Корнилов И. К.
д.соц.н., к.т.н., профессор Московского политехнического университета
РОЛЬ И МЕСТО ИНЖЕНЕРНОГО ИСКУССТВА В ИННОВАЦИОННОМ
РАЗВИТИИ РОССИИ
Ключевые слова: инженер, искусство, проблемы, высшее техническое образование.
Keywords: engineer, art, challenges, higher technical education.
Ключевой задачей в системе высшего технического образования является в современных условиях подготовка инженеров нового типа, творческий потенциал которых соответствовал бы будущим требованиям развития техники и общества [1].
В качестве основного тезиса выдвигается положение о том, что инженерная деятельность хоть и служит, по сути своей, научно-техническому прогрессу, всё же не должна, да и не может рассматриваться в отрыве от социально-технических и историко-философских проблем. К таким проблемам в первую очередь следует отнести проблемы развития инженерного дела и собственно научно-технического творчества, а также проблемы философии техники и развития социотехнических систем.
В табл. 1 в сводном виде показаны периоды особой актуальности для каждой из названных проблем [3]. Общими для этих проблем являются следующие признаки:
1. Временной характер - возникновение и развитие в основном в последнее столетие.
2. Территориальный фактор, вызвавший их появление и действие на территории развитых стран мирового сообщества, в том числе на территории России.
3. Единый объект исследования, а именно система, органично включающая в себя процессы технического образования, научного и технического исследования и промышленного производства.
Таблица 1
Инженерная деятельность: социально-технические и историко-философские проблемы
Название проблемы Номер периода Название периода Условное время периода
Развитие инженерного дела в России 1 Зарождение 1700-1850
2 Становление 1870-1910
3 Социализация 1920-1940
4 Экстенсификация 1950-1970
5 Гуманизация С 1990 г.
Развитие методологии научно-технического творчества 1 Разработка 1900-1930
2 Внедрение 1940-1950
3 Интегрирование 1960-1970
4 Обучение 1980-1990
5 Социализация С 1990 г.
Развитие философии техники 1 Зарождение 1850-1880
2 Становление 1890-1920
3 Осмысление 1930-1980
4 Внедрение С 1990 г.
Развитие научной организации труда 1 Зарождение 1900-1920
2 Технократизация 1930-1980
3 Гуманизация С 1990 г.
По необходимости следует ввести определения, связанные с содержанием инновационной деятельности.
Инновация (нововведение) - основанный на ориентированном вложении средств процесс создания, освоения и практической реализации научно-технических достижений. Процесс инновации обычно включает следующие фазы: фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям; прикладные научные исследования и инженерное творчество, приводящие к созданию изобретений в виде устройств, способов или веществ; разработка и испытание экспериментальных образцов новых изделий, технологий, материалов и т.п.; проектирование новой техники и ее промышленное освоение; реализация первых промышленных образцов и при достижении коммерческого успеха расширение производства.
Инновационная деятельность - сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительных свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.
Наиболее удачное определение основного инновационного противоречия, присущего любой системе, приводит А.И. Пригожин: «Если норма, как социальный стандарт хранит существующее, то инновационная деятельность, нововведения "сбивают" функционирование системы, меняя существующее». Он же вводит и «золотое правило» иннова-тики: система только тогда будет открыта новшествам, когда их освоение станет условием ее сохранения.
С учетом вышесказанного, введём новые варианты определений, необходимые для смысловой увязки перехода понятий от инновационной к инженерной деятельности. К таким определениям, прежде всего, относятся:
1) инновационная структура предприятия - взаимосвязь подразделений предприятия, главной функцией которых является обеспечение разработок и внедрения инноваций (нововведений);
2) творческая деятельность - разработка нового, связанного с изменением и развитием данного объекта, а также разработка принципиально новых объектов, включающих ту же или новую функцию;
3) творческая деятельность в инновационной структуре предприятия - функционирование подразделений предприятия, позволяющее получать новые разработки и идеи, обеспечивающие большую эффективность работы организации (предприятия) по заданным критериям.
В этапы инновационного процесса, обусловливающего любую научно-техническую деятельность, может быть включено и движение по традиционной цепочке от фундаментального открытия к производству: фундаментальные открытия - прикладные исследования - внедрение новой техники в производство.
