НАУКОВЕДЕНИЕ
РОЛЬ И МЕСТО НЕМЕЦКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В НАУЧНОЙ ПОЛИТИКЕ ФРГ
Е.А. Водяницкая
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Данная статья посвящена анализу роли и места Немецкого научно-исследовательского сообщества как одной из ведущих организаций поддержки науки в научной политике Германии. В ней подробно рассматривается внутренняя структура сообщества, которая включает такие органы, как Генеральная ассамблея, Исполнительный комитет, Сенат, Совместный комитет и бюро, экспертные советы, а также порядок их формирования и компетенция. Природа ННИС как организации поддержки науки наиболее полно раскрывается через его цели и задачи, закрепленные в Уставе ННИС. К ним относится развитие всех отраслей науки посредством финансовой поддержки научно-исследовательских проектов и содействия сотрудничеству между учеными и исследователями, подготовка молодых ученых, международное научное сотрудничество и внедрение знаний из области фундаментальной науки в практику. ННИС также поддерживает равные возможности для мужчин и женщин в научном сообществе и консультирует органы государственной власти по вопросам научной политики. Особое внимание уделяется взаимодействию ННИС с государственными органами федерации и земель, в том числе в вопросах финансирования науки и образования и участия сообщества в Федеральной государственной программе «Exzellenzinitiative». Также автор затрагивает дискуссионный вопрос о соответствии организационно-правовой формы ННИС его деятельности, поскольку ННИС является частноправовой ассоциацией в форме зарегистрированного общества, членами которой являются преимущественно университеты, а также иные научно-исследовательские учреждения. Наконец, в статье проводится сравнение сообщества с аналогичными организациями в других европейских странах, в частности с Датским агентством по науке, технологиям и инновациям и французским Национальным агентством исследований. В статье автор приходит к ряду выводов относительно необходимости большей прозрачности процедуры ННИС и раскрытия информации о причинах отклонения заявок, а также введения эффективных механизмов правовой защиты заявителей в данном случае.
Ключевые слова: научные фонды, научная система Германии, научная политика, Немецкое научно-исследовательское сообщество, структура ННИС, цели и задачи ННИС, организационно-правовая форма ННИС.
Немецкое научно-исследовательское сообщество (ННИС) появилось в 1951 г. и является преемником Общества поддержки немецкой науки (ОПНН), созданного в 1920 г. ННИС является основной научной организацией Германии, выделяющей средства на поддержку всех направлений науки, как естественных, так и гуманитарных. По своему статусу ННИС является частноправовой ассоциацией, финансируемой преимущественно из государственного бюджета. Его задачей является прежде всего финансовая поддержка научно-исследовательских проектов в вузах и государственных научно-исследовательских учреждениях. По причине широкой независимости научного сообщества в вопросах распределения денежных средств ННИС рассматривается как самоуправляющаяся научная организация.
ННИС имеет долгую историю. Предшествовавшая ему организация существовала еще в Веймарской республике. С образованием ФРГ деятельность ННИС активизировалась и со временем заслужила всеобщее признание. Кроме того, организация послужила примером мировому сообществу - по ее образцу в 2О0б г. был создан Европейский исследовательский совет - первая общеевропейская организация, призванная стимулировать развитие научно-исследовательской деятельности в Европейском союзе, а также аналогичные организации в некоторых странах.
Структура ННИС
ННИС имеет организационно-правовую форму зарегистрированного общества и представляет собой ассоциацию немецких университетов, научно-исследовательских институтов, академий и других научных организаций. В качестве членов в ННИС могут быть приняты:
- университеты, которые являются центрами научных исследований общего значения;
- другие научно-исследовательские учреждения;
- академии, участвующие в конференции академий наук ФРГ;
- научные (академические) ассоциации общего значения, которые служат целям организационно-правовой формы ассоциации (Verein).
Прием новых членов осуществляется решением Генеральной ассамблеи большинством голосов ее членов. Заявки на участие должны быть представлены Генеральной ассамблее с предварительным заключением Сената. Важную роль в ННИС играет широкий избирательный процесс, в котором принимают участие как официальные представители научных организаций, так и рядовые ученые, то есть научное сообщество в целом. Процедуры экспертизы проектов и принятия решений о финансировании тесно вплетены в систему «научной демократии» и прямо связаны с выборным процессом, формирующим управляющие органы ННИС.
Управляющими органами ННИС являются Генеральная ассамблея, Исполнительный коми-
тет (Президиум), Сенат, Совместный комитет и бюро, а также экспертные советы [5]. Генеральная ассамблея состоит из представителей организаций - членов ННИС - немецких вузов, научно-исследовательских учреждений, академий и научных объединений. Каждая из организаций-членов направляет одного представителя. Заседания ассамблеи проводятся раз в год, их созывает президент ННИС. Общее собрание должно быть также созвано по требованию Президиума, Совместного комитета или 1/3 членов ННИС. На заседание Генеральной ассамблеи приглашаются члены Президиума и Совместного комитета с правом совещательного голоса. На заседании Генеральной ассамблеи председательствует президент ННИС.
