Научная статья на тему 'Роль и место частно-государственного партнерства в национальной инновационной политике'

Роль и место частно-государственного партнерства в национальной инновационной политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА. / PARTNERSHIP / INNOVATIONS / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилюк С. А.

Статья посвящена инновационной политике России на современном этапе. Большое внимание уделено национальным инновационным интересам. Определяется возможный состав участников инновационной политики и связанная с ним трансформация методов государственной научно-технической политики в разрезе стимулирования партнерских взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF PRIVATE-STATE PARTNERSHIP IN NATIONAL INNOVATIVE POLICY

The article is devoted to the current innovation policy of Russia. Special attention is given to the national innovation interests. The author defines possible structure of participation in innovation policy and relevant transformation of methods of state research and development policy in the context of promoting partnerships.

Текст научной работы на тему «Роль и место частно-государственного партнерства в национальной инновационной политике»

♦

госостояния матери влечет за собой увеличение благосостояния сына. Сын, в свою очередь, воздействует на мать, и индуцированное увеличение его благосостояния вызовет некоторый рост ее благосостояния, и так далее до бесконечности. Процесс последовательных изменений значений благосостояния индивидов и сопутствующие изменения общего благосостояния представляют собой процесс мультипликации, который открыл и исследовал Джон Кейнс на примере мультипликации национального дохода, порожденной инвестиционным импульсом. В представлении В.В. Корнейчука эффект мультипликации заключается в том, что суммарный прирост общего благосостояния, достигнутый за бесконечный промежуток времени в результате разового увеличения благосостояния одного индивида, или в результате благотворного импульса, превосходит величину этого импульса [1]. Мультипликатор общего благосостояния индивида есть число, равное отношению прироста общего благосостояния к величине разового увеличения благосостояния данного индивида.

Модель мультипликатора общего благосостояния принципиально отличается от модели мультипликатора национального дохода тем, что в первом случае каждый член общества имеет свой мультипликатор, характеризующий его общественную значимость. У Кейнса же мультипликатор единственен и выступает в качестве макроэкономического показателя. Благотворный импульс в креативной теории трактуется как кратковременное изменение условий жизни индивида, вызва-

вшее резкое повышение творческой насыщенности его жизни. Примерами благотворного импульса служат курс интенсивного обучения, развивающее путешествие, творческое общение с другим человеком и др. Величина импульса измеряется приростом времени высшей деятельности за рассматриваемый краткосрочный период по сравнению с предыдущим периодом равной продолжительности.

Процесс формирования потребностей в творческом труде - сложный и противоречивый, включающий целую группу противоречий.

В результате проведенного анализа можно выявить особенности действия закона возвышения потребностей в условиях глобализации: действие разнонаправленных тенденций появления экологических потребностей и усиления культа потребления1, развитие не только потребностей, но и самого потребителя (социализация через потребление) и активная роль государства и фирм в создании новых потребностей.

1. Корнейчук Б.В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

3. Петров В.М. Системный анализ выбора технических задач. Рига, 1978.

4. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. Т. 1.

5. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.

6. Christensen C. The innovator's dilemma. Harper Business, 1997.

удк ззо..342 с.А. Кирилюк

РОЛЬ И МЕСТО ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

Статья посвящена инновационной политике России на современном этапе. Большое внимание уделено национальным инновационным интересам. Определяется возможный состав участников инновационной политики и связанная с ним трансформация методов государственной научно-технической политики в разрезе стимулирования партнерских взаимодействий.

Ключевые слова: партнерство, инновации, государственная политика.

S.A. Kirilyuk

ROLE AND PLACE OF PRIVATE-STATE PARTNERSHIP IN NATIONAL INNOVATIVE POLICY

The article is devoted to the current innovation policy of Russia. Special attention is given to the national innovation interests. The author defines possible structure of participation in innovation policy and relevant transformation of methods of state research and development policy in the context of promoting partnerships.

The key words: partnership, innovations, state policy.

Инновационную политику можно рассматривать как минимум с двух позиций. В узком понимании это совокупность государственных решений, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс в предпринимательском секторе. В этом случае основные ее механизмы и меры включают: государственную финансовую помощь предприятиям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на развитие инновационного продукта, технологий, услуги; финансирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации и вза-

имодействия участников инновационного процесса и, следовательно, для улучшения функционирования национальной инновационной системы (НИС) в целом;

1 Под культом потребления автор понимает все больший рост потребления в развитых обществах, который стимулируется рекламой и является неэкологичным с точки зрения расходования все большего количества природных ресурсов и неэтичным с позиций ложности (надуманности) преследуемых при этом целей.

