РОЛЬ ХУДОЖНИКА-МОДЕЛЬЕРА В СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ОДЕЖДЫ
} _ ____
Е. Б. Нешина
*
}
| Задачей художника-модельера или стилис-
I та сегодня является формирование художе-
| ственного отношения к действительности, его
| индивидуальное преобразование или созда-
| ние собственного стиля. Этот процесс дол-
I
! жен иметь объективные критерии, диктуемые не только всеобщими законами красоты, но и
[ развитием их в данный период времени, учи-
9
тывая все последние достижения во всех об-
#
| ластях — как в культуре, так и в повседневной жизни, в технике и т. д.
Мода — это то, что определяется сегод-
I няшним днем: ритмом жизни, материалами и
| духовными потребностями людей, возможнос-
| тями промышленности. Стилист должен
] иметь постоянный информационный контакт
| и с областями искусства, и с новыми техни-
в 9
! ческими разработками в ассортименте мате-
| риалов, фактур, колоритов, новых технологических методов обработки изделия. Он должен
| соразмерить свои предложения с особеннос-
| тями рынка и разработать приемлемые для
I потребностей варианты моделей. Большое
■
| значение для формирования облика людей и
I выражения их внутреннего содержания име-
л
| ет образ костюма. Именно костюм, его форма
| и внешние признаки являются знаком обще-
■ ственной обусловленности его носителя.
; Условия изготовления массовых изделий
I ставят перед художниками труднейшие зада-
| чи поисков эстетической выразительности
| вещи минимальными средствами. Так как в
| таких рамках художественного решения мож-
| но передать только общее впечатление от ис-
| точника, возникает необходимость основы-
| вать художественное решение массовых из-
I делий за счет раскрытия художественных до-
| стоинств материала: его пластики, рисунка,
! колорита и фактуры. Выразительность линий,
| пропорциональные формы как возможные но-
| сители содержания в формировании массо-
I вой вещи играют более скромную роль. Про-
| цесс художественного проектирования дол-
I жен опираться на глубокое гуманистическое
| начало, которое воздействует на психику че-
Серия «Гуманитарные науки»
ловека, создавая соответствующую эмоциональную среду.
Дизайн переводит социально-культурные потребности человека на язык предметных форм и реализует их через систему производства. Дизайнер создает вещь от начала до конца, как и ремесленник. Он должен обладать логикой и интуицией. Дизайн находится на пересечении промышленности и культуры.
Современные эстетические вкусы требуют логичного и рационального решения функциональной выразительности костюма. Правильно подобранная одежда физически удобна; украшает внешность; представляет другим нашу личность; соответствует самооценке и субъективному отношению личности к одежде.
Человек не просто выбирает одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда влияет на человека. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения. Одежда занимает определенное место в общении. Выполняя особую роль в формировании первого впечатления о человеке, она постоянно остается одним из важных атрибутов имиджа. По одежде можно определить национальную, классовую, групповую принадлежность человека.
Роль одежды в жизни человека двояка: с одной стороны, она выполняет определенные утилитарные функции; с другой — являясь своеобразным невербальным знаком, несет определенное значение и смысл. Проблема зна-ковости костюма — это прежде всего ее происхождение и функции в человеческом общении; где, как и для чего костюм выполняет семиотическую функцию. По одежде наблюдатель делает выводы о возрасте, поле, профессии, мере обеспеченности, вкусе, темпераменте и других чертах личности. Роль одежды особенно велика в формировании первого впечатления о личных качествах и социальном положении носителя.
Уже первая одежда человека была не только укрытием, но и символизировала определенные жизненные процессы, была ритуальным объектом. Новая эпоха диктует новый
стиль. Костюм и их крой изменяются так же, как меняются наши нравы и взгляды на жизнь. Человек стал придирчивым и предъявляет к одежде новые требования — элегантность и непринужденность пополам с комфортом. Эти осознанные требования достигаются посредством подбора тканей, имеющих высокую степень удобства.
В недалеком прошлом костюм утверждал положение человека в обществе, его стоимость была отражением богатства человека. Модная одежда была дорога — ее изготовляли на заказ портные-художники. Хороший туалет чаще был отражением вкуса автора, нежели обладателя этого туалета. Но и сейчас модная одежда, сшитая на заказ, дорога. Стиль жизни, по мнению французов, делит человечество на такие четкие группы и виды, что говорить о каких-то смешениях не приходится хотя бы потому, что этот самый стиль разбивает людей на кланы: люди одного клана, вида, класса, группы, касты не общаются с другими.
Говоря о роли модельера в обществе, имеет смысл рассмотреть и само общество. Ведь творения художника в некоторой степени зависят от общественной жизни и духовного уровня людей. Сейчас для эстетического воспитания личности имеются различные средства, но важнейшим из них остается искусство. Оно развивает понимание эстетических ценностей и является существенным фактором эстетического вкуса.
-Создавая костюм, человек, с одной стороны, проявляет личный вкус, с другой — ориентируется на коллекцию или образы, которые он видел на показе, в кино, журнале. Чтобы развить в себе эстетический вкус, человек прежде всего должен быть способным замечать, чувствовать, воспринимать красоту. Вкус должен быть развитым, но вместе с тем у каждого культурного человека он должен быть наделен индивидуальными качествами. Поэтому на показах моделей, при просмотре журна-
лов надо уметь изучать моду, понять ее образ, а не искать для себя готовый рецепт. Вкусом должен обладать прежде всего сам модельер, так как именно он закладывает характер дальнейшего восприятия и является законодателем эстетического вкуса. Непогрешимая вера в имя дизайнера сотворяет из этого имени кумира.
Модельер создает, а общество выбирает. Однако, чтобы мода вошла в массы, необходимо ее опробовать. Чаще всего это делает молодежь. Она охотно принимает все новое, и сегодня ее эстетический вкус зависит от того, кто и как ей это преподает. Сейчас молодежь делает только то, что «модно», что демонстрирует реклама. Имя модельера в одежде важнее, чем сама одежда. Молодые люди смотрят не на стиль и качество, а на «лейбл» [1, с. 25]. Это происходит благодаря тому, что молодежью легче управлять, она легче поддаются психологическому воздействию. Ей нужно только указать на что-то, и это «что-то» уже модно. Но этим молодое поколение и стремится выделиться, отличиться от других. Его порой высмеивают и осуждают, а затем постепенно привыкают и принимают его моду. Человек склонен к подражанию, но вместе с тем с помощью именно моды он старается быть не как все.
Сегодня на русскую культуру влияют все зарубежные страны. Ярче всего это проявляется в молодежной среде. Люди пытаются выглядеть и одеваться, как голливудские звезды.
Характер человека проявляется прежде всего в том, что он делает, его стиль выражается прежде всего тем, во что он одет. Наша одежда — это прежде всего застывший на целый день жест.
Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее важной чертой моды является ее сменяемость. С появлением новой моды одежда значительно теряет эстетическую ценность и денежную стоимость.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Спб. : Питер, 2004. 208 с
Поступила /0.06.08.
58
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 | № 3