Научная статья на тему 'Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях'

Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12791
1004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФУНКЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / MEDIUM-SIZED BUSINESS / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTITIES / ROLE OF BUSINESS ENTERPRISE / FUNCTIONS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балдина Юлия Амировна

Рассуждая о роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике страны, исследователи чаще всего отмечают повышение уровня конкуренции, их инновационную активность и социальную значимость. Во многих развитых странах устойчивость развития напрямую связана с этим сектором экономики, на долю которого приходится от 70 до 99% от общего количества предприятий и от 65% до 75% в валовом внутреннем продукте. В российской экономической системе роль малого и среднего бизнеса не столь существенна, если говорить о подобных показателях, однако, важность развития этого направления, в том числе за счет программ государственной поддержки, не отрицается уже никем. Обсуждение проблем развития малого и среднего бизнеса, как фундаментального и необходимого элемента социально-экономической системы страны, происходит на самом высоком уровне. В предлагаемой статье на основе анализа статистических данных развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России и в зарубежных странах, литературных источников автором выявлен ряд наиболее важных задач, решаемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балдина Юлия Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND POSITION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTITIES IN CONTEMPORARY ECONOMIC ENVIRONMENT

Considering the role and position of small and medium-sized businesses in national economy, the researches typically state the increase of the competition level, their innovative activity and social importance. Sustainability of many developed countries is directly connected with this sector of economy, the share of which is from 70 to 99% of the total number of enterprises and from 65% to 75% in gross domestic product. In Russian economic system the role of small and medium-sized business is not so essential considering similar indicators, however, the importance of this economy direction development, partly at the expense of state backing programs, cannot be denied any more. Discussion of development problems of small and medium-sized business as a fundamental and necessary element of social and economic system of the country is held at the highest level. The author of the present article has revealed a number of the most important tasks solved by small and medium-sized businesses on the basis of references and small and medium-sized entities development statistical data analysis in Russia and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

7

2016. Т. 26, вып. 4

Экономика

УДК 334.7.01 Ю.А. Балдина

РОЛЬ И МЕСТО СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Рассуждая о роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике страны, исследователи чаще всего отмечают повышение уровня конкуренции, их инновационную активность и социальную значимость. Во многих развитых странах устойчивость развития напрямую связана с этим сектором экономики, на долю которого приходится от 70 до 99 % от общего количества предприятий и от 65 % до 75 % в валовом внутреннем продукте. В российской экономической системе роль малого и среднего бизнеса не столь существенна, если говорить о подобных показателях, однако, важность развития этого направления, в том числе за счет программ государственной поддержки, не отрицается уже никем. Обсуждение проблем развития малого и среднего бизнеса, как фундаментального и необходимого элемента социально-экономической системы страны, происходит на самом высоком уровне. В предлагаемой статье на основе анализа статистических данных развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России и в зарубежных странах, литературных источников автором выявлен ряд наиболее важных задач, решаемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, субъекты малого и среднего предпринимательства, роль предпринимательства, функции малого и среднего бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство или малый и средний бизнес - это один из важнейших социально-экономических институтов во многих развитых экономических системах, являющийся основой существования среднего класса в современных теориях социальной стратификации. По мнению ряда специалистов, малое и среднее предпринимательство является устойчивой основой рыночной экономики.

Роль и место субъектов малого и среднего бизнеса в современных экономических условиях в разных странах можно охарактеризовать такими показателями как доля работающих в этом секторе в общей численности занятых или доля субъектов в валовом внутреннем продукте стран (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели уровня развития малого и среднего предпринимательства

в разных странах

Количество малых Доля работающих Доля малых Доля малых и средних

Страны и средних в общей и средних предприятий в общем

предприятии численности предприятий количестве

на 1000 жителей, ед. занятых, % в ВВП страны, % предприятий, %

Великобритания 27 35 50 99,5

Канада 33 47 27 98

Чехия 85 51 35 99,8

ЮАР 39 60 60 93,4

США 20 42 62 99,7

Япония 45 77 63 99,7

Россия 39 25 21 42

Примечание. Составлено автором по источникам [1; 2] по данным за 2012 г.: Росстат, Financing SMEsand Entrepreneurs 2015.

Из данных таблицы видно, что число занятых в этом секторе экономики в развитых странах составляет от 35 % и свыше 70 % (наиболее высокие показатели у Японии), а на долю ВВП приходится от 27 % и более 50 %. В России по данным [1] в 2014 году зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник, а вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны вырос по разным оценкам до 20-21 %.

