РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ С БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Д.А. МИТЮШИН,
старший преподаватель кафедры специальной техники, Московского университета МВД России, кандидат технических наук, подполковник милиции
12.00.00 — юридические науки E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуются потенциальные возможности систем и комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) для решения задач, стоящих перед органами внутренних дел (ОВД). Даны предварительные предложения по месту данных технических средств в системе ОВД.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, БЛА, органы внутренних дел, решаемые задачи, авиационный отряд.
THE ROLE AND THE PLACE
OF THE UNMANNED AERIAL VEHICLE SYSTEMS AND COMPLEXES IN ACTIVITIES OF ORGANS OF INTERIOR OF RF
D.A. MITYUSHIN,
Moscow university of MOI of Russia, Senior lecturer of special equipment department, candidate of technical science, lieutenant colonel of militia)
Annotation. In this article are explored the potential facilities of the unmanned aerial vehicle (UAV) systems and complexes for the solving of problems facing the organs of interior. Here are also presented tentative proposals about the place of the UAV systems in the organs of interior system.
Key words: unmanned aerial vehicle, UAV, organs of interior, solvable tasks, aviation group.
В последнее время во всем мире наблюдается повышенный интерес разработчиков и потенциальных потребителей к комплексам и системам с БЛА. При этом в качестве потребителей выступают как военные, так и гражданские (в т.ч. коммерческие) организации. Правоохранительные органы различных стран также проявляют повышенный интерес к комплексам с БЛА. В то же время, например в США, по данным компании UAVMarketSpace, Inc. [6] совместно с НАСА [5] применение систем с БЛА в интересах полиции относится к коммерческому (гражданскому) использованию, в отличие от военного применения в интересах Вооруженных сил. В нашей стране авиация органов внутренних дел, согласно ст. 22 Воздушного кодекса РФ [1], относится к государственной авиации. Повышенный интерес правоохранительных структур к беспилотной авиации вызван теми преимуществами, которыми данные комплексы с БЛА обладают по сравнению с пилотируемой авиацией, а именно:
• практическое отсутствие или минимум авиационной специфики, что позволяет применять комплексы с БЛА в неавиационных формированиях ОВД;
• отсутствие необходимости в аэродромах и аэродромной инфраструктуре, а также в аттестованных посадочных площадках;
• достаточная вариабельность структуры комплекса с БЛА, определяемой перечнем решаемых задач, массой и количеством БЛА, одновременно перевозимых подвижными единицами наземной части (НЧ) комплекса;
• мобильность комплекса с БЛА;
• практическое отсутствие ограничений на перегрузки для БЛА в связи с отсутствием на борту пилота;
• отсутствие необходимости наличия у операторов систем и комплексов с БЛА навыков пилотирования;
• более широкий диапазон пого дно-климатических условий применения;
• возможность применения в районах природных и техногенных катастроф, когда применение
пилотируемой авиации невозможно или нецелесообразно;
• достаточно низкая акустическая, оптическая и даже радиолокационная заметностъ БЛА;
• высокая вероятность живучести при обстреле БЛА из стрелкового оружия;
• достаточно низкая стоимость разработки, производства и эксплуатации комплексов с БЛА;
• незначительная стоимость подготовки обслуживающего персонала и т.д.
В то же время, системам и комплексам с БЛА присущ ряд недостатков. Среди них можно выделить:
• недостаточная проработанность юридической базы, регламентирующей применение систем и комплексов с БЛА в гражданской сфере1;
• средства с БЛА отнесены к технике двойного назначения, и вполне возможно их применение и использование в противоправных целях;
• недостаточно разработаны организационные и технические мероприятия по защите от несанкционированного применения комплексов и систем с БЛА.
Применение комплексов и систем с БЛА в деятельности ОВД целесообразно в тех случаях, когда не требуется перевозка людей и грузов, а также в ряде случаев в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и специальных операций (СО). Исходя из этого, можно определить следующие задачи, решаемые в интересах ОВД, которые целесообразно возложить на системы и комплексы с БЛА с учетом перспектив их развития:
• мониторинг земной поверхности;
• ретрансляция радиосигналов;
• постановка помех;
• контроль и сопровождение различных объектов;
• специальные ударные задачи.
