УДК 069.015
А.Р.Ахметова, О.А.Масалова
РОЛЬ И.Н.СМИРНОВА В СОЗДАНИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МУЗЕЯ ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЯ И МУЗЕЯ ОБЩЕСТВА АРХЕОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ
Авторы статьи сосредоточили свое внимание на имени Ивана Николаевича Смирнова - видного ученого, историка, этнографа и музейного деятеля. В статье особо выделено значение практической деятельности И.Н. Смирнова, что связано со сбором и демонстрацией многочисленных ценнейших коллекций по этнографии, и его ролью в создании университетского музея Отечествоведения и музея общества археологии, истории и этнографии.
Ключевые слова: музей, научное общество, Казанский университет, коллекции, предметы, культура, этнография, археология.
Akhmetova A.R., Masalova O.A I.SMIRNOV CONTRIBUTIONS IN THE CREATION OF UNIVERSITY MUSEUM AND MUSEUM OTECHESTVOVEDENIYA SOCIETY OF ARCHAEOLOGY, HISTORY AND ETHNOGRAPHY
The authors focused their attention on the name of Ivan Nikolaevich Smirnov - the outstanding scientist, historian, ethnographer and museum worker. The article focuses on the practice I.Smirnov, which is associated with the collection and demonstration of many of the most valuable collections of ethnography, and its special role in the creation of a university museum and a museum of society Otechestvovedeniya archeology, history and ethnography.
Keywords: museum, the scientific community, the University of Kazan, collection, objects, culture , ethnography, archeology.
Во второй половине XIX-начале XX века в России наблюдается подъем музейной жизни. Растет число музеев и осмысливается их роль в обществе. Музейная деятельность стала неотъемлемой частью многогранной работы научных обществ. В Казани она наиболее ярко представлена в работе ОАИЭ, где активное участие принимал Иван Николаевич Смирнов -видный ученый, историк, этнограф и музейный деятель. Сразу после вступления в Общество в 1885 году, Иван Николаевич начал активно участвовать в комплектовании и деятельности уже существующих музеев: музея Отечествоведения и музея ОАИЭ.
Музей Отечествоведения был выделен в 1886 году из кабинета редкостей, основанного при Казанском университете еще в 1815 году. Музей располагался, по словам Н.П.Загоскина, в антресолях западной половины главного университетского корпуса, над аудиториями. [1] Со временем он расширил свои помещения, получив дополнительно еще две комнаты.
Первоначально собрание кабинета редкостей складывалось из предметов, поступавших случайным путем, но уже весьма рано его собрания начали принимать преимущественно этнографический характер. Уникальными коллекциями, которые легли в основу музея Отечествоведения, являются собранные в ходе кругосветного плавания профессором Казанского университета И.М.Симо-новым1 предметы принадлежностей быта туземцев Северной Америки и островов Океании (1823г.); китайско-монгольские этнографические предметы, приобретенные профессором О.М. Ковалевским2, в результате четырехлетней ученой командировки по Китаю и Забайкалью (1830-е гг.).[2] Музеем Отечествоведения были получены от своего предшественника также и другие этнографические и исторические реликвии.
Возникновение в Казанском университете именно музея Отечествоведения было закономерным явлением, и связано оно с нарастанием краеведческого движения в России. Повсеместно развернулось изучение родного края. Однако, можно считать, что создание нового музея стало результатом выбора казанскими учеными в научных исследованиях такого направления как краеведение. Несмотря на направленность музея, изначально, предметов носящих краеведческий характер было крайне мало. Например, коллекции профессора С.В.Ешевского3, которые положили начало собиранию этнографических предметов местного края.
Еще в 1887 году, т.е. сразу после выделения музея Отечествоведения И.Н.Смирнов написал по этому поводу специальное представление в историко-филологический факультет, высказав
1 Симонов Иван Михайлович (1794-1855) - астроном, член-корреспондент Петербургской АН (1829), один из основателей казанской астрономической школы.
2 Ковалевский Осип Михайлович (1801-1878) - польский, белорусский и русский учёный, крупнейший востоковед первой половины XIX в., монголовед и тибетолог. Один из основателей научного монголоведения.
