РОЛЬ И МЕСТО АНТРОПОГЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ
КОНСТАНТИНОВ АРТЕМ ВАСИЛЬЕВИЧ
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected], [email protected]
Антропогенное изменение климата, как глобальная проблема, играет значительную роль в обеспечении экономической безопасности различных секторов национальной экономики. При этом в современных условиях эта роль будет только повышаться. Значительные климатические изменения определяют необходимость в превентивном управлении экологическими рисками в ряде наиболее климатозависимых отраслей, включая энергетику, сельское и лесное хозяйство в целях обеспечения как экологической, так и экономической безопасности страны. Риск экономической безопасности, связанный с проявлением климатических воздействий, представляется результатом сложных взаимодействий климатической и экономической систем. Суровость воздействий климатических явлений в значительной мере зависит от уровня подверженности и уязвимости к ним. Экономическая система, подвергаясь влиянию наблюдаемых изменений климата, способствует ускорению и усилению таких изменений, посредством эмиссии парниковых газов, а также изменений в практиках землепользования (включая сельское и лесное хозяйство). В качестве серьезной угрозы экономической безопасности, в силу существующего противоречия выступает рассогласованность экономических интересов субъектов в сфере природопользования. В статье рассмотрена роль антропогенных нагрузок в процессах изменения климата, и приведено описание концепции анализа климатических рисков экономической безопасности. Исследуются причины возникновения рисков, и выявлено место антропогенного изменения климата в системе обеспечения экономической безопасности в секторах экономики России. Освещена роль государства в построении адаптивных стратегий и программ снижения последствий реализации рискологических факторов на разных уровнях экономических систем. Реализация политики в области климата предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и муниципальных программ и планов действий, а также комплексов мер на микроэкономическом уровне.
Ключевые слова: изменение климата, антропогенная нагрузка, климатические риски, экономическая безопасность, адаптивные стратегии управления.
Глобальное изменение климата - важнейшая проблема современности, связанная с обеспечением устойчивого функционирования природных и социально-экономических систем.
Изменение климата может быть определено через изменения в среднем значении или изменчивости его свойств, которые сохраняются в течение длительного периода. Изменение климата может быть вызвано естественными внутренними процессами или внешними воздействиями, а также устойчивыми антропогенными изменениями в составе атмосферы или в землепользовании.
Следует отметить, что климату Земли свойственна естественная изменчивость в рамках долговременных трендов, однако Международная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) подчер-
кивает, что «начиная с 1950-х гг., наблюдаемые изменения носят беспрецедентный характер в масштабе от десятилетий до тысячелетий». Каждое из последних трех десятилетий было более теплым на уровне поверхности Земли по сравнению с любым предыдущим десятилетием, начиная с 1850 г. Главная причина этих явлений - парниковый эффект, возникающий в результате нагревания атмосферы тепловой энергией, удерживаемой парниковыми газами. Концентрации СО2 увеличились на 40 % после доиндустриального периода, в первую очередь за счет выбросов от сжигания ископаемого топлива, и, во-вторых, из-за чистых выбросов в результате изменения землепользования [1].
Изменение климата ведет к изменениям в частоте, интенсивности, пространственных масшта-
бах, продолжительности и сроках экстремальных метеорологических и климатических явлений. Изменения в экстремальных явлениях могут быть связаны с изменениями в среднем значении, дисперсии или форме распределений вероятности, а также комплексом всех этих показателей [2].
Модельные расчеты показывают, что климат на территории Российской Федерации более чувствителен к глобальному потеплению, чем климат
многих других регионов земного шара. В период с 1907 по 2006 гг. потепление в целом по территории России составило 1,290С, тогда как мировой показатель составляет 0,740С. Годовая сумма осадков за период 1976-2006 гг. в целом по территории России увеличивалась на 7,2 мм за каждые десять лет, при этом наблюдаются значительные региональные различия в характере распределения осадков (рис. 1).
