Роль художественного образа в дизайне архитектурной среды
Коньшина Елизавета Владимировна
магистрант Департамента архитектуры, Дружбы Народов, 1032212061@rudn.ru
Российский университет
Цель данного исследования заключается в рассмотрении роли художественного образа в дизайне архитектурной среды с учетом научных подходов. Методология исследования основана на систематическом анализе научных публикаций в области архитектуры, дизайна и психологии, а также анализе практических работ архитекторов-дизайнеров. В исследовании акцентируется важность гармоничности архитектурной среды, достигаемой путем соблюдения принципов соподчиненно-сти, соразмерности, уравновешенности и единства в формировании целостного архитектурно-художественного образа. Анализ научных работ позволяет выделить различные виды дизайна, применяемые при формировании архитектурного образа городской среды, и подтверждает их практическую применимость на примере зарубежных и отечественных проектов, создающих эмоционально насыщенные городские пространства.
Результатом данного исследования является выявление ключевых аспектов формирования архитектурно-художественного образа городской среды, таких как эмоциональная ориентация, архитектурная идея и архитектурная тема. Также исследование способствует более глубокому пониманию роли и принципов художественного образа в городской среде. Эти выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и профессиональной практике архитекторов и дизайнеров для разработки эффективных и эмоционально привлекательных городских пространств на основе научных принципов. Ключевые слова: городская среда, художественный образ, дизайн, архитектура, эмоциональная ориентация, архитектурная идея
Введение. В настоящее время социальное развитие становится все более сложным и многогранным процессом, в котором необходимо учитывать множество факторов. Одним из таких факторов является культурный аспект, который приобретает все большее значение в понимании исторических процессов и в улучшении качества жизни общества. Различные аспекты культуры - искусство, литература, наука и технологии -взаимосвязаны и влияют на экономический и социальный прогресс.
Таким образом, необходимость изучения всеобщей истории и искусствоведения является очевидной. Среди направлений искусствоведения можно выделить архитектуру и дизайн архитектурной среды, которые позволяют не только удовлетворять жизненные функции человека, но и развивать эстетические и культурные аспекты.
Целью статьи является рассмотрение роли художественного образа в дизайне архитектурной среды. Для достижения указанной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- во-первых, определить способы формирования архитектурно-художественного образа городской среды;
- во-вторых, проанализировать особенности формирования зарубежных и отечественных городских пространств несущих читабельную и яркую образность, которая выражается в получении эстетической и эмоциональной окраски зрителя;
Методика. Для изучения образа в городской среде используется метод, основанный на существующих определениях этого понятия в искусстве, литературе, поэзии, психологии и методологии дизайна, который включает отбор, анализ и оценку. Базовыми материалами для работы послужили научные труды таких авторов, как А.В. Иконников [1], Д. Лихачёв [2], А. В. Ефимов [3], Я. Гейл [4], В.А. Нефедов [5], К. Линч [6], А.Л. Гельфонд [7], М.В. Дуцев [8-9] и другие. Были также рассмотрены практические и студенческие работы архитекторов-дизайнеров.
Основная часть. Проанализировав научные работы, выше перечисленных авторов, были выделены виды разновидностей дизайна, которые чаще всего используют в формировании архитектурно-художественного образа. Архитектурный, ландшафтный, графический, звуковой, световой, информационный, сценарный дизайн (таблица). Следует отметить, что всегда при создании городской среды преследуется цель создания гармоничной среды, независимо от того, какие методы и средства используются и какая концепция разрабатывается архитектором. Гармоничность в архитектуре обеспечивается при соблюдении таких принципов, как повторяемость, соподчиненность, соразмерность, уравновешенность и единство.
