Научная статья на тему 'Роль и место информационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера'

Роль и место информационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1673
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Панкова М.А., Черемисин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место информационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера»

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО, ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

М.А. Панкова, преподаватель, к.т.н., А.В. Черемисин, преподаватель, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Разнообразные чрезвычайные ситуации, несущие угрозу жизни и здоровью людей, возникают внезапно, и требуют предельно быстрого и скоординированного принятия решений от служб экстренного реагирования. Минимизация времени реакции экстренных служб не возможна без создания специальных систем безопасности, оснащенных современными технологиями и оборудованием связи и обработки информации.

Для всех видов чрезвычайных ситуаций можно выделить три общих момента:

- высокая скорость реагирования системы, т.е. промежуток времени, прошедший с момента посылки (получения) сигнала о чрезвычайной ситуации и до момента оказания помощи должен быть минимальным;

- помощь должна носить комплексный характер;

- высокая эффективность оказания помощи, которая в большой степени определяется временем поступления, количеством и достоверностью информации, которой с самого начала располагают спасатели [1].

Для реализации этих требований в последнее время создаются специальные телекоммуникационные систем, в задачи которых входит организация оказания помощи в чрезвычайной ситуации независимо от вида и масштабов этой ситуации. Основой этих систем являются диспетчерские центры, оснащенные современными средствами обработки информации, связи и передачи данных. Высокий темп развития систем безопасности в настоящее время в большой степени определяется быстрым развитием средств телекоммуникации. Основной целью внедрения информационных технологий является увеличение количества информационного обслуживания за счет:

- автоматизации труда;

- сокращения времени на ведение выходной информации;

- сокращение объема работ за счет степени полноты, достоверности и оперативности информации;

- снижения трудоемкости работ по расчету и контролю;

- сокращения времени на введение входной информации;

- внедрения новых видов услуг;

- уменьшение затрат на обработку информации;

- расширение сети управленческих отношений [2].

Требования, предъявляемые к информационным технологиям:

1. Благодаря внедрению информационных технологий автоматизация

общего количества функций системы управления составляет до 30 %;

2. Система управления должна выпускать текстовые, графические документы, а также фиксировать информацию на магнитных носителях;

3. Трехуровневая иерархическая структура системы управления;

4. Формируемые документы должны соответствовать установленным стандартам и требованиям МЧС России;

5. Обеспечивается уменьшение трудоемкости работ по расчету и контролю (50 %);

6. Частота повышения входной и выходной информации - 1,5 раза в сутки (текущей и учетной);

7. Своевременность выдачи результирующей информации потребителю:

- оперативной - до 0,1 часа;

- текущей оперативной - в течение 1 часа;

- текущей неоперативной - в течение недели;

- перспективной - в течение месяца;

- учетная - в течение недели.

8. Уменьшение временных затрат на заполнение текущих документов - до 3 минут на человека;

Требования, предъявляемые к техническому обеспечению:

1. Использование в управлении однотипных ПК;

2. Центры обработки информации должны удовлетворять следующим требованиям: иметь средства вывода больших объемов информации, обеспечивать работу в диалоговом, пакетном, мультипрограммном режимах.

3. Техническое обеспечение должно обеспечивать автоматизированное прохождение информации (от формирования до отображения результатов обработки) [3];

4. Система передачи данных должна обеспечивать подключение и обмен данными центров обработки информации с терминалами;

5. Технические системы, устанавливаемые в пунктах управления или в подразделениях, должны реализовывать следующие функции:

- ввод информации с клавиатуры;

- распечатку данных на форменных бланках;

- передача информации по каналам связи.

6. Надежность технических систем должна быть не ниже 0,96;

7. Уровень использования физического канала связи должен быть в диапазоне от 20 до 30 % от максимальной пропускной способности системы.

Эффективность внедрения информационных технологий предполагается оценивать по следующим критериям: достоверность, надежность, время ответа системы на запрос (оперативность).

Требования к информационному обеспечению:

1. Создание, соответствующих стандартам, баз данных для реализации функций информационного обеспечения (ИО);

2. База данных системы должна содержать информацию: нормативно -техническую, справочную, по функциональным задачам;

3. ИО должно включать архивные данные;

4. В качестве основной структуры БД - реляционная модель, группа распределенная;

5. Должна быть обеспечена сохранность и защита информации. На рисунке показана структура информационного обеспечения.

Рис. Структура информационного обеспечения

Информационные технологии в процессе управления проходят три стадии формирования: предпроектная стадия, техническое проектирование и ввод системы в эксплуатацию [4]. На предпроектной стадии необходимо реализовать следующие этапы для внедрения информационных технологий:

1. Предпроектное обследование объекта: выбор объекта, обследование объекта (внутренние связи, внешние связи, цели и назначение и т.д.), организация обработки учетной информации, характеристика объекта и системы управления; перспективы развития.

2. Разработка технико-экономического обоснования внедрения информационных технологий: обоснование цели создания системы, определение функций управления с целью их автоматизации, выбор и обоснование ориентировочного состава КТС системы, оценка состояния информационной базы системы, расчет ожидаемых результатов создания системы, оценка экономической эффективности от создания.

3. Разработка технического задания: характеристика объектов управления, цели создания и функционирования системы, требование к системе и ее частям, расчет технико-экономические показателей.

Стадия технического проектирования включает решение следующих

задач:

1. Разработка технического проекта состоит из: описания предлагаемой организационной и функциональной структуры системы, описания постановки и решения комплекса задач функциональных задач подсистем, расчета ожидаемой экономической эффективности, плана этапов подготовки объекта к

внедрению системой.

2. Разработка рабочего проекта содержит: общесистемную документацию, состоящую из должностных инструкций по организации действий персонала в условиях функционирования системы, окончательного расчета ожидаемой технико-экономической эффективности системы, документацию по информационному обеспечению (технологические инструкции по обработке информации, формы документов, объемы информации, альбомы классификаторов и кодов), документация по техническому обеспечению, документация по программному обеспечению.

Последней стадией внедрения информационных технологий в процесс управления является ввод системы в эксплуатацию.

Список использованной литературы

1. Серебренников Е.А. Пожарная безопасность и современные направления / Е.А. Серебренников, А.П. Чуприян, Н.П. Копылов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева // ВНИИПО.-М., 2004. - 187 с.

2. Ближин A.A., Малыгин И.Г., Цыганов B.B. Адаптивные механизмы управления пожарно-спасательными подразделениями. СПб.: СПб ИГПС МЧС России, 2005. - 89 с.

3. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

4. Малыгин И.Г. Методы принятия решений при разработке сложных пожарно-технических систем. Монография. СПб.: СПбУГПС МЧС России, 2007. - 288 с.

ИСПЫТАНИЯ ЗАЩИТНОГО ЭЛЕКТРОШОКОВОГО УСТРОЙСТВА «МОЛНИЯ-К.212» В ИНТЕРЕСАХ ФСИН РОССИИ

А.В. Паринов, профессор, к.т.н., доцент, Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж Д.В. Картавцев, начальник кафедры, к.т.н., С.А. Донец, начальник кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Система обнаружения и нелетального электрошокового воздействия (СОНЭВ) «МОЛНИЯ» - это комбинированная система физической защиты, выполняющая функции охранной сигнализации и активного воздействия на нарушителя.

Целью испытаний данной системы является проверка технических параметров изделия в реальных условиях и определение возможности применения изделия в учреждениях УИС с учётом специфики их предназначения и особенностей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.