Рис. 1. Изменения среднегодовой приземной температуры воздуха (0С), осредненной по территории России, в отклонениях от средних за 1961-1990 гг. (Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ, 2008)
Повышение среднегодовой температуры на территории Российской Федерации ожидается значительно большее, чем на всем земном шаре. К середине века ее увеличение превысит 2,6±0,70С, особенно зимой (3,4±0,80С). Зимой ожидается увеличение осадков на всей территории России, а летом знак изменения осадков будет зависеть от региона. К середине века годовая сумма осадков уменьшится на территории юге Европейской части России и юге Сибири. Существенное увеличение суммы осадков ожидается в Восточной Сибири при их более редкой повторяемости.
Изменяющиеся климатические условия являются основой рассогласования межвидовых взаимодействий в экосистемах, изменения границ лесорасти-тельных зон, сдвигов в сроках наступления фенологических событий у растений и животных [3].
Характер и серьезность последствий климатических явлений зависит не только от самих этих явлений, но также и от подверженности и уязвимости социально-экономических систем. Если под уязвимостью экономической системы мы понимаем ее склонность или предрасположенность к неблагоприятному воздействию, то подверженность системы - это наличие людей, средств к существованию, экологических услуг и ресурсов, инфра-
структуры, социальных и культурных активов в местах, которые могут подвергаться неблагоприятному климатическому воздействию. Подверженность и уязвимость являются ключевыми определяющими факторами риска экономической безопасности национальной экономической системы. Кроме того, подверженность и уязвимость являются динамическими характеристиками, меняющимися во времени и пространстве в разных масштабах, и зависящими от экономических, социальных, географических, демографических, культурных, институциональных, управленческих и экологических факторов.
Схема взаимосвязей в концепции климатических рисков экономической безопасности представлена на рисунке 2.
Риск экономической безопасности, связанный с проявлением климатических воздействий, представляется результатом сложных взаимодействий климатической и экономической систем. Экономическая система, подвергаясь влиянию наблюдаемых изменений климата, способствует ускорению и усилению таких изменений, посредством эмиссии парниковых газов, а также изменений в практиках землепользования (включая сельское и лесное хозяйство).
Рис. 2. Схема взаимосвязей в концепции климатических рисков экономической безопасности
Процессы антропогенного изменения климата, среди прочих, являются основой экологической составляющей экономической безопасности секторов экономики. При этом следует отметить, что экологическая составляющая первична по отношению к иным структурным элементам экономической безопасности, таким как продовольственная, технологическая, энергетическая или управленческая составляющие.
Суровость воздействий климатических явлений в значительной мере зависит от уровня подверженности и уязвимости к ним. Тенденции, связанные с подверженностью и уязвимостью экономической системы, являются главными движущими факторами изменений, касающихся риска экономической безопасности. Понимание многогранности характера как подверженности, так и уязвимости, является предпосылкой для определения того, каким образом метеорологические и климатические явления способствуют возникновению нестабильности экономической системы, характера и направленности социально-экономического развития.
Высокая подверженность и уязвимость обычно являются итогом перекосов в процессе разви-
тия, связанных с деградацией окружающей среды, неспособности осуществлять управление природ-но-ресурсным блоком.
Климатические изменения могут оказывать более серьезное воздействие на отрасли экономики, имеющие тесные связи с климатом.
Наиболее зависимыми от климата отраслями экономики являются сельское хозяйство, лесное хозяйство, использование водных ресурсов, районы, подверженные воздействию подъема уровня морей, и зоны вечной мерзлоты.
