РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОСТИЖЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА
Обращение к категории пространства - новый подход к изучению литературного произведения в школе. Данная статья представляет один из возможных путей обращения к пространству при анализе текста через его художественные свойства и организУющие возможности в структуре произведения.
Мир художественного произведения всегда в той или иной мере условен, как и пространство, изображенное в нем. Условность категории «пространство» отражается в тексте в соответствии «с представлениями автора, его замыслом и художественным методом» [1:7]. Являясь отражением реального пространства, «художественное пространство обязательно сохраняет, в качестве первого плана метафоры, представление о своей физической природе» [2:258].
Обозначим описательные свойства данной категории, особо выделяемые в литературоведении:
- пространственная топография (абстрактность, конкретность);
- направленность пространственной топографии (горизонтальность, вертикальность);
- пространственная протяженность (сжатие, растяжение, расширение);
- пространственная локализация (открытость, замкнутость).
Условно разделенное пространство на абстрактное и конкретное является важным свойством для данной категории. Пространство конкретное проявляется в указании топографических параметров изображенного мира. Это может быть географическое пространство, территориальное, вещественное, которые не просто «привязывают» изображенные события к определенному месту, но и «активно влияют на суть изображаемого» [3:185], и тогда оно (пространство) становится в литературном произведении художественным образом.
Конкретность художественного топоса в литературном произведении реализуется писателем с различной степенью определенности. Автор может точно назвать и описать место действия, обстановку, а может создать образ пространства, используя в описании какие-
либо детали, штрихи или символы, с помощью которых читатель «достроит» изображенное в произведении пространство в своем воображении. Место действия в этом случае может быть не названо вообще, тем не менее автору удается «создать образ пространства, несомненно имеющий реальный аналог: русская провинция вообще, среднерусская полоса, северный край, Сибирь и т. д.» [3:186].
По мнению Ю.М. Лотмана, в литературном произведении возможно создание и особого художественного пространства, основанного на оппозиции разного типа: город - поселок, столица - провинция и др. Подобная топографическая модель определяется ученым таким образом: «Перечисление того, где те или иные эпизоды могут происходить, очертит границы моделируемого текста... даст варианты некоторой инвариантной модели» [2:258].
Абстрактное пространство принято воспринимать как пространство «глобального обобщения» (А.Б. Есин), которое характеризуется существующей всеобщностью («везде» и «нигде») и нереальностью. Данное свойство художественного пространства содержит в себе символическое обобщение, выражающее «универсальное содержание и содержащее при этом национально-историческую конкретность. Как художественный образ абстрактное пространство «черпает детали из реальной действительности, передавая национально-историческую специфику не только пейзажа, вещного мира, но и человеческих характеров» [3:187].
Основной чертой, отличающей данное пространство от конкретного, является отсутствие его влияния на характер, действие персонажей и на конфликт произведения.
Характеристика пространственной топографии в его конкретности и воображае-
мой условности способна сформировать представление учащихся о художественной условности изучаемой категории, несущей в произведении определенное смысловое значение, выражающей нравственные характеристики героев и авторские оценки.
Свойства горизонтальной и вертикальной направленности связаны с общими вопросами эстетического моделирования пространства и раскрываются чаще всего в природных топосах. Природное пространство в литературном произведении вещественно, материально, заполнено очертаниями рельефа местности, реками, горами, растительностью.
Возникающее в этой связи плоскостное пространство имеет горизонтальную и вертикальную направленность, то есть разворачивается не только вдаль, по горизонтали, но и по вертикали. В смысловом отношении «вертикаль - горизонталь» в художественном тексте может выстроить целый ряд оппозиций: верх - низ, ад - рай, тьма - свет, внешнее - внутреннее. Горизонтальная ориентация пространства в литературном произведении чаще всего выражается в топосах «открытого пространства», это может быть поле, океан, степь, пустыня и т. д.
Примером вертикального топоса могут служить, например, горы (в прозе В. Мака-нина), то есть все те конструктивные компоненты вертикали, требующие взгляда вверх.
