Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ'

РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигалова Ирина Валерьевна

Роль интеллектуальной собственности (ИС) при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере народных художественных промыслов (НХП) определяется ее значимостью для идентификации изделий и компаний, легальным продвижением и реализацией изделий НХП, формированием клиентской базы; повышением инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства, диверсификацией маркетинговых стратегий, в том числе и в иностранных государствах. Целью охраны интеллектуальных прав в сфере НХП являются: защита внутреннего рынка России от контрафактной продукции, увеличение доходов отрасли НХП от управления правами на объекты ИС, легализация работы независимых мастеров, создание центров компетенций в сфере НХП. В статье сделан вывод о том, что в современном мире необходимость возрождения, сохранения, защиты и продвижения сферы НХП становится императивом для экономического роста и развития конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства, связанных с производством, продвижением и реализацией изделий НХП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE FIELD OF FOLK ARTS AND CRAFTS

The role of Intellectual Property (IP) in the implementation of entrepreneurial activity in the field of folk arts and crafts is determined by its importance for the identification of products and companies, the legal promotion and sale of products of folk arts and crafts, the formation of a client base; increasing the investment attractiveness of business entities, diversifying marketing strategies, including in foreign countries. The purpose of protecting intellectual rights in the field of folk arts and crafts is to protect the Russian domestic market from counterfeit products, increase the income of the folk arts and crafts industry from the management of IP rights, legalize the work of independent craftsmen, and create centers of competence in the field of folk arts and crafts. The article concludes that in the modern world the need to revive, preserve, protect and promote the sphere of folk arts and crafts becomes an imperative for economic growth and the development of competitive advantages of business entities associated with the production, promotion and sale of folk arts and crafts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ»

Роль и место интеллектуальной собственности в правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере народных художественных промыслов

Жигалова Ирина Валерьевна,

директор филиала в Нижнем Новгороде, юридическая фирма «Городисский и партнеры» E-mail: ZhigalovaI@gorodissky.ru

Роль интеллектуальной собственности (ИС) при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере народных художественных промыслов (НХП) определяется ее значимостью для идентификации изделий и компаний, легальным продвижением и реализацией изделий НХП, формированием клиентской базы; повышением инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства, диверсификацией маркетинговых стратегий, в том числе и в иностранных государствах. Целью охраны интеллектуальных прав в сфере НХП являются: защита внутреннего рынка России от контрафактной продукции, увеличение доходов отрасли НХП от управления правами на объекты ИС, легализация работы независимых мастеров, создание центров компетенций в сфере НХП. В статье сделан вывод о том, что в современном мире необходимость возрождения, сохранения, защиты и продвижения сферы НХП становится императивом для экономического роста и развития конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства, связанных с производством, продвижением и реализацией изделий НХП.

Ключевые слова: право, правовое регулирование, предпринимательство, предпринимательская деятельность, интеллектуальная собственность, авторское право, народные художественные промыслы

В Федеральном законе от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» дается определение: «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».

Сфера народных художественных промыслов (НХП) представляет собой самобытную форму предпринимательской деятельности, обладающей комплексным социально-экономическим потенциалом. Развитие предпринимательской деятельности НХП в современных социально-экономических условиях возможно на основе восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства и органичной интеграции с современными информационными технологиями. Закрепленное в Гражданском кодексе Российской Федерации правовое понятие предпринимательской деятельности достаточно определенно отражает юридическую сущность и содержание рыночных отношений, осуществляемых с целью неоднократного извлечения прибыли. Предпринимательская деятельность в сфере НХП выступает как системно обусловленный специфический вид деятельности, ценностно-ориентированной на поиск и реализацию возможностей развития сферы НХП, опираясь на эффективные организационные и правовые механизмы развития предпринимательской деятельности в целом.