Для сельского хозяйства России баланс положительных и отрицательных последствий изменения природной среды и климата в целом можно оценить как положительный при условии заблаговременной адаптации сельского хозяйства к ожидаемым изменениям. Так, ожидаемые изменения климата с учетом положительного эффекта обогащения атмосферы СО2 в целом благоприятны для развития зернового хозяйства и кормовой базы животноводства. Рост продолжительности вегетационного периода, продвижение теплолюбивых культур к северу, улучшение условий зимовки полевых и садовых культур (при наличии снежного
покрова) можно с уверенностью отнести к положительному влиянию климатических изменений на растениеводство. При удвоении содержания парниковых газов в атмосфере площадь земледельческой зоны РФ возрастет по ориентировочным оценкам в 1,5 раза, а урожай зерновых культур повысится в среднем на 34 %. В XXI в. продолжительность вегетационного периода будет увеличиваться на 3,5 дня за каждые 10 лет. Однако, в отдельных регионах, например, в Сибири, падение урожайности зерновых из-за роста засушливости может превысить 20 % и стать критическим для экономики этих регионов [4].
В целом, для России изменение климатических условий может характеризоваться как «потепление, сопровождающееся усилением засушливости». Основным отрицательным фактором изменения климата для сельского хозяйства России является возможный рост повторяемости засух и повышение засушливости территории отдельных регионов. При такой тенденции климатических изменений можно ожидать уменьшение средней урожайности зерновых культур. Рост атмосферной концентрации С02 способствует повышению урожайности, а снижение плодородия почв из-за истощения запасов гумуса окажет отрицательное воздействие на продуктивность сельскохозяйственных культур. Баланс положительных и отрицательных последствий изменения климата в целом можно оценить как положительный для сельского хозяйства России, однако реализация положительных факторов требует заблаговременной адаптации сельского хозяйства к ожидаемым изменениям.
При рассмотрении влияния климатических изменений на лесное хозяйство, следует указать, в первую очередь, на возможность нарушения установившегося хода взаимоотношений между древесными породами на стадии естественного возобновления лесов после вырубок, пожаров, в очагах болезней и вредителей. Важным адаптационным мероприятием является сохранение на вырубках лесных культур, самосева и подроста хвойных пород, которые подвергаются вытеснению лиственными породами, более приспособленными к новым условиям произрастания. Опосредованным воздействием изменения климата на древесные породы, особенно молодняки, является увеличение частоты краткосрочных экстремальных погодных условий (сильные снегопады, град, бури, засухи).
Уязвимость водных ресурсов обусловлена высокой чувствительностью и незамедлительной реакцией гидрологического режима на изменения
климата. Выравнивание стока в течение года при повышенной водности способствует обеспечению достаточного водоснабжения населения, промышленности и сельского хозяйства, увеличению выработки энергии, улучшению условий для навигации. Ожидается увеличение риска опасных паводков и наводнений в регионах России, где прогнозируется рост стока рек и возрастание количества воды вследствие таяния снега или ледников. Значительные негативные последствия связаны с подъемом уровней подземных вод и развитием процессов заболачивания, особенно в зонах избыточного увлажнения, и вывод сельскохозяйственных земель из севооборота. Повышение уровня океана и морей может привести к затоплению низменных прибрежных территорий, увеличению эрозии берегов, изменению процессов дельтообразования, засолению низовьев рек в результате увеличения интенсивности вторжения морских вод; негативное воздействие проявится при эксплуатации портов [4].
Уменьшение уязвимости и подверженности является основным общим элементом адаптации и управления климатическими рисками экономической безопасности. Особенно важное значение имеет изучение временной и пространственной динамики факторов подверженности и уязвимости, учитывая, что разработка и осуществление стратегий и программ по адаптации и управлению климатическими рисками экономической безопасности могут снизить их в краткосрочной перспективе, однако увеличить подверженность и уязвимость в более долгосрочной перспективе.
В последние годы значительная роль в факторах определяющих климатические изменения, отводится антропогенным. Традиционно антропогенные изменения климата принято связывать с хозяйственной деятельностью человека. Именно они являются результатом изменения свойств земной поверхности за счет вырубки лесов, распашка земель, осушение, орошение, застройка территории и др. В этой связи программы и меры управления климатическими рисками должны предусматривать развитие институтов и нормативно-правовой базы адаптации населения, приводящих к нейтрализации последствий антропогенных нагрузок и обеспечению экономической безопасности в целом.