1. Мониторинг земной поверхности может проводиться с целью:
• контроля дорожной обстановки, особенно на критических участках автодорог, в районах мостов, переправ, бродов, как правило, за пределами крупных населенных пунктов (в интересах ДПС ГИБДД);
• участия в поиске угнанных автомобилей (в интересах подразделений криминальной милиции);
• поиска путей объезда автомобильных заторов (в интересах патрульных экипажей и автомобилей различных оперативных служб);
• поиска и обнаружения участков произрастания наркосодержащих культур и наблюдения за выявленными районами (в интересах подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков);
• контроля обстановки в районе железнодорожных путей, мостов, пристаней, причалов (в интересах ОВДТ совместно с подразделениями охраны ОАО «РЖД» и предприятий речного и морского флотов);
• поиска и обнаружения беглых преступников, как правило за пределами крупных населенных
пунктов (при проведении соответствующей СО совместно с подразделениями ФСИН);
• наблюдения с воздуха за проведением массовых мероприятий (в интересах созданного оперативного штаба);
• контроля и наблюдения за участками местности в районах техногенных и природных катастроф, чрезвычайных происшествий с целью наблюдения за развитием текущего процесса и информирования о нем соответствующих служб, выявления фактов мародерства и т.п. (в интересах МОБ, криминальной милиции совместно с подразделениями ВВ МВД и МЧС России);
• поиска и обнаружения бандформирований и контроля хода выполнения СО по их уничтожению (для подразделений спецназначения милиции и подразделений ВВ МВД России);
• предоставления оперативной информации из района массовых беспорядков, вооруженного мятежа и т.п. для эффективного проведения СО (в интересах соответствующих штабов и структур).
Для этого БЛА должны быть оснащены телевизионной (ТВ) и инфракрасной (ИК) аппаратурой (спектрального диапазона 3...5 и 8...14 мкм), а также спектрозональной, спектроионизационной аппаратурой и, по возможности, аппаратурой гиперспектрального анализа.
2. Ретрансляция радиосигналов может осуществляться с целью обеспечения бесперебойной радиосвязи во временных оперативных радиосетях, а также для передачи информации от радиозакладных устройств при проведении ОРМ или СО.
Для этого в качестве целевой нагрузки2 (ЦН) для БЛА должны быть использованы устройства ретрансляции в соответствующих частотных диапазонах.
3. Постановка прицельньх помех может осуществляться с целью подавления средств сотовой, транкинговой, спутниковой и конвенциональной радиосвязи правонарушителей при проведении СО по пресечению деятельности организованных преступных группировок и бандформирований для дезорганизации управления данными группировками и формированиями.
В качестве ЦН БЛА в этом случае должна быть использована аппаратура постановки помех в диапазонах работы данных видов радиосвязи.
4. Контроль и сопровождение различных объектов. При проведении ОРМ или СО достаточно часто возникают задачи по контролю за деятельностью и состоянием объекта. В этом случае воздушное наблюдение совместно с наземным может существенно облегчить данную задачу, особенно в малонаселенной местности и в случае применения предполагаемыми преступниками контрразведывательных мероприятий. Решение данной задачи может быть весьма полезным при наблюдении за движущимися объектами, как правило, за транспортными средствами.
В этом случае в качестве ЦН БЛА должна быть использована аппаратура видеонаблюдения высокого разрешения, ИК и ночная (низкоуровневая) ТВ аппаратура. Также может быть использована аппаратура радиоретрансляции, однако в случае наблюдения за движущимися объектами, необходимо совместное использование видовой3 и радиоретрансляционной аппаратуры.
