Научная статья на тему 'Роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения'

Роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
964
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПЕРСОНАЖ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ANALYSIS OF THE WORK / THE CHARACTER / ARTISTIC DETAIL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Усольцова Галина Анатольевна

Статья посвящена вопросу анализа художественного текста на уроках литературы. Автор рассматривает возможные пути анализа романа Д.А. Абельдяева «Лилии». Показана роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ARTISTIC DETAILS IN THE UNDERSTANDING OF THE CENTRAL IDEA OF THE WORK

The article is devoted to analysis of the art text at lessons of literature. The author considers possible ways of analysis of the novel D. A. Abildaeva "Lilies." The role of the artistic details in the understanding of the Central idea of the work.

Текст научной работы на тему «Роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения»

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ПОНИМАНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Усольцова Галина Анатольевна,

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»

Статья посвящена вопросу анализа художественного текста на уроках литературы. Автор рассматривает возможные пути анализа романа Д.А. Абельдяева «Лилии». Показана роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения.

Ключевые слова: Анализ произведения, персонаж, художественная деталь.

Литература всегда составляла важный компонент духовного развития народа. Раскрытие горизонтов эстетического и нравственного пути и совершенствования личности, показ возможности расширить границы общения человека с миром при помощи художественной литературы является общей мотивацией. Формирование вдумчивого читателя, ощущающего потребность в чтении, становится одной из ключевых задач педагога-словесника.

Основным методологическим и дидактическим принципом при ознакомлении с произведением является принцип текстоцентризма, направленный на работу с текстом самого произведения. При этом преподавателю важно выявить уровень читательского восприятия, чтобы определить направление анализа, выбрать приемы изучения текста.

В классической методике преподавания литературы выделяют три основные пути анализа текста: «вслед за автором», «по образам» и проблемно-тематический. Выбор пути изучения литературного произведения определяется жанровой природой произведения, опытом анализа ранее изученных произведений, целью, уровнем развития студентов, характером их читательского восприятия. В каждом случае необходимо найти основные линии анализа, через которые бы обучающийся шел к пониманию замысла автора через культурно-исторический и эстетический аспект, эмоциональному отклику.

Программа по литературе включает региональный компонент, представленный произведениями курских писателей. Содержание регионального компонента позволяет приобщить студентов к культурному и национальному наследию родного края. Наряду с известными авторами представлено творчество малоизвестных мастеров слова, имена которых стали узнаваемы благодаря проекту «История техникума», связанному с историей Курского реального училища (одного из корпусов нашего учебного заведения). Учениками реального училища были поэт серебряного века В.В. Бородаевский, прозаик Д.А. Абельдяев.

Так, яркие произведения почти забытого писателя Д.А. Абельдяева вновь «оживают» на уроках литературы. Хотелось бы остановиться на

использовании различных путей анализа при изучении романа Д.А. Абельдяева «Лилии».

Основное внимание на этом уроке уделяется проблемному анализу романа, что способствует развитию интереса к литературе не только как к искусству, но и как к науке и вызывает у студентов потребность в анализе прочитанного.

Обучающиеся были поставлены перед необходимостью проведения исследования текста, при котором подлежащее усвоению знание занимало место неизвестного. Главным проблемным вопросом был следующий: почему получила такую развязку любовь героя романа «Лилии» Павла Голощапова? Получению ответа на этот вопрос способствовало наблюдение за художественной структурой романа «Лилии» в тесном единстве с его содержанием.

Урок построен на различных видах анализа художественного текста: сюжетно-композиционный анализ, анализ развития действия, проблемно-тематический, сопоставительный, интерпретационный анализ.

Цель анализа текста - найти закономерность в композиции и системе образов, раскрыть сложные подтексты эстетических, психологических, философских взглядов писателя на окружающую действительность.

В ходе анализа изучаемое произведение рассматривается в параллели со взглядом писателя и восприятием читателя.

Проблемный анализ активизирует когнитивную деятельность студента, побуждает его к сотворчеству, где преподаватель не контролер, а помощник.

Спецификой проблемности на учебном занятии явилось противоречие, столкновение мнений при рассмотрении философского тезиса Фридриха Ницше (часть которого была использована для темы урока): «Что сделано из любви, всегда за чертой добра и зла». Эта мысль Ницше нашла своеобразное воплощение в романе «Лилии».

Создавая произведение, писатель придает огромное значение «бесконечно малым моментам текста» (так определил деталь Л.Н. Толстой). Верно найденная художником деталь, приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим постичь сокровенные мысли автора. Исследуемые на уроке художественные детали в романе Д. Абельдяева «Лилии» позволили увидеть образ Павла Голощапова, мотивы его поведения определенной, «нужной» автору стороной.

Представим Вашему вниманию фрагмент сценарного плана данного урока.

Первичный анализ текста - анализ композиции

Преподаватель. Роман «Лилии» состоит из 62 глав, которые объединены и подчинены одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ сельского учителя, регента Павла Голощапова.

- Скажите, как вы понимаете значение слова «регент»?

Толковый словарь Д.Н. Ушакова:1

Регент - дирижер хора, преимущественно церковного.

Давайте выстроим последовательность эпизодов романа и соотнесем их с цитатами из текста.

Обучающиеся. Выстраивают цепочку основных эпизодов к предложенным иллюстрациям и соотносят их с цитатами.

Преподаватель.

- Как вы думаете, почему произошла трагедия, описанная в романе?

- О какой любви повествует автор?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ.

- Из-за любви. Неразделенной любви.

