Научная статья на тему 'Роль художественного центра Талашкино в развитии интерьеров «Неорусского» модерна'

Роль художественного центра Талашкино в развитии интерьеров «Неорусского» модерна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
720
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART EDUCATION / ARTIST CENTRE / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / FOLK ART / "НЕОРУССКИЙ" МОДЕРН / "NEORUSSIAN" MODERN / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ИНТЕРЬЕР / INTERIOR / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трусов Юрий Викторович

В статье раскрываются художественно-композиционные приемы дизайна различных интерьеров имения Талашкино, созданных на основе «современного прочтения» традиций русского народного искусстваI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article reveal arty composition methods design of an interior of a manor of Talashkino created on a basis of modern perusal traditions of Russian folk art.

Текст научной работы на тему «Роль художественного центра Талашкино в развитии интерьеров «Неорусского» модерна»

Примечания

1. Высокий русский иконостас / сост. Т. Н. Кудряшова, В. А. Фёдоров. - М.: Пульс, Патриаршие пруды, 2004. - 208 с.

2. Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика / ред.-сост. А. М. Лидов. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 752 с.; 280 ил.

3. Lister W. Monastery of St. Paul. American Research Center in Egypt / William. Lister, Inc., 1999. (англ).

4. Silotti A. Egitto Copto / Alberto Silotti // The American University in Cairo Press. 2007. (итал.)

5. The churches of Egypt. From the Journey of the Holy Family to present Day / Gawdat Gabra, Gertrud J.M. van Loon; edited by Carolin Ludwig. - Cairo: The American University in Cairo Press. 2007. (англ.)

Ю. В. Трусов

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА ТАЛАШКИНО В РАЗВИТИИ ИНТЕРЬЕРОВ «НЕОРУССКОГО» МОДЕРНА

В статье раскрываются художественно-композиционные приемы дизайна различных интерьеров имения Талашкино, созданных на основе «современного прочтения» традиций русского народного искусства. Ключевые слова: художественный центр, народное искусство, «неорусский» модерн, традиции, интерьер.

In article reveal arty composition methods design of an interior of a manor of Talashkino created on a basis of "modern perusal" traditions of Russian folk art. Keywords: art education, artist centre, folk art, "neorussian" modern, traditions, interior.

Важную роль в развитии русской культуры конца XIX - начала XX века сыграло село Талашкино вблизи Смоленска, ставшее своеобразным художественным центром благодаря меценату, художнице и коллекционеру М. К. Тенишевой, которая следующим образом сформулировала цель своих начинаний: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт! Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении...» (7, с. 116).

Деятельность М. К. Тенишевой по возрождению «русского стиля» лежала в русле общих тенденций развития архитектуры, изобразительного и декоративного искусства этого периода, которые характеризовались повышенным интересом к национально-романтическим традициям и фольклору. Приобретенное в 1898 году Тенишевыми имение Талашкино становится местом размещения художественной колонии, школы для крестьянских детей, столярной, керамической и вышивальной мастерских, музея народного искусства и театра.

Целью организованных М. К. Тенишевой кустарных мастерских стала пропаганда и возрождение крестьянских художественных ремесел. В них под руководством известных художников (в том числе Н. К. Рериха и С. В. Малютина) изготавливались различные декоративные изделия и бытовые предметы в духе «неорусского» модерна.

С. В. Малютин, непосредственно живший в Талашкине в 1900-1903 годах, кроме проектирования предметов декоративно-прикладного искусства, активно занимался мебелью и работами в области интерьера. В этот период складывается связываемый с именем С. В. Малютина вариант «неорусского» стиля, несущий явные черты архаизма и стилизации.

Одним из наиболее удачных интерьеров художника считается оформление им талашкинского театра. Акцент С. В. Малютиным здесь был сделан на украшении сцены, занавес которой с изображением играющего на гуслях Бояна представлял как бы живописное произведение, а порталы сцены были декорированы росписью с изображением цветов. Сохранился эскиз этой росписи, выдержанный в теплом колорите в охристо-коричневых тонах с добавлением сиреневых, белых и голубых оттенков. Оформление фризов театра представляло собой орнаментальный ряд с изображением крупных стилизованных цветов и птиц. Балки деревянного потолка также были украшены резьбой и росписью. Остальное пространство стен и потолка художник оставил нерасписанным, добиваясь таким образом того, что внимание концентрировалось на основных орнаментальных мотивах.

