Научная статья на тему 'Роль христианства в духовной жизни северо-восточной России в конце ХVIII - первой половине ХIХ вв'

Роль христианства в духовной жизни северо-восточной России в конце ХVIII - первой половине ХIХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль христианства в духовной жизни северо-восточной России в конце ХVIII - первой половине ХIХ вв»

в

в

в

жизни с1 конце xviii

Владимир Георгиевич Никулин,

кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РС(Я), г. Якутск

:ро-восточной

первой половин

х!х

В. Г. Никулин

Первые упоминания о начале распространения христианства на северо-восточном побережье Азиатского континента и в западных частях берегов Америки относятся к 1759-1761 гг. Они связаны с именами русских крупных промышленников -Ивана Глотова и Андрияна Толстых. В последующем промышленники Григорий Шелехов и А. Голиков, заняв в 1783 г. о. Кадьяк, основали небольшое поселение, заметно окрепшее к 1792 г. Ими же была основана и прилегающая гавань, получившая название Трёх Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Здесь расположился и центр руководства Русско-Американской компании, ранее размещавшийся в г Иркутске [1].

Понимая государственную значимость закрепления освоенных территорий и проявляя большую заинтересованность в развитии христианства на огромной площади, Г. Шелехов (один из руководителей компании) в апреле 1793 г. обратился с проше-

нием к Петербургскому митрополиту Гавриилу о назначении на эти земли миссионеров, обязуясь принять на компанию все последующие расходы по устройству церквей и содержанию причта.

Церковные власти, верные своим установкам, всегда следили за проведением миссионерами христианской проповеди на вновь открываемых землепроходцами землях. Не остались без внимания и территории Северо-Восточной Азии и северо-запада Америки. По указанию Екатерины II Правительством России 19 июля 1796 г. была создана Алеутская духовная миссия, начальником которой был назначен архимандрит Иасаф Болотов. Он прибыл на о. Кадьяк вместе с иноками Валаамского монастыря Иркутской епархии 24 сентября 1797 г. [1, 2].

В летописях созданной Камчатской епархии тех лет упоминаются и первые имена церковных сподвижников - иеромонахов Макария и Ювеналия, окрестивших уже осенью

Деревянное здание Богородицкой церкви, построенное в г. Якутске в 1760 г.

1797 г всех жителей селений острова. В следующем году христианство распространилось и на другие острова Алеутского архипелага. В 1798 г Макарий посетил Уналашкинский отдел (о. Уналашка), окрестив алеутов, а Ювеналий тем временем - более 700 душ чугач в Ну-чеке, включая и жителей Кенайского залива [1].

Наряду с проведением основных христианских служб, открывались первые духовные школы, в которых насчитывалось большое количество обучавшихся детей - от 50 до 100. Однако, несмотря на имевшиеся определённые успехи, подвижническая деятельность духовников была весьма непродолжительной по разным причинам. Развитию деятельности миссии препятствовала суровая действительность: тяжёлые климатические условия, материальная нужда миссионеров, наличие своеобразных и различных суеверий, сильное влияние шаманизма (чёрной веры). Усугубляло ситуацию и отсутствие путей сообщений. Тем не менее уже к 30-м годам XIX в. имевшиеся христианские священнослужители сумели окрестить более 10 000 душ нового Северо-Восточного региона России. В течение этого периода отмечался рост количества православных храмов, поэтому необходимо было привлекать много новых духовных лиц и миссионеров для осуществления церковных служб [1].

Примечательно, что в числе новых духовников в 1821 г находился простой никому не известный, но ставший в последующем знаменитым миссионером Иоанн Вениаминов, проводивший христианизацию населения Уналашкинского отдела. Именно ему приписывают единение работавших миссионеров - иеромонахов Мисаи-ла, Николая, Мануила и Феоктиста, священников Петра Литвинцева, Иакова Нецветова, Ильи Петелина, Георгия Винокурова и дьячка Шишкина, воплощавших в жизнь решение задач духовного развития аборигенов края [1].

