52 Р£МШииМ
МЕНЕДЖМЕНТ
Ж.И. АЛАДЫШЕВА, Н.В. ПЯТИГОРСКАЯ, Е.А. МАКСИМКИНА, В.В. БЕРЕГОВЫХ, Т.Х. ЧИБИЛЯЕВ,
ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России
Роль и функции подразделения
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ 1 ■
За прошедшие 20 лет на всех российских фармацевтических предприятиях появилось структурное подразделение по регистрации ЛС. При этом большинство российских компаний пока еще не используют опыт своих зарубежных коллег и достаточно узко рассматривают роль этого подразделения, не привлекая его к процессам планирования бизнеса, разработки продукта и технологии, развития производственной площадки, что впоследствии оборачивается значительными убытками, отказами в регистрации, отзывами продукции с рынка, штрафами и другими санкциями.
Ключевые слова: фармацевтическое предприятие, регуляторные органы, фармаконадзор, система квалификаций
Следует отметить, что регистрация является лишь одним из механизмов государственного регулирования и одним из этапов полностью регламентируемого государством жизненного цикла ЛС. Поэтому функции такого подразделения, на наш взгляд, должны трактоваться шире, а его задача должна состоять в обеспечении соответствия деятельности фармацевтического предприятия государственным требованиям в области обращения ЛС. В зарубежных компаниях эти функции выполняют «подразделения по регуляторным вопросам (regulatory affairs)», которые часто работают в тесном контакте или внутри глобальной системы по обеспечению соответствия деятельности организации обязательным нормам (compliance-под-разделения).
Для рассмотрения функций таких структурных подразделений и выделения наиболее эффективных инструментов для их выполнения необходимо четко определить область обязательных для предприятия правовых и других норм.
В первую очередь фармацевтическое предприятие должно обеспечить постоянное соблюдение всех требований государства, касающихся эффективности, безопасности и качества ЛС. Между-
народное общество специалистов по регуляторным вопросам RAPS подчеркивает, что специалисты по регулированию играют ключевую роль на всех этапах жизненного цикла продукта, в определенной степени они также вовлечены в принятие управленческих решений по коммерческой и организационной деятельности компании [13].
Keywords: pharmaceutical company, regulatory bodies, pharmacovigilance, quality system
Over the past 2 decades, a unit responsible for drug registration appeared within every Russian pharmaceutical enterprise. Meanwhile, a majority of Russian companies still fail to make advantage of the experience of foreign colleagues, as they are having a narrow understanding of the role of the unit and fail to engage it in business planning, research and development, and construction of production sites. In the end that leads to substantial losses, lack of market approval, product withdrawals from the market, fines and other sanctions. Gh.I. ALADYSHEVA, N.V. PYATIGORSKAYA, E.A. MAKSIMKINA, V.V. BEREGOVYKH, T.K. CHIBILYAEV, First Moscow State Medical University named after I.M.Sechenov, EM. Russia's Ministry of Health. ROLE AND FUNCTION OF DRUG REGULATION UNIT AT A PHARMACEUTICAL COMPANY.
На рисунке 1 приведена диаграмма, показывающая степень участия подразделения по регуляторным вопросам в деятельности компании и жизненном цикле продукта.
