РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Н.Н. Архангельская
Arkhangelskaya N.N. The Role of Literature in the Pupil’s Personality Formation. The author reviews the latest instalment of ‘The Role of Literature in the Pupil’s Personality Formation’ introduced by the Department of Literature of Tambov University.
Вышел в свет очередной выпуск межвузовского сборника научных статей "Роль художественной литературы в становлении личности школьника", издаваемого кафедрой литературы ТГУ имени Г.Р. Державина уже в течение 15 лет [1]. Издание 1996 года посвящено памяти основателя кафедры, известного ученого-фольклориста, литературоведа, Николая Ивановича Кравцова, и приурочено к 90-летию со дня его рождения.
Сборник - не только дань традициям кафедры, заложенным еще при Н.И. Кравцове (о чем свидетельствует вступительная статья С.Б. Прокудина), но и одно из важнейших слагаемых деятельности кафедры по объединению усилий учителей-словесников школ Тамбова и области, вузовских преподавателей по формированию внутреннего мира юношества, закладыванию здоровых нравственных начал, воспитанию художественного вкуса.
Основной пафос большей части статей (независимо от их проблематики) заключен в мысли о необходимости воспитания у школьников чувства национального достоинства, не имеющего ничего общего с шовинизмом. Оно выражается прежде всего в умении дорожить национальной историей и культурой, в уважении к традициям предков, во внимательном изучении произведений искусства, в первую очередь, художественной литературы, вобравших в себя своеобразие национального характера, истории развития страны. Здесь уместно привести слова из статьи С.Б. Прокудина "О народности в русской классической литературе" о том, что русская литература всегда была мыслью и чувством нации. "Русская культура - прежде всего культура художественной литературы. Отсюда ее особый статус в жизни народа: литература - это своего рода стержневая область русского самопознания" [2].
Важнейшие аспекты, слагаемые этого самопознания - глубина духовных исканий, жажда истины и утверждение вечных ценностей. Вопрос о народности (или "самобытности") в русской литературе приобретает особую актуальность именно сейчас, когда существует реальная угроза растворения русской школы в чужеродных системах воспитания, утраты исконно русского стремления к идеалу, жертвенности, сострадания, высокого служения Отечеству.
В своей статье, открывающей сборник, С.Б. Прокудин обращается к творческому наследию А.С. Пушкина и размышляет о пушкинском понимании православия, которое поэт включил в триаду, составляющую "особенную физиономию" русского народа: географическое положение, самодержавие и православие.
Погружение великого русского поэта в глубины бытия, обращение к тайнам человеческого духа привели к появлению строк, объединенных затем известным русским философом XX века С.Л. Франком в композицию, которая отражает мироощущение поэта:
Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим фобам.
На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека,
Залог величия его.
На них основано семейство И ты, к отечеству любовь.
Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Без них нам тесный мир - пустыня,
Дуща - алтарь без божества.
И, очевидно, не случайно так часто на страницах многих статей, включенных в издание, повторяется слово "самостоянье".
Не потеряв изначального, вложенного в него А.С. Пушкиным смысла, оно приобрело богатство оттенков, впитав опыт последующего развития русской истории и культуры.
На наш взгляд, удачна композиция сборника. Она позволяет познакомиться с публикациями разных жанров, разных по эмоциональной и стилистической окраске, по степени выявления авторского "я"; со статьями в чем-то традиционными и оригинальными по манере изложения, логике мышления исследователя.
Прежде всего следует отметить статьи теоретического характера, так как публикаций именно такого плана сегодня не хватает в литературоведении. В них прослеживается общая концепция авторского коллектива и выражается позиция каждого исследователя. Особенно яркой и убедительной в этом плане является статья доктора филологических наук, профессора Л.В. Поляковой. В ней выражено негативное отношение ученого и преподавателя к изданиям с грифом "учебное пособие", которые искажают, деформируют историю развития отечественной литературы [ 31.
К этой группе можно отнести и публикации сборника, в которых выделяются основополагающие понятия, проблемы, интересные современной школе и необходимые ей, предлагаются подходы к изучению литературы в школе прежде всего как искусства слова.
Например, статьи Л.И. Дмитриевой "Жертвенность как одна из важнейших нравственных категорий. (По произведениям русской классики)"; Ю.Э. Михеева "Некоторые особенности построения драматического действия в пьесе М.Ю. Лермонтова "Маскарад", "Художественное время и драматическое действие в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина "Смерть Пазу-хина". Статьи доцента кафедры литературы ТГУ Ю.Э. Михеева призваны прежде всего углубить и расширить литературнотеоретические познания учащихся и вводят их в сферу сложного понятия художественного времени.
Несомненный читательский и исследовательский интерес вызовут статьи, помещенные во II разделе сборника. Их авторы предлагают оригинальные аспекты осмысления конкретных произведений, возможные интерпретации мотивов, проблем, отдельных характеров и так далее. Важным представляется обращение к малоизученным элементам произведения, своеобразное преломление уже существующих трак-
товок. (Например, статьи А.И. Иванова "Демон" Лермонтова на рубеже веков"; Е.Л. Пилипюк "Лирика И.А. Бунина. Мотив дома и странствователя".)
Наиболее близкими нам оказались статьи В.И. Матушкиной "Проблема женского характера" в романистике Л. Леонова" и Н.В. Сорокиной "Об одном библейском мотиве в романах Леонида Леонова "Вор" и "Пирамида". К тому же статьи зрелого исследователя В.И. Матушкиной (Мичуринск) и аспиранта кафедры Н.В. Сорокиной удивительно дополняют друг друга, позволяя более полно представить позицию выдающегося художника, постичь его творческую манеру.