Если среди малочисленного русского населения на новых территориях христианские обычаи продолжали развиваться, то в сознании местных старожилов они только зарождались. Внедрение основных канонов христианства являлось одной из главных задач образованной духовной миссии, переименованной в Камчатскую, которая имела весьма обширную территорию. Но давалось это, безусловно, нелегко. Формируя миссионерские станы в местах проживания коренного населения, миссионеры-духовники сталкивались с проблемой постоянной миграции членов общин. Это, в свою очередь, значительно расширяло территориальные рамки зарождающегося православия и способствовало открытию новых духовных станов, что также являлось одной из задач духовной миссии. Но следует подчеркнуть, что в большинстве случаев процесс обращения коренного населения в православную веру всё же не имел должного успеха и, по существу, носил формальный характер [3].

Подтверждением этого является тот факт, что «новые христиане», в силу сложившихся устоев, продолжали сохранять свой культ и соблюдать народные обычаи. Они «с осторожностью» относились к предметам христианского быта - иконам, свечам, ношению нательных крестов и т. д. Сознание новокрещённых часто было

Архиепископ Иннокентий (И. Вениаминов) -видный русский учёный и миссионер.

В 1840 г. был назначен епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Создал азбуку и грамматику алеутского языка. В 1853 г. назначен епископом Якутским и Камчатским, перевёл свою кафедру и Духовную семинарию из Камчатки в Якутск. Перевёл на якутский язык Евангелие, которое было выпущено в 1858 г. В 1860 г. стал Митрополитом Московским

и Коломенским, и этот высокий пост занимал до своей кончины, постигшей его в 1879 г. В 1977 г. он канонизирован, т. е. причислен к лику святых

неоднородным (происходила внутренняя борьба между христианством и народной верой). Об этом, например, позднее упоминал в своих записях один из известных миссионеров данной территории Александр Протодиаконов, отмечая, что «в гольдских и, отчасти, гилякских юртах почти всегда встречались иконы, хотя аборигены часто воочию даже не знали и не представляли себе их истинное значение и важность поклонения им. Нательных крестов на многих не встречал» [3, с. 397].

Объяснение формального принятия христианства мы находим и в исторических материалах, раскрывающих внедрение православной веры в среду населения новых русских владений в Северо-Восточной Азии и Америке. Хотя происходящее считалось фактом укрепления русской государственности, но местным населением оно признавалось как проведение колониальной политики.

Отмечалось, что христианство более охотно принималось тунгусами и гольдами, хотя их женская половина отличалась наличием больших суеверий и открыто противилась новой вере. Это проявлялось, например, в большом нежелании отдавать своих детей в

миссионерские школы, которые там, как правило, и не задерживались.

В процессе преодоления больших трудностей всё же наметилась определённая перспектива закрепления русской государственности на огромной территории, предполагавшей открытие своей отдельной епископской кафедры. Вопрос о её необходимости к тому времени уже не являлся новым - он существовал с момента прибытия первой назначенной духовной миссии. Но её открытие, намечавшееся на 19 июля 1796 г. и даже получившее государственную поддержку, так и не состоялось по ряду обстоятельств. Основной причиной явилось то, что назначенный духовный наместник Алеутской миссии архимандрит Иасаф, принявший хиротонию в Иркутске (10.04.1799) и наречённый епископом Кадьякским, следуя из Охотска к месту назначения, трагически погиб во время сильного шторма. В силу этого несколько позднее имевшуюся духовную миссию вновь возвратили в Иркутскую епархию, назвав её Селенгин-ской миссией, а открытие своей епархии на Камчатке отодвинулось на неопределённый срок [1, 2].