Генеральная ассамблея определяет руководящие принципы деятельности ННИС, утверждает ежегодный доклад и финансовую отчетность, представляемые Исполнительным советом, а также избирает президента и других членов Исполнительного совета и Сената и осуществляет контроль их деятельности. Срок полномочий избранных членов длится до следующего заседания Генеральной ассамблеи, на котором проходят выборы новых членов. Генеральная ассамблея также обладает правом принимать в ННИС новых членов и изменять уставные документы.
Исполнительный комитет (Президиум) является постоянно действующим органом, который представляет ННИС во всех отношениях с гражданами, организациями и государственными органами. Он состоит из президента, являющегося высшим должностным лицом ННИС, и вице-президентов, количество которых устанавливает Генеральная ассамблея, а также генерального секретаря. Срок полномочий президента и вице-президентов составляет три года. В состав Исполнительного комитета также входит президент Ассоциации поддержки немецкой науки (АПНН) с правом совещательного голоса. Исполнительный комитет отвечает за управление текущей деятельностью ННИС. Сенат и Совместный комитет могут передавать ему вопросы на самостоятельное рассмотрение. Члены Исполнительного комитета принимают участие в заседаниях Сената и Совместного комитета, а также любого иного комитета с правом совещательного голоса.
Ежедневную деятельность ННИС осуществляет через штаб-квартиру (бюро) в Бонне, которую возглавляют президент и генеральный секретарь организации. Генеральный секретарь назначается по предложению Исполнительного комитета Совместным комитетом ННИС. Он принимает участие в заседаниях Исполнительного комитета с правом совещательного голоса, а также может участвовать в заседаниях всех других органов ННИС. Около 700 сотрудников бюро полностью обеспечивают процедуры подачи заявок, их экспертизы и финансирования отобранных проектов.
Сенат является формирующим научную политику ННИС органом и состоит из 39 членов. В него входят по должности президент Ассоци-
ации ректоров, председатель Союза академий наук и президент Общества им. Макса Планка. Президенты ассоциаций им. Гельмгольца и им. Фраунгофера, а также председатель Немецкого научного совета имеют статус приглашенных членов. Остальные члены Сената избираются Генеральной ассамблеей сроком на три года, каждый год 1/3 из них подлежит переизбранию. При избрании членов Сената должно учитываться разумное распределение по отраслям гуманитарных, естественных и прикладных наук, в том числе технических и сельскохозяйственных, а также должны приниматься во внимание как научные исследования в рамках вузов, так и независимые исследования.
Для выборов Сенат представляет Генеральной ассамблее список предлагаемых кандидатур, который содержит, как правило, по три имени на каждое вакантное место. Немедленное переизбрание допускается, вторичное переизбрание допускается только в том случае, если Сенат предложит тайное голосование по этому вопросу при отсутствии голосов против. Заседания Сената созываются президентом. Он также обязан созвать Сенат по требованию не менее одной трети его членов. В полномочия Сената входит формирование научной политики ННИС, определение числа и специализации экспертных советов, предоставление консультаций федеральным и земельным государственным органам по научным вопросам и представление интересов немецкой науки в отношениях с зарубежными научными учреждениями. При формировании экспертных советов Сенат должен следить за тем, чтобы они охватывали все отрасли научных знаний и учитывали научные интересы как отдельных дисциплин, так и междисциплинарных проектов. Сенат в рамках своих полномочий может создавать комитеты, члены которых могут не входить в Сенат.
Совместный комитет является главным финансовым органом ННИС. В него входят члены Сената, представители Федерального правительства, обладающие при принятии решений блокирующим голосом (их голоса приравниваются к 16 голосам других членов), представители 16 земель Германии и два представителя АПНН. Совместный комитет отвечает за финансовую поддержку научных исследований ННИС путем принятия окончательных решений о финансировании проектов. Он решает вопросы развития политики финансирования ННИС, ее планирования и осуществления программ поддержки науки на основе решений Сената. При этом он должен беспристрастно взвешивать потребности различных отраслей науки и заботиться о целесообразном использовании имеющихся ресурсов, а также по возможности учитывать предложения комитетов. Совместный комитет в рамках своих полномочий может создавать комитеты, члены которых могут не входить в Совместный комитет.
Кроме того, в структуре ННИС выделяются также экспертные советы, задачей которых, согласно § 8 Устава ННИС, является научная экспертиза заявок и научных проектов. В осу-
ществлении их функций им оказывают поддержку независимые эксперты и контролеры. Члены экспертных советов избираются, согласно §9 Устава, учеными-специалистами в соответствующей научной дисциплине каждые четыре года на основании Положения о выборах, принятого Сенатом ННИС [6]. Переизбрание возможно только один раз. Список кандидатов составляется Сенатом ННИС. В выборах участвуют все научные работники организаций - членов ННИС и других исследовательских центров, допущенных до выборов Сенатом. Согласно Положению о выборах, правом голоса обладают все немецкие ученые, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью и получившие ученую степень доктора наук не менее года назад. При голосовании применяется так называемый кумулятивный вотум - каждый избиратель обладает шестью голосами, которые он может распределить между кандидатами по своему усмотрению. За одного кандидата разрешено подавать до трех голосов.