В решении спинок лавок, лаконичная форма которых воспроизводит народные образцы, художник использовал прием волнообразной линии. Много внимания С. В. Малютин уделил резному декору порталов дверей и оформлению дверных полотнищ, выполненным в традиционной стилистике мастера.

Постепенно С. В. Малютин приходит к пониманию основных принципов оформления интерьера: цельности и единству стилевого решения. Основными для него являются сказочный сюжет и красочные цвета. Вот как описывал талашкинский театр С. К. Маковский: «Прямой дощатый потолок, гладкие стены, завершенные карнизом в виде широкой ленты орнамента - сплетение сказочных павлинов, листьев и цветов: резные скамейки с высокими русскими спинками; занавес с изображением играющего гусляра; расписные двери; в одном из углов на пузатой подставке - деревянная сова, похожая на толстую сказочную Бабу Ягу.

В такой обстановке по-иному, чем в наших странно бесстильных театрах, должны звучать русская речь, поговорки, присказки и меткие словца, которыми так богат народный язык, - по-иному должны слушаться унывные и веселые песни народа и звоны балалаек, - иными должны казаться живописные одежды старины» (3, с. 118).

Интерьеры Теремка, построенного в 1900-1903 годах по эскизам С. В. Малютина в Талашкине, представляют собой уникальный пример решения внутренней среды в стиле «неорусского» модерна. Трактовка ограждений (стен, пола, потолка), так же как и планировочная организация основной группы помещений Теремка обусловлены использованием системы деревянных срубов. Резные порталы дверей С. В. Малютин решает как дополнение к ровной деревянной поверхности стен, пола и потолка. Авторской находкой являются как оригинальные вставки на боковых частях портала, так и резная композиция треугольного фронтона, венчающего портал. Мотивы резьбы не повторяют народные прототипы. Это уже искусство ХХ века, но сформировавшиеся вследствие глубокого знания и понимания автором традиций русской народной культуры. Интересное решение предлагает С. В. Малютин и для деревянной двери, ведущей из главной горницы на балкон. В декоре двери он также использует резьбу, представляющую собой органичное соединение простого орнаментального мотива завитка и изображения сказочного существа.

Центром всей группы помещений является печь. Использование изразцов делает печь главным цветовым акцентом интерьера, выделяя ее на фоне общей охристо-золотистой гаммы дерева.

Автором мебели, расположенной в настоящее время в главной горнице, также

является С. В. Малютин. Этот гарнитур состоит из буфета, стола и стульев, в решении форм которых прослеживается традиционное следование мастера тяжеловесной стилистике народной мебели. Массивные формы стола отличает простота и четкость: плоская квадратная столешница, дугообразные грани подстолья, образующие как бы ниши, декорированы строгой геометрической резьбой разной глубины проработки. Формам буфета и стульев присуща аналогичная простота и четкость линий. Только мотивы резьбы на спинках стульев и створках буфета становятся несколько сложнее, не теряя при этом особой «малютинской» лаконичности.

По мнению Л. С. Журавлевой: «Узоры русских пряников, набивных тканей ХУ11-ХУ111 веков с их крупными условно прорисованными мотивами, близки С. В. Малютину, и его стилизации опираются именно на эти традиции прикладного искусства» (3, с. 121).

В целом С. В. Малютин значительно более энергично, чем его предшественники по Абрамцеву, использовал растительные мотивы в мебели, укрупняя их до гиперболизированных размеров, трактуя предметы мебели как скульптурное, пластическое тело.

Решение внутреннего пространства лестничной пристройки представляет собой пример органичного сочетания бревенчатых стен сруба, деревянных ступеней и перил, оштукатуренных стен подклета. Резные перила этой части Теремка - настоящее произведение искусства. С. В. Малютину удалось создать оригинальную композицию из стилизованных листьев папоротника.

Еще один интерьер, созданный С. В. Малютиным в Талашкино, - оформление балкона в доме Тенишевых. Основной акцент в решении балкона С. В. Малютин делает на фриз, расположенный в верхней части обшитых досками стен. В мотивах этого фриза он чередует сюжетные композиции с изображением крупных декоративных цветов. Декор стен дополняют несколько панно и длинная деревянная полка, расположенная вдоль одной из стен.

Расписной потолок - еще одна из особенностей данного интерьера. Достаточно своеобразно решает С. В. Малютин обрамление оконного и дверного проемов - их он завершает треугольными резными фронтонами. Лаконичная геометрическая резьба покрывает также оконные рамы и створки дверей.