Однако, к общему удивлению, столь трагическое происшествие, помешавшее открытию самостоятельной епархии, не вызвало особого сожаления у руководства Российско-Американской компании, хлопотавшей в своё время об её открытии и имевшей финансовую заинтересованность. Компания, ещё не приступив к осуществлению торговой и финансовой деятельности, уже предвидела свой финансовый крах и очень тяготилась будущим финансовым содержанием не только новой епархии, но и уже существовавшей миссии. Это находит своё подтверждение в имеющихся исторических документах. Так, в 1818 г. при проверке деятельности компании, обещавшей необходимую финансовую и материальную поддержку духовной миссии, выявилось, что ею за 24 года для материального обеспечения деятельности духовной миссии не доставлялось даже самого необходимого - церковных и детских книг для чтения, восковых свечей, что вынуждало миссионеров решать бытовые нужды своими силами [1].

Узнав о провале Российско-Американской компании в развитии процессов христианизации, Св. Синод принял решительные меры по укреплению христианства в Алеутской духовной миссии. Именно поэтому после проведённой проверки в 1821 г. компании предписывали иметь в своих владениях достаточное количество священников-миссионеров. Это обязательное условие было неукоснительно выполнено [1].

К вопросу о необходимости открытия самостоятельной Камчатской духовной епархии возвратились только в конце 30-х годов XIX в. На этом особенно и неоднократно настаивал Иоанн Вениаминов, итоги подвижнической деятельности которого к тому времени оценивались весьма высоко [1]. Однако долго не могли определить место её размещения. Обоснованно настаивая на открытии кафедры, И. Вениаминов приводил факты о большой отдалённости северных территорий от Иркутска, имевшиеся трудности духовного управления в распространении христианства, малочисленность цер-

ковных приходов, об острой необходимости денежного содержания. Упоминал он и о растущей потребности в духовниках, как обязательном условии укрепления русской государственности. Иоанн Вениаминов не оставлял без внимания вопросы религиозного просвещения, увеличения и укрепления числа приходов. Он говорил также о необходимости ведения церковного строительства. Это отвечало масштабным целям Российского государства того времени, стремящегося к расширению зоны своего влияния на новых территориях. Являясь идейным вдохновителем миссионерского движения на Северо-Востоке России, И. Вениаминов в 1839 г. совершил путешествие в Санкт-Петербург, чтобы лично выразить назревшие духовные нужды осваиваемого региона Св. Синоду. Они определяли необходимость принятия должных мер по правильной организации постановки миссионерского дела на указанных северных территориях, требующих выделения соответствующих средств. Терзаемый большими сомнениями в результативности своего нелегкого путешествия И. Вниаминов так писал одному из своих друзей: «еду людей посмотреть и себя показать, но боюсь, чтобы не схлыстнуться...» [1, с. 352].

Путешествие же, наоборот, оказалось весьма удачным. Несмотря на незнатное происхождение и недостаточный образовательный ценз, ему удалось произвести на членов Св. Синода очень хорошее впечатление. Он раскрылся перед ними как личность, к тому же должным образом представил суровый образ жизни аборигенов. Само же обращение и итоги подвижнической деятельности И. Вениаминова были оценены по достоинству, что явилось основанием для возведения его в сан протоиерея [1].

Однако его прошение о создании новой епархии вначале не было принято по ряду представленных объективных обстоятельств: отдалённость территории и малое количество церквей, отсутствие финансовых средств, сложности транспортного сообщения. Это говорило об обременительности её содержания. Перечислялись и другие особые неудобства и затруднение в руководстве будущей епархией, хотя некоторые предложения И. Вениаминова признавались весьма целесообразными. После серьёзного обсуждения открытие отдельной епископской кафедры всё же сочли возможным и даже необходимым, но только в будущем. Окончательное решение об открытии Камчатско-Алеутской епархии (первоначальное название) было принято Св. Синодом 29 ноября 1840 г. [1].

Наделённый особыми правами и полномочиями Иоанн Вениаминов решил вернуться на Камчатку, но получил известие о кончине своей супруги. Митрополит Московский Филарет убеждал его принять монашество. Он ответил отказом, но глубоко поразмыслив о возможном преодолении имевшихся и предстоящих трудностей, согласился. С принятием монашества его возвели в сан архимандрита и нарекли именем Иннокентий [1].

