Научная статья на тему 'Роль художественной детали в романах «Фандоринского цикла» Б. Акунина'

Роль художественной детали в романах «Фандоринского цикла» Б. Акунина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
877
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / Б. АКУНИН / B. AKUNIN / «ФАНДОРИНСКИЙ ЦИКЛ» / ARTISTIC DETAIL / FANDORIN SERIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бедова Анастасия Александровна

Данная статья представляет собой попытку охарактеризовать особенности использования художественных деталей в романах «фандоринского цикла» Б. Акунина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of artistic details in the novels of Fandorin series by B. Akunin

This article is an attempt to briefly describe some key features of artistic details in Boris Akunin's novels.

Текст научной работы на тему «Роль художественной детали в романах «Фандоринского цикла» Б. Акунина»

бы, стихий природы (огонь, вода, земля, воздух). Например, «два», «три»: Бог и человек, два героя (один хороший, другой - дурной), три попытки, три брата (каждый брат олицетворяет вариант жизненного выбора, судьбы), меч - крест, змей - хаос.

Преемственность заданий вводит в учебный материал новые смыслы, понятия: имена, числа, поступки персонажей, художественное значение изображения природы, волшебных компонентов, сверхъестественных сил. Раскрывается семантика, объясняются сюжеты библейские, агиографические, апокрифические, фольклорные. Учащиеся разбирались в образности и значении понятий. Школьники познакомились с сюжетами и мотивами, образами, символикой и художественным языком текстов; состоялась встреча с различными сторонами сакрального знания. Анализируя роль Высших сил (природы, Творца) в судьбах героев, показывая соотнесенность души и Большого Мира, рассказывая, сопереживая, они демонстрировали эмоционально-личностные оценки.

Для усиления целостного восприятия художественного произведения был использован прием: остановка на кульминационных, проблемных фрагментах с последующим предположением о развитии событий, беседа о впечатлении от произведения. Постановка себя на место героев мобилизует эмоции и воображение читателя: обобщая опыт персонажей прочитанных текстов, школьники увидели, как важно, входя в сотворенный Богом мир, стремиться к совершенству, умножать добро, осуществлять «план» Создателя о человеке. И тогда жизнь становится лучше, добрее.

Диагностика развития образных представлений показала, что произошло накопление нового знания об образности мифа и священных книг, Биб-

лии. После начального усвоения состоялось вторичное восприятие, глубокое и осмысленное, как результат осознания взаимообусловленности содержания и внутренней формы. Перспективная цель -достижение максимального уровня освоения материала с учетом возрастных возможностей школьников.

Библиографический список

1. Агриков меч // Сказки русского народа / сост. В.А. Гатцук. - М.: ЭОС, 1992. - 416 с.

2. Влащенко В.И. Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения // Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 39-43.

3. Вундт В. Фантазия как основа искусства. Серия: Из наследия мировой психологии. - М.: Либроком, 2010. - 150 с.

4. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебн. пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.

5. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения - М.: Педагогика, 1976. - 224 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Раздел «Первоначальное литературное образование». Проект. Ч. 1. -М., 2002. - С. 52-54.

8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Основное общее образование. МО РФ. - М., 2010.

УДК 882.09

Бедова Анастасия Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

nastiya-lego@rambler.ru

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РОМАНАХ «ФАНДОРИНСКОГО ЦИКЛА» Б. АКУНИНА

Данная статья представляет собой попытку охарактеризовать особенности использования художественных деталей в романах «фандоринского цикла» Б. Акунина.

Ключевые слова: художественная деталь, Б. Акунин, «фандоринский цикл».

Художественная деталь, которая, по замечанию Е. Абрамовой, «играет особую роль не только в обрисовке конкретного персонажа, но и в сюжете самого произведения, и в выражении авторской позиции», является «одной из наиболее интересных и значимых проблем современного литературоведения» [1]. В частности, для художественного текста детективного характера присуща необычайная концентрация деталей, позволяющих резче очертить такие центральные для

этого жанра элементы, как сюжет и характеристика ключевых героев.

Отчасти вопроса о роли художественной детали в романах Б. Акунина касались в своих работах такие исследователи, как А. Вишевский [9], О. Вер-хотурцева [7] и Н. Менькова [13]. Но специально (и с учетом существующих на теорию детали взглядов) к этой проблеме до сих пор никто не обращался. Данная статья представляет собой попытку охарактеризовать некоторые основные особеннос-

© Бедова А.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

121

ти использования Б. Акуниным художественных деталей в целом.

