Научная статья на тему 'Роль и методы подготовки лексического контента в дистанционном курсе немецкого языка'

Роль и методы подготовки лексического контента в дистанционном курсе немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКТ / ICT / ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / LEXICAL SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / COMMUNICATIVE APPROACH / ТЕКСТОВЫЙ КОНСТРУКТ / TEXT CONSTRUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабинкова Ксения Владимировна

В статье рассмотрены результаты исследования, в рамках которого была предпринята попытка разработать научно и методически обоснованную систему работы с лексическим материалом с помощью информационнокоммуникационных технологий на основе специально подобранных аутентичных или максимально приближенных к аутентичным текстов, а также основные электронные ресурсы, которые могут быть использованы для создания заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рабинкова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Methods of Preparation of the Lexical Content in the Distant German Course

The article analyzes the results of a study within which there was made an attempt to develop a scientifically and methodologically grounded system of working with lexical material based on information and communication technologies on the basis of specially selected authentic or as close to authentic texts. There are considered main electronic resources that can be used to create tasks and exercises aimed at building vocabulary skills

Текст научной работы на тему «Роль и методы подготовки лексического контента в дистанционном курсе немецкого языка»

100

РОЛЬ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕКСИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

К. В. Рабинкова

Аннотация. В статье рассмотрены результаты исследования, в рамках которого была предпринята попытка разработать научно и методически обоснованную систему работы с лексическим материалом с помощью информационно-коммуникационных технологий на основе специально подобранных аутентичных или максимально приближенных к аутентичным текстов, а также основные электронные ресурсы, которые могут быть использованы для создания заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка.

Ключевые слова: ИКТ, лексический навык, коммуникативная направленность, текстовый конструкт

Summary. The article analyzes the results of a study within which there was made an attempt to develop a scientifically and methodologically grounded system of working with lexical material based on information and communication technologies on the basis of specially selected authentic or as close to authentic texts. There are considered main electronic resources that can be used to create tasks and exercises aimed at building vocabulary skills.

Keywords: ICT, lexical skills, communicative approach, text construct.

Преподавание при помощи ин- ляться, высокое потребление электро-

формационно-коммуникацион- энергии с экологической точки зре-

ных технологий (ИКТ) становится ния. Результаты учебного процесса

актуальной задачей нашего времени. порой непредсказуемы. Но следует от-

Естественно, само использование метить и много положительных сто-

ИКТ не улучшает автоматически заня- рон так называемой «медиализации»

тия, например, по немецкому языку. современного обучения. Например,

Очевидны недостатки внедрения это интеграция всех составляющих ау-

ИКТ: привязанность к компьютеру, диовизуальных возможностей подачи

вредность долгой работы с монито- материала, различных сфер знания о

ром для глаз, неподвижность, общая мире и различных учебных предме-

напряженность физического состоя- тов, домашней и аудиторной работы.

ния обучающегося, высокая стоимость Изучение предмета идет как актив-

компьютерных программ и другого ный, многогранный процесс во мно-

электронного оборудования, которое гих направлениях на аутентичном,

быстро устаревает и должно обнов- максимально приближенном к дей-

ствительности материале. Индивидуальный подход развивает высокую мотивацию, ответственность, самостоятельность, социальную активность обучающегося, стремление к самосовершенствованию. В плане повышения общей культуры обучения здесь очень важна подготовительная работа как обучающегося, так и его тьютора или фасилитатора,, как сейчас принято называть преподавателя в дистанционном обучении (ДО), поскольку в процессе обучения преподаватель и обучающийся становятся соавторами и коллегами.

Целью нашего исследования была попытка разработать научно и методически обоснованную систему работы с лексическим материалом с помощью ИКТ на основе специально подобранных аутентичных или максимально приближенных к аутентичным текстов, которые мы называем текстовыми конструктами. Спецификация текстовых конструктов должна отвечать требованиям языковой нормы, соответствующей уровню обучения и лексической теме урока. Следует отметить, что само определение текста обычно дается в зависимости от сферы деятельности, в которой он исследуется, а также цели и методов исследования. Например, в рамках Европейской шкалы требований к уровню языковой компетенции определение текста следующее: «Понятие "текст" используется для обозначения всех продуктов речи, которые обучаемые воспринимают на слух, производят самостоятельно или которыми они обмениваются друг с другом, независимо от того, являются ли их высказывания устными или письменными. Таким образом, речевая коммуникация невозможна без текста; все речевые дей-