Наряду с требованиями государства, организация может также принять на себя выполнение требований саморегулируемой организации (например, при вступлении в профессиональную ассоциацию AIPM), а также установить дополнительные внутренние локальные нормы. Понятие «compliance» шире понятия «regulatory affairs», т. к., по сути, означает законопослушное и этическое ведение бизнеса, а основная функция compliance-подразделения — разработка и введение в действие различных документов, содержащих правила поведения сотрудников в той или иной ситуации и регулирующих различные процессы (политики, процедуры и т. п.) и организацию контроля, т. е. прежде всего локальное нормотворчество [8]. Исходя из вышеизложенного, основными профессиональными функциями подразделения по регуляторным вопросам/обеспечению соответствия деятельности организации обязательным нормам являются:
« обеспечение стратегического регу-ляторного управления организацией в отношении разработки, производства и регистрации ЛС;
« выстраивание и поддерживание эффективных связей с регуляторными органами («регуляторная» репутация компании);
« разработка и поддерживание в актуальном состоянии документации о продукте, включая сопровождающие печатные материалы (этикетки, инструкции по медицинскому применению, рекламные материалы);
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЛС НА ФАРМПРЕДПРИЯТИИ
ршшиим ^Л
рисунок Участие подразделения по регуляторным вопросам в деятельности фармацевтического предприятия [RAPS, 13]
Стратегическое планирование
*%> %
Эффективное внутреннее и внешнее взаимодействие
Вопросы продаж
Переговоры и общение
Тщательная оценка и реализация проектов
Ключевые функции
Кризисное управление
Профессиональное развитие
Регу-ляторные процессы
Регу-ляторная стратегия
Предрегистраци-онный этап жизненного цикла
Послерегистраци-онный этап жизненного цикла
« обеспечение регуляторной информированности компании — от регуляторной среды и ее изменений до принципов совместных промышленных проектов и разработки предложений по регуляторной практике совместно с регуляторными агентствами; « обеспечение соответствия публикуемой информации о продукте и материалов, используемых при продвижении/рекламе, регуляторным требованиям.
Также это подразделение может выполнять функции по фармаконадзору. Для выполнения основных функций в составе подразделения по регулятор-ным вопросам создаются, как правило, следующие структурные (функциональные) группы (отделы): « группа по разработке продукта, состоящая из регуляторных технических экспертов, которые формируют стратегические планы по разработке, производству, регистрации и нахождению продукта на рынке, проводят экспертизу получаемых данных и обеспечивают контакт с регулятор-ным органом;
+ группа по обеспечению соответствия требованиям к производству и качеству продукта, деятельность которой направлена на разработку производственного процесса, развитие производственной площадки и подготовку площадок к GХP-инспекциям; « группа по мониторингу правовой информации и регуляторной информированности, обеспечивающая информированность компании о действующей правовой системе в странах, где предполагается реализовывать продукт, существующих регуляторных трендах, имеющихся регуляторных прецедентах и т. д., чтобы обеспечить эффективное (т. е. с наименьшими затратами) достижение требуемых целей; 4 группа по соответствию действующим требованиям материалов, используемых компанией для продвижения/рекламы продукта; 4 группа по подаче регистрационных досье и изменений к ним, обеспечивающая сбор, оформление и представление в регуляторный орган (регулятор-ные органы) регистрационных досье и изменений к ним; по мере развития электронного документооборота в ре-
гуляторных органах ЕврАзЭС и странах СНГ сложность работы этой группы будет только возрастать; + группа по подготовке печатных материалов (этикетки, инструкции по медицинскому применению), в задачи которой входит обеспечение единства информации во всех печатных материалах и ее актуализация. В соответствии с концепцией всеобщего управления качеством (TQM) и концепцией фармацевтической системы качества, описанной в руководстве ICHQ10, на данное подразделение должна распространяться система менеджмента качества предприятия. В 2008 г. Европейской группой промышленных фармацевтов (EPIG) было разработано руководство по надлежащей регуляторной практике фармацевтического предприятия [11], которое включает:
+ описание основных процессов; + требования к персоналу и помещениям;
« требования к управлению качеством в подразделении.