Арт-объекты (скульптура, инсталляция, фронтальные и горизонтальные композиции), садово-парковое искусство, дизайн-код, звуковые фасады, сценарное проектирование, технологии цифрового изображения - это современные направления для наполнения городского пространства. Следует отметить, что пространство остается главным, а элементы наполнения являются инструментами в дизайне архитектурной среды. Появление художественного образа зависит от пространства и первого впечатления архитектора-дизайнера.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м «
Таблица 1
СО CS
0
CS
in
01
О Ш
m х
<
m о x
X
№ п/п Виды дизайна Направления в дизайне (примеры)
1 Архитектурный дизайн 1. Фасады зданий; 2. Арт-объекты (скульптура,инсталляция, фрон-тальные и горизонтальные композиции);
2 Ландшафтный дизайн 1. Садово-парковое искусство; 2. Ландшафтный урбанизм;
3 Графический дизайн 1. Стрит-арт 2. Дизайн-код
4 Звуковой дизайн 1. Звуковые арт-объекты; 2. Звуковые фасады;
5 Световой дизайн 1. Динамическое и статическое освещение; 2. Контурное освещение;
6 Информационный дизайн 1. Визуальные коммуникации; 2. Рекламная инсталляция;
7 Сценарный дизайн 1. Выставки, праздники; 2. Искусство представления;
«Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ - это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом» [10].
В качестве примера художественного образа, воплощенного в архитектурной среде, можно привести парк "Зарядье" в Москве. Построен парк в 2017 году. Проект разрабатывался консорциумом во главе команды из Нью-Йорка «Diller Scofidio + Renfro». Основная идея команды заключается в сближение человека, культуры и природы России - это является художественным образом.
В данном случае, художественный образ пространства создается климатическими зонами, храмовой и современной архитектурой, а также зрителем (посетителем). Архитектор-дизайнер знакомит посетителей с климатическими зонами нашей родины. Была проведена классификация природных ландшафтов России на основе четырех главных зон: тундра, степь, лес и болота. «Данные зоны были расположены на террасах, в местах наслоений и пересечений которых возникали интегрированные в ландшафт здания для размещения функциональной программы парка. Так природа и архитектура становились единым целым» [11]. Среди архитектурных объектов парка стоит выделить храмовую архитектуру (храм Варвары Великомученицы на Варварке, Знаменский собор, Церковь Зачатия Праведной Анны, Церковь Максима Исповедника, Храм Великомученика Георгия Победоносца), которая подчеркивает художественный образ концепции проекта в культурном и историческом направлении. Парк "Зарядье" является ярким примером воплощения современной России в символическом плане.
Другой пример в городском пространстве отражающий культурные ценности общества является проект архитектурного бюро «Mamen Domingo and Ernest Ferré». Данное архитектурное бюро разрабатывало дворовую территорию в Испании в городе Серданьола-дель-Вальес. Год реализации проекта 2015. Художественный образ проекта - это получение благоприятных отношений и ассоциативных ощущений для жителей двора.
Территория расположена полностью в окружении многоэтажных жилых зданий, что создает закрытое пространство. Дворовая территория населена многокультурной группой. Художественный образ дворовой территории создается орнаментальным плиточным покрытием. Для создания такого уникального покрытия архитектор-дизайнер группировал и стилизовал традиционные орнаменты присущие культурам жителей. Переплетаясь, они создают уникальную культурную мозаику. Орнамент служит духовным и художественным отражением культуры народа. Каждый житель района узнает себя в культурной мозаике, а также испытывает эмоциональную разгрузку после рабочего дня. Архитектор-дизайнер в данном проекте восстанавливает территорию как общественное и социальное пространство, создает социальные и доверительные отношения между соседями. В результате рассмотрения данного проекта можно сделать вывод. Художественный образ в данном городском пространстве создавался путем сбора материала и осмысления, а после трансформировался под реалии современного мира.
Связь архитектурно-художественного образа и культуры рассматривается также в выпускной квалификационной работе «Архитектурно-художественный образ городского пространства по ул. 50 - летия Белгородской области в г. Белгороде» (автор Лихолет Е.В., руководитель Федотова Н.Н.). Для раскрытия связи в центре работы ставится духовная и художественная культура народа, его фольклор, обычаи, традиции. Все эти культурные направления выражаются в одном из самых важных элементов традиционной национальной культуры - русском народном костюме. Он не только обладает богатой образно-стилистической структурой, но и отражает многовековую историю народа, его менталитет, ценности, религиозно-этнические представления и эстетические вкусы. Русский народный костюм становится своего рода художественным выражением этих значимых аспектов культуры, подчеркивая уникальность и национальную идентичность народа. В центре данной работы - именно русский народный костюм, который является ключевым художественным образом, раскрывающим связь между разными аспектами традиционной национальной культуры.
