Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД'

РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1432
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюков Р.Д.

Стремительное развитие новых цифровых технологий и осознание возможностей и перспектив, которые они предоставляют, способствовало формированию платформенной экономики, в основе которой лежат цифровые платформы. Цифровые платформы способны стирать отраслевые и территориальные барьеры, сужая или расширяя сферу деятельности хозяйствующих субъектов. В статье выделяются два типа цифровых платформ: транзакционные и инновационные платформы. Отмечается, что промышленные цифровые платформы могут представлять собой симбиоз двух типов платформ или же характеризоваться разной степенью участия в каждом из типов платформ. Выделяется ряд факторов, которые могут влиять на принадлежность платформы к тому или иному типу. Среди преимуществ цифровых платформ выделяются: значительное снижение транзакционных издержек, повышение динамичности рынка; эффективность, быстрота и удобство взаимодействия и реализации продукции для всех заинтересованных сторон; нахождение новых источников создания стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: ECOSYSTEM APPROACH

The rapid development of new digital technologies and the awareness of the opportunities and prospects that they provide have contributed to the formation of a platform economy based on digital platforms. Digital platforms are able to erase industry and territorial barriers by narrowing or expanding the scope of firms. The article identifies two types of digital platforms: transactional and innovative platforms. It notes that industrial digital platforms can be a symbiosis of the two types of platforms, or be characterized by different degrees of participation in each type of platform. A number of factors that may influence the belonging of a platform to one or another type are highlighted. The advantages of digital platforms include: significant reduction of transaction costs, increased market dynamics; efficiency, speed and convenience of trading for all parties involved; finding new sources of value creation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД»

18.07.2021).

4. Vorotnikov A.M., Maksimova D. D., Tarasov B. A. Public-private partnership in the formation and development of support development zones in the Arctic zone of the Russian Federation / / Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2018. No. 4 (34). pp. 7-12.

5. Investment portal of the Arctic zone of Russia [Electronic resource]. - URL https://arctic-russia.ru/ (accessed: 18.07.2021).

6. Leonov S. N. On the issue of assessing the consequences of including the Arctic zone of the Russian Federation in the sphere of interests of the Ministry of Regional Development // In the collection: Scientific notes. Collection of articles. Edited by O. M. Prokapalo. Khabarovsk, 2019. pp. 70-80.

7. Sakharova S. M., Dolgova S. A., Bobrova E. A., Ovsyannikova S. I. Strategic measures of state management of socio-economic development of the territory of the Arctic zone // Economics and entrepre-neurship. 2021. No. 5 (130). pp. 423-432.

8. Sakharova, S. M. Project approach to the development of measures to improve the efficiency of state management of socio-economic development of the Arctic zone [Text] / S. M. Sakharova, L. V. Tuga-cheva, A. I. Repichev // Economics and entrepreneurship. - 2020. - № 1 (114) - Pp.584-589.

9. Suslov Yu. E. The main trends of state management of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation [Text] / Yu. E. Suslov, V. S. Kudryashov, E. V. Prokhorenko // Economics and management of the national economy (St. Petersburg). - 2020. - № 12 (14). - P. 96-103.

10. Tugacheva L. V., Sakharova S. M., Golovina T. A. Public management of socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation // Economics and entrepreneurship. 2021. No. 1 (126). pp. 439-445.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-249-255

Р.Д. Сердюков - аспирант 3 года обучения, Южный федеральный университет (ЮФУ), rserdyukov@sfedu.ru,

R.D. Serdyukov - 3d year Ph.D. student, Southern Federal University (SFedU).

РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД THE ROLE AND PLACE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: ECOSYSTEM APPROACH

Аннотация. Стремительное развитие новых цифровых технологий и осознание возможностей и перспектив, которые они предоставляют, способствовало формированию платформенной экономики, в основе которой лежат цифровые платформы. Цифровые платформы способны стирать отраслевые и территориальные барьеры, сужая или расширяя сферу деятельности хозяйствующих субъектов. В статье выделяются два типа цифровых платформ: транзакционные и инновационные платформы. Отмечается, что промышленные цифровые платформы могут представлять собой симбиоз двух типов платформ или же характеризоваться разной степенью участия в каждом из типов платформ. Выделяется ряд факторов, которые могут влиять на принадлежность платформы к тому или иному типу. Среди преимуществ цифровых платформ выделяются: значительное снижение транзакционных издержек, повышение динамичности рынка; эффективность, быстрота и удобство взаимодействия и реализации продукции для всех заинтересованных сторон; нахождение новых источников создания стоимости.