В руководстве определены следующие принципы надлежащей регуляторной деятельности:
+ включение обязательных для исполнения требований (национальных, международных, требований саморегу-
лируемых организаций) в локальные акты предприятия;
« применение надлежащей регулятор-ной практики на самых ранних этапах разработки продукта и ее интеграция в систему менеджмента качества предприятия;
« использование научного подхода и современных организационных инструментов управления знаниями; « обеспечение эффективной информационной среды для распространения регуляторной информации. Данное руководство достаточно подробно описывает деятельность подразделения по регуляторным вопросам на основных этапах жизненного цикла продукта, подчеркивает обязательность взаимодействия с подразделением по обеспечению качества производственного процесса, подразделениями, отвечающими за продажи и маркетинг продукта, за фармаконадзор (если эта функция осуществляется в другом подразделении). Большинство из описанных функций выполняются и существующими на предприятиях отделами по регистрации ЛС. Важным отличием является требование участия подразделения в создании и анализе всех аспектов планов исследований и разработки, осуществление консультирования руководителей других подразделений и
54 Mj MMfHUUM
МЕНЕДЖМЕНТ
управляющих проектами по действующим регуляторным требованиям и любым вводимым в действие изменениям законодательства, которые могут повлиять на процесс регистрации. Организационно это может быть реализовано путем наделения подразделения по регуляторным вопросам обязанностями по согласованию всех планов исследований и разработки продукта и изменений в них, организации обязательного обучения сотрудников других подразделений основным регуляторным требованиям.
Важной функцией подразделения является разработка документа по стратегии регистрации (регуляторной стратегии), который будет содержать все критические глобальные регуляторные аспекты разработки продукта, включая консультационную встречу с регуля-торными органами (если это допустимо), стратегию подачи регистрационных досье (время, ответственность, выбор стран, в которых планируется регистрация и продажа продукта, требуемые сертификаты, процедуры ответов на вопросы регуляторного органа, патенты), обновление досье (изменения и безопасность), процедуры подтверждения регистрации, планирование периодических отчетов по безопасности и составление плана работ при непредвиденных обстоятельствах. Документ должен содержать предполагаемую маркировку с целью обсуждения с подразделениями по маркетингу и продажам вопросов ценообразования, а также с государственными органами в различных странах вопроса о возмещении затрат на ЛС. Документ по стратегии регистрации должен регулярно анализироваться и обновляться [11]. Следует отметить, что единого определения «регуляторная стратегия» в англоязычной литературы нет. Некоторые авторы используют определение Brown M., предложенное на рабочем семинаре по вопросам клинических исследований (2006): «Регуляторная стратегия включает план по разработке лекарственного средства, особые проблемы или вопросы, общую информацию, руководящие документы и рекомендации, стратегические советы и рекомендации по их выполнению. Она может рассматриваться как действия, предпринимаемые
компанией по продвижению своего продукта от стадии разработки до выхода на рынок». Heyen P. [12] определяет регуляторную стратегию как часть общей стратегии по разработке ЛС, направленную на успешную подачу документов/регистрацию продукта и продолжающуюся поддержку продукта на коммерческой стадии. Однако большинство исследователей (Ammann M. (2008), Papakrivos J. (2011), Rosenkranz K (2005)) понимают регуляторную стратегию как стратегию разработки, регистрации и коммерциализации препарата, учитывающую все особенности государственного регулирования. Другими словами, эффективная регуляторная стратегия учитывает не только регулирующие (включая технические) требования страны или стран, в которых планируется продавать продукт, но также стоимость разработки, требуемый объем этапов разработки и вопросы окупаемости (табл. 1).
Важнейшей функцией подразделения по регуляторным вопросам является обеспечение регуляторной «информированности» фармацевтического предприятия (regulatory intelligence), которая подразумевает сбор и анализ имеющейся в открытых источниках регуля-торной информации, включая мониторинг регуляторной сферы с целью формирования предложений по будущим правовым актам, рекомендациям, политике. От эффективного выполнения данной функции зависит плодотворность работы всего подразделения по регуляторным вопросам. Считается, что существует три категории регуля-торной «информированности»: + регуляторная сфера (информация о рекомендациях и мнениях регулятор-ного агентства по ранее зарегистрированным препаратам и отказам в регистрации);
« информация о существующих и/или разрабатываемых конкурирующих продуктах;
+ существующие траектории процедуры регистрации (знание существующих процедур регистрации и их особенностей для различных продуктов, этапов экспертизы и требований регу-ляторного органа, выполнение которых необходимо для успешной регистрации).
