Научная статья на тему 'Роль и место народного декоративно-прикладного искусства в современной культуре'

Роль и место народного декоративно-прикладного искусства в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7217
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнова Н. Б.

В статье дается характеристика роли и места народного декоративно-прикладного искусства в культуре эпохи постмодерна. Автор определяет несколько направлений развития народного декоративно-прикладного искусства: от традиционного художественного творчества до самоидентификации человека как представителя этноса, страны, мультикультурного мира; развития в личностном и профессиональном плане; формирования толерантного сознания личности через овладение декоративно-прикладным искусством различных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and Place of Applied and Decorative Folk Art in Contemporary Culture

The article characterizes the role and place of applied and decorative folk art in postmodern culture. The author defines several trends of development of applied and decorative folk art: since traditional artistic creative work till individual self-identification as the representative of the ethnos, country, multicultural world; both personal and professional development; and formation of tolerant consciousness by acquiring applied and decorative art of various folks.

Текст научной работы на тему «Роль и место народного декоративно-прикладного искусства в современной культуре»

РОЛЬ И МЕСТО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ

КУЛЬТУРЕ

Н. Б. Смирнова, доцент кафедры технической графики и декоративноприкладного искусства Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева

В статье дается характеристика роли и места народного декоративно-прикладного искусства в культуре эпохи постмодерна. Автор определяет несколько направлений развития народного декоративноприкладного искусства: от традиционного художественного творчества до самоидентификации человека как представителя этноса, страны, мультикультурного мира; развития в личностном и профессиональном плане; формирования толерантного сознания личности через овладение декоративно-прикладным искусством различных народов.

К концу XX в. на смену эпохе нового времени — модерну — пришел постмодерн. Его становление, по мнению боль шинства исследователей, происходило сначала в русле художественной культуры, а потом нашло распространение в философии, политике, религии, науке.

Опора на идеи демократизации культуры (в противовес модернистской элитарной), снижение верховных ценностей, отказ от трансцендентных идеалов, от категорического отрицания модернистских ценностей (Ж. Бодрийар, Д. Гриффин, У. Эко и др.) до многообразных способов ее переосмысления (П. Козловски, Ж.-Ф. Лиотар и др.) говорит о сложности и многогранности происходящих в культуре постмодерна процессов.

Ученые признают ряд преимуществ новой эпохи над предыдущими. Перспективу развития культуры в эпоху постмодерна они видят в наличии у постмодернистской культуры антропоморфных признаков, тогда как культура модерна в своих основополагающих принципах техно-морфна.

Постмодерн признает «культурный конформизм», что дает возможность осуществлять диалог культур. Постмодернистская ситуация вносит новый опыт видения и владения своими и чужими культурными ценностями, стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества.

В конце 1990-х гг., опираясь на традиционную деятельностную трактовку культуры, российские культурологи выявили следующие ее функциональные признаки:

— надбиологический, социальный характер культуры как формы человеческого бытия, воплощающей в себе специфику образа жизни человека;

— «человекотворческая» функция культуры, в силу которой она выступает как способ реализации творческих возможностей человека;

— единство духовной и материальной сторон культуры и неправомерность их противопоставления и обособления;

— необходимость системного подхода к изучению культуры;

— разнообразие культур и неоправ-данность европоцентристского взгляда на историческое развитие мировой культуры;

— социокультурный прогресс как общее направление исторического развития человечества1.

Как и мировая культура, современная культура российского общества по своей сути является постмодернистской. Выделяются несколько принципиальных признаков, свидетельствующих о формировании нового типа культуры: антропоцентризм, мультикультур а лизм, рационализм, диалогизм, «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер).

Многие из проблем, возникших в культурологии эпохи модерна, не были решены в тот период. Поэтому, например, про-

© Н. Б, Смирнова, 2006

блемы глобального взаимодействия культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер) ставятся современными концепциями в рамках культуры постмодерна.

Глобализация — ключевое понятие, которое характеризует процессы мирового развития начала XXI в. Современные формы глобализации культуры имеют свои особенности. К ним относятся новые глобальные инфраструктуры, генерирующие огромные возможности для проникновения сквозь национальные границы; повышение интенсивности и скорости культурных взаимодействий; до-минация культурной индустрии; появление транснациональных корпораций, владеющих инфраструктурами и организациями для изготовления и распределения культурных товаров2.

Наиболее значимыми чертами глобализации в настоящее время признаются мировой масштаб деятельности людей в области культуры, появление факторов, обладающих глобальными интересами и соответствующими практиками, возникновение международных институтов в сфере культуры, а также формирование глобальной культуры. Вопрос о сущности глобальной культуры, о культурных факторах, оказывающих влияние на глобальное развитие, малоисследован. Очевидно, что каждая культура находится под воздействием глобализационных процессов и не в силах изменить происходящее.