По вертикали художественное пространство может быть разбито в литературном произведении на три уровня: небесный мир -«верх» (например, небо, солнце), реальный, материальный мир - «середина» (земля, горы, реки, поселок, город и т. д.) и мир подземный
- «низ» (земные недра, подземный город («Лаз» В.С. Маканина). В возникающей модели бытия обнаруживается «близость с космической схемой, представляющей собой вертикальную (иерархическую) триаду: Олимп (небо) - мир бессмертных, абсолютный верх; Земля - мир смертных, диалектика «верха - низа»; Аид (земные недра) - мир мертвых, абсолютный низ. Однако в тексте эти пространства не соответствуют архаической модели, так как не создают единой триады» [4:116].
В художественном произведении автор соотносит персонажи прежде всего с жизнью
земной и подземным миром, хотя в каждой сфере возникают вертикаль (небо), но не как то пространство, в котором существует персонаж. «Пребывание персонажа в каждой точке пространства эквивалентно моральному состоянию. движение героя по его моральной траектории есть восхождение, или нисхождение, или смена того и другого» [2:256].
Пластичность, подвижность, трансформация пространственной формы в литературном тексте способствуют всестороннему, более полному и глубокому раскрытию содержания произведения. Пространство в художественном произведении имеет способность деформироваться, то есть выходить за рамки определенных для него границ. Этот процесс деформации пространства зависит от повествователя, который легко и свободно может расширять и растягивать границы пространства или, наоборот, сужать их.
Для литературных текстов, в которых прослеживается «твердая приуроченность к определенному месту, определенным ситуациям и событиям» [2:253], характерно сжатие художественного пространства. Ю.М. Лотман считает, что данный вид пространства «.является функциональным полем, попадание в которое равнозначно включению в конфликтную ситуацию» [2:253].
Растяжение художественного пространства выражено в виде определенной траектории, представляющей собой «обобщенную возможность движения от одной точки к конечной» [2:256]. Сжатие и растяжение пространства в произведении могут взаимно исключать друг друга: «когда действие перемещается в одно из них, оно останавливается в другом» [2:261].
Расширенные свойства пространства в литературном произведении часто связывают с бесконечностью и безграничностью мира. Наблюдения над расширенным изображением пространства в произведениях Н.В. Гоголя позволили Ю.М. Лотману прийти к обобщениям общего порядка и утверждать, что «.пространственный облик миров формирует особые нормы присущего им существования человека» [2:280].
Смысловые оценки, передаваемые деформацией свойств пространства, многооб-
разны. Определение в анализе содержательного контекста пространственных трансформаций позволяет выявить концептуальный уровень литературного произведения.
Свойства открытого и закрытого пространства создают пространственную лока-лизованность художественного действия.
«Замкнутость пространства, по мнению Ю. Лотмана, выражается в том, что действие происходит в закрытом помещении» [2:262] и обозначает, таким образом, различные бытовые пространственные образы: дом, комната и т. д. Исследуя пространственные модели художественных текстов Н.В. Гоголя, Ю. Лот-ман отмечает, что идеологически ценностными в них являются такие виды пространства, как замкнутое, безопасное, свое (пространство Дома в повести «Старосветские помещики») и открытое, чужое, опасное (художественное пространство степи в повести «Тарас Бульба», дороги в поэме «Мертвые души»). Закрытость пространства предполагает его «ограниченность, невозможность выхода за рамки конкретно-вещного мира, задает неспособность места сообщаться с другими компонентами мира художественного произведения» [5:45]. Открытое - создает неограниченные возможности сообщения.
Взаимодействие двух пространств в художественном тексте создает разные пространственные модели, причем в каждом произведении смысловая нагрузка признака «открытости - замкнутости» художественного пространства индивидуальна. В связи с этим образуются и разные типы пространства.
Экстремальным пространством называет В.П. Руднев в романах Ф.М. Достоевского «вход в замкнутое пространство дома и выход из него в разомкнутое враждебное пространство города». Наряду с экстремальным пространством он обозначает медиативные, то есть посреднические пространства, например дверь или окно, объединяющие замкнутый мир комнаты с разомкнутым внешним миром [6:242].
