4. Кошарная С.А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. - Белгород: Изд-во БЕЛГУ, 2002.
5. Ларина Т. В. Англичане и русские. Язык. Культура. Коммуникация. - М.,
2013.
6. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
7. Hall E.T. and Hall M.R. Understanding Cultural Differences: Germans, French and Americans. -Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 1990.
8. Hofstede G.H. Cultures and Organizations Software of the mind.-London: McGraw-Hill Book Company Limited, 1991.
9. Wierzbicka A. Dusha (soul), toska (earning) and sud'ba (fate): Three key concepts in Russian language and Russian Culture // Zygmunt Saloni. - Bialystok. Bialystok University Press, 1999.
А.В. Скворцов
Роль и место проблемного обучения в современной системе подготовки бакалавров педагогического образования
Современная система высшего профессионального образования предполагает в процессе обучения формирование творческого мышления личности, способной совершенствоваться в своей профессиональной и общественной деятельности.
В последнее время особо усилено внимание к подготовке специалистов в области педагогического естественно-научного образования [9]. Это связано с вступлением Российской Федерации в единое европейское образовательное пространство и принятием Болонской системы высшего профессионального образования.
Противоречие между объективными потребностями общества в подготовке профессионально-творческой личности бакалавров в вузе и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ по формированию компетенций и творческого мышления обусловили проблему, заключающуюся в необходимости выявления и систематизации различных методов, которые позволят повысить уровень формирования творческого мышления у бакалавров педагогического образования в контексте проблемного обучения.
На наш взгляд, именно проблемное обучение активизирует творческое начало личности, способствующее формированию такого её нового качества, как компетентность. Мы придерживаемся теории, разработанной А.М. Матюшкиным о путях формирования творческого мышления.
Проблемное обучение способствует творческому подходу обучающихся к процессу освоения новых знаний, формированию познавательной самостоятельности и творческого мышления,
73
высокому уровню их мотивации и органичному усвоению знаний. Под воздействием проблемного обучения формируется не только заинтересованность в изучаемой дисциплине, но и воспитывается устойчивый интерес к самостоятельной поисковой деятельности познавательного характера. Следом возникший интерес к поиску превращается в мотивацию, включение обучающегося в активную исследовательскую деятельность [5]. При проблемном обучении объектом осознания являются проблемы, задачи, для решения которых необходимо освоение методов, средств и приёмов. Происходит формирование творческого мышления, расширение поля практического применения в жизни полученных знаний [2].
Предметом исследования современной «болонской» педагогики является компетентностное развитие студентов в процессе обучения. Главным показателем гармоничной, всесторонне развитой личности является высокий уровень её мыслительных способностей, в том числе творческих, предполагающих, в свою очередь, присущее творческой личности свойство - профессиональную компетентность.
В педагогической литературе учёными даны разносторонние определения проблемного обучения.
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [8].
И.Я. Лернер видит сущность проблемного обучения в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы» [4].
Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. [3] Такое понимание имеется и в работах Ю.К. Бабанского.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов уче-
74
ния и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций». [6].
Итак, проблемное обучение - одно из наиболее эффективных средств активизации познавательного и творческого мышления обучающихся. Особенность его заключается в том, что обучающийся анализирует фактический материал и использует его таким образом, чтобы самостоятельно извлечь из него новую информацию. Иными словами - это расширение и новое применение усвоенных ранее знаний. Но такому применению студент не может научиться ни у преподавателя, ни из материала учебника, оно ищется и находится самим учащимся при постановке его в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых материалов преподавателя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активизацию мышления) [7].
В нашей работе мы опираемся на исследования Е.В. Ковалевской, согласно которым понятийный аппарат проблемного обучения включает в себя следующие основные понятия: проблема, проблемная задача, проблемная ситуация, проблематизация, проблем-ность [1]. Опираясь на личностно-деятельностный подход, делаем вывод, что все эти понятия существуют во имя развития личности, а основной целью их является развитие творческой личности в ценностном пространстве.