Исходя из ситуационного расположения территории (город Белгород) за основу берется традиционный народный костюм Белгородской области. Основными видами дизайна, использованными в рассматриваемой работе, являются графический, архитектурный и сценарный дизайн. С их помощью передается художественный образ данной выпускной квалификационной работы. Например, архитектурный дизайн используется в создании дополнительных торговых мест для ярмарок, организации летних кафе, реконструкции фасадов, создании арт-объектов. В разработке художественного решения вывесок и витрин используются все три направления дизайна.
Основными методами в работе проектирования вывесок и витрин являются (дизайн-код):
- создание гармоничного сочетания с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями здания при использовании основных цветовых решений народного костюма (красный, синий, черный, серый);
- упрощение порядка размещения информации на фасадах зданий;
- привязывание вывесок к архитектурным элементам здания;
- донесение до потребителя информации о деятельности организации через народный быт, фольклор и обычаи в композиционных сценариях вывесок;
Решение плиточного покрытия в данной работе также основывается на выделенных методах:
- соответствовать требованиям функционального и планировочного зонирования территории (транспортно-пешеход-ная улица);
- гармонировать с архитектурным окружением, малыми архитектурными формами, объектами культурного наследия при использовании основных цветовых решений народного костюма (красный, синий, черный, серый);
- показывать зрителю художественный образ. Например, орнамент, изображенный на круге, символизирует идею вечного движения, которая связана с колесом, созвездиями и микрокосмосом, а также с возвращением к началу, круговоротом природы и жизни. Подобная символика прослеживается в головных уборах и грудных украшениях, таких как грабатка. Именно образ «грибатки» вкладывается в плиточное мощение в точке скопления основных потоков людей;
Итогом выпускной квалификационной работы (дипломной работы) стало создание привлекательной торговой, туристической, культурной зоны через уникальные исторические особенности Белгородской области - художественный образ (рис. 1).
новационных подходов в архитектуре и дизайне, делая данную тему актуальной для современной городской среды и представляющей потенциал для дальнейших исследований.
Рис. 1. Разработка художественного решения вывесок и витрин: а - развертка фасада; б - концепция развития образа; в - итог; (работа автора)
Результаты. Результаты данной статьи можно представить в виде следующих пунктов:
Во-первых, в результате анализа научных работ в направление дизайна архитектурной среды были определены виды дизайна, которые используются в формировании архитектурно-художественного образа городской среды. В процессе анализа зарубежных и отечественных работ в формировании городского пространства подтвердилась практическая сторона использования выделенных видов дизайна.
Во-вторых, на примерах были рассмотрены различные виды дизайна, как способы наполнения пространства для подчеркивания художественного образа. Результатом анализа становится понимание, что архитектурный образ в рассмотренных работах состоит из эмоциональной ориентации, архитектурной идеи (объемно - пространственного решения) и архитектурной темы (детали, конструкции). Благодаря этому складывается понимание, каким образом достигается вызов эмоций у зрителей (посетителей) (рис. 2).
Выводы. Тема "художественного образа в дизайне архитектурной среды" остается актуальной и важной в различных направлениях, таких как преобразование и реконструкция исторических районов [12] и формирование малых архитектурных форм [13]. Глубокое понимание принципов формирования художественного образа может способствовать развитию ин-
Рис. 2. Вывод по практическим и студенческим работам (работа автора)
Литература
1. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. -Москва: Стройиздат, 1986. - 288 с.
2. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб.: Рус.-балт. информ. центр "Блиц", 1996. -158 с.
3. Ефимов А.В. Колористика города. - Москва: Стройиздат, 1990. - 270 с.
4. Ян Гейл. Города для людей [пер. с англ. А. Токтонов]. -Москва: Концерн "Крост": Альпина Паблишер, 2012. - 263 с.
5. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды = Landscape design and environment sustainability. - СПб.: Полиграфист, 2002. - 295 с.
6. Линч, К. Образ города : пер. с англ.. - Москва: Стройиз-дат, 1982. - 328 с.
7. Гельфонд А.Л. Тема адресата в формировании общественных пространств // Архитектура и строительство России.. - 2016. - №3. - С. 44-51.