Описание свойств локализации художественного пространства в анализе литературного произведения создает необходимость соотносить и осмыслять различные пространственные планы изображения художе-
ственного действия. Следует особо сказать еще об одном свойстве художественного пространства - дискретности (прерывность). Это свойство дает возможность писателю переносить действие с одного места в другое, что делает ненужным описание промежуточного пространства. Дискретность пространства проявляется в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее значимых для автора [3:183].
При анализе перечисленных свойств у школьников развиваются первичные представления о природе художественного пространства и повышается уровень понимания и осмысления литературного текста.
Изучение основных параметров при описании пространственных свойств изучаемого произведения в процессе школьного анализа формирует способность выделения, анализа и идейного осмысления изображенных свойств художественного пространства, что ведет к углубленному постижению литературного произведения.
На начальном этапе формирования представлений о пространстве в 11 классе наиболее эффективным является урок-лекция с элементами работы над текстом. Этот тип урока методисты относят к активным формам обучения. Лекция предполагает выстраивание системы знаний учащихся, обладает убедительностью и вызывает эмоциональный отклик школьников на излагаемый материал.
Лекцию, посвященную моделям художественного пространства, мы дополняем чтением отрывков из художественных произведений, которые будут иллюстрировать данный тип пространства и способствовать пониманию и усвоению учащимися теоретического материала.
В литературоведческой традиции изучения художественного пространства доминирует анализ пространственных моделей, характеризующихся своими особенностями. Выделим модели, которые чаще всего используются писателями в художественных произведениях: реальные, фантастические, психологические, виртуальные.
Реальное пространство включает в себя объективную (природную), социальную и
субъективную (экзистенциальную) реальность. Это может быть конкретное место, окружающие предметы которого имеют физические характеристики и совпадают с реальными. «Это плоскостное линеарное пространство, которое может быть направленным и ненаправленным, горизонтально ограниченным и открытым, близким и далеким» [7:63].
Данные типы реальностей могут быть представлены в произведениях разными сознаниями (точкой зрения), образующими модели сознания лирического героя (Я-со-знание, индивидуум, как пространственная физическая точка; сознание эпического повествователя; интерпретатор чужого сознания). Примерами могут служить произведения Ю. Трифонова «Утоление жажды» и В. Маканина «На первом дыхании».
В организации пространственно-временных отношений фантастическое пространство занимает особое место. Оно может иметь как горизонтальную, так и вертикальную направленность, это чужое для человека пространство. Субъектами действия выступать могут фантастические персонажи или абстрактные лица, а также олицетворенные предметы. Все физические характеристики изменены и непостоянны. Персонаж свободно перемещается в пространстве. Этот тип является жанрообразующим. Рассмотреть этот тип пространства можно на примере произведений В. Маканина «Сюр в пролетарском районе», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».
Психологическое пространство предстает в художественных текстах как внутренний мир человека. Это замкнутое в субъекте, личностное пространство человека. Точка зрения может быть статичной, зафиксированной или подвижной, передающей динамику чувств: сострадание, переживание, радость, сочувствие и т. д. Может рассматриваться на примере романа Ю. Трифонова «Старик», повести В. Маканина «Утрата».
Виртуальное пространство означает искусственно созданную среду, в которую можно проникать, испытывать при этом ощущение реальности жизни. Виртуальность воплощает в себе двойной смысл: мнимость и истинность. Виртуальным миром обычно назы-
вают продукт воображения субъекта, обретающий некоторую самостоятельность, необходимую для образования мира. Очевидно, что только небольшую часть возможных миров можно называть виртуальными - из их числа исключаются миры, появившиеся в результате мистического переживания, сны, видения, галлюцинации - все то, что возникает независимо от воздействия активного сознания.
Представление о виртуальном пространстве может сводиться и к описанию всего того, что связано с компьютером: виртуальный антураж компьютерных игр или все происходящее на экране монитора.
В художественных произведениях виртуальное пространство сочетается с реальным или мифологическим. Виртуальным пространством можно считать образ подземного города из повести В. Маканина «Лаз».
Классификация моделей пространства значительно шире. Анализируя художественное творчество конкретных писателей, исследователи открывают и другие типы пространственных моделей: космическое, мифологическое, пространство реминисценций [8:97-102]; ментальное [9:82]; маргинальное, экзистенциальное, социальное, пространство культуры, бытовое, пространство истории [10:169-214].
