Научная статья на тему 'Роль и особенности рынка услуг в экономической системе России'

Роль и особенности рынка услуг в экономической системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
913
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белкина Светлана Валериевна

Рассмотрены особенности формирования рынка услуг и его роль в экономической системе России, раскрыта субъектно-объектная структура рынка услуг. Выявлена природа услуг как экономической категории и предложена трактовка понятия «услуга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered are regularities of forming of the market of services and its role in Russian economic system. The subject-and-object structure of the market of services has been studied, and the essence of the services as economic category has been revealed. The interpretation definition «service» has been suggested.

Текст научной работы на тему «Роль и особенности рынка услуг в экономической системе России»

рисками при осуществлении экономических проектов в регионе. СПб.: Вести, 1998.

6. Двас Г. В. Управление региональной экономикой на основе теории надежности. СПб.: Наука, 2005. 309 с.

7. Антикризисное управление в промышленности: Научно-практическое издание / Л. М. Михайлов. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 224 с.

8. Попов Р. А. Антикризисное управление: Учебник / Р. А. Попов. М.: Высш. шк., 2004. 429 с.

С. В. Белкина

Роль И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА УСЛУГ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и возрастания места и роли услуг в национальной экономике, что проявляется в увеличении доли финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых в этой отрасли экономики. В настоящее время наблюдаются высокие темпы качественного изменения индустриальной экономики и перехода ее в постиндустриальную, где доминирующей характеристикой деловой активности в этом обществе является производство услуг. Индикаторами жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить.

Согласно концепции А. Г. Б. Фишера, который выделил первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленное производство) и третичный сектор экономики, отрасли сферы услуг относятся к третичному сектору экономики, охватывающему транспорт, связь, торговлю, личные услуги и другие. За последние два десятилетия в России услуги превратились в самостоятельный сектор экономики. В структуре ВВП России наблюдалось существенное увеличение доли производства услуг с 37,2 % в 1991 г. до 55,4 % в 1995 г., в 1998 г. составила 57,3 %, а в 2004 г. - 58,9%, что в 1,4 раза превысило производство товаров. Динамика роста доли производства услуг с 1991 г. по 2004 г. составила 58,3%, а темп роста объема производства товаров сократился на 65,4%.5

Ведущим фактором развития современного общества стала НТР. В рыночной сфере это выразилось в том, что на смену рынка товаров пришел рынок услуг. Уже во многих странах услуги - это основная форма рыночных отношений.

Рыночные услуги характеризуются большей динамикой по сравнению с нерыночными, доля которых в ВВП увеличилась почти в 2 раза в

2004 г. по сравнению с 1991 г. Наиболее динамичным среди рыночных услуг был рост доли торговли (% к итогу) в период с 1991 по 2004 годы с 12,1 % до 22 %, реальный прирост которой составил 83%, т. е. почти в 2 раза. Второе место занимают транспортные услуги, доля которых выросла с 6,6% до 8,5%, что обусловило их прирост 30%. Кроме того, произошли изменения в структуре платных услуг населению. В 2001-2005 гг. наибольшую долю составляли транспортные, жилищно-коммунальное, бытовое услуги и связь. В 2001 г. на них приходилось около 70%, а в 2005 г. - 74%. Наблюдался рост доли таких ключевых услуг, как жилищно-коммунальных (с 18,8% до 23,9%), связи (с 12,1% до 18,4%), культуры (с 1,9% до 2,4%). Слабо развиты платные правовые и деловые услуги (в частности, обслуживание населения банковской, финансовой системой), санаторно-оз-доровительные и туристские услуги.5

Значительно возрастает в стране объем услуг, специфически присущих рыночной экономике: банковских, финансовых, страховых, юридических, рекламных и др. При этом добавляются новые, для российской экономики, рынки услуг: аудиторских, трастовых, финансовых (обмен валюты, брокерские); профессиональных услуг (составление бухгалтерских отчетов, маркетинговых услуг); услуг по воспитанию и обучению детей; по уходу за животными; рынок телекоммуникаций, сотовой связи и др.

Рынок услуг становится доминирующим в постиндустриальных экономических системах. Рынок услуг формируется как относительно самостоятельная подсистема экономики, выполняющая важную функцию - обеспечение эффективного использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества в особых невещественных благах - услугах.

Рынок услуг является объектом изучения экономической теории, а следовательно, ее интересует возможность эффективного использования ограниченных ресурсов при производстве и потреблении услуг. Проанализируем субъектно-объектную структуру рынка услуг. Объектом купли-продажи на рынке услуг является сама услуга, как особый товар. Какова же экономическая сущность этой категории?