Социально-философские проблемы инновационной, научно-технической и инженерной деятельности выделились в настоящее время в самостоятельную область гносеологии. Знания, полученные в рамках исторических, социологических, философских, психологических, педагогических, экономических и технических наук, не в состоянии полностью раскрыть внутреннюю сущность социально-технических новаций в научно-технических областях деятельности современного общества.
Возникла необходимость не только совершенствования системы инженерного образования, но и разработки новой концепции подготовки специалистов с высшим техническим образованием. Создание новой парадигмы образования становится проблемой не только педагогической или технологической, но и социально-экономической. От её успешного решения зависит успех развития всего общества.
Следует признать полезность введения в подготовку специалистов гуманитарных дисциплин и соответствующих спецкурсов. Но при этом необходима кардинальная переподготовка преподавателей высшей школы в направлении привлечения истории науки и техники, а также соответствующих разделов социологии и философии для формирования творческого потенциала специалистов.
Основная причина такого положения кроется в том, что преподаватели гуманитарных наук практически незнакомы с особенностями развития современного научно-технического знания. В то же время знания и рекомендации технических специалистов имеют узкоспециальный, технократический характер [4].
О роли искусства в системе подготовки инженеров замечательно сказал В.Л. Кирпичёв на открытии Киевского политехнического института в 1898 году:
«Инженеры обязаны заботиться о красоте своих сооружений, и поэтому они должны получать и художественное образование. Сущность требований к инженеру была хорошо выражена символически при постройке Цюрихской политехнической школы. Там отделение общих наук - университетское - соединяется с отделением прикладных наук -техническим - залой, которая представляет собой художественный музей. Это указывает состав инженерного образования; нужно начинать с чистой науки и на ней основывать прикладные знания; но в то же время не оставлять без внимания и художество. Очень ошибаются те, которые думают, что произведения техники по необходимости безобразны, и что промышленность становится всё более и более несовместимой с искусством».
Какие же принципы следует заложить в основу учебных дисциплин? Как следует из вышеизложенного, методологической основой подготовки инженеров, основой гуманизации их знаний, должны стать принципы историзации, социологизации и упорядочения науки. Принцип историзации должен базироваться на истории науки и техники, открытий и изобретений. Принцип социологизации заключается в установлении связей научно-технических достижений с социальными потребностями и социальными слоями общества. Принцип упорядочения или логизации предполагает обоснование развития науки как единой, цельной системы, то есть «технологизацию» изложения материала в рамках учебного курса [5].
Именно эти принципы необходимо ввести в исходные положения при подготовке специалистов. Они должны составить основу методологии, с помощью которой можно гуманизировать инженерную деятельность на практике.
Несмотря на давние традиции по использованию понятия «инженерное искусство», найти его конкретное и четкое определение в публикациях практически не удаётся. Большинство трудов, посвященных изучению подобной тематики или использующих это понятие, в лучшем случае ограничиваются эклектично-описательным вариантом изложения его смыслового содержания. Предлагается следующее определение.
Инженерное искусство - это целесообразная деятельность, направленная на изучение, создание и управление искусственными объектами, результатом которой является оригинальное решение высокого функционально-эстетического уровня [2].
В этом определении нашли отражение категории философии, социологии, экономики, инженерной психологии, истории техники, технической эстетики, эргономики. В самом деле, целесообразность базируется на знании законов развития техники, основывается на системном подходе к проблеме. Оригинальность включает логико-интуитивный способ мышления, формирующийся с помощью различных методов и приемов научно-технического творчества. Функционально-эстетический уровень - это результат оптимизации решений, воплощение в объекте деятельности принципов дизайна и экономических наук с помощью профессиональных знаний инженера.
Список литературы
1. Корнилов И.К. Инженерное образование будущего: новые смыслы // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. - М., 2017. - Ч.1. - С. 887-889.
2. Корнилов И.К. Основы инженерного искусства. - М.: МГУП, 2014. - 372 с.
3. Корнилов И.К. История и основы инженерного дела. - М.: МГУП, 2016. - 228 с.
4. Корнилов И.К. О знании логическом и интуитивном // Сборник научных трудов I международной научно-практической конференции «Социальная общность, общество и социум: исторический аспект и современные реалии». - Самара: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 126-137.
5. Корнилов И.К. Инженерная педагогика - важнейший фактор развития высшего технического образования // Сборник X Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика». - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 145-147.