8. Дуцев М.В. Архитектурно- художественная среда как актуальная история человека // Художественная культура. -2019. - №4. - С. 30-55.
9. Дуцев М.В. Искусство и среда города в потоке жизни // Современная архитектура мира. - 2018. - №9. - С. 155-180.
10. Пархоменко, И. Т. Культурология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов : Учеб. пособие. - Москва: Центр, 2001. - 333 с.
11. Ткаченко С.Б. Концепции застройки Зарядья: от гостиницы до парка // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. . - 2019. - №1 (28). - С. 196-213.
12. Туркина М. И. Исторический город как архитектурно-художественный образ культуры // Приволжский научный журнал. - 2014. - №3(31). - С. 136-140.
13. Волкова М.Ю. Шмелева Е.В. Эволюция формирования художественного образа малых архитектурных формв городской среде центральной части города Иваново // Жилищное строительство. - 2013. - №11. - С. 39-42.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м
CJ
The role of artistic imagery in the design of the architectural environment Konshina E.V.
Peoples' Friendship University of Russia JEL classification: L61, L74, R53
The aim of this research is to examine the role of artistic imagery in the design of the architectural environment, with consideration of scientific approaches. The research methodology is based on a systematic analysis of scholarly publications in the fields of architecture, design, and psychology, as well as an analysis of practical works by architect-designers.
The study emphasizes the significance of harmoniousness in the architectural environment, achieved through adherence to the principles of subordination, proportionality, balance, and unity in shaping a cohesive architectural-artistic image. The analysis of scholarly works identifies various types of design utilized in the formation of the architectural image of the urban environment and validates their practical applicability through examples of international and domestic projects that create emotionally rich urban spaces.
The findings of this research reveal key aspects in the formation of the architectural-artistic image of the urban environment, including emotional orientation, architectural idea, and architectural theme. Additionally, the research deepens the understanding of the role and principles of artistic imagery in the urban environment. These findings can be utilized in further scientific research and professional practice of architects and designers to develop effective and emotionally appealing urban spaces based on scientific principles.
Keywords: architectural environment design, artistic imagery, culture, urban space, trends.
References
1. Ikonnikov A.V. Function, Form, Image in Architecture. - Moscow: Stroyizdat, 1986. - 288 c.
2. Likhachev D.S. Essays on the Philosophy of Artistic Creation. - St. Petersburg: Rus.-Balt Information Center "Blitz", 1996. - 158 c.
3. Efimov A.V. Coloristics of the City. - Moscow: Stroyizdat, 1990. - 270 c.
4. Ian Gale. Cities for People [translated from English by A. Toktonov]. - Moscow: Concern Krost: Alpina Publisher, 2012. - 263 c.
5. Nefedov V.A. Landscape design and environment sustainability. - SPb: Polygraphist, 2002. - 295 c.
6. Lynch, Kevin The image of the city. - Cambridge, Mass.; London: 1960. - 328 c.
7. Gelfond A.L. The theme of the addressee in the formation of public spaces // Architecture and Construction of Russia. - 2016. - №3. - C. 44-51.
8. Dutsev M.V. Architectural and artistic environment as an actual human history // Artistic Culture. - 2019. - №4. - C. 30-55.
9. Dutsev M.V. Art and the environment of the city in the flow of life // Modern Architecture of the World. - 2018. - №9. - C. 155-180
10. Parkhomenko, I. T. Culturology in questions and answers for exams and tests: Textbook. - Moscow: Center, 2001. - 333 c.
11. Tkachenko S.B. Concepts of building Zaryadya: from hotel to park // Izvestiya vuzov. Invest. Construction. Real Estate. . - 2019. - №1 (28). - C. 196-213.
12. Turkina M. I. Historical city as an architectural and artistic image of culture // Volga Scientific Journal. - 2014. - №3(31). - C. 136-140.
13. Volkova M.Y. Shmeleva E.V. The evolution of the artistic image of small architectural forms in the urban environment of the central part of the city of Ivanovo // Housing Construction. - 2013. - №11. - C. 39-42.
fO CN
o
CN U3
o
HI
m x
<
m o x
X