В настоящее время существует значительное количество научных исследований экономики услуг, несмотря на это, отсутствует единое мнение к определению самого понятия «услуга». Одни ученые рассматривают услуги в связи с их неоднородностью, другие - как результат деятельности, третьи - как саму деятельность (процесс).

Определить экономическое содержание услуги можно исходя из товарной природы услуги и ее свойств: полезности и ценности. «Потребительная ценность - это полезность вещи, ее способность удовлетворять какие-либо человеческие потребности».2

Французский экономист Фредерик Бастиа в начале XIX века положил начало анализу услуг как результату определенной деятельности людей. Эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей, тем самым создавая потребительную стоимость услуги, которая эквивалентна затратам общественного труда на ее производство. Оказавший услугу имеет право на получение соответствующего вознаграждения в виде арендной платы, ренты, процента и т. д.

Согласно концепции А. Смита о производительном труде, непроизводительный труд - это «услуги, которые исчезают в самый момент их оказания, имеет свою стоимость, хотя ничего не добавляет к стоимости...».' К. Маркс рассматривал услугу как полезное действие труда, удовлетворяющего те или иные потребности. Труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.4

Таким образом, можно сделать вывод: во-первых, любая услуга создается трудом, вне труда услуга не может быть оказана; во-вторых, труд, направленный на производство услуг, не входит в тот труд, который затрачивается на производство материальных продуктов; в-третьих, сама услуга и ее результат интересует покупателя как потребительная стоимость; в-четвертых, результат неотделим от услуги и продается вместе с ней.

Итак, услуги являются самостоятельным объектом приложения человеческого труда и дополнительным источником удовлетворения потребностей, а значит, обладают стоимостью.

Удовлетворение потребности в конкретном виде труда является истоком движения услуги, где возникает отношение по поводу полезного эффекта труда. Полезные эффекты услуг являются элементом общественного продукта труда, ими обеспечиваются физиологические, личные, социальные эффекты. В процессе производства услуги приобретают специфические свойства, поскольку они являются ценностью не только для производителя, но и для других лиц (населения, общества), что еще раз доказывает приобретение услугой общественного свойства.

Специфичность услуг объясняется, во-первых, в своеобразии формы предоставления, поскольку потребление услуг происходит при установлении связи (контакта) между потребителем и производителем; во-вторых, в функциональном предназначении услуг, к которым относят только те потребительные стоимости, целевой функцией которых является удовлетворение потребностей населения.

Нами сформулированы основные положения, доказывающие, что услуга по своей природе имеет товарную форму. Во-первых, использование ресурсов при создании услуг и в процессе их потребления не отличается от товаров и определяется теми же факторами. Но при оказании услуг большая роль принадлежит их качеству, уровню квалификации специалиста.

Во-вторых, оказание услуг предполагает взаимодействие вещественного и личного. Например, предоставление туристических услуг связано с размещением (гостиничный номер, интерьер, удобства), организацией экскурсий (квалифицированный специалист), питания (необходимые товары).

В-третьих, так же как и товар, услуга должна быть продана другим людям, т. е. необходима готовность и возможность людей потребить какую-либо услугу.

В-четвертых, услуга служит объектом обмена между людьми. Но в этом случае продавцом услуги является сам производитель. Акт купли-продажи услуги имеет свою специфику в том, что услугу можно оказать только когда появляется клиент или поступает заказ, т. е. производить услугу невозможно без взаимодействия с потребителем.

В-пятых, услуга обладает свойствами потребительной стоимости. Она предоставляет человеку возможность повышать свой профессиональный, научный, культурный уровень, высвобождает время. Также и товар способен удовлетворять различные потребности людей.

В-шестых, так же как и товар, услуга обладает не только потребительной стоимостью, но и стоимостью. Соответственно величина стоимости определяется количеством труда и необходимым рабочим временем на производство услуги. Чем больше времени тратится на производство, тем выше его стоимость.

Таким образом, в системе товарного производства труд по производству услуги носит двойственный характер, увеличивая общее количество затраченного в обществе полезного труда, а с ним и величину стоимости и общее количество благ для населения.

На наш взгляд, услуга - это особый товар, принявший специфическую форму в виде результата деятельности и самой деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение потребностей различных субъектов общества (индивидуумов, предприятия, общества в целом) посредством обмена. Это делает ее объектом купли-продажи. Такая трактовка включает как взаимодействие потребителя и производителя услуг, процесс оказания услуги, ее функциональную направленность, а также результат услуги в овеществленной форме. Подобный подход позволяет более достоверно оценивать услуги (результат и деятельность), вырабатывать методы государственного регулирования, которые должны быть направлены на деятельность по оказанию услуг, и результат этой деятельности (преобразованную продукцию).