Роль интеллектуальной собственности (ИС) при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере НХП определяется ее значимостью для идентификации изделий и компаний, легальным продвижением и реализацией изделий НХП, формированием клиентской базы; повышением инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства, диверсификацией маркетинговых стратегий, в том числе и в иностранных государствах. Следовательно, использования ИС в сфере НХП, является ведущим фактором эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Особую роль в этом играет принятие в 1886 г. Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений [1], фактически положившей начало признания одной из ведущих ролей ИС в мировой экономике. Со-

5 -о

сз

<

временная политика в области ИС стала важным фактором, влияющим не только на инновационные процессы, но и на рыночные отношения.

Народные художественные промыслы есть особая сфера реализации предпринимательской деятельности, которая наравне с интеллектуальной собственностью оперирует и таким понятием как собственность культурная [6]. В случае НХП это взаимодополняемые категории. Несмотря на то, что понятие «культурная собственность» это категория, определяемая неосязаемостью теории культуры, целостно определяет коллективную идентичность через широкий спектр символических выражений и подчеркивает ценность культуры. ИС, обычно рассматривается применительно к нематериальным результатам деятельности, но практически используется для определения права на активы, которые широко используются в деловой практике.

В этой связи проблема правовой охраны объектив ИС в сфере НХП только усиливается. Это во многом обусловлено тем, что сфера НХП как специфическая сфера реализации предпринимательской деятельности во многом опирается на тот комплекс объектов ИС, который существует в виде товарных знаков, географических указаний, наименования мест происхождения товаров или иных объектов ИС [3].

Целью защиты интеллектуальных прав в сфере НХП являются: защита внутреннего рынка России от контрафактной продукции, увеличение доходов отрасли НХП от управления правами на объекты ИС, легализация работы независимых мастеров (в том числе самозанятость), создание центров компетенций в сфере НХП. Следовательно, охрана объектов ИС в сфере НХП в рамках существующих механизмов правовой защиты интеллектуальной собственности (ПИС) можно рассматривать как наилучший возможный способ. В частности, авторское право является значимым фактором защиты художественных проявлений изделий НХПот незаконного воспроизведения и эксплуатации.

Авторские права стимулируют творчество, гарантируя правообладателям, что оригинальный выразительный материал, который они создают, не будет воспроизводиться, адаптироваться, доводиться до всеобщего сведения, демонстрироваться, распространяться или исполняться без их разрешения или иным образом использоваться таким образом, который нарушает исключительные права владельцев авторских прав. Тем самым гарантируется и производный от этого результат -получение субъектом предпринимательства, являющегося правообладателем объектов ИС в сфере НХП, прибыли как основной цели предпринимательской деятельности. „ Следует отметить, что авторские права обеспе-2 чивают защиту от идентичных копий и неориги-^ нальных произведений, в то время как права про-еЗ мышленной собственности в сфере НХП (промыш-ав ленные образцы, товарные знаки, наименования

мест происхождения товара, географические указания) обеспечивают более широкую защиту.

Особым фактором развития предпринимательской деятельности выступают товарные знаки (например: товарный знак Золотая хохлома, № регистрации: 164923, Правообладатель: Ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись), то есть отличительные обозначения, которые идентифицируют товары или услуги определенного производителя. Законодательство о товарных знаках стимулирует правообладателей инвестировать не только в продвижение товарного знака (торговой марки), но и в создание прочной репутации производителя, связанной с этим обозначением, а также инициировать и контролировать процессы защиты от контрафактной продукции изделий НХП. Следовательно, роль товарного знака состоит в охране интересов как производителей, так и потребителей, заинтересованных в производстве аутентичной продукции НХП.

Современное законодательство о товарных знаках защищает экономические интересы правообладателей предоставляя возможность выходить на новые рынки сбыта, обеспечивая расширение сферы осуществления им предпринимательской деятельности.

