Научная статья на тему 'Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вузов'

Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / САМОСОЗНАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВР / SOCIAL SKILLS / SELF-AWARENESS / COMMUNICATION / TEAM INTERACTION / CONFLICT INTERACTION / SKILLS AND ABILITIES / COMPETENCIES / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Наталия Викторовна

В статье автор проводит анализ на соответствие социальных навыков ключевым компетенциям бакалавров различных направлений подготовки. Источниками анализа являются федеральные образовательные стандарты нового поколения. В статье сделаны выводы о роли социальных навыков в структуре навыков и умений будущих выпускников экономических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF SOCIAL SKILLS IN STRUCTURE OF COMPETENCES OF BACHELORS OF ECONOMIC UNIVERSITIES

In the article the author analyzes the social skills for compliance withthe key competencies of bachelors of different directions of training. The sources of the analysis are the federal educational standards of new generation. The article makes the conclusions about the role of social skills in the structure of the skills and abilities of future graduates of economic institutions.

Текст научной работы на тему «Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вузов»

УДК 316.47

Емельянова Наталия Викторовна

аспирантка кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского университета управления и экономики тел.: (911) 904-00-02

РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Emelyanova Natalia Viktorovna

post-graduate student of the chair of sociology and human resource management, St. Petersburg State University of Management and Economics tel.: (911) 904-00-02

ROLE AND PLACE OF SOCIAL SKILLS IN STRUCTURE OF COMPETENCES OF

BACHELORS OF ECONOMIC UNIVERSITIES

Аннотация:

В статье автор проводит анализ на соответствие социальных навыков ключевым компетенциям бакалавров различных направлений подготовки. Источниками анализа являются федеральные образовательные стандарты нового поколения. В статье сделаны выводы о роли социальных навыков в структуре навыков и умений будущих выпускников экономических вузов.

Ключевые слова:

социальные навыки, самосознание, общение, командное взаимодействие, конфликтное взаимодействие, умения и навыки, компетенции, бакалавр.

The summary:

In the article the author analyzes the social skills for compliance withthe key competencies of bachelors of different directions of training. The sources of the analysis are the federal educational standards of new generation. The article makes the conclusions about the role of social skills in the structure of the skills and abilities of future graduates of economic institutions.

Keywords:

social skills, self-awareness, communication, team interaction, conflict interaction, skills and abilities, competencies, bachelor.

Современная экономика России требует высокопрофессиональных специалистов и менеджеров в различных секторах промышленности и видах услуг. «Кузницами» кадров на позиции менеджеров в различных сферах деятельности являются современные экономические вузы, ведущие подготовку бакалавров по направлениям экономики и управления.

Стандарт высшего образования нового поколения предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и навыкам будущих выпускников экономических специальностей, но и к личностным качествам и социальным навыкам будущих управленцев.

Следует отметить, что навыки формируются на пересечении знаний, умений и желания. Где знание - это теоретическая парадигма, определяющая, что делать и зачем. Умение дает представление о том, как делать. А желание - это мотивация: хочу делать. [1, с. 52]. Таким образом, сформированный навык становится компетенцией будущего специалиста.

В рамках данной статьи автор представляет итоги анализа о степени представленности и роли социальных навыков среди общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых у студентов в ходе обучения в экономических вузах по управленческим специальностям в сфере политической, экономической и социальной видам деятельности.

В общем виде социальные навыки - это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми. Цель использования социальных навыков - это создание согласия и взаимопонимания с другим человеком или группой.

На основе проведенного анализа определений и структуры социальных навыков, представленных в работах зарубежных и российских авторов, была составлена следующая структура социальных навыков.

Таблица 1 - Структура социальных навыков

Навыки Описание

Самосознание и уверенность в себе - Образ мыслей - Саморефлексия - Проявление уверенности в себе через язык жестов - Внешний вид и имидж

Продолжение таблицы 1

Эмпатия - Проявление сочувствия - Проявление искренней заинтересованности - Умение говорить и принимать комплименты

Навыки общения - Эмпатическое, активное слушание - Умение разговаривать спокойно и не напрягаясь - Умение контролировать, когда, как и сколько говорить о себе - Визуальный контакт - Рефлексия - Понимание языка жестов и умелое использование невербальной коммуникации

Командное взаимодействие - Командный игрок - Способность создавать атмосферу согласия - Навыки командного взаимодействия - Выполнение обязательств и сроков

Конфликтное взаимодействие и решение проблем - Умение управлять разногласиями - Самостоятельно находить решение проблем. - Умение говорить «нет» - Умение управлять негативными эмоциями

Как видно из таблицы, социальные навыки - это комплексное понятие, включающее в себя как личностные навыки, так и навыки, обеспечивающие высокую компетенцию на межличностном и групповом уровнях взаимодействия.