Цели и задачи ННИС
Устав ННИС перечисляет основные задачи Немецкого научно-исследовательского сообщества. Ст. 1 Устава закрепляет, что ННИС способствует развитию всех отраслей науки посредством финансовой поддержки научно-исследовательских проектов и содействия сотрудничеству между учеными и исследователями. Оно уделяет особое внимание поддержке и подготовке молодых ученых, международному научному сотрудничеству и внедрению знаний из области фундаментальной науки в практику. ННИС также поддерживает равные возможности для мужчин и женщин в научном сообществе и консультирует органы государственной власти по вопросам научной политики [5].
При реализации своих целей и задач ННИС активно сотрудничает с другими научными организациями Германии. При этом центрами научных исследований ННИС считает университеты, в которых наиболее оптимально соединяется практическая научная работа и изучение теории и на базе которых чаще всего проводятся междисциплинарные исследования. Поэтому около 90% выделяемых ННИС средств идет на поддержку вузов, в то время как остальная часть средств расходуется прежде всего на поддержку молодых ученых и укрепление связей с научными организациями по стране. При этом из 96 организаций, входящих в ННИС, более 2/3 являются университетами или иными учебными учреждениями. Они могут выступать в качестве заявителей для получения финансирования ННИС на различные проекты, однако прежде всего они принимают участие в осуществлении управленческих функций ННИС. В рамках Генеральной ассамблеи они участвуют в принятии решений по управлению кадрами, утверждению бюджета, а также определяют, согласно Уставу, основные направления работы ННИС.
Учебные учреждения-члены ННИС находятся в русле последних инновационных процессов и тенденций развития научной системы, апробируя их на себе, - таких, как углубление профилирования, интернационализация, усиление автономии вузов, ориентация на возрастающую конкуренцию. ННИС содействует проведению исследований во всех областях науки. Это включает в себя финансирование отдельных научных проектов и сотрудничество в области комплексных исследований, вручение премий за выдающиеся научные результаты, а также финансирование строительства необходимой научным учреждениям инфраструктуры и содействие налаживанию научно-образовательных связей.
В науке постоянно происходят новые открытия, которые могут быть полезны для экономики или общества. В этом ННИС видит большой, еще недостаточно исследованный потенциал результатов, которые могут быть достигнуты в совместных проектах с различными партнерами. Поэтому ННИС ставит перед собой цель поддерживать передачу знаний, полученных при реализации научно-исследовательских проектов, финансируемых ННИС, из области фундаментальной науки в производство, а также информационный обмен между учеными и другими, в том числе зарубежными партнерами.
При этом для наиболее полного использования своего научного и творческого потенциала ученым необходимо иметь равные возможности и равное положение в науке. Рабочие группы, где собраны ученые разного возраста, пола или национальности, выгодно отличаются из-за разнообразия точек зрения, опыта и квалификации своих членов через творчество и инновации. Так, равенство оказывает положительное влияние на качество исследований и приносит значительную добавленную стоимость. Поэтому одной из задач ННИС является поддержка равных возможностей в науке для мужчин и женщин, а также проведение в жизнь принципа недискриминации по каким-либо основаниям, не имеющим отношения к науке, таким, как пол, этническое происхождение, возраст или состояние здоровья. Все программы финансирования ННИС открыты также для инвалидов и хронически больных ученых.
Одной из главных задач ННИС является поддержка связей немецкой научной системы с зарубежной наукой (ст. 1 Устава ННИС). Для более эффективного выполнения данной задачи ННИС поддерживает и развивает сотрудничество с рядом зарубежных партнеров на всех континентах и во всех направлениях финансирования науки и образования: наряду с совместным финансированием научных проектов с государствами Евросоюза сообщество тесно сотрудничает с развивающимися странами в рамках многосторонних проектов и научных совещаний. Проекты сотрудничества с зарубежными партнерами, как правило, поддерживаются по принципу взаимной ответственности: ученые, работающие в Германии, обращаются за поддержкой к ННИС, а их
партнеры по таким проектам за рубежом - к организациям поддержки науки в их собственной стране. Это действует в особенности в отношении учреждений, с которыми ННИС заключило соглашение о совместном финансировании научного сотрудничества.
При этом в центре международной стратегии ННИС стоят следующие принципы. Сотрудничество осуществляется прежде всего между учеными, а не между научными организациями и институтами. Основой международных связей выступает двустороннее сотрудничество на уровне совместных проектов. ННИС стремится к тому, чтобы все перспективные и важные проекты, реализация которых зависит от сотрудничества на международном уровне, были воплощены в жизнь. Поэтому такому сотрудничеству может быть оказана поддержка в рамках любых программ ННИС, включая прямое выделение средств партнерам за рубежом.
