Научная статья на тему 'РОЛЬ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ'

РОЛЬ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
нравственно-эстетическое воспитание / хоровое исполнительство / формирование личности / эмоциональное соучастие / ситуация успеха / moral aesthetic education / choral performance / personality formation / emotional participation / success situation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фабричникова О.А., Елисеева Е.В.

В статье рассматривается проблема нравственно-эстетического воспитания детей в хоровом коллективе. В связи с этим, раскрываются разносторонние воспитательные возможности хорового исполнительства, различные средства воздействия хорового пения на личность и детский коллектив, а также история хоровой школы, начиная с периода 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CHORAL PERFORMANCE IN MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN

The article deals with the problem of moral and aesthetic education of children in a choral group. In this regard, the versatile educational possibilities of choral performance, various means of influencing choral singing on the personality and children's collective, as well as the history of the choral school, starting from the period of 1917, are revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

УДК 37 Фабричникова О.А., Елисеева Е.В.

Фабричникова О.А.

магистрант

Тихоокеанский государственный университет музыкальный руководитель, высшая категория Детский сад № 71 (г. Хабаровск, Россия)

Научный руководитель: Елисеева Е.В.

доцент Высшей школы педагогики и истории Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

РОЛЬ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация: в статье рассматривается проблема нравственно-эстетического воспитания детей в хоровом коллективе. В связи с этим, раскрываются разносторонние воспитательные возможности хорового исполнительства, различные средства воздействия хорового пения на личность и детский коллектив, а также история хоровой школы, начиная с периода 1917 года.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, хоровое исполнительство, формирование личности, эмоциональное соучастие, ситуация успеха.

Нравственно-эстетическое воспитание детей, как один из аспектов воспитания - ответственное, нелегкое и творческое. Нравственно-эстетическое воспитание детей рассматривается нами как важная часть общего воспитания, которое не просто дает сумму навыков и знаний, но готовит жить и действовать в этом мире.

Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание ребенка, развитие его природной музыкальности-это не только путь к эстетическому воспитанию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной жизни и самореализации как личности.

На сегодняшний день не существует государственной программы и государственного стандарта нравственно-эстетического воспитания детей.

В образовательной политике лишь определены научно-теоретические и методические подходы к решению данного вопроса в педагогике. Неоценимая роль в решении данной проблемы принадлежит хоровому исполнительству. Мы склоняемся к тому, что формирование основ музыкальной культуры, развитие певческих навыков, играющих большую роль в нравственно-эстетическом воспитании детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Обратимся в этой связи к открытиям ученых, они констатируют, что дошкольный возраст -это благоприятный период для занятий музыкой, формирований первых вокально-хоровых представлений. В комплексную работу вовлекаются все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за мышление, память. Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а значит становится активным человек.

Актуальность данного опыта заключается в том, что процесс вокального пения благотворно влияет в том числе и на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата и при этом способствует активному развитию основных музыкальных способностей ребенка: эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма. Важно отметить, что особенностью хорового пения является массовость и доступность.

Хоровое исполнительство - это совместная деятельность людей, направленная на исполнение вокальных произведений. В процессе этой деятельности происходит не только развитие музыкально-эстетического вкуса, совершенствование вокальных навыков, но и формирование нравственно-эстетических качеств личности.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказывать свою способность передавать их из поколения в поколение, действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную нравственную основу общества. Хоровое пение - один из таких институтов. Нравственно-эстетическое воспитание - это педагогический процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Одно из преимуществ - это коллективная форма работы хора, позволяющая детям развивать социально-личностные и коммуникативные качества, приобретать навыки межличностного сотрудничества. В детском хоре имеются все условия для самоутверждения, признания развивающейся личности ребенка со стороны других, к выделению своего «Я».

Следующее преимущество хорового исполнительства - возможность объединения в певческом процессе детей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. В хоровом коллективе ребенок не замечает момента, когда именно он становится объектом педагогического наблюдения. Он находится в кругу ровесников, вместе с ними увлечен общим делом и не чувствует по отношению к себе какого-либо особого внимания, что побуждает его к самореализации, раскрытию внутреннего потенциала.

В хоровом коллективе дети объединены единой целью и единым результатом. Благодаря групповой организации занятий хора у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что благотворно влияет на формирование самосознания, чувства собственного достоинства,

укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. Пение хором оказывает на подрастающую личность дисциплинирующее и организующее воздействие.