♦-------------------------------------------------

меры, направленные на улучшение доступа, распространение или углубление знаний о специфических аспектах НИС (разработка отраслевых, секторных, региональных стратегий, форсайтов, распространение, тиражирование опыта лучших инновационных предприятий и т.д.); улучшение законодательного обеспечения инновационной деятельности (права на интеллектуальную собственность, законодательное регулирование создания и функционирования инновационных фирм, налоговое стимулирование и т.д.); финансирование инновационной инфраструктуры и ее связующих звеньев - инновационных центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и т.д.

В более широком понимании инновационная политика включает в себя научную и технологическую политику. Реализация сбалансированного комплекса мер в рамках этих трех политик в любом случае лежит в плоскости национального инновационного интереса, который, в свою очередь, может формироваться различными способами, в частности:

- как общий интерес большинства участников инновационной деятельности;

- как комплементарная композиция частных интересов инновационных субъектов;

- как суперпозиция конфликтных (конфликтогенных) интересов элементов инновационного комплекса;

- как проявление системных эффектов в развитии инновационной сферы;

- как следствие сложившегося международного «разделения труда» в научно-инновационной области;

- как отражение динамики международных инновационных отношений;

- как производная от национальных интересов в других сферах и пр.

Но в большинстве случаев страновые интересы в инновационной области тесно сочленены с другими категориями общегосударственных приоритетов, в том числе:

- с интересами национальной безопасности, включающими формирование инновационно-технологической и инновационно-социальной базы противодействия внутренним и внешним угрозам обществу и его ценностям;

- экономическими интересами, прежде всего в плоскости обеспечения решающего вклада инновации в количественный и качественный экономический рост, реализации национальной интеллектуально-технологической ренты;

- политическими интересами, предполагающими инновационное расширение круга участников политической деятельности, укрепление позиций стран в мировом сообществе вследствие наращивания научно-инновационного потенциала, реализацию геоинноваци-онной стратегии;

- социальными интересами, преусматривающими акцентированную поддержку инноваций социальной направленности, использование инновационных средств поддержания социальной стабильности и повышения качества жизни граждан;

- экологическими интересами, сопряженными с распространением технологий, обеспечивающих устойчивую коэволюцию общества и природы;

- национально-культурными интересами, охватывающими сохранение и укрепление национальной иден-

тичности в научно-инновационной сфере, поддержание научных и инновационных традиций страны как одного из системообразований национальной культуры;

- общественно-психологическими интересами, связанными с трансляцией в общественное сознание ценностных установок, адекватных реалиям постиндустриального общества, включая рациональное сочетание материальных и духовных ценностей.

Спектр конкретных форм реализации общенациональных инновационных интересов чрезвычайно широк, в качестве основных из них можно обозначить:

- осуществление общенациональных инновационных проектов и программ, отвечающих общегосударственным целям в научно-инновационной сфере;

- создание элементов научно-инновационного потенциала общенациональной значимости (исследовательских средств, экспериментальных установок, информационно-коммуникационных сетей и т. п.);

- государственные заказы на исследования, инновационную продукцию, предназначенную для использования в общественных целях;

- государственные инвестиции в инновационную деятельность с целью получения бюджетных доходов, используемых на общественные нужды;

- формирование общенациональных депозитариев результатов интеллектуальной деятельности и обеспечение свободного доступа к ним в инновационных целях;

- государственные усилия по внутренней популяризации и международному позиционированию национальных научно-технических достижений и инновационной деятельности;

- лоббирование национальных интересов в ходе межгосударственных переговоров по вопросам научнотехнического сотрудничества, в работе международных организаций научно-технического профиля;

- установление ограничений на оборот отдельных видов научно-технической и инновационной продукции, определяемых интересами национальной, общественной и личной безопасности и т.д.