Abstract. The rapid development of new digital technologies and the awareness of the opportunities and prospects that they provide have contributed to the formation of a platform economy based on digital platforms. Digital platforms are able to erase industry and territorial barriers by narrowing or expanding the scope of firms. The article identifies two types of digital platforms: transactional and innovative platforms. It notes that industrial digital platforms can be a symbiosis of the two types of platforms, or be characterized by different degrees of participation in each type of platform. A number of factors that may influence the belonging of a platform to one or another type are highlighted. The advantages of digital platforms include: significant reduction of transaction costs, increased market dynamics; efficiency, speed and convenience of trading for all parties involved; finding new sources of value creation.

Ключевые слова: цифровизация, промышленность, цифровые платформы, цифровые экосистемы в промышленности.

Keywords: digitization, industry, digital platforms, digital ecosystems in industry.

Мир сильно изменился под воздействием новых технологий, принесенных Четвертой промышленной революцией, ознаменовавшей новый этап в развитии общества. Цифровые технологии стали главным драйвером организационных преобразований в индустрии. Циф-ровизация в корне трансформировала способы внедрения инноваций и обеспечения конкурентоспособности компаний [1]. В контексте цифровой трансформации промышленности и неоиндустриального развития можно отметить, что применение цифровых технологий способствовало появлению умных продуктов и услуг, стиранию границ между виртуальной и реальной частями мира, раскрытию широких инновационных возможностей [2, 3]. В ответ на новые возможности, предоставленные новыми цифровыми технологиями, стала формироваться платформенная экономика, основанная на IT-платформах (цифровых платформах). Именно внедрение компаниями цифровых платформ способно в полной мере раскрыть потенциал цифровизации [4]. Однако не все существующие возможности цифровых платформ раскрываются в полной мере и приносят значимые экономические эффекты. Во многом это определяется новизной и недостаточной изученностью самих цифровых платформ, их места и роли в развитии промышленных компаний, что определяет актуальность более глубокой проработки данных исследовательских вопросов.

Промышленные компании, использующие цифровые платформы, применяют технологии для совместного расширения ценности платформы с её участниками. Среди участников цифровой платформы, помимо её владельца, выделяют: производителей (продавцов) продуктов и услуг, поставщиков технологий, клиентов и конкурентов. Появление конкурентов среди участников платформы обусловлено изменением представления о конкуренции под влиянием цифровой трансформации экономики. Если раннее конкуренция рассматривалась как единственная движущая сила развития, то в эпоху цифровизации ей на смену приходит концепция кооперации и сотрудничества как фактора устойчивого совместного развития.

Платформа облегчает потребителям доступ, покупку и использование большого разнообразия продуктов и услуг, используя цифровые технологии для соединения людей, организаций и ресурсов в рамках интерактивной экосистемы, в которой создается стоимость. Говоря о промышленности и компаниях, работающих в B2B секторе, важно отметить, что сквозные цифровые технологии, такие как промышленный интернет вещей (IIoT), искусственный интеллект и облачные сервисы, стали драйверами развития модели цифровой сер-витизации индустриального сегмента экономики, которая тесно связана с платформенным подходом и цифровыми платформами. По данным McKinsey именно для отрасли промышленности интернет вещей к 2025 году создаст наибольший объем экономической ценности (рисунок 1).

В свою очередь, стимулами перехода на облачные сервисы, согласно исследованию компании «Ростелеком», являются: гибкость развертывания, быстрое масштабирование инфраструктуры, доступ к инновационным решениям по сервисной модели и сокращение времени вывода на рынок собственных продуктов [5]. Количество облачных провайдеров и объем рынка облачных услуг непрерывно растет как по всему миру, так и по России. К 2024 году в России прогнозируется рост объема рынка облачных услуг фактически в 3 раза (по сравнению с 2019 годом) с 72,9 млрд. руб. до 197,7 млрд. руб. (рисунок 2) [5].