5. Специальные ударные задачи. В данную группу задач входит применение с использованием БЛА против преступников специальных боеприпасов светозвукового, раздражающего, ударно-непроникающего и термобарического воздействия, а также боеприпасов в обычном снаряжении. Применение данных боеприпасов возможно в условиях, когда обычное их применение невозможно (затруднено), нецелесообразно или неэффективно. Для выполнения комплексами и системами с БЛА специальных ударных задач необходимо решить следующие технические задачи, а именно разработку:
• специальных боеприпасов с контактным или дистанционным взрывателем;
• систем крепления данных боеприпасов на БЛА;
• систем прицеливания и точного сброса.
Разумеется, здесь речь идет не о «ковровой» бомбардировке, а о точечных воздействиях на объект. Кроме того, необходимо проведение сравнительной технико-экономической оценки применения данных спецсредств с помощью БЛА и в обычных режимах применения в зависимости от условий, тактики применения, и на основе данной оценки осуществление выбора тех возможных вариантов, где использование БЛА будет более предпочтительным, по сравнению с существующими способами применения данных спецсредств. Дополнительно к этому, возможно, возникнет необходимость в разработке соответствующих правовых норм.
Таким образом, рассмотрены основные задачи, потенциально решаемые комплексами и системами с БЛА в интересах ОВД.
Что касается места БЛА в системе МВД, то необходимо отметить следующее. В настоящее время комплексы и системы с БЛА входят в авиационные формирования МВД, а именно в Центр авиации МВД РФ и в авиационные отряды специального назначения ОВД РФ [4], где они выполняют свои задачи [2, 3, 4]. Однако там, где необходимо постоянное патрулирование и наблюдение, с точки зрения автора, формирования ОВД (либо ВВ МВД), должны иметь в своем составе подразделение, оснащенное системами и комплексами с БЛА, которое подчиняется начальнику данного формирования. Например, для контроля сложных участков дорог в отдельном батальоне (полку) ДПС может быть сформирован взвод воздушного наблюдения, или в подразделениях ОВД по охране особо важных и режимных объектов - также взвод воздушного наблюдения.
Однако, чтобы принять или отвергнуть данное
предложение, необходимо проведение математического моделирования применения комплексов и систем с БЛА при решении данных задач для сравнения с альтернативными средствами, методами и приемами. Кроме того, может возникнуть необходимость проработки ряда юридических вопросов введения подразделений, оснащенных системами и комплексами с БЛА в неавиационные формирования ОВД.
В качестве прецедента можно рассмотреть комплексы с БЛА, применяемые в армии США4. Системы, применяемые в интересах бригады или дивизии, находятся на вооружении данной бригады (дивизии) и подчиняются командиру бригады (дивизии). Налицо полное отсутствие вмешательства авиационных формирований в деятельность комплексов с БЛА в данных войсковых структурах. Что касается полиции, то необходимо отметить следующее. Например, отмечается [6], что БЛА Aerostar (фирма Aeronautics Defense Systems, Израиль) осуществлял полет в интересах дорожной полиции Израиля. При этом оператор управления полетом находился в наземном пункте управления, в тоже время в пяти патрульных машинах на оконечные устройства осуществлялся прием информации с борта БЛА, т.е. в данном случае ни о каких авиационных формированиях полиции речь не идет. БЛА DraganfyerX6 UAVRC [7], который применялся в интересах дорожной полиции Канады (полицейское управление провинции Онтарио и полиция г. Саксатун) в ежедневных полицейских операциях. Кроме того Федеральные органы власти США в области авиации (United States Federal Aviation Authority) выдали БЛА Draganflyer X6 UAV RC разрешение на использование его в управлении шерифа г. Меса при проведении полицейских операций. Здесь также речь не идет об авиационных подразделениях полиции.
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить следующее.
Вопросы применения комплексов и систем с БЛА в деятельности ОВД являются актуальными, их применение возможно при решении различных задач как подразделениями МОБ, так и подразделениями криминальной милиции. Ряд из перечисленных задач очевиден, другие же требуют дополнительных исследований с использованием методов математического моделирования в плане определения целесообразности и технико-экономической оценки эффективности их решения с использованием комплексов и систем с БЛА с учетом различных факторов (например, частота возникновения той или иной ситуации, возможность применения альтернативных средств и методов решения той или иной задачи и их сравнительная стоимость и т.д.), а также с учетом практического опыта применения данных систем в ОВД.