3 Ешевский Степан Васильевич (1829-1865) - русский историк, специалист по истории раннего Средневековья, этнограф, коллекционер. Профессор Казанского (1855-1857) и Московского (1858-1865) университетов
свое мнение относительно задач нового учреждения. [3] Иван Николаевич был уверен, что новый музей должен быть краеведческим и наиболее полно представлять местный край. Через четыре года, в 1891 году ученый опубликовал в «Известиях ОАИЭ» специальный очерк, посвященный музею, в котором подробно описал его этнографические коллекции. [4]Таким образом, по мнению И.Н.Смирнова, музей к 1891 году, «не отличаясь богатством коллекций и законченностью, все же представляет собой существенное пособие по изучению местной этнографии.[5]
Иван Николаевич считал, что коллекции музея Отечествоведения не дают в полной мере представления о жизни инородцев. Поэтому ученый пришел к выводу, что коллекции музея должны пополняться научно-организованным путем, при этом не нужно отказываться от предметов, принесенных в дар. И.Н.Смирнов считал, что необходимо организовать строго научный отбор предметов в музей, и на первое место всегда ставить научные задачи. В этом его всецело поддерживал директор музея Отечествоведения НА.Фирсов, который привлек ученого к комплектованию и описанию коллекций музея.
Н.А.Фирсов предлагал часть средств, выделяемых для музея расходовать на археологические и этнографические исследования, проведение экспедиций учеными-профессионалами в места проживания изучаемых народностей. Так, по его просьбе И.Н.Смирнов несколько лет специально занимался сбором предметов, относящихся к культуре народов местного региона. Известно, что для музея Отечествоведения И.Н.Смирнов собрал на территории Среднего Поволжья большую коллекцию русских бытовых вещей, сделанных из дерева и богато украшенных резьбой - берестяные туески, солонки, валики для стирки белья.[6] Почти все вещи богато украшены резьбой, мотивы резных украшений разнообразны. Это и геометрические фигуры, выполненные несложной трехгранно-выемча-той резьбой, изображения различных птиц, животных, цветов.
Пополнение коллекции музея Отечествоведения осуществлялось и благодаря археологическим изысканиям И.Н.Смирнова. В течение ряда лет он получал открытый лист от Императорской Археологической комиссии на право проведения раскопок в Казанской губернии и прилегающих к ней территориях, в результате которых им было собрано множество археологических находок. Таким образом, благодаря собирательской деятельности Ивана Николаевича и его коллег музей Отечествоведения обогатился уникальными экспонатами не только этнографического, но и археологического характера.
И.Н.Смирнов понимал, что модернизация общественной жизни быстро уничтожала исторические памятники и горячо призывал энтузиастов науки содействовать сохранению того, что осталось. С этой целью ученый предложил пополнить музей Отечествоведения фотографиями быта народов Ка-занской губернии, пригласив для этого фотографа К.Т.Софонова. Благодаря инициативе Ивана Ни-колаевича К.Т.Софонов сделал многочисленные снимки на темы инородческой жизни края. На фото-графиях были представлены горные и луговые черемисы, верховые и низовые чуваши, вотяки, пер-мяки, мордва-мокша. Также были запечатлены общие виды деревень и отдельных деревенских улиц, дома, водоемы, гумна, овины, пчельники, сеновалы, клети, отдельные части построек - крыльца, двери, окна .Фотографии в контексте сотворчества ученого и фотомастера передают художественный образ этносоциальной и культурной реальности [7]. Снимки К.Т.Софонова, сохранившиеся до настоящего времени, являются ценнейшими источниками по истории, этнографии и археологии Поволжья.
Благодаря усилиям ученых музей Отечествоведения стал одним из самых динамично развивающихся музеев университета этого времени. Коллекции его ежегодно пополнялись, при нем формировалась своя библиотеке в основном охватывающая краеведческую тематику. Коллекции музея в результате комплектования, на 1895 год, насчитывали около 1200 номеров на сумму свыше 6 тысяч рублей, не считая библиотеки. [8]
Музей ОАИЭ был близким по типу музею Отечествоведения. Он возник с момента основания Общества в 1878 г. В Уставе ОАИЭ было записано, что «Общество учреждает при себе хранилище материалов и учебных пособий, относящихся к кругу его занятий, как то: библиотеку печатных книг, архив рукописей и актов и этнографический музей».[9] По проекту одного из основателей Общества В.М.Флоринского4 музей должен был стать публичным, доступным широким слоям общества, так как в Казани в это время еще не существовало подобного учреждения, а существующие университетские музеи были малодоступны и предназначались для учебных целей. Однако, с музеем дело обстояло не так благополучно, как того хотели члены
4 Флоринский Василий Маркович (1834-1899) - профессор медицины, член-основатель ОАИЭ, автор «Проекта публичного историко-этнографического музея при Казанском обществе археологии, истории и этнографии».