Инструменты поддержки науки ННИС не различаются на «национальные» и «интернациональные», поскольку сообщество финансирует практически только немецкие научные учреждения. Вместе с тем эти учреждения получают в рамках прямого финансирования ННИС также средства, необходимые для международного сотрудничества (оплата издержек на связь, командировки, размещение иностранных коллег и т.п.). Кроме того, ННИС осуществляет также косвенную поддержку международного научного сотрудничества через:
- заключение соглашений о сотрудничестве и проведение совместных конкурсов (выделение грантов). Поддержка международного научного сотрудничества может осуществляться как в рамках отдельных проектов, так и в скоординированных программах (SFB, GraKo, FOR, SPP и т.д.). Например, с 1995 г. ННИС поддерживает сотрудничество с Израилем и Палестиной на трехсторонней основе. ННИС содействует также проведению исследований в Африке и сотрудничеству с африканскими учеными. С 2007 г. начался проект по поддержке развития инфекционной биологии и медицины в странах Африки, который должен способствовать развитию научных исследований и приросту числа ученых в этих государствах;
- проведение международной экспертизы (вовлечение зарубежных экспертов в процедуру проведения экспертизы заявок ННИС);
- поддержку наднациональной конкуренции в рамках программ Европейского исследовательского совета (прежде всего по поддержке молодых ученых из третьих стран). ННИС оказывает поддержку науке на европейском уровне на основе научной конкуренции, участвуя в нескольких двусторонних и общеевропейских программах, способствующих активному научному сотрудничеству между государствами. Также ННИС реализует программы научного партнерства со странами Центральной и Восточной Европы;
- способствование самоуправлению науки в Европе посредством так называемых EUROCORES
(Европейских совместных исследовательских программ), созданных в 2000 г. Европейским научным фондом и направленных на поддержку тематического сотрудничества в отдельных отраслях науки на европейском уровне. ННИС участвует в 15 таких программах;
- поддержку молодых ученых. Так, длительные зарубежные командировки зачастую являются неотъемлемой частью научной карьеры. ННИС совместно с Германской службой академических обменов (DAAD) и Фондом им. Александра фон Гумбольдта предоставляет различные программы по проведению краткосрочных и долгосрочных исследований за рубежом. В рамках стипендий ННИС ученые, которые интегрированы в немецкую научную систему, получают возможность более длительного пребывания за рубежом для завершения исследований. При этом стипендиаты таких программ зачастую не стремятся возвращаться в Германию для продолжения научной карьеры. Поэтому задача ННИС заключается также в информировании молодых ученых о профессиональных и карьерных возможностях в ФРГ, что происходит на различных мероприятиях типа ярмарок вакансий или дней карьеры по всему миру или через представительства ННИС за рубежом. Это распространяется и на молодых ученых из-за рубежа, которые с помощью различных программ ННИС имеют возможность получить дополнительное образование или устроить свою научную карьеру в Германии.
Взаимодействие ННИС с федерацией и землями
ННИС осуществляет тесное взаимодействие с федерацией и землями, поскольку реализация стоящих перед сообществом задач возможна только при определенном финансировании со стороны государства. При этом необходимо отметить два момента. Во-первых, ННИС пользуется относительной свободой в распределении полученных от государства финансовых средств, что позволяет ему ориентироваться строго на приоритетные и выдающиеся исследования. Во-вторых, стабильность такого финансирования, гарантированная Пактом об исследованиях и инновациях, дает возможность обеспечить долгосрочный характер поддержки, оказываемой ННИС отдельным проектам и отраслям научных знаний.
Другим важным аспектом взаимодействия ННИС и государства являются упомянутые в Уставе консультации по вопросам научной политики. На практике ННИС располагает целым механизмом основанного на научных исследованиях консультирования, который способен быстро реагировать на возникающие проблемы научной политики. Согласно изменениям, внесенным в Устав ННИС в 2002 г., Совместный комитет ННИС также отвечает теперь за принятие решений по основным вопросам, касающимся финансирования науки.
В 2004 г. ННИС располагало бюджетом в 1,3 млрд евро, из них 58% средств поступило из феде-
рального бюджета, почти 41% из бюджетов земель и совсем небольшую часть составили поступления из иных источников и собственных доходов.
Контроль за расходованием бюджетных средств ННИС осуществляется непосредственно федерацией и землями, которые имеют своих представителей в Совместном комитете. Кроме того, в финансовом контроле участвуют также внутренняя ревизионная служба ННИС, Совместная комиссия федерации и земель по образованию и развитию науки, ежегодная аудиторская проверка деятельности ННИС и Федеральная счетная палата.
Важная роль ННИС в немецкой научной системе нашла отражение в Федеративной реформе 2006 г. Согласно ст. 91б Основного закона ФРГ «Федерация и земли могут действовать сообща на основе соглашений о планировании образования, а также поддерживать учреждения и проекты в сфере научных исследований, значение которых выходит за региональные рамки. Распределение расходов регулируется соглашением». Такое соглашение было заключено федерацией и землями 18 июля 2005 г. и закрепило возможность выделения дополнительных средств из государственного бюджета на научно-исследовательские проекты, подготовленные аспирантами и сотрудниками немецких университетов.