Введение систем и комплексов с БЛА в структуру авиации ОВД вполне оправдано. В то же вре-
мя, опыт эксплуатации данного вида техники как у нас, так и за рубежом показывает, что с точки зрения максимальной близости и доступности систем и комплексов с БЛА для потребителей, используемых для выполнения постоянно возникающих одних и тех же (или похожих) задач, целесообразно создание специальных подразделений, оснащенных системами и комплексами БЛА при органах внутренних дел, не являющихся авиационными формированиями (например, полки (отдельные батальоны) ДПС, подразделения по охране особо важных и режимных объектов и т.д.). Однако, данное положение также требует проведения дополнительных исследований.
1 Для государственной и экспериментальной авиации данный тезис не актуален
2 Целевая нагрузка — часть полезной нагрузки летательного аппарата, предназначенная для выполнения конкретной задачи.
3 Видовая аппаратура — аппаратура, предъявляющая оператору информацию в виде изображения объекта. К видовой аппаратуре относят ТВ, ИК, спектрозональ-ную аппаратуру и технику ночного видения.
4 Сделана ссылка на армейские формирования, так как комплексы с БЛА изначально применялись в интересах Вооруженных сил, и лишь значительно позже ими заинтересовались правоохранительные органы
Литература
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ (ред. от 18 июля 2009 г.). [Электронный ресурс] // ЗАО «КонсультантПлюс» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi. (дата обращения 23.04.2010 г.).
2. Приказ МВД РФ от 1 октября 2003 г. № 763 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. № 542 (в ред. Приказа МВД РФ от 24 октября 2008 г. № 910, с изм., внесенными Приказами МВД РФ от 1 апреля 2004 г. № 209, от 12 ноября 2004 г. № 734). [Электронный ресурс] // ЗАО «КонсультантПлюс» URL: http://base. consultant.ru/. (дата обращения 26 апреля 2010 г.).
3. Приказ МВД РФ от 17 декабря 2003 г. № 990 «Об утверждении положения о Центре авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 20 мая 2004 г. № 309, от 26 ноября 2004 г. № 775, от 29 июня 2006 г. № 510, от 24 октября 2008 г. № 910). [Электронный ресурс] // ЗАО «КонсультантПлюс» URL: http://base.consultant.ru/. (Дата обращения 26.04.2010 г.).
4. Приказ МВД РФ от 6 мая 2004 г. № 276 «Вопросы деятельности авиационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации». (в ред. Приказа МВД РФ от 29 июня 2006 г. № 510). [Электронный ресурс] // ЗАО «КонсультантПлюс» URL: http:// base.consultant.ru/. (дата обращения 26.04.2010 г.).
5. A Report Overview of the Civil UAV Capability Assessment. // Prepared By: Timothy H. Cox (NASA), Christopher J. Nagy (NASA), Mark A. Skoog (NASA), Ivan A. Somers (CSM, Inc.), Ryan Warner (NASA). [Электронный ресурс] URL: // http://www.uavm.com/images/ NASA_UAV_Assessment_Report_Over view.pdf. (Дата обращения 23 апреля 2010 г.).
6. Aerostar UAV In Police Role (by Staff Writers Tel Aviv, Israel (SPX) Mar 14, 2006). [Электронный ресурс] // URL: http://www.spacewar.com/reports/ Aerostar_UAV_ In_Police_Role.html. (Дата обращения 20 апреля 2010 г.).
7. Draganflyer RC Helicopter used for Urban Traffic Police Investigation. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.rchelicopter.com/2009/12/16/draganflyer-rc-heli-copter-used-for-urban-traffic-police-investigation/. (Дата обращения 20 апреля 2010 г.)