Эффективной разработке и применению адаптивных стратегий может способствовать рассмотрение этого вопроса в более широком контексте устойчивого развития. Так, пунктом 6 Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением президента РФ от
17 декабря 2009 г. № 861-рп, стратегической целью политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз.
Планирование, организация и осуществление мер по адаптации к изменениям климата, в том числе по упреждающей адаптации, проводятся в рамках государственной политики в области климата с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономики и государства. Активная государственная политика имеет важнейшее значение для борьбы с изменением климата, и в настоящее время становится все более ясно, что она совместима со стратегиями устойчивого развития и экономического роста или даже является их необходимым элементом.
В процессе разработки системы управления климатическими рисками экономической безопасности необходимо проводить оценку уязвимости и подверженности экономической системы к неблагоприятным последствиям изменений климата и связанных с ними потерь; стоимости и эффективности мер по управлению климатическими рисками и заблаговременной адаптации.
Справедливости ради стоит отметить, что сообщества давно выработали адаптивный инструментарий к колебаниям погоды и климата, который включает диверсификацию сельскохозяйственных культур, ирригацию, управление водными ресурсами, страхование. Однако ожидаемые изменения климата создают новые риски, которые часто выходят за пределы имеющегося опыта, например, последствия, связанные с засухой, волнами тепла, ускоренным таянием ледников и усилением ураганов. Все зарегистрированные меры по адаптации были обусловлены климатическим риском и влекут за собой, прежде всего, реальные расходы и снижение уровня благосостояния [5].
Антропогенное изменение климата, как глобальная проблема, играет значительную роль в обеспечении экономической безопасности различных секторов национальной экономики, при этом, в современных условиях эта роль будет только повышаться.
Считаем, что в качестве серьезной угрозы экономической безопасности, в силу существующего противоречия, выступает рассогласован-
ность экономических интересов субъектов в сфере природопользования. Несмотря на то, что теоретическим и практическим вопросам, направленным на поиск путей разрешения эколого-экономических противоречий развития, посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых, отсутствует концептуальный подход к обеспечению экономической безопасности путем превентивного управления процессами антропогенного изменения климата.
Экономическая система способна способствовать смягчению антропогенной составляющей изменения климата, посредством снижения уровня эмиссий парниковых газов и улучшению практик в области землепользования, сельского и лесного хозяйства. Смягчению антропогенного воздействия на климат способствуют повышение энергетической эффективности в секторах экономики, развитие рынков возобновляемых и альтернативных источников энергии, защиту и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов, включая рациональное ведение лесного хозяйства, облесение и лесовозобновление на устойчивой основе.
Реализация политики в области климата предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и муниципальных программ и планов действий, а также комплексов мер на микроэкономическом уровне.
Федеральные программы и планы должны обеспечивать развитие и применение законодательства Российской Федерации с учетом влияния климатического фактора на соответствующие отрасли экономики и население, развитие экономических институтов и финансовых механизмов, включая системы налогообложения и финансового стимулирования, способствующих снижению выбросов парниковых газов, а также более полное вовлечение в использование возобновляемых источников энергии.
Региональный и муниципальный уровни реализации климатической политики предусматривают, в первую очередь, развитие и применение законодательства субъектов Российской Федерации, включая учет фактора изменения климата в среднесрочных и долгосрочных планах социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
На микроэкономическом уровне управления климатическими рисками экономической безопасности в основном реализуются проекты по смягчению антропогенного воздействия на климатическую систему. К ним относятся меры по повышению эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии
(в том числе и в быту), увеличения доли альтернативных (включая неуглеродные) источников в производстве энергии, рационального использования лесов и сельскохозяйственных земель.