Таким образом, Основной закон в ст. 91б ограничил полномочия федерации финансированием только тех научных проектов, которые носят межрегиональный характер. Отсюда следует, что ННИС теперь не вправе выделять средства вузам и научно-исследовательским учреждениям на типовое оборудование, а может финансировать только так называемое дополнительное оснащение в рамках конкретных проектов, поддерживаемых ННИС.
Данное положение делает ННИС своего рода «шарниром» между федерацией и землями, обеспечивающим, с одной стороны, поддержку науки на региональном уровне через организацию конкуренции среди ученых за финансирование проектов и выделение грантов, что повышает качество научных исследований, и, с другой стороны, способствующим установлению единых образовательных стандартов на национальном уровне. Федеративная реформа расширила полномочия земель в отношении вузов, что делает неотъемлемым финансовое участие земель в ННИС (в части финансирования проектов в вузах, находящихся в соответствующих землях). При этом часть средств, выделяемых ННИС федерацией, на практике постоянно растет, хотя новое регулирование распределения компетенции в области науки и образования между федерацией и землями еще более ограничило полномочия федерации в данной сфере.
В 2005 г. между Федеральным правительством и правительствами земель было заключено соглашение в соответствии со ст. 91б Основного закона о старте Федеральной государственной программы «ЕхгеИепгтШаИуе» по развитию на-
уки и исследований в немецких университетах [1]. Цель данной программы - укрепление международной конкурентоспособности лучших немецких университетов за счет расширения их финансирования. Это соглашение предусмотрело предоставление дополнительных государственных средств на связанное с проектом финансирование аспирантур, кластеров и так называемых «концепций будущего» в немецких университетах.
Реализация данной программы предполагалась в два этапа с интервалом в один год. Общий бюджет программы «Exzellenzinitiative» на период 2006-2011 гг. составил 1,9 млрд евро, из которых 75% выделяет федеральный бюджет, а 25% - бюджеты земель. При этом конкретное научное учреждение финансируется в соответствующей части из бюджета той земли, в которой оно находится.
Немецкое научно-исследовательское сообщество активно участвует в Федеральной государственной программе «Exzellenzinitiative», осуществляя в ее рамках финансирование учебных учреждений по следующим направлениям: поддержка молодых ученых, содействие передовым исследованиям (кластеры), а также выделение средств на финансирование инфраструктуры для проведения научно-исследовательских работ в вузах (до 50% стоимости научного оборудования и компьютерных технологий).
В рамках Пакта о высшем образовании 2020 г. наряду с финансированием актуальных задач науки федерация и земли ввели также дополнительное финансирование программ ННИС. С 2008 г. на все новые проекты, получившие поддержку ННИС, выделяется дополнительно плюс 20% средств от суммы финансирования «на покрытие связанных с реализацией проекта косвенных затрат» [3, с. 237-238]. На реализацию данной задачи финансирование ННИС со стороны федерации увеличилось со 100 млн евро в 2007 г. до 297 млн евро в 2011 г. В первую очередь данное положение ориентировано на научные организации, участвующие в программе «Exzellenzinitiative». В то время как основные средства, выделяемые на «прямые затраты», находятся в распоряжении задействованных в проекте ученых, пактом предусмотрено, что решение об использовании дополнительных средств принимает администрация вуза. Кроме того, по результатам расходования основных средств необходимо предоставлять ежегодный отчет, а в отношении дополнительной суммы данное требование отсутствует.
Со своей стороны, ННИС стремится всячески укреплять сотрудничество с федерацией и землями. Для этой цели сообщество активно поддерживает проведение международных научных исследований в Германии, выступает за продолжение реализации программы «Exzellenzinitiative» как долгосрочной программы поддержки науки, а также за углубление специализации (профилирования) в вузах. В рамках консультирования органов государственной власти по вопросам научной политики ННИС готовит доклады по важнейшим направлениям приоритетных исследований в таких сферах, как энергетика, изменение климата или со-
здание Национальной панели управления сферой образования.
Критика организационно-правовой формы ННИС
Как упоминалось выше, ННИС является частноправовой ассоциацией в форме зарегистрированного общества, членами которой являются преимущественно университеты, а также иные научно-исследовательские учреждения. В последнее время все чаще поднимается вопрос, отвечает ли организационно-правовая форма ННИС как частноправовой ассоциации современным условиям его деятельности. Критике подвергаются два основных аспекта: нераскрытие причин отклонения заявок и невозможность подать апелляцию в случае отклонения.
Так, один из заявителей, получивший отказ в результате экспертизы ННИС, требовал через суд предоставления ему экспертного заключения по его проекту в письменной форме. Он обосновал свое требование тем, что желает использовать замечания эксперта для совершенствования своих будущих проектов. При этом заявитель ссылался на то, что ННИС является организацией, распределяющей бюджетные средства, а значит, на нее распространяется требование прозрачности деятельности и Закон о свободе информации, согласно которому публичные корпорации (например, государственные учреждения) обязаны предоставлять информацию любому гражданину, если его интерес обоснован. Иск, однако, не был удовлетворен со ссылкой на то, что ННИС является не государственным учреждением, а частноправовой организацией, на которую, в отличие от государственных учреждений, не распространяет действие Закон о свободе информации.