Для нашего исследования чрезвычайно важен аспект, выделяемый учеными-культурологами: возможно ли при усилении (иногда и чрезмерном) интеграционных факторов сохранить множество культур, своеобразие и самобытность каждой из них?

В культуре процессы интеграции и дифференциации идут на смену друг другу. При этом поддерживается состояние креативного поиска — творчества, отличающегося неравновесностью и неустойчивостью. В процессе взаимодействия культур связь с другими системами подчиняется законам нелинейного синтеза.

Из этого и вытекает дискретность путей эволюции систем, которые вступают в данные процессы. Вследствие неравно-весности и неустойчивости связей усиливаются флуктуации, расшатывающие прежнюю структуру системы и вводящие ее в фазу переходного периода. Внутри него и выстраивается новая организация, позволяющая сформироваться культурной парадигме в обществе. Именно из этого фактора возможно объяснение всех изменений системы в современных условиях, когда интеграционные процессы культуры начинают превалировать.

Противоречие глобализационного процесса, которое заключается в «сосуществовании разнонаправленных тенденций интеграции и дифференциации, проявляется на разных уровнях — глобальном и локальном — и может быть рассмотрено как сложная форма целостности, в которой указанная бинарность существует на принципах дополнительности. Этим объясняется одновременная „двунаправленность“ цивилизационных процессов — развития тенденций унификации и сохранения этнокультурного своеобразия. Включенность стран в систему сложных взаимоотношений, рост взаимозависимости народов и культур в мире сосуществуют с их культурной и социальной суверенностью, что в перспективе должно привести к формированию новых синтетических форм этнокультурной идентификации»3, Унификация культуры и этнокультурное однообразие возможны только в том случае, если одна из культур будет навязана сообществу посредством информационных сетей, экономической интернационализации и других форм передачи культуры.

Необходимо отметить, что каждая культура, каждый этнос определяют свои способы и планомерность вхождения в глобальные процессы при сохранении и общесоциалыюго, и специфически локального культурного своеобразия. Для культур важен процесс адаптации к открытости и инновационной активности,

так как все культуры и народы все-таки окажутся в потоке глобализации.

Для нашего исследования актуально положение, которое констатирует, что самобытность в качестве универсального свойства культуры предполагает не консервацию традиций, упрощение и примитивизацию культурных форм, но постоянное усложнение, укрепление ядра культуры, вокруг которого наращиваются инновации. При этом возможно выделение многообразных типов проявления самобытности в условиях различных концепций:

— «самобытность в условиях открытости» (смягчение логики взаимоисключений. Создание условий для сосуществования, подготовка к диалогу);

— «самобытность как форма закрытости» (защита своего природного и социокультурного пространства, противопоставление своих ценностей чужим);

— «самобытность, устремленная в будущее, —project identity» (воссоздание подобного гражданского общества)4.

Современная ситуация, связанная с формированием типа инновационного общества, приводит к ускорению темпов развития, смене ценностных ориентаций в культуре. При этом происходит нарушение принципа дополнительности между традициями в качестве способа сохранения социокультурного опыта и инновациями, которые нацелены на творчество и достижение новых результатов.

О. Н. Астафьева выделяет культур-но-ценностный принцип, являющийся специальным параметром порядка, который поможет сохранить понимание того, что развитие идет не «от противного»: если весь мир объединяется, то жить за счет сохранения самобытности культурного наследия невозможно.

Саморазвитие культуры происходит за счет усвоения новых форм и взаимо-заимствований культуры при участии в процессах глобализации.

Проблемы, стоящие перед личностью в эпоху глобализации, порождают новые задачи. Одна из них — приобре-

тение умений по отбору необходимых элементов других культур. Но это не должно мешать осознанию этнокультурной идентичности, которая выступает ядром самобытности. «Влияние тенденции глобализации придает современной социокультурной ситуации сильную нелинейность, которая проявляется в обвале традиций, преобладании инновационного пласта в культуре. Именно нарушение соотношения между традициями и инновациями свидетельствует о вхождении культуры в „режим с обострением", фазу кризиса и также соответствует закономерностям циклической динамики»5.

Еще одна актуальная тенденция современности, особенно обострившаяся в последние годы, — мультикультур ал изм. Данная тенденция, проявившаяся на современном этапе развития Российского государства как части мирового сообщества, обусловлена несколькими причинами: многонациональным составом населения; наличием национально-территориальных субъектов федерации; иммиграцией из стран СНГ. Вопрос осложняется наличием безработицы, что создает неблагоприятную атмосферу для развития этнокультурных отношений. Проблемы российского мультикультурализма необходимо связывать с процессом построения гражданского общества. Это невозможно без толерантных взаимоотношений граждан и отдельных групп населения, учета интересов обеих сторон. Это означает, что мультикультурализм должен способствовать формированию в России толерантной политической культуры6.