ствия анализируются и классифицируются в зависимости от отношения коммуникантов к тексту. При этом неважно, рассматривается ли это отношение как продукт речи, то есть как предмет, или как цель, то есть продукт речи, непосредственно производимый в результате коммуникации. <...> В социальной жизни тексты выполняют много различных функций и различаются по форме и содержанию. Разные средства используются для различных целей» [1, с. 95] (перевод наш - К. Р.). Текстовый конструкт имеет, естественно, свои характеристики, представленные иерархической парадигмой текстовых категорий, главными из которых мы считаем целостность в плане когезии/когерентно-сти, интенциональность, коммуникативно-речевую направленность, структур но-речевую организацию.

Предметом нашего исследования был лексический контент темы «Здоровье» в онлайн-курсе по немецкому языку и соответствующий текстовый материал. Мы попытались разработать систему упражнений, помогающих работать с данной лексикой в системе ДО, а также выработать требования к формату и содержанию текстов, на основе которых организуется работа по практике речи, а именно преподавание (объяснение, тренировка и контроль) лексического материала.

На кафедре лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведе-ния МГУ имени М.В. Ломоносова в настоящее время идет разработка курса под рабочим названием e-Deutsch на основе учебной среды Moodle (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment, Модульная Объектно-

101

102

Ориентированная Динамическая Учебная Среда). Курсы иностранных языков, базирующиеся на платформе Moodle, имеют, как правило, модульную структуру. Каждый модуль посвящен определенной тематике и имеет определенный набор элементов, служащих для развития всех видов речевой деятельности.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Знать слово - это значит знать его формы, значение и употребление [2, с. 80]. За курс обучения учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, то есть овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении [3, с. 192].

В традиционной методике преподавания лексики к основным этапам работы над лексикой относят: ознакомление с новым материалом, первичное закрепление, развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности. Все перечисленные стороны работы над лексикой представляют собой единое целое и вычленение каждой из них проводится в чисто методических целях для того, чтобы предусмотреть основные трудности в упражнениях [там же, с. 200].

Электронные ресурсы предоставляют широкие возможности для составления упражнений, направленных на формирование и закрепление лексических навыков. В первую очередь стоит отметить программу Hot Potatoes. Это инструментальная про-

грамма-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. Электронные упражнения, созданные с использованием программы Hot Potatoes, оснащены автоматической системой оценки результата их выполнения, которая в процентах рассчитывает отношение правильных ответов к эталону. Применение данных видов заданий видится целесообразным как для формирования лексических навыков, как и для контроля степени их сформированности. Для вывода лексических единиц в речь могут быть успешно использованы, например, форумы, чаты и блоги, при этом постановка задания должна предполагать развернутый письменный или устный ответ, что обеспечит развитие продуктивных навыков речевой деятельности. Вывод новых лексических единиц в речь может также производится во время сеансов голосовой связи между студентом и тьютором.

Параметры текста, на основе которого происходит введение и закрепление новой лексики, определяются языковыми коммуникативными компетенциями, требуемыми на данном уровне, и лексической темой урока. На уровне А1/А2 как на рецептивном, так и на продуктивном уровне темы уроков должны быть изначально знакомые, то есть связаны с бытом или работой обучаемого. В лексический запас могут входить и общепринятые интернацио-нализмы [1, с. 75]. Более подробно устная рецепция на уровне А2 предполагает, что обучающийся может, например, понять описание маршрута следования средств общественного транспорта,

ЕК

дорожные знаки и указатели, указания врача, описание достопримечательностей местности, короткие информации из радио- и теленовостей, инструкции пользователя, в том числе компьютером, и т.п. Как правило, на этом уровне требуется понимание основного содержания текста. На продуктивном уровне обучающийся должен уметь составлять относительно законченные когерентные высказывания, состоящие из двух и более предложений, и уметь пользоваться самыми употребительными коннекторами (zuerst, dann, zum Schluss, aber, weil u.s.w.), например, описывая людей, вещи, события. То же касается письменной речи, причем, допускается определенный процент грамматических и орфографических ошибок.

