Научная статья на тему 'Роль и место указов Президента в системе законодательства РФ: правовые аспекты'

Роль и место указов Президента в системе законодательства РФ: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3057
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ / LEGISLATION / COMPLEMENTARY RULEMAKING / DECREES AND ORDERS OF RUSSIAN PRESIDENT / UKASE / EXECUTIVE ORDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хидзев Алимбек Туземович

Анализируются роль и место указов Президента РФ в системе законодательства РФ. Определен принцип восполняющего нормотворчества; сформулированы его основные признаки. Показаны статистические данные по изданным указам Президента РФ и принятым законам; выявлена их взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of decrees of the President in the legislation of Russian federation: legal aspects

In this article, the author analyzes the role and place of decrees of the President of the Russian Federation in the system of legislation. Researcher defines the principle of complementary rulemaking, formulates its main features. In the article are shown statistics adopted Decrees of the President of the Russian Federation and legislation of Russian Federation, revealed their relationship.

Текст научной работы на тему «Роль и место указов Президента в системе законодательства РФ: правовые аспекты»

УДК 37 ББК 64

РОЛЬ И МЕСТО УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

АЛИМБЕК ТУЗЕМОВИЧ ХИДЗЕВ,

аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: alimbek.hidzev@gmail.com Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право. Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор С.В. Бошно

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются роль и место указов Президента РФ в системе законодательства РФ. Определен принцип восполняющего нормотворчества; сформулированы его основные признаки. Показаны статистические данные по изданным указам Президента РФ и принятым законам; выявлена их взаимосвязь.

Ключевые слова: закон, указы Президента РФ, законодательство, восполняющее нормотворчество, регламентарная власть.

Annotation. In this article, the author analyzes the role and place of decrees of the President of the Russian Federation in the system of legislation. Researcher defines the principle of complementary rulemaking, formulates its main features. In the article are shown statistics adopted Decrees of the President of the Russian Federation and legislation of Russian Federation, revealed their relationship.

Keywords: legislation, complementary rulemaking, decrees and orders of Russian President, ukase, executive orders.

Акты Президента РФ были изучены во многих научных исследованиях, диссертациях1. Правовой статус главы государства вызывает интерес в первую очередь тем, что форма правления в Российской Федерации является уникальной как по форме, так и по содержанию. Она объединила в себе черты сильного компетентного руководителя страны вместе с признаками традиционных республик, что выражается в наличии известных принципов сдержек и противовесов, признания верховенства права, монополию народа на власть в стране и т.д.

Глава государства — Президент РФ — занимает видное место в системе государственной власти нашей страны. В сфере исполнительной власти он определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает от лица государства и представляет его на международной арене, раздает поручения профильным органам исполнительной власти, ему прямо подотчетны отдельные министерства, службы, агентства и т.д. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечивает законные права и интересы человека и гражданина РФ. Глава государства также обладает правом отмены не соответствующих Конституции РФ и ее законодатель-

ству, указам Президента РФ актов Правительства РФ.

Для того, чтобы сформировать более четкое представление об основных актах Президента РФ, обратимся к результатам проведенного статистического анализа по изданным указам Президента РФ2 (Диаграмма 1).

Данные по законодательному процессу за тот же период времени3 (Диаграмма 2).

Какие выводы можно сделать из этих данных?

Во-первых, следует заранее сделать оговорку, что по данным базы СПС «КонсультантПлюс», не было ни одного указа, который был издан, но не вступил в силу по различным причинам за период с 1991 по 2015 гг. (всего было издано за это время 3635 указов).

Во-вторых, с 1991 года (а именно — с декабря месяца) идет отсчет и техническая фиксация актов Президента РФ, так как с этого времени РСФСР был преобразован в Российскую Федерацию, а Президент РСФСР стал Президентом РФ4. Поэтому общее количество актов за 1991 год сравнительно мал.

В-третьих, достаточно большое количество указов, изданных Президентом РФ за 1996 год обоснованы, в целом, двумя причинами:

Диаграмма 1. Указы Президента РФ

зоо

■ Все акты, кроме утративших силу, отмененных и не вступивших в силу ■ Утратили силу или отменены

250 200

Б.Н. Ельцин В.В. Путин Д.А. Медведев В.В. Путин

Диаграмма 1. Указы президента

Диаграмма 2. Законодательство РФ

700

■ Все законы, кроме утративших силу, отмененных и не вступивших в силу ■ Утратили силу или отменены

600 500 400

Диаграмма 2. Законодательство РФ

Посланием Президента РФ Федеральному Собранию 1995 года5 о необходимости заполнения пробелов законодательства с помощью указов главы государства.

Известным в науке права Постановлением КС РФ от 30 апреля 1996 г. N° 11-П6 и последующими решениями, которые подтвердили соответствие Конституции концепции восполняющего нормотворчества Президента РФ.