Основными источниками для анализа стали требования к результатам освоение основных образовательных программ бакалавриата, представленные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки.

Для анализа были выбраны следующие направления подготовки бакалавров: 080100 -экономика, 080200 - менеджмент, 080400 - управление персоналом, 081100 - государственное и муниципальное управление, 030900 - Юриспруденция, 031600 - реклама и связи с общественностью, 031900 - Международные отношения, 100400 - Туризм, 100100 - Сервис, 040100 - Социология, 040400 - Социальная работа. По представленным выше направлениям готовят будущих управленцев, особенно в рамках направлений с кодом 080000 - экономика и управление. Также выбор был обусловлен наибольшей популярностью и представленностью данных специальностей в ведущих экономических вузах Санкт-Петербурга.

Принципы анализа нормативных документов: поиск качественного соответствия между формулировками компетенций и социальными навыками, а также количественное распределение социальных навыков по направлениям подготовки бакалавров. Рассматриваемые социальные навыки были разделены на 4 большие подгруппы с обобщенными названиями «самосознание», «общение», «команда», «конфликт». В ходе анализа, если формулировка компетенции соответствовала по содержанию тому или иному социальному навыку, то ей присваивалось соответствующее кодовое слово.

По итогам анализа, было выявлено, что социальные навыки присутствуют в структуре компетенций всех представленных направлений подготовки бакалавров. Причем больше социальных навыков среди общекультурных компетенций (ОК), что составило от 23,5 % до 42 % от общего числа ОК. Это обусловлено тем, что ОК включают в себя навыки и умения человека, характеризующие его как активного члена общества и необходимые ему для эффективного взаимодействия с другими людьми. А как было отмечено выше, именно развитые социальные навыки позволяют быть эффективными в социальном взаимодействии.

Подводя итог количественного исследования, можно заметить, что больше всего социальных навыков среди ОК прописано в образовательных стандартах подготовки бакалавров по направлениям «Международные отношения», «Сервис» и «Управление персоналом» (9, 8 и 7 компетенций соответственно). При этом в структуре профессиональных компетенций (ПК) больше всего социальных навыков представлено в таких направлениях подготовки бакалавров, как «Государственное и муниципальное управление» - 7 компетенций, соответствующих критериям, «реклама и связи с общественностью» и «социальная работа» - по пять компетенций. Как известно, во всех этих специальностях успех деятельности во многом зависит от наличия у специалиста развитых социальных навыков. И можно с уверенностью сказать, что работник кроме профессиональных навыков должен обладать следующими характеристиками: уверенный в себе, обладающий эмпатией и развитыми коммуникативными навыками, умеющий работать в команде и умеющий решать разногласия, управлять своими эмоциями.

Следует также отметить, что в структуре рассмотренных ОК чаще всего встречаются социальные навыки из категорий «самосознание» (35 раз) и «общение» (17 раз), в меньшей степени представлена категория «команда» (12 раз) и практически отсутствует категория «конфликт» (1 раз). Такое распределение можно объяснить тем, что персональные характеристики, влияющие на самосознание, являются основой для формирования всех остальных навыков и умений. Также следует отметить, что именно благодаря развитому самосознанию формируются в дальнейшем лидерские навыки, необходимые в управленческой деятельности. В структуре профессиональных компетенций распределение выглядит иначе: «самосознание» встречается 4 раза, «общение» - 13 раз, «команда» - 7 раз, «конфликт» - 7 раз. В данном случае, в профессиональной деятельности важную роль играет то, как человек умеет общаться и взаимодействовать с другими участниками, вести себя в проблемных и конфликтных ситуациях.

Качественный анализ отобранных компетенций позволяет, во-первых, рассмотреть требования образовательного стандарта к уровню развития социальных навыков бакалавров и, во-вторых, сформулировать социальный образ выпускника экономического вуза.

Нами были рассмотрены ОК по 11 направлениям подготовки. При распределении их по категориям социальных навыков некоторые формулировки совпадали. Следует обратить особое внимание, что во всех одиннадцати направлениях подготовки бакалавров представлены три ОК, описывающие основу социальных навыков: 1) владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

2) способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

3) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, обладание навыками организации и координации взаимодействия между людьми. Это еще раз подтверждает важную роль социальных навыков в структуре компетенций бакалавров, будущих менеджеров и управленцев.