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

На малые и средние компании в РФ приходится только 5-6 % от общего объема основных средств и 6 % от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Динамика количества и оборота субъектов микро-, малых и средних предприятий за период с 2008 по 2014 г. представлена в табл. 2.

За период с 2008 по 2014 г. наблюдались ярко выраженные тенденции как роста, так и некоторого снижения основных показателей функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые определенным образом «отреагировали» на экономические процессы, связанные с кризисными явлениями 2009-2010 гг. В целом за указанный период количество хозяйствующих субъектов сектора увеличилось на 17,5 %, а оборот производимой ими продукции и услуг увеличился более чем на 25 % [1].

Таблица 2

Динамика количества и оборота микро-, малых и средних предприятий в РФ

Размер Год Число предприятий Изменение, % Оборот, млн Изменение, %

предприятия (на конец года), ед. руб.

2008 17387 - 3105357 -

2009 18012 3,59 3189959 +2,72

2010 18882 4,83 3522108 +10,41

средние 2011 17703 -6,24 3925605 +11,46

2012 15826 -10,6 3928349 +0,007

2013 13684 -13,5 4295912 +9,4

2014 - - 4515819 +5,11

2008 282651 - 10093484 -

2009 227529 -19,50 8805928 -12,76

2010 219688 -3,45 10247044 +16,37

малые 2011 231562 +5,40 12909435 +25,98

2012 243537 +4,97 15116297 +17,09

2013 234537 -3,51 15679869 +3,73

2014 235579 +0,44 16692895 +6,46

2008 1052319 - 8591276 -

2009 1374661 +30,63 8067181 -6,10

2010 1415186 +2,95 7547752 -6,44

микро 2011 1593765 +12,62 7027203 -6,90

2012 1758873 +10,36 8347404 +18,79

2013 1827857 +3,92 9097316 +8,98

2014 1868201 +2,21 9699324 +6,61

Примечание. Составлено автором по источникам [1] за период с 2008 по 2014 г.

Как было отмечено в Докладе о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за 2015 г. «...совершенно очевидно, что Россия находится на начальной стадии формирования малого и среднего бизнеса. Приоритет на современном этапе - набор критической массы предпринимателей. Малого и среднего бизнеса должно стать больше, и он должен играть существенную роль в экономике» [3].

В силу масштабов деятельности малое и среднее предпринимательство носит преимущественно региональный характер и занимает значимое место в экономике региона, способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства. Ориентируясь на ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей, малое и среднее предпринимательство в определенной степени влияет на позиционирование региона в системе национального хозяйства. Во всех без исключения регионах России малый бизнес на 75-90 % использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 68-95 % удовлетворяет потребности местного рынка с ареалом охвата от одного до четырех административных районов [3].

Обладая целым рядом преимуществ, малый и средний бизнес обращает на себя внимание научного сообщества. Актуализация теоретического изучения проблем и вопросов развития субъектов

Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства.

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

9

2016. Т. 26, вып. 4

малого и среднего предпринимательства во многом обусловлена возрастающей ролью этого сектора в экономической системе регионального и муниципального уровня, изучение которых невозможно без понимания сущности базовых категорий.

Выявление сущности и специфики любой категории (не только малого бизнеса) необходимо, по нашему мнению, начать с определения его сущностных характеристик, которые для субъектов малого и среднего предпринимательства выражаются выполняемыми ими функциями. Очевидно, что малое предпринимательство с одной стороны будет обладать набором общих функций с предпринимательством как таковым, а с другой - и своим собственным. Среди наиболее важных или основных функций предпринимательства такие авторы как Ю.А. Афонин, В.С. Афанасьев, Л.С. Бабаева, А.П. Жабин, А.А. Шулус и др. [5-8] выделяют экономическую (в некоторых источниках - общеэкономическую), ресурсную, организаторскую, инновационную (или творческо-поисковую) и социальную функции. Кроме того, у некоторых авторов встречается шестая - политическая функция.

Вследствие своей массовости по сравнению с крупным бизнесом, а также приближенности к конечному потребителю, социальная функция, которую выполняет малый и средний бизнес переоценить очень сложно. Многие ученые и исследователи отмечают, что эта роль, выполняемая малым бизнесом особенно в кризисных условиях, наиболее важная. По мнению В.С. Афанасьева [6] именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса», так как выполняет функцию смягчения социальной напряженности и демократизации рыночных отношений. Согласно статистическим данным [1], объем инвестиций, направляемых государством на поддержку малого и среднего предпринимательства в кризисный период был направлен на стимулирование создания новых предприятий, содействие самозанятости оставшихся без работы граждан и финансирование новых проектов, так называемых стартапов.