Проблемность - главное условие развития творческой личности. Она может быть внутренней (существовать в скрытой форме) и внешней (быть ярко выраженной). Проблемность рассматривается как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии.
Способом создания или вскрытия существующей проблемности является проблемная ситуация. Существуют различные взгляды учёных на это понятие. Одни считают проблемную ситуацию состоянием умственного напряжения, созданного с познавательной целью, другие - психическим состоянием интеллектуального затруднения.
Средством создания такого состояния, т. е. проблемной ситуации, является проблемная задача, которая в процессе образования материализуется в устной или письменной формулировке учебного материала (текста) и заданий к нему. Именно проблемная задача является наиболее важным звеном, центральным местом при обучении, так как именно она - проблемная задача - является и средством создания проблемной ситуации, и, как следствие, влечёт за собой проблематизацию - решение проблемы.
Механизмом вскрытия проблемности, существующей в конкретной проблемной задаче, является проблематизация.
75
Единицей процесса проблемного обучения является проблема - противоречие, свойственное практически всем предметам и явлениям. Проблема может быть скрытой (в этом случае её необходимо вывести на поверхность для дальнейшего решения) или явной, уже лежащей на поверхности.
Таким образом:
• проблема - единица проблемного обучения;
• проблематизация - механизм;
• проблемная задача - средство;
• проблемная ситуация - способ;
• проблемность - условие (состояние среды).
Результатом процесса проблемного обучения является развитие творческой личности путём самостоятельного умственного поиска.
Цель формирования творческого мышления бакалавров посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы повысить уровень их мыслительной деятельности и обучить их не отдельным, не взаимосвязанным мыслительным операциям, а самоупорядоченной, выстроенной системе умственных действий, свойственной для решения задач, требующих применения творческого мышления.
Отличительной чертой проблемного подхода является его глубокая психологическая обоснованность. Проблемное обучение сознательно ставит перед собой цель - использовать собственно психологические закономерности мышления для управления усвоением знаний. В условиях проблемного обучения происходит усвоение не только научного знания (что происходит и при традиционном обучении), но и самого процесса получения этого знания, то есть формирование познавательной самостоятельности студента, и развитие его творческих способностей.
Обучение бакалавров педагогического образования не будет развивающим и продуктивным, если в нем не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также и система обучения не может быть полноценно развивающей без проблемного обучения.
Список литературы
1. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Кн. 2. - М.: МНПИ, 2000.
76
2. Комиссарова Т.С., Скворцов А.В. Актуальность проблематизации современного учебного материала при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология) // Вестн. Лен. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2012. - №3. - Т.3. - С. 25-34.
3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
4. Лернер И.Я. Педагогическая литература в проблемном обучении. - М., 1983. Вып. 6.
5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988.
6. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. - Казань: ТГЖИ, 1993.
7. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.,
1975.
8. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.
9. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование: теоретический аспект: моногр. - Новосибирск: Наука, 2010.
А.В. Смирнова
Wiki-сайт учителя иностранного языка как инструмент для онлайн сотрудничества с обучающимися и родителями
В настоящее время в условиях внедрения ФГОС меняются требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы, что означает внесение существенных изменений в организацию образовательного процесса и к работе учителя в целом. Крайне желательным и поощряемым при аттестации и иных формах профессиональной оценки учителя является наличие у него своего сайта или блога, осуществление им онлайн консультирования обучающихся и их родителей. Но как зачастую выглядит такой сайт? Как правило, он содержит некие общие рекомендации для родителей: что нужно делать для того, чтобы помочь своему ребёнку в овладении тем или иным предметом школьной программы, также ссылки на онлайн ресурсы или материалы для скачивания обучающимися и, возможно, материалы для коллег. Подобные сайты не могут обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, о которой так много говорится в последнее время, наладить сотрудничество с родителями, которые должны стать участниками образовательного процесса, реально включить их в совместную учебную деятельность и, тем более, мало способствуют формированию каких-либо универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, которые означают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, и даже не всегда -развитию ИКТ-компетенции. ИКТ-компетенция, по А.В. Хуторскому,
77