Мы проанализировали сплошной выборкой более двадцати современных традиционных учебных пособий по немецкому как иностранному языку уровня А2, изданных в Германии, и выяснили, что тема «Здоровье» отсутствует в половине этих пособий и планируется в серии, рассчитанной на несколько уровней, или на уровне A1, где идет элементарное знакомство с лексикой, связанной с описанием человеческого организма и передающей понятие «болит», или на уровне B1-B2, где эта тема разрабатывается основательно и подробно.

Нам удалось выделить следующие общие закономерности:

1. В некоторых учебниках тема «Здоровье» связана со спортивными травмами и несчастными случаями. Например, в учебном пособии Ideen A2 тема начинается с текста, повествующего о неудачном падении австрийского спортсмена на горнолыжных соревнованиях. Вводятся лексические

единицы и речевые обороты, относящиеся к семантическим полям «оказание первой помощи» и «оказание помощи при травмах и повреждениях»: Krankenwagen rufen, der Gips, der Verband, das Pflaster, bluten, brechen, verletzen. Er hat sich das Bein gebrochen.

2. Часто тема «Здоровье» начинается с повторения названий частей тела, которые изучаются, как правило, на уровне А1. Далее вводятся такие речевые обороты, как: Ich habe Kopfschmerzen (Rückenschmerzen, Halsschmerzen u.s.w.). Mein Bauch (mein Bein, meine Arm, mein Auge u.s.w) tut mir weh.

3. Лексика по теме «Здоровье» нередко вводится в диалогах ("Peter ist krank", "Beim Arzt", вызов врача по телефону). Коммуниканты описывают свое самочувствие и объясняют, почему их не было в школе/на работе/на концерте и т.п. Их собеседники задают вопросы, предлагают свою помощь, желают им скорейшего выздоровления. Во многих учебных пособиях тема «Здоровье» начинается с задания «прослушайте диалог». Далее следуют упражнения на проверку понимания содержания, а также упражнения типа «дополните диалог отсутствующими фразами» и «составьте диалог по следующему плану».

4. Практически во всех учебниках из болезней упоминаются только простуда и грипп, а также соответствующие симптомы (Fieber, Halschmerzen, Husten, Schnupfen, Kopfweh, kein Appetit, hohe Temperatur). Реже - повреждения разного рода, обычно по схеме fallen - brechen/verletzen - bluten. Другие болезни не упоминаются. Для описания симптомов предлагается только wehtun и ...-schmerzen haben.

5. Только в одном из проанализированных нами учебных пособий рассма-

103

104

тривается ситуация «На приеме у врача», а именно в пособии Stufen International 2, где учащимся предлагается сначала составить диалог самим, потом прослушать диалог и разыграть его. Обучаемые знакомятся с большим количеством речевых формул, которые используются в коммуникативной ситуации «на приеме у врача».

Еще одна немаловажная составляющая темы «Здоровье» - тема «здоровое питание» затрагивается лишь в незначительном количестве проанализированных учебных пособий.

6. В большинстве учебников в упражнениях для тренировки грамматических навыков в рамках темы «Здоровье» используется соответствующая тематическая лексика, что способствует ее закреплению.

Мы проанализировали также учебные материалы, присутствующие в настоящее время в глобальной сети Интернет. Они располагаются преимущественно на Интернет-порталах, посвященных изучению немецкого языка, в блогах и на личных страницах преподавателей, а также на вебстраницах учебных заведений или курсов иностранного языка. Такая информация обычно имеет разрозненный, неструктурированный характер и предполагает самостоятельное пользование ей в качестве вспомогательного материала в произвольном порядке. Обучающийся может, например, получить справку по конкретной грамматической теме и закрепить грамматические навыки при выполнении электронных упражнений в режиме «онлайн», расширить лингвостра-новедческие знания путем прочтения текстов и просмотра видеозаписей, расширить словарный запас, прочитав электронную книгу/рассказ на

иностранном языке в адаптированном или неадаптированном варианте, потренироваться в аудировании, слушая подкасты или аудиозаписи, предназначенные для учебных целей.