УМНЫЙ ГОРОД 1660

ТРАНСПОРТ 740

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

РЕТЕЙЛ 1160

УМНЫЙ ГОРОД Н 350 МИНИМУМ

НОСИМЫЕ УСТРОЙСТВА ■ МАКСИМУМ

Рисунок 1 - Прогнозируемый объем экономической ценности, создаваемый IoT по отраслям к 2025 г., млрд. долл. [6]

34%

201Б 2017 201Э 2019 2020 2021 2022 2023 2024

пюп-сэ -шм^са гцспк: -«ж-^са гцогмз

Рисунок 2 - Объем и динамика рынка публичных облачных услуг в РФ в 2016-2024 гг., млрд. руб. [5]

В литературе сервитизация промышленных систем представляется как процесс внедрения услуг с добавленной стоимостью в оперативную деятельность организации и предложение интегрированного пакета товаров и услуг с целью обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий [7]. Также ее определяют как крупномасштабную трансформацию процессов, возможностей и предложений в промышленных компаниях и связанных с ними экосистемах с целью постепенного создания, предоставления и получения повышенной ценности услуг, возникающей благодаря широкому спектру цифровых технологий [8]. По сути, производитель превращается в поставщика комплексных решений, ориентируясь на удовлетворение всего спектра потребностей клиентов. Вокруг производителя формируется экосистема, которая объединяет в себе различные рынки, поставщиков, провайдеров, клиентов, приложения и интерфейсы.

Ученые отмечают, что промышленная цифровая платформа, в контексте цифровой сервитизации, обеспечивает агрегацию данных и аналитические возможности для создания и получения большей ценности путем подключения к ней установленных баз промышленных активов и оборудования [9]. Владельцы промышленных платформ постепенно создают свои экосистемы для определенного набора дополнительных участников, с целью создания передовых услуг платформы, что открывает возможности для создания и извлечения более высокой стоимости посредством экосистемного подхода.

Таким образом, вокруг цифровой платформы формируется экосистема платформы или цифровая экосистема. Г.Б. Клейнер отмечает, что «промышленные экосистемы создаются с целью минимизации затрат на функционирование всех элементов промышленного производства: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, изготовления

оснастки, подготовки производства, создания опытных образцов, массового или серийного производства, сервисного обслуживания» [10]. Саму же экосистему цифровой платформы, опираясь на различные исследования, можно рассматривать как развивающуюся метаоргани-зационную форму, в которой архитектура платформы представляет собой общее технологическое ядро, поддерживающее набором механизмов управление платформой для сотрудничества, координации и интеграции разнообразных организаций, субъектов, видов деятельности и интерфейсов, что приводит к увеличению ценности платформы для клиентов за счет специализированных услуг платформы [11].

Четвертая промышленная революция оказала влияние на эффект масштаба в индустрии, трансформируя его. Вхождение в цифровые платформы и участие в цифровых экосистемах резко ускоряет масштабирование компаний, делая возможным быстро масштабировать проекты практически с нуля при меньшей затрате ресурсов. Появляется эффект сетевой экстерналии, когда присоединение к платформе нового участника увеличивает стоимость/полезность предложенных услуг. Владелец цифровой платформы становится главным «глобализатором» торговли и производства, он определяет денежные потоки рыночного круговорота, олицетворяя рынок [12].

Цифровизация оказывает влияние на границы компаний, функционирующих в рамках цифровой платформы, как сужая, так и расширяя их. На рисунке 3 представлены драйверы, сужающие и расширяющие сферу деятельности субъектов в индустриальной сфере.