Мебельный гарнитур, состоящий из стола, дивана и стульев, хорошо вписывается в богато декорированное росписью и резьбой пространство балкона.

После отъезда С. В. Малютина в Москву руководство талашкинскими мастерскими в 1903-1905 годах перешло к А. П. Зиновьеву (1880-1942) и В. В. Бекетову (1878-1910) - выпускникам Строгановского художественно-промышленного училища, славившегося не только передовыми методами преподавания, но и приверженностью идее возрождения русского национального искусства.

Интерьеры А. П. Зиновьева основаны на решении предметного наполнения -авторской мебели и аксессуаров, выполненных в талашкинских мастерских. Талаш-кинская атмосфера, тесная связь с мастерами из народа дали толчок к проявлению яркой индивидуальности мастера. Вначале он старался следовать уже сложившимся малютинским образцам: использовал сказочные сюжеты, подражал характеру резьбы. Но постепенно А. П. Зиновьев отходит от малютинских образцов, вырабатывая свой собственный стиль, свои собственные излюбленные приемы в решении форм и декоре мебели.

«Формы их не подражают слепо крестьянскому кустарничеству; они уже в значительной степени современные, наши формы, гармонирующие с двадцатым веком; и вместе с тем орнамент, обивка, случайности линий, мелочи, на первый взгляд едва заметные, - словом, все, что дает обстановочному предмету его физиономию, - на-

ционально, близко народному чутью красоты», — отмечает С. К. Маковский (3, с. 167).

Русская гостиная в доме Тенишевых (1903-1905 годов) - первая крупная работа А. П. Зиновьева в Талашкине. Как бы повторяя опыт С. В. Малютина, основным элементом декора стен А. П. Зиновьев делает фриз, расположенный в верхней их части. На фризе он изображает древние растения и деревья, чудовища и птицы и т.д. Достаточно внимания автор уделяет и декоративному решению дверного проема, форме и декору дверей, используя сочетание гладких и резных поверхностей. Дополняет интерьер мебель, спроектированная А. П. Зиновьевым. Он прекрасно чувствовал место и меру украшений в мебели, резьба в его работах является не довлеющим, а дополнительным и подчиненным элементом. Формы его мебели просты и оригинальны одновременно.

К созданию предметов декоративно-прикладного искусства и мебели М. К. Те-нишева привлекает и таких художников, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Я. Головин, Н. К. Рерих и другие.

В интерьерах жилых домов России конца XIX — начала XX века «неорусский» стиль представлен двояко. Для состоятельных заказчиков создаются специальные проекты. Одновременно в продажу поступает множество разрозненных предметов и целых гарнитуров. Так, изделия талашкинских мастерских достаточно успешно поставлялись на внутренний и внешний рынок через открытый М. К. Тенишевой в Москве магазин «Родник» и его филиалы в Лондоне и Париже. Продуманный подбор отдельных предметов мебели, декоративных изделий также позволял обставлять комнаты в «неорусском» стиле.

В заключение следует отметить, что немногочисленные, но очень выразительные, стилистически совершенные интерьеры, созданные С. В. Малютиным и А. П. Зиновьевым в Талашкине, представляют собой примеры «современного прочтения» традиций русского народного искусства. Не слепое копирование образцов, а творческая переработка материала, в основе которой лежало глубокое изучение и органичное восприятие народного искусства, делает этот опыт актуальным и востребованным.

В современной России интерьер — одно из динамично развивающихся направлений профессиональной деятельности в области дизайна. Изучение богатого опыта прошлого является одним из условий эффективной работы современного дизайнера.

Примечания

1. Абрамова А. С. Жизнь художника Сергея Малютина / А. С. Абрамова. — М.: Изобразительное искусство, 1978.

2. Борисова Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова. — М.: Изобразительное искусство, 1990.

3. Журавлева Л. С. Талашкино / Л. С. Журавлева. — М.: Изобразительное искусство, 1989.

4. Журавлева Л. С. Талашкино: Очерк-путеводитель / Л. С. Журавлева. — М.: Изобразительное искусство, 1989.

5. Кириченко Е. И. Русский стиль / Е. И. Кириченко. — М.: АСТ-ЛДТ, 1997.

6. Смоленский край в истории русской культуры. — Смоленск: Русич, 1973.

7. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни / М. К. Тенишева. — Л.: Искусство, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.