Резкое расширение территории христианизации побудило принять решение о необходимости раздела Иркутской епархии на две самостоятельные - Иркутскую

и Камчатскую (1840 г.) [4]. Образование Камчатской епархии внесло в духовную жизнь обширной северовосточной окраины России большие изменения и открыло новые важные страницы в истории русской церкви, государственности и распространении христианства. В период становления этой епархии менялись границы освоенной духовной территории, состав населения, в котором преобладали то аборигены, то русские. В зависимости от этих обстоятельств неоднократно перемещался и центр епархиального управления: он был в двух частях света - в Америке и в ряде мест Азии. Но имеющиеся материалы рассматриваемого исторического периода скудны и для воссоздания целостностной картины происходивших процессов представляют особую сложность [2].

Как и предполагалось, первым епископом трёхклассной Камчатской епархии с 15 декабря 1840 г. был рукоположен Иннокентий Вениаминов. Мнение Св. Синода было единым: «трудно найти лучшего кандидата, чем архимандрит Иннокентий...» [1, с. 353]. Учитывая обширную площадь и особую значимость этих отдалённых территорий, его статус был определён Российским монархом как архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский. Св. Синод рассматривал все представленные предложения Иннокентия по созданию и становлению новой самостоятельной епархии. Иннокентий управлял ею в течение 28 лет, а позднее был избран Митрополитом Московским и Коломенским [5].

В подчинение особого епископа в декабре 1840 г., кроме американских, перешли камчатские и охотские церкви, отчисленные от Иркутской епархии. В утверждённую свиту архиерея Северо-Восточной России вошли и восемь певчих с регентом [1, 5]. 4 июня 1852 г. в состав Камчатской епархии в ранге викариата вошла и Якутия. Следует подчеркнуть, что ранее, до 1733 г., вся эта огромная территория находилась под управлением Тобольских митрополитов [2].

После долгих колебаний определился и центр Камчатской епархии -г. Ново-Архангельск (Русская Америка, о. Ситха), и всё население передавалось в духовное управление назначенного епископа, которое разместилось в этом небольшом северном городе. К созданию новой духовной епархии предъявлялись особые требования: её ещё следовало «хотя бы приблизить» к общерусским меркам православного устройства. Несмотря на огромную территорию, эта епархия была самой малочисленной в России по количеству духовных заведений. Здесь имелось лишь 16 приходов с таким же количеством церквей (9 на Камчатке, 3 в Охотске и 4 в русско-американских владениях), в которых служили всего 16 духовников [2].

Для исполнения насущных потребностей назначенного кафедрального города открылись ещё три церкви. Была

создана единая духовная сеть из 35 храмов и часовен, в девяти церквях проводились богослужения с церковным пением не только на русском, но и на языках коренного населения [1, 4]. При духовных храмах были организованы церковно-приходские школы. На выделенную сумму в тысячу рублей серебром открылось духовное училище, а позднее и духовная семинария (1844 г.). В дополнение к этому в устьях рек, где собирались коренные жители, было открыто несколько новых духовных станов [1, 5].

На указанной территории проживали русские и многие малые народности Азии: тунгусы, камчадалы, коряки, ламуты, чукчи, чуванцы и курильцы. В Русской Америке проживали креолы, алеуты, кенайцы, чугачи, медновцы, угаленцы, кылачаны, аглегмюты, кускоквам-цы и квихпакцы [1]. Коренное население, состоявшее из разнообразных племён и непросвещённых язычников, имело свой сложившийся образ жизни. Оно отличалось национальными традициями, наполненными суевериями и шаманскими обрядами. Для успешного проведения христианизации требовались очень опытные и образованные духовники. Пока же оно возлагалось на весьма небольшой состав духовенства, образовательный уровень которого ограничивался лишь умением читать и писать, к тому же, оно находилось в крайне неудовлетворительных материальных условиях. В силу этих обстоятельств деятельность имевшихся 16 духовников в утверждении христианства виделась весьма прозаичной. Совершая поездки по местам расселений, они проводили беседы, «воздействующие на ум, сердце и волю», надеясь через распространение доброй нравственности способствовать очищению новокрещённых от грубых суеверий и язычества [2, с. 30]. Это явилось для них трудным испытанием, к тому же прихожане были подвержены вековым суевериям, семейным предрассудкам и пьянству, имели грубый нрав [2]. Нужны были