Анализируя список отобранных компетенций в категории «самосознание», можно заключить, будущий выпускник экономического вуза является самостоятельным и здравомыслящим человеком, стремящимся к личностному и профессиональному развитию; он осознает социальную значимость выбранной профессии и проактивно достигает поставленных целей. Данная характеристика соответствует социальным навыкам «самосознание и уверенность в себе», представленных в таблице 1.

Суммируя компетенции, которые относятся к категории «общение», можно отметить, что бакалаврам предъявляются высокие требования в отношении уровня навыков коммуникации. Выпускник вуза должен «логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь» и уметь осуществлять различные виды делового общения. Кроме того, он еще должен быть этичным, способным к компромиссу, уважать и принимать точку зрения других участников коммуникативного процесса, что является результатом проявления таких социальных навыков, как эмпатия и рефлексия.

Анализируя ОК, отнесенные к категории социальных навыков «команда», можно предположить, что для успешной кооперации с коллегами и работе в коллективе бакалавру следует развивать следующие социальные навыки: навыки «командного игрока» и командного взаимодействия, способность создавать атмосферу согласия и доверия в коллективе.

Как отмечалось выше, среди ОК практически не представлены социальные навыки конфликтного взаимодействия и решения проблем. В требованиях к подготовке бакалавров по направлению 100400 «Туризм» указана компетенция «способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии». Но при этом навыки взаимодействия в ситуации конфликта более широко представлены в профессиональных компетенциях, учитывающих специфику той или иной сферы деятельности.

Так как ПК учитывают специфику работы будущих выпускников, то формулировки компетенций не совпадают. В рамках анализа была предпринята попытка систематизации этих компетенций.

ПК, относящиеся к категории «самосознание», включают: 1) навыки самоорганизации и саморегуляции, 2) личностные и моральные качества: способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В категории «общение» были выделены: 1) умения использовать коммуникативные техники и современные информационные технологи; 2) навыки по созданию, развитию и поддержанию межличностных контактов и отношений; 3) способности по организации и управлению коммуникационным процессом на межличностном и групповом уровнях. К «команде» были отнесены следующие категории компетенций: 1) навыки работы в команде и трудовых коллективах; 2) способность организовать и управлять деятельностью группы, коллектива, команды; 3) навыки по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. В ситуации конфликтного взаимодействия бакалавр должен проявить следующие социальные навыков: 1) умение предупре-

ждать и разрешать проблемные и конфликтные ситуаций с помощью медиативных технологий; 2) способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков.

Предложенная выше классификация позволяет представить, как социальные навыки могут быть реализованы в профессиональной деятельности выпускников.

Резюмируя, следует отметить, что высшие учебные заведения - важный этап в социализации личности и формировании человека как профессионала. Именно в вузе происходит окончательная социализация человека как будущего работника. Социальные навыки, прошедшие долгий путь формирования в семье и школе, могут стать конкурентным преимуществом, а их недостаточное развитие или отсутствие может привести к профессиональным неудачам.

Подводя итог анализу степени включенности социальных навыков в требования, предъявляемые к компетенциям бакалавров, можно сделать следующие выводы. Во-первых, социальные навыки представлены во всех требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. Так как их процентное соотношение в общекультурных компетенциях составляет 23,5 % - 42 %, а в профессиональных - до 14,3 %, то можно утверждать, что социальные навыки играют значительную роль в формировании будущего профессионала.

Во-вторых, на основе проведенного анализа нам удалось составить социальный образ выпускника экономического вуза. Бакалавр по рассмотренным направлениям подготовки является самостоятельным и здравомыслящим человеком, стремящимся к постоянному развитию. Он осознает социальную значимость выбранной профессии и проактивно достигает поставленных целей как в личной, так и профессиональной жизни. Выпускник вуза должен аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь, уметь осуществлять различные виды делового общения. Кроме того, он еще должен быть этичным, способным к компромиссу, уважать и принимать точку зрения других участников коммуникативного процесса, что является результатом проявления таких социальных навыков, как эмпатия и рефлексия. Можно предположить, что для успешной кооперации с коллегами и работе в коллективе бакалавру следует развивать навыки «командного игрока» и командного взаимодействия, способность создавать атмосферу согласия. В отношении конфликтного взаимодействия выпускник должен владеть технологиями разрешения конфликтов и навыками коммуникации в стиле «выигрыш-выигрыш».

Ссылки: References (transliterated):

1. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффектив- 1. Kovi Stiven R. Sem' navykov vysokoeffektivnykh ных людей: мощные инструменты развития лич- lyudey: moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti /

ности / пер. с англ. М., 2009. transl. from Engl. M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.