Научная статья на тему 'Роль и место правовой культуры в правозащитной деятельности'

Роль и место правовой культуры в правозащитной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1249
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА / СВОБОДЫ / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LAWMAKING / CONSTITUTIONAL STATE / RIGHTS / FREEDOMS / LEGITIMATE INTERESTS / LEGAL CULTURE / LEGAL IDEOLOGY / RESPONSIBILITY / LEGALITY / LAW AND ORDER / HUMAN RIGHTS ACTIVITY / JUSTICE / DUTIES / LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лядов Алексей Олегович

В статье представлены обоснования полной зависимости авторитета государства, роли и значения его правовой системы, способности обеспечить реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от уровня правовой культуры абсолютно всех от представителей органов государственной власти до школьной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and place of legal culture in human rights activity

In article justifications of a complete dependence of authority of the state, a role and value of its legal system are presented, to ability to provide realization and protection of the rights, freedoms and legitimate interests of citizens and legal entities from level of legal culture of all from representatives of public authorities to school youth

Текст научной работы на тему «Роль и место правовой культуры в правозащитной деятельности»

2.3. РОЛЬ И МЕСТО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лядов Алексей Олегович, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры теории и истории государства и права. Место работы: Санкт-Петербургский университет управления и экономики. E-mail: urfac_ime@rambler.ru

Аннотация: В статье представлены обоснования полной зависимости авторитета государства, роли и значения его правовой системы, способности обеспечить реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от уровня правовой культуры абсолютно всех - от представителей органов государственной власти до школьной молодежи.

Ключевые слова: законотворчество, правовое государство, права, свободы, законные интересы, правовая культура, правовая идеология, ответственность, законность, правопорядок, правозащитная деятельность, справедливость, обязанности, правовая система.

ROLE AND PLACE OF LEGAL CULTURE IN HUMAN RIGHTS ACTIVITY

Lyadov Alexey Olegovich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor at theory and history of state and law chair. Place of employment: St-Petersburg University of management and economics. E-mail: ur-fac_ime@rambler.ru

Annotation: In article justifications of a complete dependence of authority of the state, a role and value of its legal system are presented, to ability to provide realization and protection of the rights, freedoms and legitimate interests of citizens and legal entities from level of legal culture of all - from representatives of public authorities to school youth.

Keywords: lawmaking, constitutional state, rights, freedoms, legitimate interests, legal culture, legal ideology, responsibility, legality, law and order, human rights activity, justice, duties, legal system.

Государство придаёт большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач.

Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства»1. Эти принципы, исходные руководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например, единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейного права), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону -принципы гражданского процессуального и уголовного процессуального права), основными конституционными. Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность пра-

1 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев. И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. -С.150.

ва, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.

Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма и повышения уровня правового поведения адресатов права»2. Высокий уровень правового поведения людей обеспечивает не только свободу, но организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан»3. Всё это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитой правовой культурой.

В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за сноп законные интересы»4 преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря на возникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» в ответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.

В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности, действенности позиции каждою и борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.

Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определенном этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что «разные люди, разные общности людей, политические партии, лица,

2 Там же.

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. проф. В.Г. Стрекозо-ва. - 2-е изд. доп. испр. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. -С.239.

4 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1996. -С.150.

4'2012

Пробелы в российском законодательстве

находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере»5. Иными словами, существует проблемы в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных ценностей. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся: формирование чувств права и законности; освоение достижений логико-правового мышления; совершенствование законодательства; повышение уровня правовой деятельности; увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения; совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений; изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования»6.

Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.

Развитость и совершенство государственного аппарата - показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам, участвующим в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве. В центр политики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, «в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок»7. Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.

Прежде, чем говорить о роли правовой культуры в правотворческой и правоприменительной деятельности, остановимся на определениях этих двух процессах. Правотворчеством можно назвать процесс принятия нормативно-правовых актов законодательными органами государства. Под правоприменением понимается властная деятельность компетентных органов

5 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А. Дмитриев. И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. -С.150-155.

6 Там же. С.149-152.

7 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - М: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1996. -С.152-155.