На рынке труда зарубежных стран малые предприятияв качестве работодателей занимают существенное место (табл.1), что определяет еще одну социальную функцию малого предпринимательства. Ее нельзя отнести к числу отличительных особенностей малого предпринимательства, поскольку рабочие места создаются также государством, корпоративными структурами, даже некоммерческими организациями. Вместе с тем, потенциал социальной функции ниже, чем у работодателей прочих категорий, так как субъекты малого предпринимательства относятся к разряду индивидуальных предпринимателей, зачастую не использующих наемный труд. Вместе с тем, это компенсируется действием другого фактора, на который обратил внимание ряд исследователей. Выраженным преимуществом субъектов малого и среднего предпринимательства является меньшая стоимость создания рабочих мест, что используется в практической деятельности при реализации государственных социальных программ по снижению уровня безработицы. Создавая благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, государство вправе рассчитывать на появление большего числа рабочих мест, чем при взаимодействии с работодателями других категорий.

К числу социальных функций малого и среднего предпринимательства правомерно отнести, на наш взгляд, и содействие вовлечению в процесс общественного воспроизводства дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей. К ним относятся граждане, чей трудовой потенциал ограничен объективными факторами. Это пенсионеры, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери и т. п. В условиях рыночной экономики большинство работодателей не рассматривает их в качестве полноценных работников, следовательно, не в состоянии обеспечить возможность трудоустройства.

Таким образом, проведенный анализ статистических данных [1] на федеральном и региональном уровне, обзор научной литературы [3-8] выявил ряд наиболее важных задач, решаемых субъектами малого и среднего предпринимательства:

- сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством сбалансирования спроса и предложения;

- развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотиваци-онных стимулов для более полного использования знаний, умений и навыков населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;

- формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;

- создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- развитие инновационного потенциала экономики страны, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования;

- ускорение реструктуризации экономики;

- формирование среднего класса эффективных собственников;

- повышение общей эффективности экономической системы и социально-политической стабильности в обществе;

- повышение и развитие конкуренции в преодолении отраслевого и регионального монополизма;

- усиление социальной роли малого бизнеса в снижении уровня безработицы;

- развитие консолидации и взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства;

- улучшение состояния региональной экономики;

- развитие экономики муниципальных образований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.

2. Financing SMEs and Entrepreneurs 2015. An OECD Scoreboard. OECD, 2015. P. 92-201.

3. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за 2015 год. URL: // http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf.

4. Зоидов К.Х., Моргунов Е.В. Биджамова К.В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. М.: ЦЭМИ РАН, 2009. 152 с.

5. Афонин Ю.А., Жабин А.П. Малое предпринимательство в парадигме социальной инноватики. М.; Самара: Экономика, 2000.

6. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал 1993. № 2.

7. Малый бизнес в России: социальные типы и сферы деятельности / Л.Б.Бабаева и др. М.: Рос. общественно-полит. центр, 1993. 78 с.

8. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1997. № 5-6.

Поступила в редакцию 02.06.16

I.A. Baldina

THE ROLE AND POSITION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTITIES IN CONTEMPORARY ECONOMIC ENVIRONMENT

Considering the role and position of small and medium-sized businesses in national economy, the researches typically state the increase of the competition level, their innovative activity and social importance. Sustainability of many developed countries is directly connected with this sector of economy, the share of which is from 70 to 99 % of the total number of enterprises and from 65 % to 75 % in gross domestic product. In Russian economic system the role of small and medium-sized business is not so essential considering similar indicators, however, the importance of this economy direction development, partly at the expense of state backing programs, cannot be denied any more. Discussion of development problems of small and medium-sized business as a fundamental and necessary element of social and economic system of the country is held at the highest level. The author of the present article has revealed a number of the most important tasks solved by small and medium-sized businesses on the basis of references and small and medium-sized entities development statistical data analysis in Russia and foreign countries.

Keywords: small business, medium-sized business, small and medium-sized entities, role of business enterprise, functions of small and medium-sized businesses.

Балдина Юлия Амировна,

старший преподаватель кафедры логистики, экономики и управления на предприятиях транспорта, снабжения и сбыта

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

454080, Россия, г. Челябинск, просп. Ленина, 76 E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baldina I.A.,

Senior lecturer ft Department of logistics, economics and management on transportation service , supply and marketing

South Ural State University

Lenina av., 76, Chelyabinsk, Russia, 454080

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.