Общества. Собирая уникальные коллекции, Общество, к сожалению, не могло их экспонировать. Прежде всего, возникли проблемы с помещением для музея. Она так и не была решена. Созданный при ОАИЭ музей именно поэтому не стал общедоступным. Как вспоминают современники, музей ОАИЭ располагался в одной небольшой и низкой комнате вместе с библиотекой и архивом, коллекции представляли собой склад различных археологических и этнографических предметов, скученных в витринах, шкафах и ящиках. Но недостаток помещений не помешал членам Общества создать богатейшие археологические, этнографические, нумизматические коллекции и редкое собрание манускриптов.
Активным собирателем коллекций музея ОАИЭ являлся И.Н.Смирнов. Сбор музейных предметов стал для него и членов Общества важнейшим делом. Для сбора материала ими устраивались научные экспедиции по всей территории Среднего Поволжья. Предметы, собранные во время экспедиций, поступали в музей Общества. Так, в археологическом отделе музея была собрана масса археологических вещественных памятников, характеризующих культуру древнего Булгарского царства: городов Булгара, Жукотина и других, а также знаменитого Ананьинского могильника. Пополнение новыми материалами осуществлялось как путем проведения научных экспедиций и плановых раскопок, так и приобретением археологических ценностей у местного населения.
Этнографический отдел музея на первых порах формировался за счет отдельных, в большинстве случаев случайных вещей и небольших коллекций, но с началом деятельности в Обществе Ивана Николаевича началось целенаправленное собирание коллекций, относящихся к определенному народу, определенной территории и определенному времени. Изучая быт и культуру народов Поволжья, ученый непременно старался пополнить музей этнографическими коллекциями. И.Н.Сми-рнов придавал большое значение сбору этнографического материала по материальной культуре финно-угорских народов, рассматриваемый им как образец первобытной культуры. [10]Ученый считал, что жилище, утварь, одежда, верования и фольклор того или иного народа максимально отражают его культуру и быт, поэтому эти сферы являются наиболее важными в сборе этнографического материала.
В 1888 году И.Н.Смирнов обратился с прошением в Министерство народного просвещения с просьбой командирования его в поволжские губернии для изучения финно-угорского населения Российской империи. Так начались этнографические экспедиции И.Н. Смирнова и его коллег в Казанскую, Костромскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую и Симбирскую губернии, в ходе которых они собрали большое количество предметов быта, одежды, украшений финно-угорских и тюркских народов.
Большое количество марийских, мордовских, удмуртских и чувашских вещей было доставлено Иваном Николаевичем в музей ОАИЭ. Во время летней экспедиции 1889 года ученым была приобретена значительная коллекция (более 150 предметов), в которую входили предметы чувашской и марийской культуры, такие как: женские рубашки Чебоксарского и Козьмодемьянского уездов, женские свадебные кафтаны, мужские рубашки и штаны, нагрудные украшения из серебряных монет, головной убор из жетонов, головные полотенца, пояса, девичьи косные и поясные украшения, шапки и передники.
Нельзя не отметить того, что важной частью музейной деятельности ОАИЭ была забота об археологических и архитектурных памятниках города Булгара, в чем активное участие принимал И.Н. Смирнов. Он регулярно избирался в состав комиссии, в задачи которой входили охрана и ремонт уцелевших зданий древних Булгар, которые уничтожались безжалостным временем, а еще больше крестьянами окрестных сел, расхищавших камни на строительные цели. Члены комиссии многократно выезжали в командировки в Болгары для ремонта сохранившихся зданий и башен и сбора археологического и иного материала. И.Н. Смирнов выезжал в Спасский уезд с археологической целью по поручению Общества и привез оттуда много вещей, характеризующих культуру древних болгар. Так, на одном из заседаний Общества, ученый отчитался о приобретенных для музея Общества вещей: корыта, одной большой и двух маленьких надгробных плит, монет. Также он указал места для раскопок, где были обнаружены древние каменные строения. Иван Николаевич предложил создать на месте Болгар музей. Он считал, что не было необходимости привозить в Казань все найденные в Болгарах предметы, подобные тем, которые уже находились в музее ОАИЭ. Эта мера была предпринята в целях сохранности находок, которые могут быть повреждены во время перевозки. Такие находки ученый предлагал разместить в так называемой Черной палате, помещение которой необходимо было очистить и
привести в должное состояние.