Критике подвергается также тот факт, что практически невозможно подать апелляцию в случае отклонения заявки. Даже в тех случаях, когда эксперты при обосновании своего негативного заключения по проекту приходят к явно заниженной оценке, апелляция едва ли имеет шансы на успех, поскольку в ННИС отсутствуют эффективные инструменты правовой защиты заявителей. С юридической точки зрения данная проблема непосредственно связана с организационно-правовой формой ННИС как частноправовой ассоциации. Поэтому многие представители научного сообщества указывают на то, что данная организационно-правовая форма (Verein) более не соответствует требованиям, предъявляемым к организации, распределяющей существенные суммы из государственного бюджета, и не в состоянии предоставить необходимую правовую защиту заявителям.
Вместе с тем за последнее время произошли объективные изменения в структуре ННИС, повлекшие за собой дискуссию относительно юридической природы сообщества. Начиная с реформы процедуры проведения экспертизы в 2002 г., в результате которой в Совместном комитете увеличилось представительство инвесторов и, как следствие, было ослаблено самоуправление органи-
зации, ННИС уже нельзя назвать исключительно частноправовым субъектом. В литературе появились определения ННИС как «типичной полугосударственной организации» или «взаимодействующего с государством учреждения в частноправовой форме». В этом случае, однако, оно должно отвечать аналогичным требованиям прозрачности и правовой защиты заявителей, которые действуют при выдаче публичных грантов.
Кроме того, ННИС необходим минимальный стандарт демократичности и прозрачности процедуры, а также правовой защиты заявителей. В настоящее время реализация прав заявителей, по мнению многих авторов [4, с. 215-216], действительно неосуществима. Процедура рассмотрения заявок ННИС не соответствует требованиям принципов демократии и правового государства. Изменения необходимо осуществлять на уровне законодательства. Возможным решением проблемы может стать принятие закона о поддержке научных исследований, чтобы, с одной стороны, удовлетворить конституционно-правовое требование организационной формы для такого рода деятельности, а с другой-в общих положениях урегулировать процедуру выдачи грантов на научные исследования, включая права заявителей контролировать данный процесс. Такой закон должен будет найти правильное соотношение между государственным регулированием и научным самоуправлением и тем самым внести свой вклад в признание общественностью важности поддержки науки в целом.
Сравнение ННИС с организациями
поддержки науки в других европейских странах
Во многих странах действуют организации, осуществляющие те же функции, что и ННИС. В качестве примеров традиционно называются Британское Королевское общество, осуществляющее поддержку естественных наук, Швейцарский Национальный фонд и Национальный научный фонд США. Также похожие задачи выполняют Датское исследовательское агентство, которое с 2006 г. называется Датское агентство по науке, технологиям и инновациям (DASTI), и вновь созданное в 2005 г. во Франции Национальное агентство исследований (ANR). В настоящее время на европейском уровне по образцу ННИС создан и функционирует Европейский исследовательский совет, задачей которого является стимулирование развития научно-исследовательской деятельности в Европейском союзе.
Наряду со многими схожими чертами между ННИС и организациями поддержки науки в других странах, в особенности в том, что касается самоуправления научного сообщества и финансирования исследовательских проектов, прошедших процедуру экспертизы («peer review»), можно выделить и четкие различия между ними. Различия охватывают как раз те элементы процедуры проведения экспертизы, которые критикуются в ННИС: анонимность, прозрачность и правовая защита заявителей.
В процедуре экспертизы заявок, проводимой Датским агентством по науке, технологиям и инновациям, участвуют как внутренние, так и внешние (привлеченные) эксперты. Первые являются членами соответствующих исследовательских (экспертных) советов, персональные данные которых известны общественности. Внешних экспертов приглашают участвовать в экспертизе отдельных проектов, подготовленных в рамках их научной дисциплины. При этом персональные данные таких экспертов также сообщаются заявителю. Заявитель имеет возможность ознакомиться с результатами экспертного заключения перед тем, как агентство окончательно решит судьбу его заявки. Через несколько дней после положительного решения по конкретной заявке в Интернете публикуется информация о выделяемых на данный проект средствах. Заявители, которые получили отказ по результатам экспертизы, имеют право требовать указания причин такого отказа. Они могут подать апелляцию в агентство или вначале потребовать более подробного обоснования отказа в удовлетворении заявки. Заявитель, считающий, что его права были нарушены агентством, вправе подать жалобу на решение агентства датскому министру по науке и исследованиям.