Конструктивная реализации интересов позволит упрочить частно-государственное партнерство. Представляется, что это определяется реализацией интересов и государства, и частного бизнеса. Для государства основное значение имеют: рост налогооблагаемой базы, повышение уровня занятости и доходов населения, расширение числа рабочих мест, сокращение загрязнения окружающей среды, в итоге - стабилизация экономики. Для бизнеса наибольшую актуальность имеет: увеличение функционирующего капитала и сокращение бездействующих активов, повышение конкурентоспособности продукции, а в итоге - рост доходов. В конечном счете реализация задач бизнеса способствует реализации задач государства. В то же время предприятия с государственным участием не только имеют большую финансовую устойчивость за счет непосредственного «вливания» денежных средств, но и обладают большей инвестиционной привлекательностью долговременных бизнес-проектов, поскольку относительно высокая надежность государства косвенно распространяется и на эти предприятия. В этой связи активная инновационная политика высвечивает новую грань взаимоотношений государства и бизнеса - трансформируются основные методы государственной научно-технической политики в разрезе стимулирования ЧГП (таблица).

Трансформация основных методов государственной инновационной политики в разрезе стимулирования ЧГП

Политические инструменты Традиционное содержание Содержание, опосредованное инновационной средой

Прямое бюджетное финансирование инновационных структур и деятельности Обеспечение ресурсно-технологической базы научной деятельности Пропорциональное ресурсное обеспечение звеньев научно-инновационного цикла

Реализация государственных программ и проектов в научно-исследовательской и инновационной сфере Концентрация усилий для получения общественно значимых научных и инновационных результатов в приоритетных областях Формирование и укрепление кооперационных взаимосвязей научных и инновационных структур в процессе совместного решения масштабных задач

Косвенное стимулирование научной и инновационной деятельности П редоставление налоговых, кредитных и иных преференций субъектам научноинновационной сферы Предоставление льгот, стимулирующих инновационные взаимодействия, в том числе между генераторами и потребителями нововведений

Государственные заказы на инновационную продукцию и услуги Закупки инновационной продукции для общегосударственных нужд Стимулирование спроса на инновационную продукцию как критического параметра инновационного кругооборота

Подготовка кадров для научноинновационной сферы Обеспечение потребностей экономики в высококвалифицированных специалистах научно-технического профиля Обеспечение пропорциональности в развитии кадрового потенциала различных звеньев НИС, подготовка специалистов с универсальным видением инновационных процессов, инновационных менеджеров

Социальная защита ученых и инноваторов Обеспечение достойного уровня жизни и общественного статуса специалистов научно-инновационной сферы Поддержка социальной общности инноваторов как социетальной базы инновационной системы, популяризация инновационного стиля жизнедеятельности в целях расширения национального инновационного пространства

Формирование и развитие государственной научно-инновационной инфраструктуры Поддержка сервисных видов деятельности в научно-инновационной сфере Комплексное совершенствование сети инновационно-коммуникативных каналов

Выработка и совершенствование законодательных норм, регулирующих научно-инновационную сферу Отражение специфики научно-инновационной деятельности в различных отраслях законодательства Оперативная реакция законодателя на технологический прогресс, комплексное совершенствование законодательства, направленное на создание благоприятных условий для научной и инновационной кооперации

Техническое регулирование Разработка стандартов и других требований к качеству научно-технической продукции Обеспечение технологической совместимости продукции и деятельности звеньев инновационной системы, кооперативная выработка стандартов и регламентов, сертификационных процедур и т.п.

Организационно-институциональное регулирование Совершенствование организационных форм научной и инновационной деятельности Поддержка и распространение прогрессивных форм кооперации и интеграции в научно-инновационной сфере, приведение организационной структуры государственного сектора науки и инноваций в соответствие с требованиями инновационной среды

Региональная научно-техническая политика Рациональное размещение научнотехнического потенциала по территории страны Стимулирование возникновения и развития региональных инновационных кластеров, распространения оптималь-н ых о рганизацион но-тер риториальных форм научной и инновационной деятельности

Международная научно-техническая политика Содействие взаимовыгодному международному научно-техническому сотрудничеству Стимулирование международной инновационной кооперации в соответствии национальными инновационными интересами, задачами обеспечения целостности и устойчивости национального инновационного комплекса

Особую актуальность с позиций проведения активной инновационной политики имеют организационноинституциональные методы. Весьма трудной задачей является адаптация структур государственного сектора, отличающихся, как правило, консервативным и бюрократическим стилем функционирования, к требованиям, предъявляемым современным технологическим

укладом. В отдельных случаях возможна и ликвидация тормозящих инновационные процессы формирований. При создании государством специализированных интеграционных структур, а также органов регулирования интеграционных процессов в инновационной сфере чрезвычайно важно избегать формального характера объединения, скрываемого современной вывеской. На

плечи государства ложится задача ликвидации разрывов в научно-инновационных механизмах путем образования постоянных или временных организаций - звеньев НИС. Эти структуры эффективны, если они с самого начала нацелены не на рентоориентированное поведение, а на государственное инновационное предпринимательство. Именно поэтому на начальном этапе необходимо преобладание прямых методов государственной поддержки над косвенными.

