Научная статья на тему 'РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА'

РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / УЧЕТНАЯ ФУНКЦИЯ / КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урусова А.Б.

В статье изучается роль Федерального казначейства в контексте функционирования системы государственных финансов Российской Федерации. Определены основные направления деятельности такой организации. Представлены функции, в том числе методологическая, учетная, функция кассового обслуживания, контроль и надзор и другие. Охарактеризованы особенности таких функций и их практическое проявление в контексте российской финансовой системы. Подчеркнута многогранность работы Федерального казначейства и обоснован особый статус такой организации в вопросах осуществления контроля за финансами государства. Указаны возможные пути повышения эффективности и результативности работы Федерального казначейства, в том числе автоматизация деятельности сотрудников, применение риск-ориентированных подходов, внедрение стандартов антикоррупционного поведения. Указаны нормативно-правовые основы выполнения своих обязанностей Федеральным казначейством. Изучено мнение ученых и практиков касательно возможности усиления эффективности операционной работы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND MAIN ACTIVITIES OF THE FEDERAL TREASURY

The article studies the role of the Federal Treasury in the context of the functioning of the public finance system of the Russian Federation. The main directions of activity of such an organization are defined. The functions, including methodological, accounting, the function of cash service, control and supervision and others are presented. The features of such functions and their practical manifestation in the context of the Russian financial system are characterized. The multifaceted nature of the work of the Federal Treasury has been emphasized and the special status of such an organization in matters of control over state finances has been substantiated. Possible ways of improving the efficiency and effectiveness of the Federal Treasury, including the automation of staff activities, the use of risk-oriented approaches, the introduction of standards of anti-corruption behavior are indicated. The normative legal bases for the Federal Treasury to perform its duties are indicated. The opinion of scientists and practitioners on the possibility of increasing the efficiency of the operational work of the organization has been studied.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА»

EDN: MXPOIJ

А.Б. Урусова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, ФГБОУ ВО СевероКавказская государственная академия, г. Черкесск, abu-77@list.ru,

A.B. Urusova - candidate of economics, Associate Professor of Finance and Credit Department, FGBOU VO North Caucasus State Academy, Cherkessk.

РОЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ROLE AND MAIN ACTIVITIES OF THE FEDERAL TREASURY

Аннотация. В статье изучается роль Федерального казначейства в контексте функционирования системы государственных финансов Российской Федерации. Определены основные направления деятельности такой организации. Представлены функции, в том числе методологическая, учетная, функция кассового обслуживания, контроль и надзор и другие. Охарактеризованы особенности таких функций и их практическое проявление в контексте российской финансовой системы. Подчеркнута многогранность работы Федерального казначейства и обоснован особый статус такой организации в вопросах осуществления контроля за финансами государства. Указаны возможные пути повышения эффективности и результативности работы Федерального казначейства, в том числе автоматизация деятельности сотрудников, применение риск-ориентированных подходов, внедрение стандартов антикоррупционного поведения. Указаны нормативно-правовые основы выполнения своих обязанностей Федеральным казначейством. Изучено мнение ученых и практиков касательно возможности усиления эффективности операционной работы организации.

Abstract. The article studies the role of the Federal Treasury in the context of the functioning of the public finance system of the Russian Federation. The main directions of activity of such an organization are defined. The functions, including methodological, accounting, the function of cash service, control and supervision and others are presented. The features of such functions and their practical manifestation in the context of the Russian financial system are characterized. The multifaceted nature of the work of the Federal Treasury has been emphasized and the special status of such an organization in matters of control over state finances has been substantiated. Possible ways of improving the efficiency and effectiveness of the Federal Treasury, including the automation of staff activities, the use of risk-oriented approaches, the introduction of standards of anti-corruption behavior are indicated. The normative legal bases for the Federal Treasury to perform its duties are indicated. The opinion of scientists and practitioners on the possibility of increasing the efficiency of the operational work of the organization has been studied.

Ключевые слова: федеральное казначейство, учетная функция, кассовое обслуживание, антикоррупционные стандарты, система сбалансированных показателей, риск-ориентированный подход, бюджетный учет, денежные потоки.

Keywords: federal treasury, accounting function, cash service, anti-corruption standards, balanced scorecard, risk-based approach, budget accounting, cash flow.

Введение

Целью работы является определение возможных мероприятий повышения эффективности реализации основных направлений деятельности Федерального казначейства. Для достижения намеченной цели необходимо выполнить такие задачи как:

1. систематизировать функции Федерального казначейства Российской Федерации;

2. изучить мнение ученых и практиков касательно текущей роли Федерального казначейства в системе государственных финансов;

3. указать на возможные пути повышения эффективности работы организации.

Материалы и методы исследования

В исследовании используются работы российских ученых, которые изучают роль и деятельность Федерального казначейства. Применены общенаучные методы, а именно классификация, абстрагирование и другие.