В 1663 г. в городе Якутске был основан Спасский мужской монастырь.

Одна из старых церквей монастыря

свои, новые духовники. Решение начать их подготовку возлагалось на открытое местное духовное училище для детей священнослужителей, местных новокрещённых мирян и представителей коренных народов [5, с. 73]. Но на их подготовку требовалось определённое время. Иннокентия наделили правом подбирать достойных духовных лиц в других епархиях, что говорит об особой государственной важности этого мероприятия. Указанным архиереям российских духовных епархий давались соответствующие указания о всемерном содействии их немедленного перевода в Камчатскую епархию [5].

Содержание Камчатской епархии, как и предполагалось, оказалось весьма обременительным. Финансовое обустройство и содержание новой епархии все же возложили на Русско-Американскую компанию. Взвесив свои возможности, государственный и, несомненно, личный интерес, компания дала свое согласие, особо оговорив условия использования выделяемых средств духовной епархией [5]. Но и это не решило всех проблем. Время показало, что Ново-Архангельск как центр епархиального управления был подобран неудачно, он быстро потерял свою значимость. Этим обстоятельством и воспользовалась Русско-Американская компания, резко свернув свою хозяйственную и торговую деятельность.

В таких условиях Камчатская епархия фактически оказалась без финансовой и материальной поддержки крупных промышленников. Серьёзно осложнилось транспортное и почтовое сообщения, и вся жизнь северо-восточной окраины России была парализована. Нужна была организация наземного пути, через Якутск и некоторые другие пункты [6].

Медленное решение транспортных проблем серьёзно осложнило и управление епархиальными делами: невозможной стала доставка детей для обучения в духовных заведениях, а духовных лиц для проведения насущных духовных служб. Появилась опасность в своевременном снабжении населения необходимым продовольствием и предметами первой необходимости [6].

В этих условиях встал вопрос о переносе кафедры. Уже в 1847 г. Святитель Иннокентий обратился в Св. Синод с просьбой о необходимости переноса кафедры в Аян (территориальный центр епархии) или в Якутск, с присоединением к епархии Северо-Востока России Якутской области. Это было разумно. Из представителей многочисленного коренного населения Якутии можно было подготовить местное духовенство, хотя отрабатывались и другие варианты [6, 7]. Но Якутия была территориально удалена от начинающей бурно развиваться юго-восточной части России, и Камчатский епископ, желая расширить распространение христианства, склонился к устройству кафедры на берегах Амура. Это делалось с целью распространения христианства на население новых соседей-язычников - анг-чур, дауров и солонов. На этих территориях уже начали появляться первые, хотя ещё и редкие,

разбросанные на большие расстояния друг от друга русские поселения [8].

Святитель Иннокентий вторично обратился в Св. Синод в 1854 г. с предложением разделить Камчатскую епархию на две самостоятельные епархии с центрами в Якутске и Благовещенске, причем викариат оставить в Ново-Архангельске. Предлагалось перевести в Благовещенск и Ново-Архангельскую духовную семинарию с обучением на тунгусском и маньчжурском языках [9]. Но эта просьба также не была удовлетворена. Планируемую Благовещенскую епархию ещё только следовало обустроить, и промежуточная миссия действий духовной епархии выпала Якутску. В январе 1858 г. туда была переведена Камчатская кафедра и духовная семинария, а местом пребывания Иннокентия определили мужской Спасский деревянный монастырь. Таким образом центр Камчатской епархии до 1862 г. разместился в Якутске. Самостоятельная же Якутская духовная епархия была создана только в 1870 г. [7, 10].

