Научная статья на тему 'Роль и место традиционной Библиотеки в условиях цифровизации общества'

Роль и место традиционной Библиотеки в условиях цифровизации общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1499
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ЧТЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / LIBRARY / DIGITALIZATION / LIBRARY BUSINESS / READING / CULTURE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мелентьева Ю.П.

Статья посвящена перспективам и условиям развития в цифровом обществе библиотеки как социального института. Показана роль государства в сохранении библиотеки. Автор раскрывает проблемы современной библиотечной политики и формулирует положения, которые должны способствовать сохранению места, упрочению роли традиционной библиотеки в цифровой среде без потери ее безусловных преимуществ. Обоснована необходимость изменений на идеологическом, законодательном, организационном, технологическом, финансовом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF TRADITIONAL LIBRARIES IN TERMS OF THE DIGITALIZATION OF SOCIETY

The article is devoted to the prospects and conditions of development in the digital society of the library as a social institution. The role of the state in the preservation of the library is shown. The author reveals the problems of modern library policy and formulates provisions that should help to preserve the place, strengthen the role of the traditional library in the digital environment without losing its unconditional advantages. The necessity of changes at the ideological, legislative, organizational, technological, financial levels is substantiated.

Текст научной работы на тему «Роль и место традиционной Библиотеки в условиях цифровизации общества»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. МЕЛЕНТЬЕВА Ю.П. РОЛЬ И МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ

БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Статья посвящена перспективам и условиям развития в цифровом обществе библиотеки как социального института. Показана роль государства в сохранении библиотеки. Автор раскрывает проблемы современной библиотечной политики и формулирует положения, которые должны способствовать сохранению места, упрочению роли традиционной библиотеки в цифровой среде без потери ее безусловных преимуществ. Обоснована необходимость изменений на идеологическом, законодательном, организационном, технологическом, финансовом уровнях.

Ключевые слова: библиотека, цифровизация, библиотечное дело, чтение, культура, общество.

Melent'eva Yu.P.

THE ROLE AND PLACE OF TRADITIONAL LIBRARIES IN TERMS OF THE DIGITALIZATION OF SOCIETY

The article is devoted to the prospects and conditions of development in the digital society of the library as a social institution. The role of the state in the preservation of the library is shown. The author reveals the problems of modern library policy and formulates provisions that should help to preserve the place, strengthen the role of the traditional library in the digital environment without losing its unconditional advantages. The necessity of changes at the ideological, legislative, organizational, technological, financial levels is substantiated.

Key words: library, digitalization, library business, reading, culture, society.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОМ ЭКОНОМИКИ. МЕЛЕНТЬЕВА Ю.П. РОЛЬ И МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Одним из важнейших вызовов, которые стоят перед Библиотекой сегодня - является вопрос о том, как сохранить свое место, не потерять свои преимущества и приспособить их к условиям формирующегося цифрового общества.

1. Цифровизация - т.е. преобразование информации в цифровую форму - является сегодня глобальной тенденцией и главным источником и условием формирования новой социальной структуры общества, его успешного развития. В новой ситуации многие традиционные социальные институции вынуждены либо трансформироваться под влиянием новых условий, либо «сойти со сцены», уступив свои функции другим.

Библиотека как основной фундаментальный институт - «держатель» огромных массивов многоаспектной информации в традиционном (текстовом) формате, испытала сильнейшее давление со стороны новых структур, изначально представляющих информацию в цифровом виде. Такая ситуация носит глобальный характер. [1]

2. Поскольку со времени первоначального возникновения этой ситуации - в Америке и странах Европы - прошло уже более 30 лет, у специалистов библиотечного дела этих стран была возможность сформировать свою позицию по данной проблеме. Она отражена в документах ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций; Россия член с 1949 г.), АЛА (Американской библиотечной ассоциации), Исследовательского Центра Пью (Pew&American Life Project), ООН («Доступ и возможности для всех. Вклад библиотек в реализацию повестки дня ООН до 2030») и др. [3] и заключается, в основном, в следующем:

- в условиях цифровизации Библиотеки остаются важнейшими социальными институтами, «приносящими общественное благо»;

- благодаря своей природной гибкости, библиотеки успешно адаптируются к потребностям пользователей и новым условиям, в том числе и в цифровой среде;

- одной из базовых миссий библиотек остается образовательная, несмотря на то, что именно сфера образования наиболее активно «цифровизируется»;

- роль библиотекаря как навигатора и консультанта в цифровой среде оценивается довольно высоко;

- закрытие Библиотеки, прежде всего - публичной - воспринимается западным сообществом как ухудшение их уровня жизни, и особенно значимо для семей с детьми; признано, что публичная Библиотека оказывает влияние на семь областей: грамотность и чтение, цифровая грамотность, здоровье и благополучие, экономический рост, культура и творчество, сообщество (в т.ч. проблема миграции), обучение;

- библиотеки выгодны обществу - они возвращают вложенные в них инвестиции - на 1 затраченный доллар возвращается 2,9 доллара.

Все эти утверждения не голословны и опираются на данные серьезных многочисленных и многогранных исследований в таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Сингапур и др, а так же на статистику.

Как известно, сегодня в мире 320 000 публичных библиотек и более миллиона парламентских, национальных, университетских, научных, школьных и специальных библиотек. Библиотеки представляют готовую надежную сеть локальных учреждений, которая может охватить все группы населения и это глубоко осознается не только на профессиональном, но и на государственном уровне. Поэтому сохранению роли Библиотеки в цифровом обществе помогает государство (государства), бизнес, общественность (фонды и т.п.).

Так, например, благодаря их помощи более 99% американских библиотек подключено к Интернету; общественный доступ к беспроводному Интернету обеспечен в 100% в библиотеках сельских районах, где проживает население с высоким уровнем бедности. Именно Библиотека предоставляет возможности Интернета тем, кто не имеет его дома.

Благодаря имеющимся возможностям Библиотеки расширяют свои услуги, связанные с использованием интернет технологий, населению: предлагают сервисы, службы, обучающие программы, электронные книги и т.д., укрепляя тем самым свои позиции в цифровом обществе.

Ряд исследователей указывают на негативные стороны чрезмерным увлечением цифровыми технологиями (и для здоровья в целом (особенно для здоровья детей), и для мыслительной деятельности, в частности) и противопоставляют этому возможности традиционной библиотеки: получение глубокого знания, полноценного общения, формирование ценностей и т.д.

Чрезвычайно важным представляется понимание того, что применение цифровых технологий в области образования (которая, как было отмечено, наиболее активно «цифровизуется») должно всегда соответствовать требованиям, предусмотренным правом на образование. Подчеркивается, что нет реальных доказательств того, что онлайн обучение позволяет добиваться лучших результатов в чтении, математике, естественных науках [4].

Общепризнано так же, что существенным недостатком Интернета является плохая организация информации, что приводит к получению неточной, не релевантной информации, к значительному т.н. «информационному шуму». Такая ситуация характерна для всех развитых стран. И, несмотря на то, что проблемы есть, на существование и значимую роль Библиотеки в цифровом обществе никто не посягает, ее статус признается фундаментальным и незыблемым.

3. К сожалению, принципиальные положения, разработанные зарубежными коллегами недостаточно учтены при осмыслении аналогичной проблемы в Российском социальном контексте.

В общественное сознание и в сознание властных структур внедряется мысль о том, что традиционная библиотека изжила себя, не представляет ценности для будущего цифрового общества, поскольку «все есть в Интернете». Продвигаются (не подкрепленные глубоким знанием сути профессии библиотекаря) идеи о том, что к 2020г. библиотечная профессия умрет [7].