Результаты и обсуждения

Основные направления деятельности отображены в Постановлении Правительства РФ «О Федеральном казначействе» [8]. Документ определяет, что организация выполняет учетную функцию в рамках кассового исполнения бюджета страны, ведет лицевые счета получа-

телей, распорядителей финансовых ресурсов из бюджета, выполняет контрольную функцию в части движения денежных средств Федерального бюджета, реализует другие задачи.

Роль организации проявляется через функции, реализуемые ею. Они систематизированы на рисунке 1. Сюда относится методологическое и методическое обеспечение, обеспечение технической работы по исполнению бюджета федерального уровня, поддержка в рабочем состоянии различных государственных информационных систем, контроль и надзор финансово-бюджетного характера, реализация внешнего контроля за работой аудиторских организаций (рисунок 1).

Рисунок 1 - Функции Федерального казначейства РФ

(Источник: составлено автором по материалам [2])

Полномочия по контролю Федерального казначейства можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние [1]. Организация осуществляет часть задач по государственному финансовому контролю, но, с другой страны, обеспечивает условия для бесперебойного функционирования всей казначейской системы. То есть у организации есть определенный двойной статус как внешнего, так и внутреннего контроля. Организация проводит предварительный государственный финансовый контроль, в том числе изучает вопросы:

- срока соответствия запрашиваемых сумм установленным лимитам;

- соответствия кодов операций действующим классификациям;

- достаточность документов для проведения соответствующей операции;

- соответствие прочих параметров проводимой операции законодательству.

В рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций наблюдается существенное снижение такой активности в 2020-м году, что связано непосредственно с воздействием деструктивного воздействия коронавирусной пандемии на дальнейшее развитие страны, в том числе и систему государственных финансов. 193 мероприятия проверки были исключены из плановых документов. Однако это следует рассматривать как временное явление, а в дальнейшем произойдет восстановление интенсивности работы сотрудников Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. В целом же количество запланированных мероприятий колеблется несущественно из года в год (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика активности Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в 2016-2020 гг., ед.

(Источник: составлено автором по материалам [7])

Для обеспечения дальнейшего повышения эффективности работы организации следует предпринять следующие шаги (рисунок 3).

Внедр е ние ста нд арго б антикоррупционного поведения

Рисунок 3 - Пути повышения эффективности работы Федерального казначейства

(источник: составлено автором)

Л.В. Гусарова предлагает использовать систему сбалансированных показателей для отслеживания эффективности работы сотрудников Федерального казначейства [4]. В таком контексте будут учитываться показатели, которые связаны с движением денежных потоков, уровнем кадрового обеспечения организации, способностью удовлетворять информационные потребности других организаций и органов федерального уровня, скоростью выполнения различных учетных и расчетных задач, качеством контрольных действий и другие. Таким образом, речь идет о четырех основных группах показателей, а именно государственных финансах, потребителях, потенциале, внутреннем функциональном процессе.

На важность автоматизации обращает внимание Логвенчева А.О. [5]. Такой процесс позволяет высвободить часть неэффективных трудовых ресурсов, а также расширить охват активов, финансовых ресурсов, притока и оттока денежных средств системой внутреннего и внешнего контроля. Применение соответствующих инструментов обеспечит перераспределение бюджета в рамках Федерального казначейства, а также позволит снизить расходы на функционирование организации с расчета на каждые направлены из Федерального бюджета 1 млн руб.

В процессе осуществления государственного контроля аудиторской деятельности важно использовать риск-ориентированный подход. Источниками такого подхода в контек-

сте внешнего контроля являются международные стандарты аудита, концепция развития аудиторской деятельности, рекомендации Росфинмониторинга по реализации риск-ориентированной национальной системы, рекомендации международных организаций, положения международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, положения Лимской декларации руководящих принципов контроля, Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере [6].

Еще в контексте повышения эффективности реализации направлений деятельности Федерального казначейства важно также обращать внимание на возможные проявления коррупции. Сотрудники организации имеют возможность значимо влиять на принятие решений о тех или иных операциях с Федеральным бюджетом. Для минимизации вероятности возникновения коррупционных связей целесообразно внедрить в стандарты антикоррупционного поведения, то есть документ, который содержит принцип антикоррупционного поведения, конкретные примеры ситуации с повышенным коррупционным риском и рекомендации касательно поведения в таких ситуациях. Кроме этого, такой документ должен содержать перечень санкций, которые будут применены к сотруднику в том случае, если будут выявлены коррупционные отношения. Заключение

Подводя итог, отметим, что объем функций Федерального казначейства является большим, что указывает на важную роль организации в обеспечении работы системы государственных финансов. В том числе происходит кассовое обслуживание, выполнение учетной функции, методическое и методологическое обеспечение, контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Интенсивность работы организации по отдельным направлениям снизилась, что связано с воздействием коронавирусной пандемии. Указаны такие пути повышения эффективности работы Федерального казначейства как внедрение системы сбалансированных показателей, дальнейшая автоматизация операционных процессов, применение риск-ориентированного подхода государственного контроля аудиторской деятельности, внедрение стандартов антикоррупционного поведения.