Ученые выделяют два типа платформ: транзакционные и инновационные [13]. Основная функция транзакционных платформ состоит в облегчении обмена или транзакций между сторонами. По сути, платформа используется в основном для обмена уже существующими товарами и услугами. Транзакционные платформы исполняют роль посредников, принимая форму онлайн-площадок/рынков или социальных сетей. Полезность транзакционной платформы напрямую зависит от количества ее участников, функций и цифрового контента. Монетизация на транзакционных платформах происходит посредством взимания платы за транзакции или рекламу. Инновационные же платформы служат для создания стоимости за счет содействия инновациям на платформе. Таким образом, участники платформы создают новые дополняющие платформу инновации в области товаров и услуг.

Инновационные платформы условно можно разделить на две стороны или составляющие: владелец цифровой платформы и дополняющие партнеры платформы. Владелец цифровой платформы выступает в качестве владельца технологических ресурсов, той технологической основы, на которой владелец платформы и дополняющие партнеры могут совместно разрабатывать новые взаимодополняющие инновации.

Цифровые промышленные платформы представляют собой симбиоз транзакционных и инновационных платформ. С одной стороны, новые цифровые технологии открывают для производителей широкий спектр возможностей для создания новых инновационных продуктов и услуг, что становится возможным за счет создания или участия в цифровых платформах инновационного вида. С другой стороны, цифровые технологии и платформы позволяют расширять границы, ареал потребителей, выходить на новые рынки. Происходит усиление роли реализации продукции по сравнению с производством, ведь производство всегда локально, имеет привязку, а торговля глобальна, она охватывает весь мир. Однако стоит заметить, что предприятие может быть владельцем цифровой транзакционной платформы, при этом являясь участником цифровой платформы инновационного типа или наоборот. Это может зависеть от ряда факторов, например: зрелость предприятия, его цели и понимание целевого сегмента/рынка, его «состоятельности», ресурсной базы, материальных и человеческих ресурсов и других определяющих факторов.

•Интернет и мобильные сети позволяют обмениваться ланньыи. связывая объекты. люден и организации. которые как потребляют. гак и генерируют данные. Специфичность активов снижается. так как цифровые технологии опираются на

перепрсфаммируемую функциональность и повторно используемые цифровые устройства. Универсальность пифрсвьоё активов, широкие возможности анализа ланньк. данные пользователей. создают возможности на различных рынках. Взаимодополняемость пропвссов

работы с ланными снижает гранзакпионные издержки. влияя на границы фирм и архитектуру сознания стоимости, приводя к распределенным цепочкам созлания стоимости и смещения локуса созлания стоимости изнутри фирмы наружу. •Возможности контролирования

ресурсов без формального владения ими. Цифрсвизалия значительно увеличивает степень контроля и отслеживания активов и агентов. Соответсвенно фирмы могут сузить границы ;воей деятельности. если они имеют возможность подключаться к удаленным агентам и ресурсам посредством цифровых технологии, для получения от них данных, с пелью анализа и дальнейшего использования.

•Выход на рынок станвится легче за счет того, что компании, способные работать с данными из различньос секторов (сбор, агрегирование, аналитика), могут находить и использовать новые типы синергии.

•Использование обпшх компонентов или обших отношений с пользователями способствует достижению экономии со стороны спроса и со стороны предложения.

•Ослабление конкурентов за счет перекрытия достчгпа целевой компании к клиентам. Или за счет явления "поглоштння убтштты" когда цифровые платформы приобретают

инновационные объекты с одной пелью вворачивания инновационных проектов фирм и нивелирования будушей конкуренции.

Рисунок 3 - Драйверы сужения и расширения границ/сферы деятельности фирм, функционирующих в рамках цифровых платформ

Одним из ключевых преимуществ платформ является скорость и эффективность транзакций, осуществляемых посредством цифровых технологий, что способствует значительному снижению транзакционных издержек и возникновению динамичного рынка [14, 15]. Цифровые платформы делают процесс торговли эффективным, быстрым и удобным для всех сторон. Также цифровые платформы находят новые источники создания и предоставления стоимости за счет использования важных внешних ресурсов, которыми платформа не владеет и не контролирует [4].

Таким образом, платформы служат основой для прямого взаимодействия между ее участниками, создания общей ценности от сетевого взаимодействия и формирования дополнительных способов создания стоимости. Особенностью цифровых платформ является значительное ускорение масштабирования бизнеса или проектов, что особенно актуально для средних и малых промышленных предприятий, которые зачастую не имеют должного уровня ресурсов и технологий. Для промышленных предприятий цифровые платформы способствуют повышению их инновационной активности и разработки новых инновационных продуктов и услуг.

