Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ф. Х. Худайкулова

Преподаватель кафедры «Современный русский язык» Узбекский государственный университет мировых языков

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, построенного на компетентностном подходе.

Под «новыми» педагогическими технологиями, имеется в виду не временной аспект: новые, как только что или недавно появившиеся, а новые как отличающиеся от привычных, традиционных.

Главное направление модернизации системы образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного образования, когда развитие личности обучаемого стоит в центре внимания преподавателя, когда организация активной познавательной деятельности становится основной задачей педагога.

Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать, как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях, значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося.

Личностно-ориентированный урок - это не просто создание преподавателем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту, как опыту их собственной жизнедеятельности.

В технологиях дифференцированного обучения (Н.Гузик, И.Первин, В.Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности

Google Scholar

National University of Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan

www.ares.uz

К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А.Границкая, И.Унт, В.Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности студентов - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И.Роберт и др.).

Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природ сообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, без оценочной творческой деятельности студентов. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных дисциплин, цель которых - создание у студентов результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.

В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие человечества существенно зависти от уровня образования, что переход в режим последовательного развития общества предполагает внедрение новых образовательных технологий с расчётом на два-три поколения вперёд.

REFERENCES:

1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребёнкина // Педагогическое общество России. - 2001.

2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев // Центр «Педагогический поиск». - 2003.

3. Гузеев В.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев, А.Н. Дахин и др. // Центр «Педагогический поиск». - 2004.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.

Google Scholar

National University of Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan

www.ares.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.