Данное регулирование отличается от процедуры ННИС большей прозрачностью и наличием более эффективных средств правовой защиты. Однако датский вариант проведения экспертизы имеет и свои недостатки. Так, процедура оценки заявок и обоснования причин отказа требует существенных временных затрат, обременяющих экспертов, которые, как и в Германии, осуществляют свою деятельность на общественных началах. Согласно статистике агентства, около 60% внешних экспертов, к которым обращается агентство для проведения экспертизы, отказываются по причине больших временных затрат и отсутствия анонимности. Критике подвергается также наличие у заявителя права знакомиться с экспертным заключением еще до принятия окончательного решения по заявке. Это может создать впечатление «отсутствия связанности», когда, например, сначала заявка была рассмотрена положительно, но затем все-таки отклонена в пользу более сильного конкурента.
Процедура экспертизы Швейцарского Национального фонда также в некоторых деталях сильно отличается от немецкого регулирования. В Швейцарии, так же как в ФРГ и в отличие от Дании, персональные данные внешних экспертов не подлежат разглашению. Однако заявители, так же как в государственных учреждениях, имеют право на ознакомление с материалами по своей заявке в Национальном фонде, хотя он является частноправовой организацией. Данное право закреплено в ст. 13 Швейцарского федерального закона «О поддержке исследований и инноваций» [2]. В этом законе закрепляется также право заявителя на получение официального заключения эксперта, включая указание на обоснование причин и порядок обжалования данного заключения. Право на ознакомление с решением по заявке ис-
ключает, однако, раскрытие персональных данных эксперта, если эксперт не раскрыл своего имени по собственной инициативе. Поэтому заключение эксперта предоставляется заявителю только в анонимной форме.
Заявители, получившие отказ, также имеют право на обжалование решения Национального фонда. Ранее такая жалоба поступала в Апелляционную комиссию по поддержке науки, которая являлась независимой инстанцией административной юстиции, принимающей окончательные решения о финансировании научно-исследовательских проектов. После внесения изменений в Федеральный закон «О поддержке исследований и инноваций» с 2007 г. данная функция была передана Федеральному административному суду. На практике обжалование решений Национального фонда имеет место в очень редких случаях. Тем не менее научное сообщество Швейцарии придает данной процедуре важное значение с точки зрения обеспечения прозрачности процедуры проведения экспертизы.
Таким образом, в вышеупомянутых научных организациях заявителям предоставляются достаточно действенные инструменты правовой защиты, что пока отсутствует в ННИС. Однако, несмотря на требования представителей университетов и рекомендации международной комиссии в отношении большей прозрачности, ННИС пока что отказывается раскрывать информацию об экспертах. Начальники отделов министерства образования и поддержки науки, ответственные за немецкие вузы, еще недавно высказывались против вмешательства в устоявшиеся правила научного самоуправления. Вместе с тем представляется очевидным, что только равноправные отношения между заявителем и экспертом, то есть обоюдная анонимность или, наоборот, взаимное раскрытие личной информации, могут быть справедливыми и способствовать признанию и одобрению данной процедуры научным сообществом.
В заключение необходимо отметить, что за последние десятилетия ННИС неоднократно изменяло свою структуру, расширяло сферу деятельности и адаптировалось к изменениям в научной среде. Особое внимание было уделено таким новым способам поддержки науки, которые направлены на совместную исследовательскую деятельность и
создание структурной сети научных учреждений (поддержка исследовательских групп, аспирантур, сфер особого научного интереса, научно-исследовательских центров и т.д.).
В целом программы поддержки науки ННИС постоянно подвергаются изменениям, направленным на улучшение качества его деятельности. Несмотря на это в последнее время структура и деятельность ННИС все чаще подвергается критике, которая в основном касается односторонней анонимности при проведении экспертизы заявок, недостаточной прозрачности данной процедуры, а также монопольного положения ННИС в немецкой науке и отсутствия правовой защиты заявителей.
В 1999 г. ННИС совместно с Обществом им. Макса Планка были оценены Международной экспертной комиссией с точки зрения эффективности их работы и перспектив к ее улучшению. В результате комиссия подтвердила ведущую роль этих сообществ в немецкой науке. В качестве рекомендаций комиссия указала на достижение большей гибкости и пропускной способности в системе поддержки науки. Также было указано на то, что потенциальные возможности немецкой науки существенно ограничиваются уставами и структурой университетов. ННИС было рекомендовано изменить структуру работы экспертов, а также развивать стратегические направления научных программ и инструменты поддержки науки.
ННИС позитивно реагировало на предложения комиссии и озвучило свои намерения: привлекать в качестве экспертов больше молодых специалистов и женщин, пересмотреть структуру экспертных комитетов, сделать общедоступной базу данных о проектах, получивших финансирование ННИС, и т.д.
В 2005 г. для оценки и улучшения своей деятельности ННИС основало Институт информации и обеспечения качества исследований (1БО) под руководством социолога Стефана Хорнбостеля с представительством в Бонне и Берлине. Одной из его целей является научная оценка политики ННИС в области поддержки науки и используемых им для этого инструментов, что, вероятно, позволит в скором будущем выявить и провести необходимые изменения и повысить эффективность работы ННИС.