Для выполнения этой функции подразделение должно быть наделено правом инициирования необходимых действий и их координации в случае изменений в законодательстве, чтобы гарантировать соответствие деятельности компании регуляторным требованиям. Также для анализа регуляторных тенденций и участия в оценке проектов правовых актов, обмена регуляторной информацией с коллегами сотрудники подразделения должны иметь возможность участия в работе профессиональных ассоциаций и сообществ. Работа подразделения по регулятор-ным вопросам включает такие элементы системы менеджмента качества, как: « письменные процедуры, описывающие основные процессы в подразделении: подготовка регистрационного досье и регуляторного плана по разработке, инструкций по медицинскому применению и требований к маркировке, сбор административной части досье, контроль изменений, подготовка ответов регуляторным органам, поддержка действующего РУ, подготовка досье для подтверждения регистрации, мониторинг действующей правовой системы и т. д. (и соответствующая система управления документацией системы менеджмента качества и рабочей документацией); « проведение самоинспекции; + эффективная система обучения персонала.
Вся деятельность рассматриваемого структурного подразделения фармацевтического предприятия тесно соприкасается с работой других подразделений (по обеспечению и контролю качества, по производству и продажам/маркетингу и т. д.) и, соответственно, предполагает обмен информацией и эффективное взаимодействие не только с другими подразделениями, но и с регуляторными органами, профессиональными ассоциациями, что является одним из основных критериев его надлежащей работы. Развитие регуляторной сферы в РФ ориентировано на внутреннюю гармонизацию со странами ЕврАзЭС и внешнюю — с регуляторной системой стран Европейского союза, что и определяет актуальность изучения существующих в мире подходов к организации подразде-
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЛС НА ФАРМПРЕДПРИЯТИИ
ршшиим ^ 55
таблица Основные компоненты регуляторной стратегии [10]
Компонент регуляторной стратегии Описание
Сводная информация о регуляторных требованиях и прецедентах в странах, где предполагается продавать продукт Содержит обзор доступной информации с сайтов об имеющихся регуляторных руководствах и рекомендациях по этому типу продуктов, прецедентах регуляторных решений (экспертные отчеты, проблемы). Также включает ключевые аспекты по дизайну исследований (количество пациентов, основные мониторируемые параметры), вопросы безопасности, поднятые регуляторными органами
Стратегия по оптимизации маркировки Содержит план по основным показаниям, надписям и требующиеся отличия от конкурентов
Управление жизненным циклом Описывает стратегию выпуска препарата на рынок (например, более узкие или более широкие показания или «брендирование), дополнительные указания, формулировки, которые желательно получить для препарата
Общая стратегия регистрации Содержит указания о коммерчески и стратегически важных ключевых рынках сбыта. Определяет временные рамки по выходу на эти рынки, их зависимость, управленческие риски
План подачи регистрационных документов Документированный план подачи и получения регистрации на основных рынках
Особые группы населения и риски безопасности Оценивает необходимость и объем исследований безопасности в отношении особых групп населения, обоснования с учетом прецедентов, указание соответствующих стадий программы по разработке
Влияние лицензионных соглашений Документирует возможное влияние лицензионных соглашений на разработку продукта (совместная разработка, основные этапы по передаче ответственности, распределение ответственности и др.)