Наименование места происхождения товара (НМПТ) индивидуализируют название географического объекта, который стал известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого определены характерными природными условиями или человеческими факторами указанной местности (например: НМ-ПТ- Чувашская вышивка № 251, Указание товара: дорожки, скатерти, салфетки, комплекты столовые, полотенца, шупар мужские, рубахи мужские, жениховые платки, шарфы женские, галстуки, палантины женские, платья детские, рубахи детские, масмак, сумки, комплекты кухонные, чайные наборы, фартуки женские, косметички, чехлы для телефона; указание места происхождения (производства) товара пгт Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики). Законное использование НМПТ является значимым фактором развития предпринимательской деятельности наравне с товарным знаком.

Под географическим указанием понимается обозначение, которое позволяет идентифицировать происходящий с территории географического объекта товар, качество, репутация и иные характеристики которого во многом определяются именно его географическим происхождением, для государственной регистрации и получения исключительных прав отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств.

Целью введения географического указания -объекта ИС в законодательство Российской Федерации является поддержка и активизация изготовления товаров, в частности изделий НХП на территории регионов России, что позволяет сделать оптимистичные прогнозы по заявительской активности на территории производства (например: за-

явка на регистрацию географического указания Троицкий платок, Заявитель(и): Общество с ограниченной ответственностью фирма «ОЛЕСЯ»; указание товара: изделия из натурального шёлка с ручной росписью, в том числе платки, палантины, шарфы, панно, текстильные купоны для изготовления сумок и одежды; место происхождения (производства) товара (границы географического объекта): г. Троицк).Региональные производители, получившие право использовать географическое указание для защиты своей продукции, смогут выходить на отечественный и на международный рынки.

Промышленные образцы защищают новый дизайн и/или оригинальные декоративные или эстетические аспекты изделий НХП повышает их товарную и коммерческую ценность (например: патент на промышленный образец № 118173 Рисунок для платка, правообладатель АО «Хохломская роспись»).

Правовая охрана объектов ИС содействует защите от недобросовестной конкуренции и, соответственно способствует инвестициям в дальнейшее развитие производства изделий НХП, создает реальный интерес для потребителей и имеет важное значение для осуществления предпринимательской деятельности в сфере НХП.

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Несмотря на то, что законодательство об ИС и недобросовестной конкуренции преследуют разные цели, например борьба с недобросовестными действиями конкурентов в первом случае и защита имущественных прав владельца ИС, во втором, средства правовой защиты, которые применяются в рамках законодательства о недобросовестной конкуренции и законодательства по ИС в определенной мере дополняют друг друга.

Исторически недобросовестная конкуренция и законодательство об ИС имеют много точек соприкосновения и, таким образом, считаются взаимосвязанными. Эта связь прослеживается из самого первого международного регулирования этих двух областей права - Парижской конвенции 1883 г. Хотя этот договор посвящен различным вопросам промышленной собственности (в частности, законодательству о товарных знаках), он также устанавливает основы охраны, предоставляемой в рамках законодательства о недобросовестной конкуренции. Более поздние законодательные акты о недобросовестной конкуренции и соответствующая судебная практика также показывают, что законодательство о недобросовестной конку-

ренции и ч. 4 ГК РФ часто используют почти идентичные понятия и юридические категории.

Проблема совершенствования регулирования финансирования предпринимательской деятельности с учетом ИС заслуживает особого внимания и государственного регулирования. Органы государственной власти стремятся к решению этой проблемы, создавая условия для: большей прозрачности владения ИС, передачи необходимой информации и формирования новой инфраструктуры рынка ИС.

Отрасль народного промысла в настоящее время активно поддерживается государством. Сегодня в России многое делается для сохранения, возрождения и развития НХП и продвижения на их основе региональных брендов (товарных знаков, наименований мест происхождения товара, географических указаний). Для популяризации изделий НХП среди молодежи специалисты отрасли призывают объединить усилия ремесленников и дизайнеров, которые могут помочь с ребрендин-гом и современной подачей старинных промыслов. Доктор искусствоведения, профессор МГХПА имени С.Г. Строганова Ралия Мусина призывает соблюдать баланс между сохранением уникальных традиций, накопленных за века, и инновационными идеями, которые предлагает дизайнерское сообщество.