Источники:

1. Лукьянова А.А., Актуальные вопросы контрольной деятельности Федерального казначейства / А.А. Лукьянова // В сборнике: Образовательная система: вопросы теории и практики. сборник научных трудов. Казань,2019. - С. 296-299.

2. Функции [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/ &пксп-£к/ (дата просмотра: 27.02.2022).

3. Хохлов Н.С., Проблемы, возникающие в процессе контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства / Н.С. Хохлов // Аллея науки. - 2019. - Т. 3. - № 5 (32). - С. 662-667.

4. Гусарова Л.В., Оценка результативности деятельности Федерального казначейства на основе системы сбалансированных показателей / Л.В. Гусарова // Экономика и управление: проблемы, решения. -2021. - Т. 2 - № 9 (117). - С. 37-42.

5. Логвенчева А.О., Правовые основы автоматизации деятельности Федерального казначейства в сфере государственного финансового контроля: проблемы использования информационных систем / А.О. Логвенчева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021 -№ 9 (85). - С. 178-190.

6. Эльмесов К.Л., Риск-ориентированный подход государственного контроля аудиторской деятельности в рамках Федерального казначейства России / К.Л. Эльмесов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38 (6). - С. 469-478.

7. Информация о результатах проверок [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.rk .gov.rU/ru/structure/8 (дата просмотра: 27.02.2022).

8. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 17.12.2021) "О Федеральном казначействе" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document-/cons_doc_LAW_50565/ (дата просмотра: 27.02.2022).

References:

1. Lukyanova A.A., Actual issues of control activities of the Federal Treasury / A.A. Lukyanova // In the collection: Educational system: issues of theory and practice. collection of scientific papers. Ka-zan,2019. - С. 296-299.

2. Functions [Electronic resource] - Mode of access: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/funkcii-fk/ (date of viewing: 27.02.2022).

3. Khokhlov N.S., Problems arising in the process of control and supervisory activity of the Federal Treasury / N.S. Khokhlov // Alley of Science. - 2019. - Т. 3. - № 5 (32). - С. 662-667.

4. Gusarova L.V., Estimation of the Federal Treasury performance on the basis of the balanced score-card / L.V. Gusarova // Economics and Management: Problems, Solutions. - 2021. - Т. 2. - № 9 (117). - С. 37-42.

5. Logvencheva A.O. Legal bases of automation of Federal Treasury activity in the sphere of state financial control: problems of using information systems / A.O. Logvencheva // Bulletin of Kutafin University (Moscow State Law Academy). - 2021. - № 9 (85). - С. 178-190.

6. Elmesov K.L., Risk-Oriented Approach of State Control of Audit Activity within the Federal Treasury of Russia / K.L. Elmesov // Natural and Humanitarian Studies. - 2021. - № 38 (6). - С. 469-478.

7. Information on the results of inspections [Electronic resource] - Mode of access: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/8 (date of viewing: 27.02.2022).

8. Decree of the Government of the Russian Federation from 01.12.2004 N 703 (ed. from 17.12.2021) "On the Federal Treasury" [Electronic resource] - Mode of access: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_50565/ (date of viewing: 27.02.2022).

EDN: MZQVHM

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;

О.В. Терещенко - к.ф.н., ассистент кафедры истории и политологии, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ;

O.V. Tereshchenko - k.f.n., assistant kafedry istorii i politologii, FSBEI HE Kuban SAU;

П.А. Захарченко - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, purpurpol@bk.ru,

P.A. Zakharchenko - student, FSBEI HE Kuban SAU;

А.А. Трубицина - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, atrubicina@gmail.com,

A.A. Trubitsina - student, FSBEI HE Kuban SAU.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ACTUAL PROBLEMS OF BUDGETARY FEDERALISM IN MODERN RUSSIA

Аннотация. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной России важны проблемы пространственного развития страны. Принцип бюджетного федерализма имеет конституционную основу, обусловлен федеративным устройством государства. В российской модели бюджетного федерализма происходит концентрация значительной части бюджетных средств в федеральном бюджете. Собственные доходы в бюджетах субъектов РФ и органов местного самоуправления не покрывают их расходных обязательств. Недостаток налоговой базы формирования бюджетов регионального и местного уровней не позволяет им быть независимыми. В современных условиях необходимо изменение российской модели бюджетного федерализма: децентрализация бюджетной системы Российской Федерации, снижение дотационности региональных и местных бюджетов, повышение их устойчивости и самостоятельности. В данной статье предложены меры, направленные на изменение правил формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления, что позволит повысить заинтересованность регионов и местных властей в наращивании налогового потенциала, стимулирует их развитие.

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that the problems of spatial development of the country are important in modern Russia. The principle of budgetary federalism has a constitutional basis, is conditioned by the federal structure of the state. In the Russian model of fiscal federal-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.