К сожалению, в современном литературоведении, по мнению В. Кочетовой, наблюдается нечеткость в терминологии, в определении специфики и границ детали. Литературоведы соглашаются в характеристике детали как самого малого, неразложимого структурного элемента произведения, но расходятся в определении ее границ. В широком понимании к деталям причисляют, помимо внешних, материальных, относящихся к художественному миру произведения, также внутренние, выражающие душевные движения человека. Нет однозначного решения и в вопросе о том, считать ли деталь образом. Одни говорят, что образ и деталь соотносятся как «целое» и «часть»: «Образ - сугубо идеальная категория, неидентичная детали, ибо последняя представляет собой двустороннюю сущность, объединяющую материальное и идеальное, форму и содержание» [12]. Другие считают, что деталь сама по себе есть микрообраз [14]. Здесь важно отметить, что если в теории какая бы то ни было деталь действительно легко мыслится как часть целого - микроэлемент образа, то на практике (и это видно из примеров, приведенных ниже) она часто стремится к самостоятельному образу, порой смыкаясь с символом.

При определении понятия детали также встает вопрос о соотношении собственно детали и подробности. Проводить разграничение можно по разным основаниям. В. Кочетова в своей диссертации «Художественная деталь в прозе И.А. Гончарова: типы, функции, эволюция» опирается на способ их воздействия: единичность или множественность, интенсивность или экстенсивность, соответственно - и на степень экспрессивности. Под художественной деталью мы, вслед за С.И. Кормиловым, понимаем микроэлемент образа: портрета, пейзажа, быта, действия, поведения, поступка, изображенной речи и т.д. [11, с. 148].

Вопрос о классификации также имеет несколько решений. Согласно А. Есину [10], детали можно разделить на внешние и те, что показывают внешние проявления внутренней жизни героя. Е. До-бин в работе «Искусство детали» [9] рассматривает четыре группы: собственно психологические, портретные, пейзажные, детали-вещи. Современные литературоведческие словари называют детали портретные, пейзажные, бытовые, действия, поведения, поступка, изображенной речи и т.д.

В. Кочетова в названной работе предлагает выделять две группы деталей: «описательные» и «психологические». С помощью «описательных» деталей в произведении создается внешний облик персонажа и изображается окружающий его мир, то есть все то, что в произведении более или менее статично, существует как объективная данность. «Психологические» детали направлены на отобра-

жение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств и характера в целом. Отображение происходит в данном случае опосредованно, через внешние формы психологического облика героя, трактовка которых читателем или другим персонажем при отсутствии авторских пояснений может носить субъективный характер. «Описательные» подразделяются на «портретные», «пейзажные» и «вещные», а в ряду «психологических» деталей выделяются «поведенческие» и «речевые». Однако четкую линию между этими двумя группами деталей провести не всегда возможно. Одна и та же деталь может быть одновременно и «описательной», и выражать внутреннее состояние персонажа.

Другим критерием для классификации может послужить функция, выполняемая той или иной деталью в произведении. Но в таком случае значительно возрастает число групп, к которым их можно отнести, что также затрудняет их характеристику. Главная причина - многофункциональность большинства деталей. Отчасти решить эту проблему позволяет выделение ведущей функции.

В рамках данной статьи остановимся на характеристике основных типов деталей (в соответствии с наиболее распространенной классификацией, выделяющей детали портретные, бытовые, пейзажные и т.д.). И в первую очередь обратимся к описанию внешности Фандорина, причем не просто как еще одного литературного персонажа, а именно как героя-сыщика. Во-первых, следует отметить наличие «особых примет», деталей-узнаваний. На ум, конечно же, приходит такая деталь, как его седые виски.

Начиная с момента появления (в финале романа «Азазель»), эта деталь часто подается на контрасте с молодостью героя, с идеально черными волосами и усиками Фандорина. Антитеза черное -белое в портрете Эраста Петровича интересно меняется с возрастом. Когда ему перевалило за пятьдесят, он приобрел «черные с проседью (про такие говорят “перец с солью”)» [3, с. 34] волосы, при этом в усах у него не было «ни единого серебряного волоска». После неожиданного разрыва с возлюбленной в романе «Весь мир театр»: «Волосы свисают, почти совсем белые, а борода, наоборот, сплошь черная, ни одного седого волоска. Не лицо, а рисунок Бердслея1» [5, с. 198].