Анализ сложившейся ситуации показывает необходимость формирования личности, способной к активному профессиональному, творческому, личностному росту в современных условиях. По нашему мнению, одним из путей формирования такой личности может быть использование потенциала народного деко-ративно-прикладного искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть куль-

туры человечества, в основе которой лежат древняя традиция и современные подходы, развитие же осуществляется через их постоянное взаимодействие. Несмотря на некоторые различия, искусство народов и национальностей проходит приблизительно одинаковый путь развития и зависит от истории народа, его культовых и религиозных воззрений, взаимодействий с другими народами, проживающими на близлежащей территории.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе совокупность национальных признаков, которые, являясь традиционными, как бы согревают произведения, пробуждают в зрителе ярко окрашенные чувства и эмоции. Национальное в художественном образе обычно связано с личным чувством человека, его индивидуальными переживаниями.

По мнению А. Б. Салтыкова, народная традиция в декоративном искусстве «состоит из сюжетов, из определенных орнаментальных мотивов и из приемов, творческих методов работы. Это то, что наиболее заметно, в чем выражается душа»7. Ученый подчеркивает, что составляющие, выделенные им, не всегда ценны и живучи: со сменой эпох изменяются жизнь и сознание народа, а следовательно, могут меняться сюжеты, материал, инструменты.

Специалисты, отмечая глубокую традиционность народного искусства, подчеркивают, что «это не проявление консерватизма, а живая и органичная преемственность, когда каждое новое поколение усваивает наследие предыдущего не по инерции, а в силу искренних, непредвзятых побуждений, от прошлого, уже сделанного народом ранее, берется лишь понятное, отвечающее сегодняшним мыслям и чувствам, вызывающее интерес и побуждающее к творчеству»8.

Таким образом, традиции в области народного декоративно-прикладного искусства, являющегося составной частью общечеловеческой культуры, — не мертвая схема, установленные раз и навсегда правила. Они меняются с требовани-

ями времени. Следующему поколению передается только то, что жизненно, прогрессивно и способствует дальнейшему развитию общества. Именно этим можно объяснить исчезновение целых областей художественного творчества, не нашедших применения в изменившейся жизни.

При просмотре типажа определенного вида народного декоративно-прикладного искусства в произведениях различных мастеров выясняется, что существует объединяющий их канон. Найденный еще в древности, он обусловлен свойствами самого материала, высокой технологичностью, предельным лаконизмом и обобщенностью. Взаимосвязь канона и живого творчества мастеров выражает одну из форм единства традиционного и индивидуального в народном искусстве, что облегчает решение конкретных художественных задач, наделяя произведения традиционными чертами, не мешая непосредственно творчеству.

А. С. Канцедикас, исследуя особенности народной культуры, выделяет следующие присущие ей принципы: синкретизм; территориальная, локальная обособленность; традиционность; коллективность; преемственность; связь человека с природой; вневременность, эпичность9.

В XX в. в Российской Федерации сложились определенные формы бытования народного искусства:

— народное искусство, не вычлененное из своей этнографической среды и связанное с породившими его национальными и социальными укладами (народное творчество Приамурья, Камчатки — меховая мозаика, балхарская керамика и др.);

— творчество единичных народных мастеров, сохраняющее коллективный художественный опыт, традиции и функционирующее в силу потребности художественного выражения как унаследованная художественная деятельность;

— народные промыслы, развивающиеся стихийно, благодаря инициативе одного или нескольких мастеров (роспись

по дереву Полхов-Майдана, изготовление каргопольских, филимоновских, абашев-ских расписных глиняных игрушек и др.);

— промыслы, организованные в мастерских с производственным оснащением, механизацией подсобных работ и с профессионально-техническими школами, подготавливающими кадры (ковровые ткацкие производства, роспись по дереву, вышивка и кружево, керамика и чернение по серебру)10.

Как видим, народное декоративно-прикладное искусство утрачивает массовый характер — работа отдельных народных мастеров — как индивидуальная, так и в мастерских промыслов — не может остановить процесс перехода основной массы людей из ранга творцов в ранг потребителей народного искусства.

Проанализировав особенности народного декоративно-прикладного искусства как явления мировой культуры, мы пришли к выводу, что в эпоху постмодерна с его развитыми глобалистическими чертами народное декоративно-прикладное искусство будет развиваться в нескольких направлениях.