Список литературы
1. BLK-Vereinbarung über die Exzellenzinitiative des Bundes und der Länder zur Förderung von Wissenschaft und Forschung an deutschen Hochschulen vom 18. Juli 2005 / режим доступа: http://www.dfg.de/download/ pdf/dfg_im_profil/reden_stellungnahmen/2006/exin_0610_pressemappe/exin_0610_wr_ausschr_1.pdf
2. Bundesgesetz über die Förderung der Forschung und der Innovation (Forschungs- und Innovationsförderungsgesetz, FIFG) vom 7. Oktober 1983 (Stand am 1. September 2013) / режим доступа: http://www.gesetze.ch/inh/inhsub420.1.htm
3. Deutsche Forschungsgemeinschaft: Perspektiven der Forschung und ihrer Förderung. 2007-2011 / Wiley-VCH. - 2008. 256 с.
4. Salaw-Hanslmaier S. Die Rechtsnatur der Deutschen Forschungsgemeinschaft. Dissertation. Universität Augsburg. Hamburg: Verlag Dr. Kovac. 2003.
5. Satzung der Deutschen Forschungsgemeinschaft / режим доступа: http://www.dfg.de
6. Wahlordnung für Wahl der Fachkollegien / режим доступа: http://www.dfg.de/formulare/70_01/index.jsp
Об авторе
Водяницкая Елена Александровна - к.ю.н., старший преподаватель кафедры конституционного права МГИ-МО(У) МИД России. Научная специализация: конституционное право зарубежных стран, научная политика и научные фонды. E-mail: [email protected]
THE ROLE AND PLACE OF GERMAN SCIENCE AND RESEARCH ASSOCIATION
IN GERMANY'S SCIENCE POLICY
E.A. Vodyanitskaya
Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article describes the role and place of the German Science and Research Association (DFG) as one of the leading science support organizations in the science policy of Germany. It gives a thorough analysis of its inner structure that includes such bodies as General Assembly, Executive Committee, Senate, Joint Committee and expert boards as well as the way of their formation and scope of their powers. The legal nature of DFG as a science support organization reveals through its goals and functions stated in the Charter. They are as follows: financial support of scientific and research projects, training of young scientists, international scientific cooperation and transfer of theoretical knowledge into practice. The German Science and Research Association also stands for equal possibilities for men and women in the academic community and consults the state bodies on the science policy. The author pays particular attention to the cooperation of the organization with the state and subjects (lands), including financial issues and participation of DFG in the federal state program «Exzellenzinitiative». Moreover, the author touches a debating point of correspondence of the status of the organization to its public activity as DFG is a private law association that includes universities and other science and research institutions as its members. Finally, the article gives a comparison of the German Science and Research Association to the similar organizations in other European countries, particularly to the Danish agency on science, technology and innovation and the French National research agency. The author comes to a number of conclusions respectively the procedure of peer review and need for effective remedies to appeal the rejected project.
Key words: science foundation, science system in Germany, science policy, German Science and Research Association, structure of the German Science and Research Association, goals and functions of the German Science and Research Association, status of the German Science and Research Association.
References
1. BLK-Vereinbarung über die Exzellenzinitiative des Bundes und der Länder zur Förderung von Wissenschaft und Forschung an deutschen Hochschulen vom 18. Juli 2005. [Agreement between the federation and the lands about the state federal program "Exzellenzinitiative" for support of science and research in German universities from July, 18, 2005]. Available at: http://www.dfg.de/download/pdf/dfg_im_profil/reden_stellungnahmen/2006/ exin_0610_pressemappe/exin_0610_wr_ausschr_1.pdf
2. Bundesgesetz über die Förderung der Forschung und der Innovation (Forschungs- und Innovationsförderungsgesetz, FIFG) vom 7. Oktober 1983 (Stand am 1. September 2013). [Federal law on support of research and innovation from October, 7, 1983 (as amended on September, 1, 2013)]. Available at: http://www.gesetze.ch/inh/inhsub420.1.htm
3. Deutsche Forschungsgemeinschaft: Perspektiven der Forschung und ihrer Förderung. 2007-2011. [German Science and Research Association: prospects of research and its support. 2007-2011]. Wiley-VCH, 2008. 256 p.
4. Salaw-Hanslmaier S. Die Rechtsnatur der Deutschen Forschungsgemeinschaft. [Legal nature of the German Science and Research Association]. Dissertation. Universität Augsburg. Hamburg: Verlag Dr. Kovac. 2003.
5. Satzung der Deutschen Forschungsgemeinschaft. [Charter of the German Science and Research Association]. Available at: http://www.dfg.de
6. Wahlordnung für Wahl der Fachkollegien. [Statute on elections of the expert boards]. Available at: http://www. dfg.de/formulare/70_01/index.jsp
About the author
Elena A. Vodyanitskaya - Ph.D. in Law, senior lecturer of the Constitutional law department, MGIMO (Moscow State Institute of International Relations) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Specialization: constitutional law of foreign countries, science policy and science organizations. E-mail: [email protected]