В-четвертых, примерно до 2002 года заметна следующая тенденция: на сегодняшний день отменены либо утратили силу половина указов Президента РФ по каждому году из промежутка 1991-2002 гг. Это можно объяснить различными причинами, в т.ч. регулированием правовых отношений в пореформенный период, когда основные институты общества и государства только приобретали конкретные формы и очертания, поэтому правотворчество было достаточно динамичным и изменчивым. Указанные обстоятельства имели место в истории Российской Федерации на ранних этапах зарождения института президентства и становления модели разделения властей.

В начале 90-х гг. предыдущего столетия понятие правовых актов главы государства еще не было четко урегулировано, правовая модель Российской Федерации, как новорожденного государства еще не устоялась, а органы государственной власти в традиционном представлении законодательной, исполнительной и судебной ветви только начинали приобретать свой облик. Причиной этому стали в первую очередь политические события, развивавшиеся столь стремительно, что возможности для постепенного стабильного формирования институтов государственной власти попросту не осталось. Эти процессы носили хаотический характер и обусловливались значительной поли-

тической окраской, ангажированностью государственных деятелей, известным правовым нигилизмом.

Литература

1. Закон РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 09.01.1992, № 2, ст. 62. Об изменении статуса Президента РСФСР см. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 № 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ, 16.11.1998, № 46, ст. 5701.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 1995 года // Российская газета, № 36, 17.02.1995.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ, 06.05.1996, № 19, ст. 2320.

4. Акты Президента Российской Федерации: Конституционно-правовой аспект. Дис. ... кандидат юридических наук: 12.00.02 / Кичалюк О.Н. — Саратов, 1999.

5. Зуйков А.В. Эволюция института президентства РФ: Автореф дис. ... кандидат юридических наук Москва, 2009.

6. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации: административно-правовое исследование. Дис. ... кандидат юридических наук: 12.00.14 / Новиков А.П. — М., 2003.

7. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации: Теоретический и историко-пра-вовой анализ. Дис. ... кандидат юридических наук: 12.00.01 / Верстов В.В. — М., 2006.

8. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Дис. ... кандидат юридических наук: 12.00.14 / Бобылева К.Н. — М., 2007.

9. Правовая политика Президента Российской Федерации. Дис. ... кандидат юридических наук: 12.00.01 / Потапова О.Б. — Краснодар, 2009.

10. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение. Дис. ... кандидат юридических наук: 12.00.02 / Иксанов И.С. — М., 2008.

11. Проблемы участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе. Дис. . кандидат юридических наук: 12.00.02 / Скуратов Д.Ю. — М., 2002.

12. Указ Президента Российской Федерации как источник права: проблемы теории и практики. Дис. . кандидат юридических наук: 12.00.01 / Мазуров А.В. — М., 1999.

1 См.: Акты Президента Российской Федерации: Конституционно-правовой аспект. Дис. ... к.ю.н.: 12.00.02 / Кичалюк О.Н. — Саратов, 1999; Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации: административно-правовое исследование. Дис. ... к.ю.н.: 12.00.14 / Новиков А.П. — М., 2003; Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации: Теоретический и историко-правовой анализ. Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01 / Верстов В.В. — М., 2006; Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Дис. ... к.ю.н: 12.00.14 / Бобылева К.Н. - М., 2007; Правовая политика Президента Российской Федерации. Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01 / Потапова О.Б. — Краснодар, 2009; Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение. Дис. ... к.ю.н: 12.00.02 / Иксанов И.С. - М., 2008; Проблемы участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе. Дис. ... к.ю.н: 12.00.02 / Скуратов Д.Ю. — М., 2002; Указ Президента Российской Федерации как источник права: проблемы теории и практики. Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01 / Мазуров А.В. - М., 1999. Зуйков А.В. Эволюция института президентства РФ: Автореф дис. ... к.ю.н. Москва, 2009

2 Статистические данные использованы по данным СПС «КонсультантПлюс» по состоянию на 01.07.2016 г. согласно результатам поиска со следующими параметрами: вид документа -«указ», принявший орган — «Президент РФ», диапазон дат — с 1 января по 31 декабря запрашиваемого года.

3 Статистические данные использованы по данным СПС «КонсультантПлюс» по состоянию на 01.07.2016 г. согласно результатам поиска со следующими параметрами: вид документа -«федеральный закон», диапазон дат — с 1 января по 31 декабря запрашиваемого года.

4 Закон РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 09.01.1992, № 2, ст. 62. Об изменении статуса Президента РСФСР см. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 № 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ, 16.11.1998, № 46, ст. 5701.

5 Российская газета, № 36, 17.02.1995.

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ, 06.05.1996, № 19, ст. 2320.

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Быковская Ю.В. Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 143 с.

Проводится анализ социальной политики в органах внутренних дел государств дальнего зарубежья, стран Восточной Европы, Балтии и СНГ. Рассмотрены системы оплаты и стимулирования труда, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Исследованы критерии оценки эффективности деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.

Для сотрудников органов внутренних дел, а также для адъюнктов и докторантов высших учебных заведений системы образования МВД России.

Ю В Быковская

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.