III раздел посвящен вопросам развития зарубежной литературы, в том числе ее связям с литературой русской. Одной из важнейших проблем, поднимаемых авторами этих высокопрофессиональных публикаций, является положение и самоощущение личности в современном мире и опасность ее деградации в этом мире (Л.С. Кауфман "Достоевский в литературной судьбе немецких писателей (Первая половина XX века)"; Н.Л. Потанина "Концепция личности в романе Р. Брэдбери "451 по Фарангейту"; О.И. Заворыкина "Традиция немецкого романтизма в романе П. Зюскинда "Парфюмер”).
Особенно выделяется статья B.C. Вахрушева (Балашов) "Писатели Китая и Японии в школьной программе". Статья адресована в первую очередь школьному учителю. Однако это не столько методические рекомендации, сколько богатый материал для знакомства с японскими поэтами Ду Фу и Басе (7 класс), для постижения своеобразия их мировидения и его воплощения в художественных образах.
Нельзя не упомянуть IV, "методический" раздел сборника, пожалуй, самый "разный" по форме изложения материалов, по предмету интересов их авторов. Заслуживают внимания работы В.Е. Андреева (Мичуринск) "Нет, не бесследны в мире наши дни... Из опыта работы спецсеминара "Творчество А. Твардовского"; П.А. Гончарова "Рассказы В. Шукшина в школьном изучении (этический аспект)"; методические заметки Ю.Б. Верольского.
Завершают издание статьи с лингвистической проблематикой.
Сборник удался. Внимательный и думающий читатель найдет в нем для себя наиболее интересное и подвигающее к самостоятельным размышлениям и оценкам. И это заслуга всего авторского кол-
лектива сборника и его редколлегии, ответственного редактора профессора
Н.Л. Потаниной и, конечно, составителя и ведущего редактора этого издания профессора Л.В. Поляковой.
1. Роль художественной литературы в становлении личности школьника: Межвуз. сб. на-
уч. ст. / Под общей ред. Л.В. Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1996.
2. Там же. С. 9.
3. Баевский B.C. История русской поэзии
1730 - 1980. Компендиум. М.: Интерпракс, 1994.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
В.Г. Руделев
Rudelev V.G. The Encyclopedia of 'The Song of Igor’s Campaign'. The author reviews "The Encyclopedia of "The Song of Igor's Campaign", a unique five-volume guide to the greatest masterpiece of Russian literature.
Институт русской литературы Российской Академии Наук (Пушкинский Дом) устроил русскому народу обильный праздник, создав и выпустив Энциклопедию "Слова о полку Игореве" [1]. Я ничуть не убоюсь своей слишком художественной фразы, потому что маркой народа и его несомненной гордостью, радостью (и праздником!) являются хорошая академическая грамматика языка, объемный и свежий словарь и подробные описания (энциклопедии) всего, что мы знаем келейно и некелейно о выдающихся авторах - лучших выразителях языка и духа народного.
Не буду говорить о том, как важно русскому человеку знать и любить "Слово", как актуально и набатно звучат сейчас многие призывы его безвестного Автора. Скажу лишь о том, что "Слово" мы знаем поверхностно, плохо, а может быть, и вовсе не знаем, если судить по ответам на экзаменах учеников и студентов. Энциклопедия "Слова" это наше незнание обнаруживает. Ну кто, например, из читавших "Слово" даже в подлиннике, знал, что ударение в имени Игорь в XII веке было не на первом, а на втором слоге, что оно было восходящим, громким, устойчивым и что этот факт, как и вся акцентологическая картина "Слова" был описан, благодаря работам профессора В.В. Колесова, еще в 1976 году. Говоря о супруге Игоря Ярославне, плача над ее "Плачем", мы даже и не думали об имени этой дивной русской женщины (в крещении она была Евфро-синьей) и не предполагали, что в 1185 го-
ду, во время похода Игоря на половцев, ей было совсем немного лет (некоторые полагают, что всего 16). И уж вовсе удивительным оказывается то, что "Слово" - не простой плод вдохновенных сочинительств, а нечто выстраданное, имеющее истоки в далеких веках (песни Бояна, Ходыны) и повторения в последующих ("Задонщина").
Вот здесь как раз самое время сказать о том деликатном терпении, с которым относятся основные авторы Энциклопедии и ее маститые редакторы (покойный Л.А. Дмитриев, академик Д.С. Лихачев, ответственный редактор О.В. Творогов и другие) к различным утверждениям, противоречащим наиболее устойчивым и традиционным знаниям, на коих держится фундамент науки о "Слове". В энциклопедии даны статьи не только об известных ортодоксальных "словистах" В.П. Адриа-новой-Перетц, Л.А. Дмитриеве, И.Г. Доб-родомове, И.П. Еремине, С.И. Коткове, Д.С. Лихачеве, В.В. Нимчуке, А.М. Панченко, А.М. Робинсоне, Б.А. Рыбакове, Л.И. Сазоновой, О.В. Творогове и иных, трудами которых создан банк основных идей, касающихся этого бессмертного произведения. Объективно и спокойно изложены в Энциклопедии взгляды французского филолога А. Мазона (1881 - 1967) и нашего соотечественника А.А. Зимина (1920 - 1980), считавших "Слово" подделкой, произведением XVIII века, построенным на "Задонщине". Менее сдержанно, но, впрочем, вполне объективно описаны взгляды казахского исследователя и поэта О. Сулейменова, которого изрядно и без-