Научная статья на тему 'Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста'

Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5833
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Юлия Сергеевна, Шаронова Елизавета Вячеславовна

В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации, раскрывается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования знаний о стране:устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Юлия Сергеевна, Шаронова Елизавета Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

УДК 37.035.6

Григорьева Ю.С., Шаронова Е.В.

Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации, раскрывается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования знаний о стране:устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, художественная литература.

Одной из проблем современного российского общества является дефицит патриотизма, который проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. В последнее время наблюдается отчуждение, утрата интереса подрастающего поколения к русской народной и национальной культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Отечественные ученые понимают патриотическое воспитание как процесс формирования и развития социально-значимых ценностей гражданственности и позитивной социализации (Т.Н. Волков, В.В. Зеньковский, Л.И. Коган, Л.А. Кленов, Ю.П. Сокольников и др.). Проблеме воспитания патриотизма подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.В. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.), которые подчеркивали необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое отечество.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение и отражается в Законе «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС ДО, примерных образовательных программах («Я и моя Родина», «Дорогою добра», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.).

В процессе воспитания у детей дошкольного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю используются разнообразные педагогические средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература сопровождает ребенка в повседневной жизни как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах самостоятельной деятельности.

Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающая богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что обусловливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе - патриотизма.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребенка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку [1, с. 76]. А.М. Горький в детях видел будущее страны и особое значение придавал проблеме детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма [3, с. 4].

Отечественными педагогами глубоко изучен и обоснован образовательный и воспитательный потенциал художественной литературы в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности, связанные с отбором конкретных художественных произведений, с определением алгоритмической последовательности использования литературы в работе с детьми.

Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между требованиями ФГОС ДО к содержанию и условиям организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста и реальным состоянием практики: отсутствием технологических и методических материалов для педагогов по патриотическому воспитанию и использованию произведений художественной литературы в этом процессе.

Художественные произведения, рекомендуемые авторами различных примерных образовательных программ для работы с детьми старшего дошкольного возраста, довольно объемны и разнообразны по форме и стилю. Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражается история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Вместе с тем, в этот возрастной период особое значение приобретают счи-

талки, скороговорки, волшебные сказки. Г.В. Лунина утверждает, что для знакомства с родной культурой важно не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток, но и уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих моментах - в игре или обрядах [4, с. 112].

По мнению И.К. Зиминой, самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и закладывает основы патриотизма [4, с. 20]. Примерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Хаврошечка» и многие другие.

Исследованию воспитательного потенциала былин были посвящены работы В. Г. Белинского, П.Н. Рыбниковой, Л.А. Стаднико-вой, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского и др. Былины - древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. По мнению И.П. Агаповой, содержание былин позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания; героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Змей Горы-ныч, Соловей-Разбойник и т.д.), напевностью, яркой гиперболой. Однако, учитывая эту специфику былинных текстов, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать их упрощенный, адаптированный вариант [5, с. 14].

В число произведений для детей дошкольного возраста входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес, поскольку у них уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире, а в небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла, норм и правил,

существующих в обществе, представляющие собой сплошную логическую ошибку. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя значимыми и компетентными.

Рассказы, как литературный жанр, также имеют свои характерные особенности, позволяющие использовать их при решении задач патриотического воспитания. Произведения К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Слад-кова, М.М. Пришвина представляют яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи этих рассказов естественны, а их переживания, описанные авторами, близки и понятны детскому восприятию. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, будничная жизнь живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств [2, с. 125].

Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне, посвященные детям и подросткам, участвовавшим в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам рассказов С.П. Алексеева, А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, С.Я. Маршака, А.Т. Твардовского; осознают жестокость и беспощадность войны по отношению к простым людям, негодуют против военных действий, нападений на мирных жителей, получают первые представления о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о стране и родном городе считаются отдельным видом специальной детской литературы, которые рекоменду-

ются для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Используя в своей работе данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города. Примерами таких сборников являются «История России в рассказах для детей», «Открывая друг друга», «Ко-рюшкин. Невыдуманные истории», «Пермь и Пермский край» и т.д. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.

Работа с детьми посредством использования детской художественной литературы как средства патриотического воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных методов, направленных на формирование патриотических представлений, а впоследствии - гражданской позиции.

Воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играют важную роль в формировании патриотических чувств как стержня, определяющего отношение человека к людям и самому себе.

Разносторонние художественные образы пословиц, сказок, поговорок, стихотворений, рассказов, былин позволяют на материале литературных произведений раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать у детей личностные идеалы, эмпатию, уважение; обогащать опыт их нравственных отношений; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать проявление чувства гордости за свою страну.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С. 75-81.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-т. М.: Просвещение, 1981. 255 с.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. М., 1980. 187 с.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 18-27.

5. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. М.: Айрис-пресс, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.