Первое направление — художественное творчество в русле народного декоративно-прикладного искусства — позволит при использовании традиционных форм (творчество, не вычлененное из этнографической среды; творчество единичных народных мастеров; народные промыслы, развивающиеся стихийно, благодаря инициативе одного или нескольких мастеров; функционирование народных промыслов по принципу промышленного производства) сохранить истоки народного декоративно-прикладного искусства, осуществить творческие находки в колорите, композиции, своеобразные технологические приемы. Однако данное направление существования народного декоративно-прикладного искусства при всей своей значимости уже не может удовлетворить потребности современного развивающегося общества, так как в этом случае общение с народной культурой у основной массы

людей носит созерцательный характер. Взаимодействие с народной культурой происходит только у того, кто непосредственно в ней существует и творит.

Второе направление, открывшееся в эпоху глобализации перед народным декоративно-прикладным искусством как частью культуры, — использование народного декоративно-прикладного искусства в формировании человека как представителя этноса, страны и мулыпикупыпурного мира. Необходимость межкультурного диалога позволит приобрести видение общего, особенного и частного в культуре разнообразных народов, творчески переосмыслить и инновационно использовать их в личных культурных практиках. Здесь можно предположить, что декоративно-прикладное искусство родного народа находится в «ядре» культурной самобытности личности, вокруг которого располагаются «пласты» культурных взаимодействий, инновационного творчества.

Следующим направлением является активное использование народного декоративно-прикладного искусства, народной культуры в формировании человека в личностном и профессиональном плане. Использование народного декоративно-прикладного искусства в человекотворчестве позволит решить вопросы самоидентификации, личностного становления, профессиогенеза личности.

Овладение народным декоративноприкладным искусством различных народов приведет к глубокому пониманию их национального разнообразия и особенностей, что создаст условия для формирования в дальнейшем толерантного сознания как фактора стабильности и социального равновесия. Таким образом, выделяется еще одно направление — формирование толерантного сознания личности через овладение декора-тивно-прикладным искусством различных народов как фактора стабильности и социального равновесия.

Итак, на всем протяжении развития мировой культуры народное декоратив-

но-прикладное искусство было различным по содержанию и художественной ценности. Его особое значение как части народного искусства раскрывается в культуре постмодерна, что свидетельствует о необходимости пересмотра роли данного феномена в образовательных и культурных процессах современного общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С. 415.

3 См.: Богатырева Т. Г. Глобализация культуры: что это? Ґ Т. Г. Богатырева § Многогранная глобализация / под ред. К. X. Делокарова. М., 2003. С, 252.

3 Астафьева О. Н. Взаимодействие культур: перспективы альтернативных решений в эпоху глобализации / О. Н. Астафьева И Там же. С, 222.

4 Там же. С. 224.

* Там же. С. 227.

6 См.: Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. Исследовательские вопросы и интерпретации / под ред. Г. И. Зверевой. Мч 2003. С. 16.

? Салтыков А. Б. Самое близкое искусство / А. Б. Салтыков. М., 1968. С. 53.

8 Разина Т. М. Русское народное творчество / Т. М. Разина. М., 1970. С. 67.

9 См.: Канцедикас А. С. Уроки народного искусства/ А. С, Канцедикас. М., 1986. С. 48.

10 См.: Некрасова М. А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества / М. А. Некрасова ■// Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. Л;,1981.

Поступила 20.01.06.

МЕТАФОРИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: СИМВОЛИЧНОСТЬ БЫТИЯ РЕЦИПИЕНТА В ТЕКСТЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ

А. Ю. Ивлева, доцент кафедры лингвистики и межкулътурных коммуникаций МГУ им. Н. 77. Огарева

Статья посвящена проблеме метафоризации мышления на современном этапе развития образования. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена изменением парадигмы образования и переосмыслением всей сути образовательного процесса, вызванного признанием неразрывной связи многих наук.

На рубеже XX—XXI вв. активно обсуждался вопрос об изменении парадигматических характеристик образования, о неразрывности многих наук и об их видимом взаимопроникновении друг в друга. Однако все эти утверждения настолько очевидны, что постепенно дискуссионный характер научных изысканий в данной области сошел на нет. Тем не менее существует немало вопросов, связанных с интеграцией образования, которые ждут своих исследователей. Одной из таких проблем, на наш взгляд, является метафоризация мышления студента и преподавателя. Постановка данной проблемы приводит к изменению традиционной интерпретации образования как

процесса, а это, в свою очередь, влечет за собой необходимость глобального переосмысления самой сути образовательного процесса.

Цель нашей статьи состоит в попытке рассмотрения заявленной проблемы с точки зрения метафоры новой науки, предполагающей изучение роли и места реципиента и продуцента в гносеологическом аспекте.

Еще Э. Кассирер полагал, что в человеческом сознании существуют некие основополагающие метафоры, которые предопределяют видение мира и стиль мышления. Метафоры, лежащие в основе символа, изменчивы и подвержены влиянию среды. Если придерживаться

6 А. Ю. Ивлева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.