Недостаток средств, а так же зачастую недостаточный общий уровень культуры принимающих решения «на местах», не позволяет понять значение библиотеки как фундаментального социального и информационного, научного и просветительного института. Это делает очень соблазнительным желание «сэкономить» на ней: объявленная «модернизация» библиотечного дела приводит, как

правило, к закрытию библиотек (каждый год в России закрывается около тысячи библиотек; так, в последнее время только детских библиотек закрыто 244), к мало обоснованному объединению библиотек, имеющих разные миссии и функции, к закрытию структур (факультетов, кафедр и т.п.), готовящих библиотекарей и т.п. Уменьшается государственное финансирование комплектования библиотек (в том числе, научных, университетских) новыми изданиями, подписки на периодические издания, на подключение к Интернету, на доступ к электронным ресурсам (доступ к Интернету в России имеют только две трети библиотек, а «на местах» и того меньше.) Очень скупо выделяются так же средства на ремонт, обновление интерьеров библиотек, а так же на рекламу их деятельности, на повышение квалификации сотрудников библиотек и т.п.

Необходимо отметить, что и в этих, сложных, а порой ОЧЕНЬ сложных условиях, российские библиотеки находят возможности для развития, в цифровой среде, в частности. Об этом говорит новостная лента Российской Библиотечной Ассоциации. Библиотеки с помощью различного рода благотворителей, фондов, партнеров, энтузиастов ежедневно доказывают свою востребованность не только читателями, но и населением в целом. Появляются новые услуги, новые формы предоставления информации, в том числе - цифровые и мобильные. Острейшую проблему - подготовку библиотечных кадров - в связи с совершенно необоснованным сокращением контрольных цифр приёма в вузах культуры - многие крупные библиотеки взяли «на себя» (ГПНТБ, РГДБ, РГБ и др.).

С недавних пор «обыденное сопротивление» российского библиотечного сообщества было замечено властями страны [2]: был принят ряд указов, решений Правительства, профильных Министерств о ряде мер, нацеленных на развитие библиотек (например, школьных).

Одним из результатов проявленного внимания к проблемам библиотек явилось принятие Национальной Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, которая, однако, не охватывает проблем всех библиотек.

4. Библиотечное сообщество, прежде всего Российская библиотечная ассоциация, Новая Ассоциация «Библиотеки Будущего» (НАББ), Школьная Библиотечная Ассоциация, региональные библиотечные сообщества и др., а также директорский корпус региональных и крупнейших библиотек России, сформулировали ряд основных положений, которые должны способствовать сохранению места, упрочению роли традиционной библиотеки в цифровой среде без потери ее безусловных преимуществ. Эти положения постоянно высказываются на различных площадках (конференциях, семинарах, тематических круглых столах, в профессиональной и более широкой печати).

В обобщенном виде эти суждения могут быть сформулированы следующим образом.

а) Осмысление места и роли Библиотеки в цифровой среде должно основываться на ее природе как фундаментального социокультурного, образовательно-просветительного института и на понимании ее эволюции в течение всей истории ее существования.

б) К наиболее существенным причинам изменения роли Библиотеки в современном обществе можно отнести:

- увеличение массива документных источников и изменение форм представления информации благодаря электронным технологиям и Интернету;

- расширение информационных потребностей и возможностей в получения информации;

- возникновение новых экономических моделей распространения публикаций и прав доступа к информации;

- развитие моделей управления доступом к информации.

в) Деятельность традиционной Библиотеки в цифровой среде должна зиждиться на классических постулатах: кумуляция и сохранение научного, образовательного, культурного наследия; оперативное распространение информации; трансляция информации и т.п.

Т.е. функции Библиотеки - гуманистическая, научно-информационная, просветительская, социализирующая, сервисная, коммуникативная и т.п. должны остаться прежними, а вот технологии (открытый доступ, дистанционность, единая точка входа, навигация по большому объему ресурсов/источников/материалов; многофункциональный сервис; технологии семантического web и т.п.) и связанные с их появлением направления и формы деятельности требуют кардинального профессионального гибкого и корректного реформирования.