Таким образом, в современном мире цифровые платформы позволяют создавать целостные саморазвивающиеся экосистемы в промышленности с действенным технологическим ядром, на практике решая научную задачу поиска эффективных форм организации экономики [16]. Развитие таких платформ приводит к появлению и распространению новых бизнес-моделей, ориентированных на цифровые инновации и способствующих технологическому переходу.

Источники:

1. André Hanelt, René Bohnsack, David Marz, Clâudia Antunes Marante (2020) A systematic review of the literature on digital transformation: insights and implications for strategy and organizational change. Journal of Management Studies. https://doi.org/10.1111/joms.12639.

2. Daniel Kiel, Christian Arnold, Kai-Ingo Voigt (2017) The influence of the Industrial Internet of Things on business models of established manufacturing companies - a business level perspective. Technovation 68, P. 4-19. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2017.09.003.

3. Gianvito Lanzolla, Danilo Pesce, Christopher L. Tucci (2020) The digital transformation of search and recombination in the innovation function: tensions and an integrative framework*. Journal of Product Innovation Management. https://doi.org/10.1111/jpim.12546.

4. Geoffrey Parker, Marshall Van Alstyne, Sangeet Paul Choudary (2016) Platform revolution: how networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. New York: WW. NORTON & Company.

5. Издание «Ростелеком PRO». Цифровые технологии. Май, 2021. Режим доступа: https://www.company.rt.ru/upload/iblock/67f/RTK_PRO_IT_1_2021.pdf.

6. Внедрение интернета вещей: вызовы и ценность. Сайт ПАО «Ростелеком». Режим доступа: https://www.company.rt.ru/press/infographics/d441141/.

7. Esteban Lafuente, Ferran Vendrell-Herrero, Ivanka Visnjic // 6th International Conference on Business Servitization. Barcelona, 2017. Режим доступа: https://www.omniascience.com/books /index.php/proceedings/catalog/view/59/246/247-1.

8. David Sjodin, Vinit Parida, Marko Kohtamaki, Joakim Wincent (2020) An agile co-creation process for digital servitization: a micro-service innovation approach. Journal of Business Research 112, P. 478-491. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2020.01.009.

9. Marco Paiola, Heiko Gebauer (2020) Internet of things technologies, digital servitization and business model innovation in BtoB manufacturing firms. Industrial Marketing Management 89, P. 245264. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.03.009.

10. Клейнер Г.Б. Промышленные экосистемы: взгляд в будущее // ЭВР. 2018. №2 (56). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennye-ekosistemy-vzglyad-v-buduschee.

11. Marin Jovanovic, David Sj'odin, Vinit Parida (2021) Co-evolution of platform architecture, platform services, and platform governance: Expanding the platform value of industrial digital platforms. Technovation. https://doi.org/ 10.1016/j .technovation.2020.102218.

12. Балацкий Е. В. Глобальные вызовы четвертой промышленной революции // Terra Economicus, 2019, 17(2), C. 6-22.

13. Michael A. Cusumano, Annabelle Gawer, David B. Yoffie (2019) The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation, and Power. Harper Business, New York.

14. John Rust, George Hal (2002) Middlemen Versus Market Makers: a Theory of Competitive Exchange. Journal of Political Economy, Vol. 111, No. 2. P. 353-403. https://doi.org/10.1086/367684.

15. David S. Evans, Richard Schmalensee (2007) The industrial organization of markets with two-sided platforms. Competition Policy International, Vol. 3, No. 1. P. 151-179.

16. Никитаева А.Ю., Киселева Н.Н. (2021) Реконфигурация бизнес-моделей промышленных предприятий: векторы повышения устойчивости в новых реалиях// Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 1. С. 110-120.

References:

1. André Hanelt, René Bohnsack, David Marz, Clâudia Antunes Marante (2020) A systematic review of the literature on digital transformation: insights and implications for strategy and organizational change. Journal of Management Studies. https://doi.org/10.1111/joms.12639.

