Научная статья на тему 'Роль и место семьи в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи'

Роль и место семьи в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1205
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдушукурова Икбол Кучкаровна

В статье показаны требования, которые ставятся в семье перед ребенком со стороны родителей и которые усваиваются ребенком как методы поведения и образа жизни в семье. Также раскрывается место семьи в воспитании у молодого поколения патриотизма и гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место семьи в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ И МЕСТО СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У МОЛОДЕЖИ Абдушукурова И.К.

Абдушукурова Икбол Кучкаровна - старший преподаватель, кафедра истории,

Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показаны требования, которые ставятся в семье перед ребенком со стороны родителей и которые усваиваются ребенком как методы поведения и образа жизни в семье. Также раскрывается место семьи в воспитании у молодого поколения патриотизма и гражданской позиции.

Ключевые слова: семья, воспитание, формирование, патриотизм, гражданская позиция.

Патриотизм и гражданскую позицию у молодого поколения нельзя сформировать только лишь изучением истории Отечества, заучиванием стихов и песен о Родине, чтением рассказов о Родине и гражданском долге. Основой гражданской позиции является патриотизм. Патриотизм - не природное качество, это социальное достоинство, оно не передается по наследству от дедов и отцов, а формируется в семье и в коллективе.

Составляющими гражданской позиции молодежи являются такие качества личности, как патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, городу, стране); :активная жизненная позиция; нравственность; творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение [2, с. 62].

Для того, чтобы в современном обществе материальные богатства не необходимо воспитывать и формировать у молодежи патриотизм, гражданскую и жизненную позицию, духовные и нравственные качества.

В Узбекистане для воспитания физически выносливого, бодрого, интеллектуально развитого поколения создана система сотрудничества семьи, махалли и образовательного учреждения, к которой привлечена широкая общественность и ННО [1, с. 140]. Вместе с тем, каждый из этих институтов гражданского общества призван уделять внимание восптанию молодёжи всех возрастных групп, особенно неорганизованной молодежи. Следует отметить, что особое место в формировании патриотизма, жизненной и гражданской позиции занимает семья. Положительное влияние оказывают старшее поколение, средства массовой информации, ближнее окружение, друзья, любимые люди, учебные заведения. Однако, несомненно, что в первые годы жизни детей, в годы детства, юности решающую силу имеет семья. Именно в семье происходит формирование жизненных приницпов и устоев, привычек и качеств личности.

Воспитание детей в семье зависит от семейных отношений, от преобладающих в ней интересов и ценностей. Дети получают в семье первые уроки гражданственности. Какие традиции отношений с людьми внесет с собой ребенок сначала в школу, а затем и в общество, зависит от семьи, то есть от отношений в первичной социальной среде. Для того, чтобы ребенок рос хорошим человеком, он каждый день должен быть свидетелем и участником дружеских, справедливых, милосердных отношений в своей семье.

Воспитание патриотизма и гражданственности предполагают формирование у человека активной жизненной позиции. То есть социальные и личные интересы должны сознательно гармонировать, личные интересы должны подчиняться общественным интересам, должны воспитываться чувства долга и ответственности, единства слова и дела.Для того, чтобы воспитывать у детей высокие нравственные

184

принципы родители сами должны соблюдать эти нравственные принципы. При этом важно создать положительный социально-нравственный опыт семьи, а также учесть то, как этот опыт усваивается ребенком, какие стороны семейной жизни принимаются им и какие отвергаются.

Если ребенок видит с каким уважением относятся люди к его родителям, членам семьи, он захочет, чтобы в будущем его тоже также уважали. Дети должны понимать, что такое уважение можно достичь достойной жизнью, соблюдением нравственных норм и правил поведения. Наблюдая за разговором родителей, за их поведением и отношением к жизни, ребенок овладевает понятиями любви к Родине, чести и достоинства, долга. То есть, одним из важным условий воспитания гармонично развитого поколения является пример родителей, членов семьи, их полноценная жизнь, соблюдение ими норм поведения.

Формирование исторических, патриотических представлений в семье начинается с рассказов о героизме старших родственников, с рассказов о Родине, об известных людях, с патритотических песен, с просмотра фильмов о войне и т.д. Такие рассказы и песни положительно влияют на процесс усвоения гражданско-патриотических ценностей в семье. Если в семье сохраняется память о славных исторических событиях, об участвовавших в них предках, в таких семьях воспитываются настоящие патриоты и граждане.

В 2018 году в Узбекистане широко отметили 9 мая - День Памяти и почестей. Главными девизами праздничных мероприятий стали - «Достоинство человека велико, память священна» и «Мужество, долг и преданность». Во всех областных центрах и в Ташкенте были проведены парады, концерты, посещения и поздравления ветеранов на дому. Проведены также мероприятия по разъяснению подвига, отваги ветеранов войны и тыловиков в годы Второй мировой войны, военнослужащих и служащих органов внутренних дел и правозащитников, погибших в мирные дни на своем посту во время исполнения служебного долга, встречи с их семьями и другие мероприятия. Все это позволило убедиться, что такие мероприятия оказывают действенное влияние на воспитание у молодежи патриотизма и чувства гражданского долга, чувства гордости за свою страну и за своих дедов и отцов, внесших вклад в дело Победы, и за их героизм на трудовом фронте.

В настоящее время сокращается число ветераном Второй мировой войны. Их боевые ордена и медали, благодарности и почетные грамоты, фотографии и письма остаются в семье. Эти памятные вещи должны сохраняться в семье, они могут быть использованы в качества средства, оказывающего глубокое эмоциональное влияние. Необходимо превратить в традицию поздравление ветеранов войны и труда в праздничные дни. Детям стоит напоминать о том, что они проявили героизм и отвагу на войне и в тылу, в труде и в службе. Также следует объяснить, что необходимо чтить их память, быть внимательными не только к своим родственникам-ветеранам, но и к живущим поблизости.

Таким образом, в воспитании молодого поколения всесторонне развитыми людьми, имеющими свою гражданскую и жизненную позицию, патриотами и духовно богатыми роль и место семьи неизмеримы. Сесмья является первичной социальной средой, где у молодого поколения формируются личные качества и достоинства, гражданская позиция, различные умения и навыки.

Список литературы

1. Абдушукурова И.К., Самадов Б.К. О мерах по борьбе против торговли людьми // Научный журнал, 2016. № 6 (7). С. 140-141.

2. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан...»: формирование гражданской позиции личности. М.: Просвещение, 1998. 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.