Нравственное воспитание в хоровом коллективе имеет свою специфику: процесс освоения хорового произведения всегда связан с системной и кропотливой работой, требующей усидчивости, внимания, воли. Многократное исполнение отдельных элементов произведения, направленное на преодоление художественно-исполнительских и вокально-технических задач, воспитывает в детях упорство, трудолюбие, прилежание, взаимопомощь.

Огромное воспитательное значение в области нравственно -эстетического формирования личности имеет хоровой репертуар. Произведения военно-патриотической тематики формируют чувство долга, готовность служения людям и Отечеству, к преодолению жизненных испытаний, верность к историческим традициям, гражданскую зрелость, уважение к старшим. Народные песни являются источником духовного богатства. Они запечатлели историю народа, его душу, чаяния и надежды. Исполнение духовной музыки помогает детям прочувствовать глубокие мысли о человеческой жизни, милосердии и прощении, кротости и незлобивости, смирении и покаянии. Основными средствами нравственно-эстетического воспитания в хоровом исполнительстве являются эффект эмоционального заражения и ситуация успеха. Важной характеристикой эмоционального мира детей является его «заражение» эмоциями окружающих людей. Благодаря атмосфере эмоционального подъема в процессе занятий хора эффект воздействия на личность каждого участника певческого процесса многократно усиливается коллективностью переживания. Эмоциональная атмосфера в певческом коллективе является тем ключиком, который позволяет полностью «включить» ребенка в творческую деятельность. В процессе концертных выступлений хора создается ситуация успеха. Успешный результат хоровой деятельности внушает уверенность в собственных силах. У детей появляется желание продлить переживание совместной радости, еще раз ощутить удовольствие от успеха и

взяться за более сложный репертуар. Положительный эмоциональный фон, созданный во время репетиций, и полученные в результате удачно выполненной деятельности положительные эмоции, формируют волевую психологическую установку: хочу, стремлюсь, стараюсь.

Таким образом, возможности хорового исполнительства в вопросе нравственно-эстетического воспитания детей достаточно значительны.

Общая история хорового исполнительства помогает нам понять и оценить значимость нашей работы с детьми дошкольного возраста.

Отметим рост детских хоровых студий (функционирующих, как правило, на самоокупаемости). Были созданы детские хоровые студии: «Пионерия» (Г. Струве), «Веснянка» (Е. Свешников), «Радость» (Т. Жданов) и другие. Огромную известность получил Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (В. Попов).

Нами была проанализирована литература, посвященная развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокального пения в отечественной и зарубежной педагогике: это работы Н. Ветлугиной, О. Кацер, В. Емельянова, Г. Струве, М. Картушиной, Т. Тютюнниковой, Н. Каплуновой. В основу данного опыта положено пособие «Вокально - хоровая работа в детском саду» М. Картушиной, программа «Ладушки» Н. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Система здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» О. Арсеневской.

Таким образом, одним из способов решения вопроса нравственно-эстетического воспитания является создание детских хоровых коллективов, т.к. возможности хорового исполнительства в вопросе нравственно-эстетического воспитания детей достаточно значительны. Хоровое исполнительство является уникальным средством, создающим условия для морального становления личности, формирования нравственных качеств, эстетических норм, соответствующих общественным нормам поведения. Побуждает к самым лучшим поступкам, развивает самые светлые стороны личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с;

2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - № 11;

3. Ветлугина Н. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. Просвещение, 1981;

4. Давыдова М. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Вако, 2006;

5. Картушина М. Вокально - хоровая работа в детском саду. М. Скрипторий, 2003;

6. Каплунова Н, Новоскольцева. И Праздник каждый день - старшая, подготовительная группы - Спб, 2005;

7. Тютюнникова Т. Речевые игры - Спб, Музыкальная палитра, 2004, №2

Fabrichnikova O.A., Eliseeva E. V.

Fabrichnikova O.A.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

Scientific advisor: Eliseeva E.V.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

ROLE OF CHORAL PERFORMANCE IN MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN

Abstract: the article deals with the problem of moral and aesthetic education of children in a choral group. In this regard, the versatile educational possibilities of choral performance, various means of influencing choral singing on the personality and children's collective, as well as the history of the choral school, starting from the period of 1917, are revealed.

Keywords: moral aesthetic education, choral performance, personality formation, emotional participation, success situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.