Иркутским госуниверситетом имени A.A. Жданова, Ленинградским пединститутом имени А.И. Герцена.

Выводы. Роль И.П. Жегусова значительно в культурно - просветительской работе, борьбе с безграмотностью взрослого населения и народном образовании Якутии конца 20-х и начала 30-х годов. Его научная статья «Культурная революция в Якутии» вполне могла стать основой кандидатской диссертации. Первый директор пединститута (1934-1937 гг.) впервые в Якутии реализовал идею многоуровневого и многоступенчатого связанного с реальной ситуацией середины 30-х годов прошлого столетия. И.П. Жегусов помог подготовке порядка 10 первых кандидатов наук Якутии. Около 3 тысяч учителей 2 институтов высоко подняли уровень образования в республике. Высокое качество подготовки первых выпускников института подтвердилось жизнью: ликвидирована безграмотность взрослого населения, достигнуто обязательное общее среднее образование населения, сотням выдающимся педагогам, выпускника ЯГПИ, УИ были присвоены почетные звания заслуженных учителей школ Якутии и РСФСР.

Литература:

1. Захарова, А.Е. Из летописи высшего образования Якутии / А.Е. Захарова. - Якутск: Бичик, 2004. - 134 с.

2.. Корякин, А.Г. Иван Пудович Жегусов: очерки, заметки о времени и жизни / А.Г. Корякин. - Якутск. - 2013. -С. 67-68

3. Национальный архив PC (Я), ф.Р-828, оп. 1, д. 10, лл. 2, 3.

4. Национальный архив PC (Я), ф.Р-828, оп. 1,д. 3, лл. 5-6.

Педагогика

УДК 379.83/.84

магистрант 2 курса направления подготовки социально-культурная деятельность Коноваленко Валерия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО

ПРОСТРАНСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье обоснован социально-педагогический потенциал парка культуры и отдыха как общественного пространства и одного из наиболее популярных среди населения учреждений культуры. Определено, что парк культуры и отдыха - это центр организации досуга и развлечений, имеющий многомиллионную аудиторию в любое время года. Выделены основные социально-педагогические направления его деятельности. Сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование управления реализацией социально-педагогического потенциала парка культуры и отдыха. Выявлено, что реализация социально-педагогического потенциала современного парка культуры и отдыха является трудоемким процессом. Данный процесс затруднен в силу недостаточности разработки его единой концепции на различных уровнях (муниципальном, региональном и федеральном).

Ключевые слова: парк культуры и отдыха, общественное пространство, учреждение культуры, социально-педагогический потенциал.

Annotation. The article substantiates the socio-pedagogical potential of the park of culture and recreation as a public space and one of the most popular cultural institutions among the population. It is determined that the Park of culture and recreation is a leisure and entertainment center with a multi-million audience at any time of the year. The main socio-pedagogical directions of his activity are highlighted. Recommendations aimed at improving the management of the implementation of the socio-pedagogical potential of the Park of culture and recreation are formulated. It is revealed that the realization of the socio-pedagogical potential of the modern park of culture and recreation is a labor-intensive process. This process is difficult due to the insufficient development of its unified concept at various levels (municipal, regional and federal).

Key words: culture and recreation park, public space, cultural institution, social and pedagogical potential.

Введение. Изменения социокультурной ситуации в России с особой остротой ставят проблему правильного определения концепции парка культуры и отдыха как общественного пространства и перспективного учреждения культуры с точки зрения характера комплексности обслуживания и разнообразия предоставляемых культурно-досуговых услуг населению с целью удовлетворения их духовно-нравственных, эстетических запросов, культурного досуга, отдыха и развлечений, укрепления здоровья, развития социальной и творческой активности и прочее, иными словами, проблему реализации его социально-педагогического потенциала по отношению к своим многочисленным посетителям.

Социально-педагогический потенциал парка культуры и отдыха неоспорим в аспекте удовлетворения естественных потребностей людей в совместном общении, отдыхе на свежем воздухе и развлечениях, организованной культурно-досуговой деятельности, что включает их, прежде всего, в определенную систему социокультурных отношений, помогает постигать новые социальные роли, воспитывает культуру досуга, стимулировать познавательную активность, и в итоге формировать всесторонне развитую личность.

В связи с вышесказанным, можно определить, что парк культуры и отдыха - это комплексное учреждение культуры, центр организации досуга и развлечений, имеющий многомиллионную аудиторию. Это одно из самых посещаемых, самых массовых и наиболее любимых общественных мест отдыха людей различного возраста, пола, социального положения, интеллектуальных возможностей в любое время года.

При этом, несмотря на приоритетность культурно-досуговой деятельности парков культуры и отдыха в составе общественно-воспроизводственных функций, проблема эффективной реализации его социально-педагогического потенциала как общественного пространства и учреждения культуры остается до сих пор недостаточно изученной. В этой связи актуальной представляется тематика настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.