Выбор Благовещенска будущим центром Камчатской епархии был закономерен: юго-восточная часть России обеспечивала выход к морю и азиатским странам; на этой территории были хорошие пути сообщения, поэтому она активно заселялась переселенцами; здесь также намечалось большое строительство. Утверждение нового центра епархии, в свою очередь, вновь вызвало необходимость пересмотра и определения территориальных границ Камчатской епархии.

Учитывая, насколько были сложными и важными исторические, религиозные и территориальные преобразования, в 1894 г. вновь встал вопрос о разделе

Никольская церковь, деревянное здание которой было построено в г. Якутске ещё в 1718 г., считается одной из старейших

Камчатской епархии и создании новой, самостоятельной Владивостокской епархии [11]. С 1 января 1899 г. Камчатскую епархию переименовали в Благовещенскую, часть которой отошла к Владивостокской епархии, возглавляемой архиереем Владивостокским и Камчатским [12].

Список литературы

1. Камчатские епархиальные ведомости. - 1894. -№ 17. - 15 сентября.

2. Камчатские епархиальные ведомости. - 1894. -№ 2. - 31 января.

3. Владивостокские епархиальные ведомости. -1905. - № 3. - 01 января.

4. Правительственный вестник. - СПб., 1912. -№ 61. - 15 марта.

Геология и минерально-сырьевые ресурсы Северо-Востока России : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, 1820 апреля 2018 г. : в 2 т. - Якутск : Издательство Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, 2018. - Т. 1, 333 с.; Т 2, 412 с.

VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Геология и минерально-сырьевые ресурсы Северо-Востока России», вот уже восьмой год организуемая Институтом геологии алмаза и благородных металлов СО РАН и геологоразведочным факультетом Северо-Восточного федерального университета, направлена на обсуждение новых результатов и идей, полученных российскими учёными по различным направлениям геологии Северо-Восточной Азии. Тематика конференции посвящена различным аспектам геологических наук: 1) тектоника, геодинамика и магматизм; 2) осадочные бассейны (геология, стратиграфия, палеонтология, седиментология и углеводородный потенциал); 3) геология, петрология и минералогия коренных и россыпных месторождений алмаза; 4) металлогения благородных, редких и цветных металлов; 4) гидрогеология и мерзлотоведение; 5) горные науки. При обсуждении представленных на конференции докладов подняты дискуссионные вопросы и продемонстрированы разные точки зрения, показана необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к проводимым исследованиям. В докладах представлен богатый фактический материал, полученный непосредственно на объектах с использованием самых современных методов анализа. Научные доклады и дискуссии в рамках данного совещания позволили широкому кругу геологов ознакомиться с новыми данными, касающимися всей совокупности геологических и тектонических процессов, контролирующих закономерности эволюции геологических и рудообразующих систем, представленных на территории северо-восточной и арктической части Российской Федерации.

Материалы конференции размещены на сайте ИГАБМ СО РАН (http://diamond.ysn.ru).

5. Камчатские епархиальные ведомости. - 1894. -№ 4. - 28 февраля.

6. Камчатские епархиальные ведомости. - 1894. -№ 12. - 30 июня.

7. Камчатские епархиальные ведомости. - 1894. -№ 13. - 15 июля.

8. Камчатские епархиальные ведомости. - 1895. -№ 5. -15 марта.

9. Камчатские епархиальные ведомости. - 1894. -№ 16. - 31 августа.

10. Иркутские епархиальные ведомости. - 1869. -№ 13. - 29 марта.

11. Благовещенские епархиальные ведомости. -1905. - № 19. - 15 октября.

12. Благовещенские епархиальные ведомости. -1899. - № 1. - 15 января.

ГЕОЛОГИЯ И МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 18-20 апреля 2018 г.

ГЕОЛОГИЯ И МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 18-20 апреля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.