Разрабатываемый нами курс в целом направлен на развитие умений и навыков устной речи. Элементы этапов подготовки учебного контента по теме «Здоровье» следующие:

1) Глоссарий. Этот ресурс позволяет участникам и преподавателям создавать список определений, подобный словарю. В случае обучения иностранному языку глоссарий целесообразнее всего использовать в качестве двуязычного словаря. Записи могут быть просмотрены в различных форматах: по алфавиту, по категориям (распределение слов по категориям является факультативной функцией), по создателю записи, по дате внесения записи. Вносить изменения в глоссарий по умолчанию могут все участники курса, независимо от ролей. Однако учитель может задать определенное время, когда глоссарий открыт для вноса изменений, а также отслеживать, когда и кем были внесены изменения. Одной из важнейших функций Глоссария является возможность автоматического создания ссылок на содержащиеся в нем записи в пределах курса. Если слово, содержащееся в Глоссарии, встречается в любом из элементов курса (текст, задание, формулировка задания и т.д.), оно автоматически выделяется цветом и становится гиперссылкой. При нажатии на такое слово появляется окно с соответствующей статьей из Глоссария.

2) Работа с диалогами. В качестве первого задания учащимся предлагается прослушать диалоги и выполнить задание к каждому из них. В диалогах

ЕК

речь идет о самочувствии собеседников, вводятся лексические единицы, связанные с данной темой. Диалоги в формате «аудио» взяты нами с сайта издательства "SCHUBERT" [4], где интерактивные задания предоставлены в бесплатное свободное пользование всех желающих.

Для размещения аудиофайлов в модуле нами была использована функция «Ссылка на файл и веб-страницу». Этот вид ресурса позволяет создать ссылку на любую веб-страницу или другой файл во всемирной сети Интернет, а также на любую веб-страницу или файл, загруженные в файловую область курса с персонального компьютера. Для хранения мультимедийных и текстовых файлов на платформе Moodle имеется сервер, который может быть создан для каждого курса и на котором размещаются и структурируются загружаемые файлы. После загрузки аудиозаписей в хранилище файлов мы имеем возможность разместить в модуле ссылку на данный элемент, воспользовавшись функцией «Ссылка на файл и веб-страницу». В этом случае при нажатии на ссылку происходит автоматическое скачивание, загрузка и запуск аудиозаписи в стандартном проигрываете Windows Media на персональном компьютере пользователя. Запись может быть прослушана неограниченное количество раз, что в большинстве случаев обеспечивает полное ее понимание.

3) После каждого из трех диалогов необходимо выполнить задание на заполнение пропусков. Данное упражнение позволяет обучающимся закрепить лексику и речевые обороты, связанные с темами «простуда» и «недомогание», присутствующие в диалогах. Для составления данного

задания нами была использована программа Hot Potatoes, а именно ее опция, позволяющая создавать задания на заполнение пропусков в тексте (в данном случае в диалоге). Задания, созданные нами на персональном компьютере, были загружены в файловое хранилище курса и размещены в модуле как ссылки на файлы. Следует отметить, что результаты выполнения задания каждым учащимся могут быть отслежены преподавателем, так как они сохраняются в особой базе данных, доступной только для преподавателя. Кроме того, учитель может назначать сроки для выполнения каждого из заданий. После окончания срока задание не может быть отправлено на проверку и считается невыполненным.

4) Для закрепления лексики и речевых оборотов, связанных с коммуникативной ситуацией «Прием у врача», участникам предлагается разгадать небольшой кроссворд, выполненный в программе Hot Potatoes и интегрированный в Модуль. Вопросы кроссворда представляют собой предложения с пропущенными словами, которые и должны быть вписаны в клетки кроссворда. Кроссворд представляется эффективным упражнением для отработки лексических навыков, так как позволяет овладеть орфографическим комплексом слова, а также, в данном случае, демонстрирует ситуации, в которых могут быть использованы данные слова и выражения. Задание нетипичное, в связи с чем повышается мотивация учащихся.

5) Использование видеозаписи в рамках модуля дистанционного курса обучения иностранному языку видится одним из наиболее продуктивных методов работы, так как значительно

105

106

повышает мотивацию учащихся, а также предоставляет возможность реализации наглядности. Кроме того, с их помощью видеофильмов развиваются произносительные навыки учащихся, особенно ритмика, мелодика, интонационное оформление речи, развивается фонематический слух и увеличивается объем слуховой памяти. Видеоматериалы способствуют развитию навыков и умений в аудировании, расширяют его диапазон, что в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие чтения и экспрессивной устной речи, а также способствуют созданию благоприятного психологического климата на занятиях, так как обучаемые относятся к видеоматериалам скорее как к средству развлечения, чем как средству обучения [5, с. 161].