г) Библиотеки имеют перед Интернетом известные преимущества:

- каждая библиотека целенаправленно формирует свой фонд, ориентируясь на информационные потребности пользователей;

- все документы в библиотеке законно приобретены и достоверны;

- хранение документов организовано на основе профессиональных традиций, что способствует их быстрому нахождению;

- поиск документов и информации основан на специальном справочно-поисковом аппарате -классификаторы, словари, предметные рубрики, тезаурусы и др., что обеспечивает релевантный и точный поиск.

д) слабой стороной Библиотеки является отставание в области работы с электронными ресурсами, технологии поиска и дружелюбности интерфейса.

Библиотеке необходимо научиться использовать свои фонды

в цифровой среде: т.е. иметь возможность на законных основаниях (с учетом авторского права) переводить фонды в электронную форму и предоставлять доступ к ним через Интернет. В этом случае Библиотеки будут пользоваться предпочтительным спросом у пользователей.

Успешное развитие Библиотеки в цифровую эпоху требует ряда изменений на различных уровнях:

- идеологический уровень: формирование понимания в обществе в целом и во властных структурах, в частности, значения Библиотеки для развития не только культурного ландшафта государства, но и для его экономического, технического развития, повышения его конкурентноспособности, социальной стабильности, и, наконец, для формирования ноосферы как нового этапа развития глобального мира.

Эту задачу способны взять на себя СМИ с помощью профессионального библиотечного и экспертного сообщества. Важно показать систему библиотек, имеющихся в стране, разнообразие их функций и возможностей, избегать абстрактного обозначения «библиотека» при обращении к проблемам библиотек различного типа и вида. Библиотеки могут и должны стать «ньюсмэйкерами» для СМИ - «бумажных» и электронных.

Необходима и перестройка сознания в профессиональном сообществе, чему должно послужить повышение квалификации, активное профессиональное общение, в том числе и с зарубежными коллегами.

- законодательный уровень:

- вывести вопросы модернизации библиотечной сети (закрытие библиотек) с местного уровня на уровень субъектов Федерации, с возможностью консультации с экспертным сообществом;

- включить темы развития библиотек, библиотечного обслуживания (особенно, социально значимых групп населения -детей, инвалидов, предпринимателей и др.) в более широкий законодательный контекст - например, в законодательство по реализации культурной ( например, «Основы культурной политики») , образовательной, социальной политики ;

- нужны новые современные нормативы/стандарты и. пересмотрены устаревшие нормативные требования. Необходимо расширить законодательные рамки. Например, необходимо включить в библиотечные нормативы виды работ, связанные с сетевыми и цифровыми ресурсами, обеспечением комфортности и оперативности доступа предоставления информации; а так же облегчить лицензирование и условия законного приобретения ресурсов для общественного использования на информационном рынке и т.д.; необходимо обновить, пересмотреть отдельные позиции авторского права, смягчив их для библиотек, как общедоступных институций, не имеющих коммерческих намерений, сделав законным приобретение ресурсов на информационном рынке и бесплатный доступ к ним; законодателям в «смежных отраслях» - культуре, образовании, науке, воспитании и др. - в обязательном порядке указывать на возможности привлечения к решению поставленных задач библиотек различного типа и вида, способствовать интегрированию библиотечных ресурсов с другими (музейными, архивными, образовательными и др.)

- организационный и технологический уровни:

- способствовать сохранению и расширению (обоснованному) библиотечной сети;

- способствовать сохранению института директорства региональных библиотек и постоянному профессиональному росту его представителей;

- обратить особое внимание на восстановление организации подготовки современных кадров для библиотек различного вида и типа с учетом изменения государственных стандартов, учебных программ, появлением новых технологий обслуживания, международных стандартов и систем организации знаний, обеспечивающих релевантность и пертинентность поиска и т.п. в рамках либо специализированного (вновь созданного) высшего учебного профессионального заведения (например, «Высшая библиотечно-информационная школа»), либо восстановив в полной мере бюджетные места на соответствующих факультетах в институтах культуры.

Одной из важнейших задач является формирование модели ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ через освоение ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВОГО (НООСФЕРНОГО) УРОВНЯ.