Остановимся подробнее на критериях выбора участников взаимодействия государственных структур и бизнеса. В специальной литературе можно встретить как минимум пять критериев, которые должны учитывать государственные органы, определяя состав участников инновационной политики: во-первых, финансовая устойчивость коммерческих организаций (фирм, предприятий); во-вторых, сопоставимость выпадающих бюджетных доходов с вероятными выгодами в будущем; в-третьих, принадлежность предприятий к базовым отраслям; в-четвертых, отнесенность предприятий к перспективным секторам бизнеса; в-пятых, характеристика предприятий как социально значимых, в том числе градообразующих.

Очевидно, что состав этих критериев изначально детерминирован интересами государства и крупного бизнеса. С этим подходом трудно не согласиться. Безусловно, финансовая поддержка крупных предприятий может обеспечить высокий мультипликативный

эффект, поскольку именно они являются «точками роста», развитие которых повлечет за собой улучшение общей экономической ситуации в отдельном регионе и стране в целом.

По нашему мнению, современные формы и методы государственной поддержки бизнеса чаще всего приводят к тому, что наибольшую выгоду от частно-государственного партнерства получают финансово устойчивые (насколько это возможно в условиях довольно нестабильной российской экономики), технологически развитые (опять же - насколько это возможно в условиях высокого уровня морального и физического устаревания основных фондов предприятий и недостаточности внедренных передовых технологий производства товара и оказания услуг) компании, занимающие лидирующее положение не только в системе отраслевых и региональных, но и макроэкономических связей.

В то же время, учитывая необходимость долговременного устойчивого развития страны, полагаем целесообразным введение еще двух критериев, которым также должны руководствоваться государственные органы, определяя состав участников политики частно-государственного партнерства: ориентация предприятий на создание высокотехнологичных производств и формирование инновационно-информационной инфраструктуры и поддержка предприятий, осуществляющих рациональное природопользование.

УДК 330.12

Т.А. Сорокин

БЛАГО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье проводится категоризация благ применительно к современной экономике. Ключевые слова: блага, экономика, категория, полезность, экономическая теория.

Т.А. Sorokin

GOOD AS ECONOMIC CATEGORY IN MODERN ECONOMY

In the article is underway to categorization of goods in modern economy.

The key words: goods, economy, category, utility, economics.

Экономика как сфера жизнедеятельности человека является системой извлечения полезности, удовлетворения потребностей людей. Поэтому несмотря на то, что предмет экономической теории эволюционировал за время существования этой отрасли науки, категория «благо» в ее самом широком значении -как нечто, обладающее полезностью, - никогда не теряла своего центрального места в экономике. Благо является фундаментальным понятием всей экономической сферы и в настоящее время, даже несмотря на то что разграничение благ на экономические и неэкономические, столь актуальное для XIX в., уже не является определяющим в экономической теории. Более того, последнее обстоятельство детерминирует поиск новых граней рассматриваемой категории исходя из потребностей современной экономики, чему и посвящена данная статья.

Прежде чем перейти к анализу сущности благ, рассмотрим особенности категорий в экономической науке. Как писал К. Маркс, они представляют собой «общественно значимые, следовательно, объективные мыслительные формы» [2, с. 86]. Категории являются предельно общими понятиями в рамках данной предметной области, отражающими наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальности. Согласно философским подходам категории - это понятия высокого уровня абстракции. Тогда получается, что экономические категории - это теоретические выражения (абстракции) общественных отношений производства. Крайне важно, что каждая экономическая категория имеет как вещественное, так и невещественное содержание. При этом нельзя забывать, что за абстрактными и логическими категориями экономической теории, к которым относится и благо, скрывается действительность и об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.