В художественном тексте автор может соединять несколько типов пространства (например, реальное, бытовое, социальное, историческое), образуя «единое пространство жизни», в котором разворачиваются все сюжетные линии произведения. Особенностью воплощения пространственных моделей в художественном тексте является то, что «они предстают как внешние по отношению к человеку и одновременно внутренние пространства человека.» [10:202].
В связи с этим возможно рассмотрение организующих возможностей категории пространства в построении художественного произведения на сюжетном, композиционном, жанровом уровнях. Концептуальность категории пространства позволяет нам исследовать на данных уровнях особенности его выражения. Например, важность художественного пространства в развитии действия произведения определяется следующими положениями:
- сюжет, представляющий собой последовательность событий, изложенный автором произведения в рамках причинно-следственной обусловленности, развивается в условиях пространства и времени. Словом «сюжет» обозначается «цепь событий, воссозданная в литературном произведении, то есть жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» [11:233];
- начальным представлением сюжетообразующей функции категории пространства является название произведения, которое может служить пространственным обозначением («Лаз», «Дом на набережной») и может «.не только моделировать пространство художественного мира, но и вводить основной символ произведения. содержать в себе эмоциональную оценку, дающую читателю представление об авторской концепции произведения» [12:100];
- «сюжет повествовательных литературных произведений обычно развивается в пределах определенного локального континуу-
ма» [2:251]. Автор может сконцентрировать все коллизии произведения в пространстве одного или нескольких локусов. Обозначенный в произведении локус (локусы) содержателен в своем значении и может обозначаться писателем в нескольких аспектах (например, как этическое, экзистенциальное, природное и т. д.). Образованные таким образом пространственные модели соединяются автором и способствуют раскрытию идейного содержания художественного произведения.
Например, пространственная модель романа Ю. Трифонова «Нетерпение» может быть представлена как совмещение нескольких типов пространств, тогда как в другом его произведении - «Утоление жажды» мы наблюдаем оппозицию одного пространства другому. Представим роман «Нетерпение» в виде развернутой схемы, рис. 1, где социальное пространство является главным и вокруг него разворачиваются все сюжетные линии произведения.
Наличие в произведении разных типов пространства все же позволяет выделить
Рисунок 1. Пространственная модель романа Ю. Трифонова «Нетерпение»
авторскую концепцию романа. Она определяется мыслью писателя о существовании общего жизненного пространства, в которое включены абсолютно все герои романа, независимо от их социального положения и вероисповедания, это «общее человеческое пространство, которое не имеет границы и открыто в бесконечность» [10:180].
Обозначенное в анализе художественного текста пространственное целое романа помогает нам определить идейное содержание произведения, которое сводится автором к нашему представлению о бесценности жизни, «о преодолении социального понимания ценности человека» и к утверждению о праве «всякого человека на присутствие в этом пространстве» [10:181].
Список использованной литературы:
1. Лихачев Д.С. Художественная среда литературного произведения // Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве». Тезисы и аннотации. - Л.: Советский писатель, 1970. - 73 с.
2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.
3. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эспалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа., 2004. - 680 с.
4. Чурляева Т.Н. Проблема абсурда в прозе В. Маканина 1980-х начала 1990-х годов. - Дисс... канд. филол. наук. -Новосибирск, 2001. - 247 с.
5. Коростилева Е.И. Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературных произведений. - Дисс. канд. пед. наук. - М., 2002.
6. Руднев В.И. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
7. Прокофьева В.Ю., Пыхтина Ю.Г. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик: Практикум для студентов-филологов, учащихся гимназических классов / В.Ю. Прокофьева, Ю.Г. Пыхтина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 152 с.
8. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. - М.: Флинта, Наука. 2003, с. 97-102.
9. Дудорова М.В. Концепт «пространство» в поэтическом тексте (на материала поэзии И. Анненского). // Дергачевские чтения - 2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург, 2001.
10. Суханов В.А. Романы Ю.В. Трифонова как художественное единство. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2001. - 322 с.
11. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2005. - 405 с.
12. Хотинская Г.А. Художественное время как эстетический феномен. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. - 261 с.