Стратегии управления климатическими рисками экономической безопасности должны включать в себя научные оценки рисков, уязвимости и потенциальных выгод предполагаемых климатических изменений с учетом природно-географи-ческих, экономических, социальных и иных особенностей конкретного региона или отрасли экономики. Кроме того, важные задачи - проведение экономических оценок затрат и выгод предлагаемых мер по смягчению и адаптации для обеспечения их максимального эффекта на единицу вложенных средств и разработка оптимальной стратегии принятия хозяйственных решений.
Комплексный подход к разработке мер по управлению климатическими рисками экономической безопасности, объединяющий науку, технологии, и лиц, принимающих решения, будет способствовать снижению уязвимости общества и экономики страны к изменениям климата.
Литература
1. Climate Change 2013. The physical science basis. Summary for policymakers. IPCC, 2013.
2. Управление рисками экстремальных явлений и бедствий для содействия адаптации к изменению климата. Резюме для политиков. МГЭИК, 2012.
3. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме. Росгидромет, 2008.
4. Хомяков П. М. [и др.] Влияние глобальных изменений климата на функционирование основных отраслей экономики и здоровье населения России. М.: УРСС, 2001.
5. Nkem J., Idinoba M., Brockhaus M. and coauthors. Adaptation to climate change in Africa: Synergies with biodiversity and forest/Environment briefs: CIFOR, 2008. № 3.
References
1. Climate Change 2013. The physical science basis. Summary for policymakers. IPCC, 2013.
2. Upravleniye riskami ekstremal'nykh yavlenij i bedstvij dlya sodejstviya adaptatsii k izmeneniyu klimata. Rezyume dlya politikov. MGEIK, 2012.
3. Otsenochnyj doklad ob izmeneniyakh klimata i ikh posledstviyakh na territorii Rossijskoj Federatsii. Obshchee rezyume. Rosgidromet, 2008.
4. Khomyakov P. M. [i dr.] Vliyaniye global'nykh izmenenij klimata na funktsionirovaniye osnovnykh otraslej ekonomiki i zdorov'ye naseleniya Rossii. M.: URSS, 2001.
5. Nkem J., Idinoba M., Brockhaus M. and co-authors. Adaptation to climate change in Africa: Synergies with biodiversity and forest/Environment briefs: CIFOR. 2008. №3.
* * *
ROLE AND PLACE OF ANTHROPOGENIC CLIMATE CHANGE IN SYSTEM OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN ECONOMY SECTORS
KONSTANTINOV ARTEM VASILYEVICH St. Petersburg forestry research institute, St. Petersburg, the Russian Federation, e-mail: [email protected], [email protected]
Anthropogenic climate change as the global problem, plays the significant role in providing economic security of various sectors of national economy, thus, in modern conditions, this role will increase only. Considerable climatic changes define necessity for preventive management of environmental risks for the most climate depend branches, including power, rural and forestry for providing as ecological and economic security of the country. The risk of economic security connected with manifestation of climatic influences is represented as result of difficult interactions of climatic and economic systems. Severity of influences of the climatic phenomena considerably depends on susceptibility and vulnerability level to them. Economic system, being submitted influence of observed climate changes, promotes acceleration and strengthening of such changes, by means of emission of greenhouse gases, and also changes in practicians of land use (including rural and forestry). As serious threat of economic security, owing to an existing contradiction the mismatch of economic interests of subjects in the environmental management sphere acts. In article author considered the role of anthropogenic loadings in processes of climate change and provided the description of the concept of the analysis of climatic risks of economic security. Author investigated reasons of emergence of risks and revealed the place of anthropogenic climate change in system of providing economic security in sectors of economy of Russia. Author presented the state role in creation of adaptive strategy and programs of decrease in consequences of realization of riskologic factors at different levels of economic systems. Policy realization in the field of climate assumes development on its basis of federal, regional and municipal programs and plans of action, and also packages of measures at a microeconomic level.
Key words: climate change, anthropogenic loading, climatic risks, economic security, adaptive strategy of management.