Субъектами рыночных отношений выступают производители и потребители услуг. Производителями услуг являются предприятия услуг, которые в постиндустриальной экономике ориентированы на удовлетворение потребителя посредством соединения средств труда и рабочей силы.

Услуги оказываются государственными и коммерческими предприятиями, частными и общественными производствами, индивидуально и совместно. Отличительной особенностью институциональной структуры рынка услуг является значительное превосходство малых предприятий, эффективное функционирование и активность которых на рынке услуг осуществляется благодаря ряду причин: приватизация собственности и предприятий услуг; максимальная свобода хозяйственной деятельности; свободное ценообразование на рынке; повышение потребности населения в услугах (торговля, бытовые услуги, финансовые); повышение уровня технологий при оказании услуг дало возможность эффективно удовлетворять спрос на многие виды услуг (де-

ловых, информационных). Кроме того, для начала деятельности предпринимателям в некоторых отраслях не требуется большого стартового капитала (консультирование, репетиторство, мелкая торговля, компьютерные услуги, деловые услуги). Мелкое предпринимательство в настоящее время полностью удовлетворяет требованиям рынка, поскольку обладает следующими характеристиками: мобильность, гибкость, профессионализм, быстрая и точная реакция на изменения потребительского спроса, личный контакт и ориентация на каждого потребителя, обеспечение удобства места и времени обслуживания.

Потребителями на рынке услуг выступают не только население, но и предприятия различных форм собственности, которым в свою очередь также требуется определенный спектр услуг. Потребительский выбор зависит от следующих факторов: цена, предпочтения, рациональность, доход, ценность времени и др.

В силу специфических характеристик услуг (неосязаемость, изменчивость качества, неразрывность производства и потребления и др.) повышается покупательский риск при приобретении конкретной услуги, тем более, когда потребитель не знает о них. Он выражается в затруднении (или неспособности) оценить качество или ущерб (лечения, образовательного кура, стрижки, имущества), потере времени (при ожидании ремонта), испытании элементов обмана (замена ненужной детали) и как следствие: потеря денежных средств, здоровья, имущества, получение отрицательных эмоций, снижение самоуверенности. Таким образом, приобретение услуг для потребителя более рискованно, чем покупка товара. Поскольку оценить этот риск на рынке услуг сложнее, отдельные предприятия услуг пользуются отсутствием необходимыми знаниями и опытом потребителя. Существование на рынке услуг подобных случаев говорит о необходимости трехстороннего подхода к решению этой проблемы:

- со стороны государства: разработки способов оценки ущерба при оказании услуг и его ликвидации (либо возместить ущерб, либо предоставить услугу на новом качественном уровне), стандартов обслуживания;

- со стороны предприятия услуг: разработать методы снижения риска;

- со стороны потребителя: тщательно изучить процесс оказания услуг, обратить внимание на конкурентные качества услуги.

Формирование и развитие рынка услуг оказывает огромное воздействие на системные из-

менения во всех сферах общества. Как замечено В. Г. Иордановой-Батыру3, преобладание рынка услуг в современной постиндустриальной экономике сводится к трем сторонам его воздействия:

1) рынок услуг как посредник в отношениях между производителями промышленной и сельскохозяйственной продукции и их потребителями;

2) рынок услуг как поставщик услуг, необходимых для осуществления производства промышленных и сельскохозяйственных товаров;

3) рынок услуг как заказчик предприятий первичного и вторичного секторов экономики.

Рассмотрим закономерности развития рынка услуг и его влияние на производство и потребление.

Во-первых, производители услуг проникают во взаимоотношения между производителями товаров и их потребителями, которые в свою очередь также являются потребителями предприятий услуг. Эта тенденция объясняется тем, что предприятия не всегда имеют возможность при производстве и реализации готовой продукции учитывать личностный фактор своих клиентов, и именно поэтому обращаются к посредникам в лице предприятий услуг, которые помогают изучить потребительские предпочтения по качеству и цене продукции (услуги по изучению рынка); довести товар до того потребителя, которому этот товар необходим, обеспечить удобство (места, время) приобретения товара (торговое посредничество, транспортные услуги); продвинуть товар (услуги рекламных агентств, СМИ). Таким образом, взаимодействие с предприятиями услуг изменяет отношения между производителями и потребителями, что позволяет не только эффективно произвести и продать товар, но создать положительный эффект от приобретения товара.

Во-вторых, от функционирования рынка услуг непосредственно зависит процесс производства продукции, поскольку производители товаров сами являются потребителями услуг (коммунальные, электроснабжение, финансовые, консалтинговые, подбор персонала), которые прямо или косвенно связаны с производством продукции и в свою очередь отражаются в стоимости продукции. Данный факт свидетельствует о том, что рынок услуг является поставщиком услуг для предприятий первичного и вторичного секторов экономики.