Регуляторные риски Идентифицирует известные теоретические риски для программы разработки продукта с указанием их категорий (токсикология, фармакокинетика, клиника, регулирующий орган, производство и др.). Для каждого риска рассчитывается вероятность наступления, степень влияния на программу (затраты, ресурсы, временной график, себестоимость продукта) и возможные мероприятия по их снижению
Эксклюзивность Перечисляются патенты на продукт и даты окончания патентной защиты, даются комментарии по «эффективной» защите на предполагаемую дату подачи регистрационного досье/регистрации. Указываются возможные регуляторные формы «эксклюзивности», которые важны для коммерческого запуска
Ускоренная разработка и ускоренные процедуры регистрации Описываются имеющиеся возможности по ускоренной разработке и регистрации (в соответствии с законодательством), а также эффект на затраты и временной график при их использовании
Торговая марка Документируется временной график и стратегия экспертизы торговой марки регуляторным органом с целью минимизации рисков по получению отказа на стадии регистрации. Описывается методология проведения исследований (если будут проводиться) по оценке пригодности торгового названия
План по будущим взаимодействиям с регуля-торными органами Описание плана по взаимодействию (встречам) с регуляторным органом на стадиях разработки, описание временных интервалов и вопросов, которые должны быть рассмотрены на встречах, указание стран
Основные атрибуты маркировки Документируются основные элементы маркировки (требования к макетам и инструкции), согласованные коммерческими подразделениями и подразделением по регуляторными вопросам. На ранней стадии документ может представлять собой перечень желаемых параметров. Перед третьей фазой клинических исследований должен представлять собой проект макетов и проект инструкции по медицинскому применению
Внешнее влияние Описывает мероприятия по влиянию на ведущих специалистов отрасли, регуляторные агентства и т. д., чтобы поддержать регистрацию и максимально увеличить коммерческую стоимость продукта
Таблица рекомендаций от регуляторных органов и отдельных требований Суммирует основные отклики регуляторных органов (или специфичные для данного вещества, или общие для данного класса препаратов), указывает особые требования, которые должны быть учтены
56 /0™ Р£мшиим
МЕНЕДЖМЕНТ
ления, осуществляющего в т. ч. и функции по регистрации ЛС. Данной статьей авторы также надеются начать дискуссию в профессиональном сообществе по проблеме функций и квалификации сотрудников рассмотренных подразделений. Необходимость этого обусловлена стремительным развитием национальной системы квалификаций, утверждением Правительством РФ государственного плана по созданию профессиональных стандартов в ближайшие два года [1, 2, 3, 4, 5 и др.], отсутствием квалификационных требований к специалистам, занятым в области промышленной фармации, в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» (разд. «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») и в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» [9], как, впрочем, и отсутствием образовательных программ по данному направлению промышленной фармации
Г7, 6].
ИСТОЧНИКИ
1. Федеральный закон от 03.12.2012 №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 федерального закона "О техническом регулировании"».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»».
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»».
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2012 №2204-р об утверждении Плана разработки профессиональных стандартов на 2012—2015 гг.
5. Приказ Минтруда России от 30.11.2012 №565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013—2014 гг.»».
6.Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Береговых В.В., Беляев В.В. Система профессионального образования в области промышленной фармации — зарубежный опыт // Ремедиум. 2012. №12. С. 63—67.
7. Береговых В.В., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И. Регуляторная наука: современные тенденции в науке и образовании в области лекарственных средств // Вестник Российской академии медицинских наук. 2012. №12. С. 41—46.
8. Копытин Д. Что такое compliance, или Играем по правилам // Кадровик.ру. 2010. №2. Режим доступа: http://www.kadrovik.ru.
9. Свистунов А.А., Юдина Л.Ю., Береговых В.В., Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В. О тенденциях современного фармацевтического профессионального образования // Медицинское образование и вузовская наука. 2013. №1 (3). С. 61—67.
10. Ammann M. Developing a regulatory strategy //Applied Clinical Trials. 2008. Volume 17, Number 10. Publish date: Oct 1, 2008. 5 p.
11. European industrial pharmacy group. Guide to Good Regulatory Practice, 2008. 10. Режим доступа: http://www.eipg.eu/records/GRP%20commun%20CLEAN%20komm%20US_ 150408.pdf.
12. Heyen P. Regulatory intelligence as basis for regulatory strategy and global drug development // Verlag, 2011. P. 88.
13. RAPS: Who are Regulatory Professionals? Режим доступа: http://www.raps.org/Your-Career/Regulatory-Career-Advancement-Guide/About-Regulatory/Who-Are-Regulatory-Professionals.aspx.
крупнейший интернет - [зссуре и области фармации, здравоохранения и медицину