- финансовый уровень:

- обеспечить достойную зарплату сотрудникам библиотек, соответствующую уровню оплаты труда в образовательном секторе;

- обеспечить бесплатное законное подключение ВСЕХ библиотек к беспроводному Интернету;

- обеспечить комплектование фондов библиотек всех типов и видов и подписку (в том числе и на электронные издания, сетевые ресурсы, сайты, базы данных и т.п.);

- обеспечить достойный современный уровень содержания здания и помещений библиотеки, обеспечивающий комфортную среду ее пользователям, включая элементы рекреации;

- обеспечить возможность осуществления непрерывного профессионального образования, включая участие в профессиональном общении с коллегами, в том числе, с зарубежными.

- обеспечить поддержку профессиональной прессы, в том числе и в электронном формате;

- обеспечить возможность мониторинговых исследований по «узким» профессиональным проблемам.

Финансовая поддержка библиотек может складываться из средств государства, спонсоров, фондов при преимущественном участии и ответственности государства, т.к. библиотека - государственный институт.

Чрезвычайно важным является принципиальное требование - предпринять на всех уровнях -законодательном, организационном, структурном, технологическом и финансовом - для превращения библиотечной системы России (совместно с архивами и музеями) в основного поставщика культурного контента (наследия) в Интернет в рамках действующего законодательства, чтобы избежать в дальнейшем ситуации, когда Google, нелегально оцифровал практически все литературное наследие мира.

Выполнение этих условий будет способствовать укреплению роли и места в цифровой среде Библиотеки как важнейшего социального, образовательного, просветительного института, повышению общего уровня жизни народа РФ, стабилизации общественного климата, формированию более успешного молодого поколения, обладающего необходимыми компетенциями, а также достойного положения РФ в международном информационном обществе в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Розина И.Н. Цифровая революция в России: попытка исторического и терминологического анализа // Образовательные технологии и общество. - 2012. - №2 (Т.15). - С.464-482

2. Заседание Правительства (2016 г., №36). // Портал Правительства России. 9 ноября 2016 года, 13.30. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/meetings/25220/

3. Доступ и возможности для всех. Вклад библиотек и реализация повестки дня ООН до 2030г. -ИФЛА.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ifla.org/files/assets/hq/topics/libraries-development/documents/access-and-opportunity-for-all-ru.pdf

4. Кишоре Сингх Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на образование. Добавление: Миссия в Бутан, 3 июня 2015, A/HRC/29/30/Add.1 / Совет по правам человека. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.refworld.org.ru/docid/5583f1d34.html . Дата обращения: 9 января 2019.

5. Оценка вклада общедоступных библиотек в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: итоги исследования / Департамент культуры Ханты-Манс. авт.окр. -Югры, Гос. б-ка Югры ; авт.-сост. С. Ю. Волженина. - Ханты-Мансийск, 2011. - 48 с.

6. Леонов В.П. Будущее библиотеки как предмет изучения //Научные и технические библиотеки. -2012.- №9. - С.51-68.

7. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://atlas100.ru/

8. Parent, Ingrid. Future Libraries: Infinite Possibilities (Opening Address). Paper presented at: IFLA WLIC 2013 - Singapore - Future Libraries: Infinite Possibilities in Session 72 - Opening Session. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.ifla.org/269/

ПРИМЕЧАНИЯ

В работе использованы данные, предоставленные участниками Секции образовательных и просветительных учреждений при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ: Волжениной С., Козловой И., Логинова Б.Р., Маркаровой Т.С.; Мезенцевой О.П.; Соколова А.В., Шепель М.,Чудиновой В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мелентьева Юлия Петровна - член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, , зав. отделом проблем чтения НИЦ «Наука» РАН, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

ОТ РЕДАКЦИИ

Редакция электронного научного журнала "Культура: теория и практика" сердечно поздравляет Юлию Петровну Мелентьеву с избранием в члены-корреспонденты Российской академии образования и желает творческих успехов и всего самого наилучшего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.