2. Daniel Kiel, Christian Arnold, Kai-Ingo Voigt (2017) The influence of the Industrial Internet of Things on business models of established manufacturing companies - a business level per-spective. Technovation 68, P. 4-19. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2017.09.003.

3. Gianvito Lanzolla, Danilo Pesce, Christopher L. Tucci (2020) The digital transformation of search and recombination in the innovation function: tensions and an integrative frame-work*. Journal of Product Innovation Management. https://doi.org/10.1111/jpim.12546.

4. Geoffrey Parker, Marshall Van Alstyne, Sangeet Paul Choudary (2016) Platform revolution: how networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. New York: WW. NORTON & Company.

5. Rostelecom PRO edition. Digital technologies. May, 2021. Access mode: https://www.company. rt.ru/upload/iblock/67f/RTK_PRO_IT_1_2021.pdf .

6. Introduction of the Internet of Things: challenges and value. The website of PJSC Rostelecom. Pre-stop mode: https://www.company.rt.ru/press/infographics/d441141 /.

7. Esteban Lafuente, Ferran Vendrell-Herrero, Ivanka Visnjic // 6th International Conference on Business Servitization. Barcelona, 2017. Access mode: https://www.omniasci-ence.com/books/index.php /proceedings/catalog/view/59/246/247-1.

8. David Sjodin, Vinit Parida, Marko Kohtamaki, Joakim Wincent (2020) An agile co-creation process for digital servitization: a micro-service innovation approach. Journal of Business Research 112, P. 478-491. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2020.01.009.

9. Marco Paiola, Heiko Gebauer (2020) Internet of things technologies, digital servitization and business model innovation in BtoB manufacturing firms. Industrial Marketing Management 89, P. 245264. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2020.03.009.

10. Kleiner G.B. Industrial ecosystems: a look into the future // EVR. 2018. No. 2 (56). Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennye-ekosistemy-vzglyad-v-buduschee.

11. Marin Jovanovic, David Sj'odin, Vinit Parida (2021) Co-evolution of platform architec-ture, platform services, and platform governance: Expanding the platform value of indus-trial digital platforms. Technovation. https://doi.org/ 10.1016/j .technovation.2020.102218.

12. Balatsky E. V. Global challenges of the Fourth Industrial Revolution // Terra Economicus, 2019, 17(2), pp. 6-22.

13. Michael A. Cusumano, Annabelle Gawer, David B. Yoffie (2019) The Business of Plat-forms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation, and Power. Harper Business, New York.

14. John Rust, George Hal (2002) Middlemen Versus Market Makers: a Theory of Competitive Exchange. Journal of Political Economy, Vol. 111, No. 2. P. 353-403. https://doi.org/10.1086/367684.

15. David S. Evans, Richard Schmalensee (2007) The industrial organization of markets with two-sided platforms. Competition Policy International, Vol. 3, No. 1. P. 151-179.

16.Nikitaeva A.Yu., Kiseleva N.N. (2021) Reconfiguration of business models of industrial enterprises: vectors of increasing sustainability in new realities// Bulletin of the Volgograd State University. Economy. 2021. Vol. 23. No. 1. pp. 110-120.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-255-261

А.П. Соколова - к.э.н., профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, prof.sokolova@mail.ru,

A.P. Sokolova - cand. econ. sciences, Professor of the Organization of Production and innovation, FSBEI HE Kuban SAU;

Д.С. Морозов - обучающийся, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, Daniil-moroz.99@mail.ru, D.S. Morozov - student, FSBEI HE Kuban SAU;

А.А. Эсеккуева - обучающаяся, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, arina.esekkueva@mail.ru, A.A. Esekkueva - student, FSBEI HE Kuban SAU.

РИСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ RISKS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы снижения уровня риска хозяйственной деятельности аграрных предприятий как важнейшего фактора повышения устойчивости их функционирования. Высокие темпы развития агропромышленного комплекса России не снижают уровень риска хозяйствующих субъектов, который приобрел системный характер и препятствует активному развитию аграрных предприятий. Сегодня не решена проблема экономической доступности продуктов пи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.