Видеозапись "Du bist was du isst", отобранная нами на портале youtube. com, раскрывает один из важнейших аспектов темы «Здоровье»: здоровое питание. Выбор данного аспекта связан с тем, что в Германии и других немецкоязычных странах данному вопросу уделяется особое внимание, биологически чистые продукты пользуются большим спросом, большое значение придается здоровому образу жизни. Таким образом, выбранная видеозапись отражает один из важнейших страноведческих аспектов, а также представляет интерес для обучаемых всех ступеней обучения, вне зависимости от возрастных особенностей. После просмотра видеозаписи обучающиеся имеют возможность посмотреть перевод наиболее сложных моментов, а также прочитать транскрипт текста. Эта информация интегрирована в модуль в качестве веб-страницы, функции которой по-

зволили разместить наряду с текстом несколько изображений и таким образом обеспечить наглядность при семантизации некоторых лексических единиц.

После просмотра видеозаписи предлагается выполнить задание на развитие навыков письменной речи, а именно написать короткое эссе (около 100 слов) на тему «Что Вы думаете о здоровом питании? Считаете ли Вы эти советы полезными? Что Вы можете добавить?».

6) Форум является одним из самых важных инструментов на платформе дистанционного обучения, так как на форуме происходят обсуждения различных вопросов, поддерживается общение между участниками курса, студентами и преподавателями. Форумы могут иметь различную структуру и позволяют оценивать сообщения. Сообщения форумов могут просматриваться в четырех различных форматах и содержать вложенные файлы (аудио, видео, изображения и текстовые файлы). Подписавшись на форум, участник будет получать копии всех новых сообщений на свой адрес электронной почты, таким образом, отслеживая все дискуссии, в которых он принимает участие. Учитель, если это необходимо, может принудительно подписать всех на форум.

Мы используем форум в качестве пространства для проведения дискуссий на темы «Здоровое питание» («Как относятся к здоровому образу жизни в Вашей стране? Что лично Вы делаете для поддержания здорового образа жизни?») и «Бессмертие и вечная жизнь - заветная мечта человечества» («Согласились ли бы Вы подвергнуться заморозке? Почему?»). Форум позволяет участникам высказывать свою

точку зрения в письменном виде, а также реагировать на сообщения других пользователей. Преподаватель может модерировать дискуссию, направлять ее в нужное русло, задавать наводящие вопросы. Дискуссию на форуме обычно открывает преподаватель, размещая первое сообщение и задавая тему для дискуссии. В случае задания на форуме по теме «Здоровый образ жизни» в качестве опоры и повода для дискуссии определена видеозапись о здоровом питании, просмотренная участниками курса ранее. На другом форуме, посвященном теме «Вечная жизнь», первое сообщение, размещенное тьютором, представляет собой адаптированный отрывок из газетной статьи, который выступает в качестве введения к дискуссии.

Итак, применение ИКТ в преподавании иностранных языков намного расширяет возможности преподавателя и обучающегося, а также объем получаемых знаний и компетенций. Обучение лексике является неотъемлемой составляющей обучения иностранным языкам, так как лексические навыки являются важнейшим компонентом продуктивных и репродуктивных видов речевой деятельности. Данный аспект в преподавании связан с решением нескольких задач: отбор лексического материала согласно методическим, статистическим и лингвистическим принципам,

проведение последовательных этапов работы над лексическим материалом (ознакомление, тренировка, закрепление, контроль), выбор способа семан-тизации лексических единиц в зависимости от качественных характеристик слова, принадлежности их к активному или пассивному словарю, а также от ступени обучения и языковой подготовки обучаемых. Важным этапом в обучении лексике является также контроль степени сформированности лексических навыков.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. GeR/Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: lernen, lehren, beurteilen. - Berlin, München, Wien, Zürich, New York: Langenscheidt, 2001. - 244 s.

2. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2006. - 238 с.

3. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролю-бов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.

4. Deutsch als Fremdsprache. Online Aufgaben und Übungen. - URL: http://www.aufgaben. schubert-verlag.de/ (дата обращения: jßj 20.11.2011).

5. Головина Н. В. Особенности использования видеофильмов на занятиях по иностранному языку в вузе. Вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Материалы конференции. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 421 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.