Актуализация проблемы, исследуемой на учебном занятии

Преподаватель. Обращаясь к социально-нравственным проблемам человечества, Дмитрий Абельдяев экспозицией к своему роману представляет нам мир русской усадьбы. Характерными чертами русской усадебной литературы, явления поистине уникального в истории культуры России, всегда являлись особые нравственно-эстетические чувства, повседневное жизнелюбие, любовь к родному очагу. Понять, почему в обстановке умиротворения, окружения произведениями искусства, на лоне природы совершается преступление, помогут наши исследования текста романа.

Исследовательская работа с текстом романа

Студенты по рядам (всего их три) получают задания для самостоятельной работы с текстом.

Обучающиеся. Выполняют самостоятельную работу -исследовательскую работу с текстом, отвечая на вопросы, выполняя задания по моделированию текста (заполняя таблицы, схемы) в рабочей карте.

1 группа обучающихся.

Анализ развития действия романа (анализ с опорой на событийную основу текста)

В ходе исследования текста, обучающиеся рассматривают следующие вопросы: Как начиналась любовь? История любви. Дальнейшее развитие сюжетной линии.

2 группа обучающихся.

Анализ образа-персонажа (анализ образа главного героя).

1 Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 2007. - 752 с.

2 Разбор «вслед за автором» (Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Учпедгиз, 1963. - 313, [1] с., 1 л. портр. - Темат. указ.: с. 309-311)

Выявление социальных и нравственных мотивов поведения главного героя и ведущих черт его характера. Сопоставительный анализ героев романа.

3 группа обучающихся.

Выявление роли художественной детали в понимании центральной идеи произведения (анализ образной системы текста на примере искусства детали в тексте)

Проблемный анализ. Обобщающая проблемная беседа

Обучающиеся. Представляют знания, полученные в результате исследования текста. Систематизируют полученные ответы, делают выводы. Выразительно читают предсмертную записку Голощапова: «Я прошу одной милости. Похоронить меня - не рядом (об этом я и просить не смею), а у ног той, которую я любил больше жизни. Если г. Кравцев изъявит желание занять это мстя (он, вероятно, любит не меньше меня), - тогда я беру свою просьбу назад. Голощапов».

Преподаватель. Произошла трагедия: горькая потеря младшей дочери.

- Почему же генерал Василий Талызин разрешает похоронить Голощапова у ног могилы своей дочери?

-После разговора с кем и почему он принимает такое решение?

- А какое решение на месте генерала приняли бы вы?

Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый

ответ. Генерал после разговора с Голощаповым и после прочтения оставленной им записки понимает, что это действительно была любовь. Еще больше он убеждается в этой мысли после разговора с Юрием Кравцевым, называя его «нашим хорошим знакомым».

Преподаватель. Самоубийство - великий грех. В завете Христовом сказано: «друг друга тяготы носить, а не себе угождать, пойдем навстречу самоубийству с самым пылким негодованием, догоним его с живейшим сожалением и будем разить словом любви всякого, кто позволит себе отнестись к этому тяжкому греху снисходительно, легкомысленно и тем более одобрительно!»3

Сопоставительный анализ текста

Преподаватель. Знаете ли вы примеры в литературе, когда человек уходит из жизни ради любви?

- Что общего и чем отличаются герои романа Д. Абельдяева «Лилии» и повести А. Куприна «Гранатовый браслет»?

Обучающиеся. Отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы.

3 Цит. по: Христианский взгляд на самоубийство/ Персональный сайт священника Вячеслава Романова (эл. ресурс) URL: http://duhovnik.com/node/2323

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, №1 (3), 2017 41 _Таблица 1. Сопоставительный анализ героев_

Павел Голощапов Георгий Желтков

1. «Маленький человек» 2. Жертва во имя любви 3. Эгоистическое обладание объектом любви 4. Совершает убийство 1. «Маленький человек» 2. Жертва во имя любви 3. Ничего не требует взамен 4. Боготворит возлюбленную

Работа с текстом - один из важнейших видов деятельности студента. Обучение анализу художественного текста на уроках литературы способствует формированию умений вдумчивого прочтения, культуре диалога и полилога, расширению кругозора, приобщению к духовно-нравственным ценностям человека.

Список литературы

1. Абельдяев, Дмитрий Алексеевич (1865 - не ранее 1915 гг.). Лилии: [Роман] / Д. Абельдяев. - Москва: тип. П.П. Рябушинского, 1914. - 180 с.; 22.

2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум/ Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. -М.: ФЛИНТА: Наука, 2004.

3. Приёмы обратной связи. ПОПС-формула (эл. ресурс) URL: http://http://didaktor.ru/priyomy-obratnoj -svyazi-pops-formula/ [ Дидактор. Дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника)

4. Разбор «вслед за автором» (Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Учпедгиз, 1963. - 313, [1] с., 1 л. портр. -Темат. указ.: с. 309-311)

5. Христианский взгляд на самоубийство/ Персональный сайт священника Вячеслава Романова (эл. ресурс) URL: http://duhovnik.-com/node/2323

THE ROLE OF THE ARTISTIC DETAILS IN THE UNDERSTANDING OF THE

CENTRAL IDEA OF THE WORK

Usoltseva Galina,

teacher OBOUSPO "Kursk Electromechanical College"

Abstract: The article is devoted to analysis of the art text at lessons of literature. The author considers possible ways of analysis of the novel D. A. Abildaeva "Lilies." The role of the artistic details in the understanding of the Central idea of the work.

Keywords: Analysis of the work, the character, artistic detail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.