по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Отталкиваясь от этих определений, мы можем понять, что такие трудные и сложные процессы как правотворчество и правоприменение не могут проходить на должном уровне без знания и понимая права, а также действий, связанных с этим, т.е. правовой культуры. Мы можем видеть на примере России как низкий уровень правовой культуры людей, занимающихся правотворчеством и правоприменением, приводил к негативным правовым последствиям. Например, отношение (до недавнего времени) парламентариев ряда республик бывшего СССР к статусу русского языка, принятие в РФ субъектами федерации законов, прямо противоречащих конституции Российской Федерации (нарушение принципов законности и, в конечном счете, принципов права). Немало примеров из правотворческой практики других стран мира. В частности, в 1927г. Турция заимствовала Швейцарский гражданский кодекс, в котором устранялось многоженство. Мусульманское население Турции не было готово к этому, что и вызвало сопротивление многих слоев Турецкого общества. Здесь отметим тот момент, что законодатель, принимая нормативные акты, должен учитывать уровень правосознания и правовой культуры общества и отдельных групп населения.

В правоприменительной практике можно наблюдать, как уровень правовой культуры влияет на решения судебных органов. Зачастую отсутствие правовой культуры влечет за собой ошибки последних. Все это в полной мере можно отнести и к стадии установления фактических обстоятельств дела. Мы знаем, к какому результату привел правовой нигилизм, например, в годы сталинского правления в СССР.

Возьмем другой пример, связанный с аналогией права. Аналогией права считается решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, регулирующей сходный случай ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права, такие как справедливость, равенство перед законом и судом и т.п. Несмотря на то, что такие принципы, как правило, устанавливаются Конституцией, правоприменитель, мотивируя решения по делу, во многом базируется на собственное правосознание и, соответственно, на собственную правовую культуру. Можно предположить конечный результат дела при низком уровне правовой культуры правоприменителя.

История права знает и большее число удачных нормативно-правовых решений. Например, Французский гражданский кодекс 1804г. действовал почти два столетия. Исходя из вышеизложенного, следует, что чем выше уровень правовой культуры и правосознания, тем совершеннее процесс принятия нормативноправовых актов и правоприменения. Следует отметить тот факт, что это влияние взаимообразно. В наибольшей степени это относится к профессиональному уровню правовой культуры. Профессиональноправовая культура должна проявляться в глубоком, объемном знании законов и подзаконных актов, а также источников права, в правильном понимании принципов права и задач правового регулирования, профессионального отношения к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями и принципами законности.

Как замечает профессор В.В. Лазарев, обладать высоким уровнем профессиональной культуры - значит, быть мастером своего дела в сфере правопорядка. С другой стороны, правовой нигилизм (антипод правовой культуры) представителей власти, обход закона, злоупотребление правом, пренебрежение правами человека пагубно сказывается на уровне культуры в целом, что в свою очередь ведет к деградации государства и нации.

Список литературы:

Конституция РФ. - М.,2010. - Ст. - 4, 5, 15, 17 - 18, 30 - 33, 37, 40 - 43, 45 - 46, 48.

Правовая политика./Под общ. ред. Малько А. В. - Саратов, 2010.

Принципы российского права. Общетеоретический и отраслевой аспекты./Матузов Н.И., Малько А.В. - Саратов, 2010.

Возможность и действительность в российской правовой системе./Матузов Н.И., Ушанова Н.В. - Саратов, 2010.

Конституционное право России./Глущенко П.П. -СПб.: Питер, 2012.

Правозащитная деятельность правового государства: теория и практика, история и современность. НИР./Под общ.ред. Глущенко П.П. - СПб., 2011.

Literature list:

Constitution of the Russian Federation. - M., 2010. -The Art. - 4, 5, 15, 17-18, 30-33, 37, 40-43, 45-46, 48.

Legal politics. / Under common editorship Malko A.V. -Saratov, 2010.

Principles of the Russian right. General-theoretical and branch aspects./Matuzov N. I., Malko A.V. - Saratov, 2010.

Possibility and reality in Russian legal system./Matuzov N. I., Ushanova N. V. - Saratov, 2010.

Glushchenko P.P. Constitutional law of Russia - SPb.: St. Petersburg, 2012.

Human rights activity of the constitutional state: theory and practice, history and present. NIR. / Under common editorship. Glushchenko P.P. - SPb., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.