Важно отметить, что Иван Николаевич, помимо комплектования и изучения коллекций музея ОАИЭ и музея Отечествоведения, очень хотел познакомить публику с богатыми собраниями этих музеев. По словам соратника ученого, профессора Н.Ф.Катанова, он до конца своих дней мечтал об издании подробного иллюстрированного описания названных музеев.[11]
Из вышесказанного, можно предположить, насколько огромным было желание И.Н. Смирнова создать этнографический музей в Казани. Этим можно объяснить его активную собирательскую деятельность в существующие университетские музеи. К сожалению, при жизни ученого отдельного этнографического музея не было создано. Но собранные Иваном Николаевичем этнографические коллекции составили основу созданного Б.ФАдлером5 в 1914 году Этнографического музея Казанского университета.
В настоящее время в фондах Этнографического музея Казанского университета сохранились предметы, которые сотрудники считают приобретениями И.Н.Смирнова, которые по-прежнему являются ценнейшим этнографическим материалом. Судя по масштабам собирательской деятельности ученого, можно предположить, что предметов, собранных им гораздо больше, так как не все коллекции музея подписаны.
Литература
1. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Казань: Типолитография Казанского университета, 1895. С. 306.
2. Там же. С. 307.
3. Назипова Г.Р. Университет и музей: исторический опыт губернской Казани. Казань: РИЦ «Школа», 2004. С. 140.
4. Смирнов И. Музей Отечествоведения // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1891.Т.Х. Вып.3. С.442-446.
5. Там же. С.442.
6. Масалова О.А. Этнографические коллекции И.Н. Смирнова в Этнографическом музее КГУ// Материалы научно-практической конференции, посвящ. 150-летию со дня рождения И.Н. Смирнова // Актуальное национально-культурное обозрение. Казань, 2006. № 1 (10). С. 22.
7. Сидорова И.Б. Музеи и музейное дело России. Дореволюционный период: Учебное пособие. Казань: ИИЦ УДП РТ, 2012. С. 203.
8. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Казань: Типолитография Казанского университета, 1895. С.309.
9. Устав Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1878. С.3.
10. Гибадуллина Н.М. И.Н. Смирнов — профессор Императорского Казанского университета: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 2011. С.54-55.
11. Катанов Н.Ф. И.Н. Смирнов. Некролог //Журнал Министерства народного просвещения. 1904. №9. Отд.4. С.39.
1. Zagoskin N.P. Sputnik po Kazani. Kazan': Tipo-litografija Kazanskogo universiteta, 1895. S. 306.
2. Tam zhe. S. 307.
3. Nazipova G.R. Universitet i muzej: istoricheskij opyt gubernskoj Kazani. Kazan': RIC «Shkola», 2004. S. 140.
4. Smirnov I. Muzej Otechestvovedenija // Izvestija Obshhestva arheologii, istorii i jetnografii pri Imperatorskom Kazanskom universitete. Kazan', 1891.T.X. Vyp.3. S.442-446.
5. Tam zhe. S.442.
6. Masalova O.A. Jetnograficheskie kollekcii I.N. Smirnova v Jetnograficheskom muzee KGU// Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashh. 150-letiju so dnja rozhdenija I.N. Smirnova // Aktual'noe nacional'no-kul'turnoe obozrenie. Kazan', 2006. № 1 (10). S. 22.
7. Sidorova I.B. Muzei i muzejnoe delo Rossii. Dorevoljucionnyj period: Uchebnoe posobie. Kazan': IIC UDP RT, 2012. S. 203.
8. Zagoskin N.P. Sputnik po Kazani. Kazan': Tipo-litografja Kazanskogo universiteta, 1895. S.309.
9. Ustav Obshhestva arheologii, istorii i jetnografii pri Imperatorskom Kazanskom universitete. Kazan', 1878. S.3.
10. Gibadullina N.M. I.N. Smirnov — professor Imperatorskogo Kazanskogo universiteta: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk. Kazan', 2011. S.54-55.
11. Katanov N.F. I.N. Smirnov. Nekrolog //Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshhenija. 1904. №9. Otd.4. S.39.
5 Адлер Бруно (Бруно Вильгельм Карл Адольф) Фридрихович (1874-1942) -этнограф, музеевед. С 1911г. профессор кафедры геологии, этнографии и антропологии Казанского университета, возглавил музей при ней. С 1919г. директор казанского городского музея ,провел его структурную реорганизацию. С середины 1920-х годов в Москве. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.