Ключевая задача- дальнейшее развитие отрасли НХП, использование традиционных производственных компетенций, наследия для развития существующих и создания новых уникальных производств, конкурентоспособных продуктов с использованием современных трендов развития креативных кластеров, творческих индустрий, развития современных туристических продуктов, выход на внешние рынки через инструменты электронной торговли с использованием объектов ИС, формирование комплекса мер, направленных на обеспечение устойчивого развития мест традиционного бытования народных художественных промыслов как территорий сохранения и развития традиций и укладов бытования.

Способность нации преобразовать свое культурное наследие в экономическое и социальное благо посредством процесса защиты и поощрения производства и развития сферы НХП будет определять ее будущее и, соответственно, ее устойчивость.

В современном глобальном мире необходимость сохранения, защиты и продвижения сферы НХП становится императивом для самоокупаемости, экономического роста и развития конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства, связанных с производством и реализацией изделий в сфере НХП. Поэтому речь и идет о необходимости разрешения одной из важных проблем, с которой сталкиваются собственники прав на ИС в сфере НХП, и которая состоит в поиске действенных способов и средств укрепления и развития правового режима не только осуществления предпринимательской деятельности, но и охраны

5 -о

сз

<

ИС в сфере НХП, что может быть достигнуто пересмотром и доработкой положений как Федерального закона от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», так и регионального законодательства в этой сфере.

Литература

1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1900493

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

4. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Российская газета. № 7. 15.01.1999.

5. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. - 416 с.

6. Дубровский П.С. Народные промыслы как форма мелкотоварного производства (экономико-теоретический очерк с историческими вставками). Иваново-Шуя, 2005. - 128 с.

7. Шумпетер Й., Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, М.: Эксмо, 2007. - 864 с.

THE ROLE AND PLACE OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE FIELD OF FOLK ARTS AND CRAFTS

Zhigalova I.V.

Law Firm "Gorodissky & Partners" Ltd.

The role of Intellectual Property (IP) in the implementation of entrepreneurial activity in the field of folk arts and crafts is determined by its importance for the identification of products and companies, the legal promotion and sale of products of folk arts and crafts, the formation of a client base; increasing the investment attractiveness of business entities, diversifying marketing strategies, including in foreign countries.

The purpose of protecting intellectual rights in the field of folk arts and crafts is to protect the Russian domestic market from counterfeit products, increase the income of the folk arts and crafts industry from the management of IP rights, legalize the work of independent craftsmen, and create centers of competence in the field of folk arts and crafts.

The article concludes that in the modern world the need to revive, preserve, protect and promote the sphere of folk arts and crafts becomes an imperative for economic growth and the development of competitive advantages of business entities associated with the production, promotion and sale of folk arts and crafts.

Keywords: law, legal regulation, entrepreneurship, business activity, intellectual property, industrial property, copyright, folk art crafts

Reference

1. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900493

2. Civil code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 № 51-FZ (ed. from 06.04.2015) // meeting of the legislation of the Russian Federation, 05.12.1994, № 32, St. 3301.

3. The civil code of the Russian Federation (part four) 18.12.2006 n 230-FZ (as amended on 31.12.2014) // meeting of the legislation of the Russian Federation, 25.12.2006, № 52 (1 h.), art. 5496.

4. Federal law of 06.01.1999 No. 7-FZ «On folk arts and crafts» // Russian newspaper.№ 7. 15.01.1999.

5. Bliznet I. A., Leontiev K.B. Copyright and related rights: textbook / ed. by I.A. Bliznet. Moscow: Prospekt, 2011 - - 416 p.

6. Dubrovsky P.S. Folk crafts as a form of small-scale production (economic and theoretical essay with historical inserts). Ivanovo-Shuya, 2005. - 128 p.

7. Schumpeter J., Theory of economic development. Capitalism, socialism and Democracy, Moscow: Eksmo, 2007-864 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.