Хотя, на первый взгляд, в данном случае не возникает проблем с классификацией, нетрудно заметить, что деталь портрета приобретает гораздо большее содержание, чем простое описание внешности. Можно даже сказать, что она тяготеет к символу, поскольку передает психологическое взросление, приобретенный жестокой ценой опыт

и, наконец, избранность героя.

Символическим же смыслом наполняются и пейзажи в романах «фандоринского цикла». В соответствии с чеховской традицией они занимают

всего пару строк и вообще немногочисленны, но строго функциональны: «Странное в окне было небо: все черное, а вдоль горизонта алая кайма. На столе уныло белели забытые депеши» [2, с. 253]. Эти два небольших предложения вводятся автором в самом конце сцены встречи Фандорина и Лизань-ки в поезде по пути в Москву. При этом герой едет в первопрестольную отнюдь не на прогулку, а по официальному, государственному делу, но, встретив очаровательную дочь барона фон Эверт-Коло-кольцева, забывает обо всем. А между тем даже вечернее небо таит в себе какую-то угрозу. Цветовая гамма (сочетание черного, красного и белого), контрастная, мрачная, подготавливает читателя к последующим драматическим событиям. Такая деталь, как «забытые депеши», ярко характеризует легкомысленное поведение героя.

Проблема отнесения к группе психологических или описательных возникает и при анализе вещных и интерьерных деталей. Так, при описании комнаты главного героя в романе «Азазель» Б. Аку-нин упоминает книги, которые «громоздятся» на столе. Несмотря на явную включенность этой детали в ряд интерьерного описания и собственную «внешность», материальность и, так сказать, вещность, не следует вырывать ее из контекста психологического портрета, характеристики внутреннего мира Фандорина.

С одной стороны, это довольно легкомысленные французские книжки, вроде «Записок парижского сыщика» Жана Дебрэ, и герой не случайно прячет ее в ожидании серьезного гостя, «человека будущего». Взамен на столе появляется «Наставление по правильному дыханию настоящего индийского брамина г-на Чандры Джонсона», которое должно, как кажется молодому человеку, придать ему больше серьезности в глазах Бриллинга. С другой стороны, подтекст, вносимый автором, например, в упоминание «Философического эссе» Дэвида Юма2, нельзя до конца соотносить с психологией героя, тем более что книгу, лежащую на столе, трудно и даже невозможно назвать поведенческой или речевой деталью. Во-первых, труды историка и экономиста, а также философа-агностика Д. Юма довольно странное чтение для молодого человека, зато его эссе, посвященные проблеме суицида, находятся в сфере интереса автора. Деталь характеризует одновременно кругозор и героя, и автора. Она не описывает речь Фандорина напрямую. Лишь упоминание о том, что он читал это эссе на английском, дает нам некоторое представление о языковой личности Эраста. К области поведенческой характеристики также относится не сама книга, а производимые с ней манипуляции (убрал со стола - положил на видное место, стремясь произвести нужное впечатление на гостя).

Следует заметить, что если применять деление деталей на вещественные и невещественные, так-

же допускаемое в некоторых источниках, то последние у Б. Акунина преобладают. Но каждая вещественная деталь приобретает особую ценность, поскольку зачастую несёт большую смысловую нагрузку по сравнению со вторыми, совмещает в себе описательные, психологические и другие функции.

Ярким примером собственно психологической, поведенческой детали становится привычка Фандорина к курению для снятия нервного напряжения и беспокойства. Изначально герой не подвержен ей, но почти в самом финале романа «Азазель» мы читаем: «Фандорин достал из новенького серебряного портсигара папиросу, не очень ловко закурил» [там же, с. 253]. Подчеркивается именно непривычность этого действия для героя. Если раньше «от нервов» он ел сладкое и «литрами пил крем-соду», то теперь от всех душевных потрясений закурил.

Смысл детали и функция, выполняемая ею, могут лежать на поверхности, и тогда ее можно назвать явной. Например, детали, связанные с темой самоубийства, можно отнести к неявным, поскольку их прочтение требует хотя бы заочного знакомства с книгой «Писатель и самоубийство» и более внимательного прочтения самих романов

о Фандорине.

Как видно из беглого анализа приведенных примеров, для детали в романах Б. Акунина характерна тенденция к расширению смыслового поля и тяготение к символизации. Однако можно заметить, что стремление перейти от детали к использованию символа присуще не только произведениям данного автора, но и в целом современной отечественной прозе писателей самых разных направлений.