В-третьих, развитие и увеличение производства материальной продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий напрямую зависит от уровня развития рынка услуг. Например, производство товаров для путешествий и отдыха -

от уровня развития туристического и культурно-развлекательного бизнеса, производство сельскохозяйственной продукции - от развития предприятий общественного питания. Данное взаимодействие показывает еще одну сторону воздействия рынка услуг на развитие рыночной системы. Рынок услуг превращается в заказчика предприятий промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, доминирующее развитие рыка услуг становится важнейшим условием повышения экономической эффективности первичного и вторичного секторов экономики, которые предъявляют растущие требования к личностному фактору производительных сил - к качественным характеристикам рабочей силы: уровню образования и квалификации персонала, уровню их здоровья, что предполагает улучшение условий труда, быта, отдыха, более полное удовлетворение их материальных и социальных потребностей. Все это может быть обеспечено только при достаточно высоком уровне развития рынка услуг.

В настоящее время развитие рынка товаров и рынка услуг происходит дифференцированно и неоднозначно, но в то же время находится в неразрывном единстве. Влияние НТП на совершенствование технологий и техники, на улучшение качества продукции, рост конкуренции, повышение качества рабочей силы приводит к взаимодополняемости и взаимозаменяемости товаров и услуг. Любой товар при продаже сопровождается определенным набором услуг. Технологично сложные товары неизбежно порождают необходимость в сервисном обслуживании. В то же время товары, выполненные на более высоком качественном уровне, длительное время сохраняют свои потребительские свойства и соответственно не нуждаются в услугах по их восстановлению.

Согласно пирамиде потребностей по А. Мас-лоу, человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке по степени значимости. Удовлетворяя физиологические потребности посредством рынка товаров, у людей появляются потребности более высокого порядка - социальные, самоуважение, самореализация. Каждая потребность дополняет друг друга, что приводит к появлению самоорганизованной личности, формированию рационального потребительского поведения.

На наш взгляд, значение рынка услуг состоит и в том, что он осуществляет ряд важных социально-экономических функций:

- удовлетворяет потребности населения, производства и общества в целом посредством выполнения заказов;

- высвобождает трудовые ресурсы, занятые ведением домашних хозяйств;

- производит «свободное время», которое оказывает воздействие на организацию жизнедеятельности людей, т. е. позволяет совершать различные формы обучения, активно влияет на формирование увлечений, занятий спортом, туризмом, бизнесом;

- оказывает огромное воздействие на восстановление рабочей силы работника, повышает качество трудовых ресурсов, их квалификацию и мобильность, что приводит к повышению производительности труда, к увеличению производства материальных благ.

Роль рынка услуг возрастает в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Развитие рынка услуг, в свою очередь, зависит от тенденций, происходящих в экономической системе. А именно, от развития рынка товаров. В дан-

ном случае рынок услуг является потребителем товаров, поскольку функционирование предприятий и качество оказываемых услуг связано с использованием различных товаров, потребительские свойства и цена которых не могут не интересовать клиентов предприятий услуг (парикмахерские, стоматологические, косметические). Например, оказание медицинских услуг - лекарства, приборы, инструменты и др., туризм - продукты питания, транспортные средства и др. Иными словами, сочетание товаров и услуг в каждом случае имеет определенное соотношение.

Проведенный анализ показал, что рынок услуг включается в систему, присущих ему, производственных и экономических отношений, связывает производство и потребление товаров и услуг, способствует обеспечению пропорциональности их воспроизводства, реализации жизненных интересов человека, удовлетворению разнообразных потребностей населения, производства и общества.

В современной экономике видоизменяются рыночные отношения, приобретая качественно новое содержание и состояние в эпоху развития постиндустриального общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993.

2. Добрынин А. И. / Под ред. А. И. Добрынина. СПб., 1999, с. 77.

3. Иорданова-Батыру В. Г. Место и роль услуг в условиях глобализации // Внешнеэкономический

бюллетень № 7. 2005, с. 16.

4. Маркс К. Капитал. Т. 26. Ч. 1, с. 413.

5. Рассчитано по: «Основные показатели системы национальных счетов» // Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/bgd/free/ b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000331r.htm.

М. Е. Коновалова

Структурная сбалансированность общественного

ВОСПРОИЗВОДСТВА В РАЗЛИЧНЫ1Х ТИПАХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Развитие национальной экономики, ее положение в мировой экономической системе находится в прямой зависимости от структурных характеристик воспроизводственного процесса и его сбалансированности. Во всех программах средне- и долгосрочного развития, разрабатываемых и принимаемых российским правительством, вопросам структурной и инвестиционной политики уделяется большое внимание. Так, в

концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной по поручению Президента, стоит задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира, таких как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.