Поскольку романы «фандоринского цикла» написаны в жанре детектива, то в ходе работы над проблемой художественной детали были предприняты попытки отследить возможные факты влияния жанровой структуры. Анализ образной системы (на примере главного героя и женских образов) «фандоринского цикла» через призму детали позволяет говорить о классической традиции ее использования, унаследованной от таких мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и А.П. Чехов. На композиционном уровне автор с помощью деталей выстраивает систему сквозных образов и мотивов, а также отдельные эпизоды и главы романов.

Можно говорить о том, что Б. Акунин преодолевает формульность детектива за счет традиций психологизма русской литературы. Вместе с тем его произведения не утрачивают необходимую легкость и занимательность благодаря смещению акцента на фигуру главного героя и неповторимой авторской иронии. Происхождение последней тесно связано не только с особенностями постмодернизма, но и с индивидуально-авторским стилем, с проблематикой «фандоринского цикла».

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2012

123

В целом необходимо отметить широкое использование Б. Акуниным различных видов деталей: портретных, бытовых, пейзажных, интерьерных, речевых, вещных и психологических. Многие из них легко встраиваются в историко-литературный контекст, другие, напротив, несут на себе отпечаток индивидуально-авторской интенции. Для романов «фандоринского цикла» характерно преобладание психологических деталей, что отчасти уводит на второй план детали других типов, в особенности играющих важную роль в детективном сюжете. Причина, несомненно, кроется в стремлении автора вывести современный отечественный детектив на уровень беллетристики, «одолжившись» богатым опытом создания психологизма у классической русской литературы.

Примечания

1 Обри Бердслей - английский художник-график, иллюстратор («Смерть Артура» Т. Мэлори, «Саломея» О. Уайльда), декоратор, поэт 1890-х гг. Его работы отмечены выразительным построением контраста черного и белого.

2 При упоминании имени Д. Юма на ум в связи с перекличками между «фандоринским циклом» и книгой «Писатель и самоубийство» приходит эссе «О самоубийстве», которое Б. Акунин в своем исследовании называет «апологией суицида».

Библиографический список

1. Абрамова Е.И. Костюм как полифункцио-нальная деталь в исторической прозе XX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www. dissercat.com/content/kostyum-kak-polifunktsionalnaya-detal-v-istoricheskoi-proze-xx-veka (дата обращения: 19.12.2011).

2. Акунин Б. Азазель: Роман. - М.: Захаров, 2008. - 302 с.

3. Акунин Б. Алмазная колесница: Роман в 2 т. Т. 1. (Ловец стрекоз). - М.: Захаров, 2010. - 208 с.

4. Акунин Б. Алмазная колесница: Роман в 2 т. Т. 2. (Между строк). - М.: Захаров, 2010. - 597 с.

5. Акунин Б. Весь мир театр: Роман. - М.: Захаров, 2010. - 480 с.

6. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: пер.

с нем. / общ. ред. и предисл. И.С. Свенцицкой. -М.: Республика, 1996. - 335 с.

7. Верхотурцева О.Е. Типология женских образов в романах Б. Акунина // Учёные записки Шадринского государственного педагогического института. Вып. 9. Филология. История. - Шад-ринск, 2005. - С. 53-62.

8. Вишевский А. Значение наряда: Эраст Фан-

дорин и русский литературный гардероб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

magazines.russ.ru/km/2005/1/vi11.html (дата обращения: 17.08.2009).

8. Добин Е.С. Искусство детали // Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. - Л.: Советский писатель, 1981. - С. 300-430.

10. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

11. Кормилов С.И. Деталь художественная // Современный словарь-справочник по литературе. -М.: АСТ, 2000. - С. 148-149.

12. КочетоваВ.Г. Художественная деталь в прозе И.А. Гончарова: типы, функции, эволюция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. dissercat. com/content/khudozhestvennaya-detal-v-proze-i-goncharova-tipy-funktsii-evolyutsiya (дата обращения: 19.12.2011).

13. Менькова Н.Н. Языковая личность писателя как источник речевых характеристик персонажей (по материалам произведений Б. Акунина) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib. ua-ru.net/diss/cont/9 3528. html#contents (дата обращения: 20.12.2011).

14. Путнин Ф.В. Деталь художественная // Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 90.

15. Циплаков Г. Зло, возникающее в дороге, и дао Эраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/11/ ciip.html (дата обращения: 17.08.2009).

16. Человек проекта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/ 196489/ (дата обращения: 15.12.2011).

17. Чхартишвили Г.Ш. Писатель и самоубийство. - М.: Захаров, 2007. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.