Научная статья на тему 'РОЛЬ ХИППИ В СТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОГО ПАЦИФИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В 1970-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ'

РОЛЬ ХИППИ В СТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОГО ПАЦИФИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В 1970-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
575
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИППИ / HIPPIES / ПАЦИФИЗМ / PACIFISM / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / НЕФОРМАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА МИР / INFORMAL MOVEMENT FOR PEACE / ТУСОВКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ / YOUTH GROUPS / GET-TOGETHER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдов Станислав Геннадьевич

В статье рассматривается роль представителей субкультуры хиппи в возрождении пацифистского движения в СССР в 1980-х годах, причины, побудившие представителей этой субкультуры перейти от пассивного состояния тусовок к активной общественной деятельности. Автор рассматривает основные лозунги независимого пацифистского движения первой половины 1980-х годов, показывает, что хиппи сыграли важную роль в подготовке общественного сознания к восприятию идей пацифизма и стали инициаторами организационного оформления этого движения. Сообщества хиппи стали благодатной средой для развития радикально-пацифистских настроений молодежи. При этом распространению идей пацифизма в молодежной среде в известной степени способствовал кризис «традиционных» оппозиционных движений - «правозащитного» и «социалистического».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIPPIE IN THE FORMATION OF THE INDEPENDENT PACIFIST MOVEMENT IN THE USSR IN THE 1970S - THE FIRST HALF OF THE 1980S

In the article viewed the role of representatives of the hippie subculture in the revival of the pacifist movement in the USSR in the 1980s, the reasons that prompted the representatives of this subculture to move from the passive state of hanging out to active social activity. The author examines the main slogans of the independent pacifist movement of the first half of the 1980s, shows that the hippies played an important role in preparing public consciousness for accepting the ideas of pacifism and became the initiators of the organizational design of this movement. Hippy communities have become a fertile environment for the development of radical-pacifist sentiments among young people. At the same time, the spread of the ideas of pacifism in the youth environment was to a certain extent contributed to the crisis of the "traditional" opposition movements - "human rights" and "socialist" ones.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ХИППИ В СТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОГО ПАЦИФИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В 1970-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ»

УДК 94(47).084.9

ДАВЫДОВ С.Г.

РОЛЬ ХИППИ В СТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОГО ПАЦИФИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В 1970-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ

Ключевые слова: хиппи, пацифизм, молодежь, неформальное движение за мир, тусовка, молодежные группы.

В статье рассматривается роль представителей субкультуры хиппи в возрождении пацифистского движения в СССР в 1980-х годах, причины, побудившие представителей этой субкультуры перейти от пассивного состояния тусовок к активной общественной деятельности. Автор рассматривает основные лозунги независимого пацифистского движения первой половины 1980-х годов, показывает, что хиппи сыграли важную роль в подготовке общественного сознания к восприятию идей пацифизма и стали инициаторами организационного оформления этого движения. Сообщества хиппи стали благодатной средой для развития радикально-пацифистских настроений молодежи. При этом распространению идей пацифизма в молодежной среде в известной степени способствовал кризис «традиционных» оппозиционных движений -«правозащитного» и «социалистического».

DAVYDOV, S.G.

THE ROLE OF HIPPIE IN THE FORMATION OF THE INDEPENDENT PACIFIST MOVEMENT IN THE USSR IN THE 1970S - THE FIRST HALF OF THE 1980S

Keywords: hippies, pacifism, youth, informal movement for peace, get-together, youth groups.

In the article viewed the role of representatives of the hippie subculture in the revival of the pacifist movement in the USSR in the 1980s, the reasons that prompted the representatives of this subculture to move from the passive state of hanging out to active social activity. The author examines the main slogans of the independent pacifist movement of the first half of the 1980s, shows that the hippies played an important role in preparing public consciousness for accepting the ideas of pacifism and became the initiators of the organizational design of this movement. Hippy communities have become a fertile environment for the development of radical-pacifist sentiments among young people. At the same time, the spread of the ideas of pacifism in the youth environment was to a certain extent contributed to the crisis of the "traditional" opposition movements - "human rights" and "socialist" ones.

Истоки русского пацифизма восходят ко Льву Толстому, призывавшему познавать истину и тем самым становиться свободными и счастливыми. Подхваченные и развитые последователями идеи мыслителя активно внедрялись ими в общественное бытие, что подчас вызывало конфликты с властями. Так, протесты «толстовцев» против войны в 1916 году, явно неуместные, привели их к аресту и затем на скамью подсудимых [1].

После недолгого периода довольно заметной легальной активности, ставшей возможной в ситуации революции 1917 года и бурных событий гражданской войны, самодеятельное пацифистское движение, в особенности его организационные формы, постепенно стали испытывать возрастающее давление со стороны государственно-партийных структур большевистского режима. К началу 1930-х годов с независимым «толстовским» пацифизмом в СССР, в принципе, было покончено. Отныне пропаганда идей борьбы за мир во всем мире становилась прерогативой исключительно официальных структур, а пацифизм объявлялся орудием империализма.

В качестве титульной организации в советском движении за мир с 1949 года выступал Советский комитет защиты мира. Те немногие элементы пацифистского сознания, которые еще сохранялись в обществе, перешли в так называемое «катакомбное» организационное состояние и долгое время были, что называется «не в формате» не только нормативных мировоззренческих установок, но и интересов и убеждений нонконформистов и диссидентов. Хотя отдельные обращения к миротворческой теме у последних все же присутствовали. Упомянем в этой связи, к примеру, труд А.И. Солженицына «Мир и насилие».

Возвращение пацифизма из забвения и обретение им социальной базы было связано с молодежной субкультурой «хиппи», пришедшей с Запада и распространившейся среди молодежи крупных городов Советского Союза. Уже в 1970 году горком ВЛКСМ столицы зафиксировал появление на улицах Москвы молодых людей распевавших: «Пусть не будет

войн и революций! Любовь, Любовь, Любовь» [2]. А в июне 1971 года состоялась первая антивоенная демонстрация хиппи в Москве. В 1980-е годы на смотровой площадке на Ленинских горах уже ежегодно собирались пацифистские митинги в память о Джоне Ленноне. За столицей тянулась и провинция. К примеру, в 1972 в Гродно прошла похожая демонстрация, устроенная хиппи.

В начале 1970-х годов общины хиппи существовали в Москве, Ленинграде и в Прибалтике. Они насчитывали в своих рядах десятки юношей и девушек [3]. Хиппи можно было постоянно видеть в местах их обычных «тусовок». В Москве это были Площадь Пушкина, Гоголевский бульвар, в Ленинграде - невская кофейня «Сайгон», площадь перед Казанским собором.

Как и в случае других контркультурных начинаний советской молодежи, доморощенные хиппи дополнили заимствованную из-за рубежа субкультуру отечественными компонентами. Анархопацифизм у них органично сочетался с толстовским отрицанием государства и странничеством. Об этом феномене мировоззренческого «миксера», в частности, прямо говорил хиппи и пацифист Юрий Попов: «Наша идеологическая база - это сплав идей Толстого и Ганди с примесью цветочной культуры» [4, с. 347].

И хотя отдельного пацифистского движения из увлечения «хайрастыми» антимилитаризмом и идей ненасилия в 1970-е годы не возникло, однако сам факт того, что в стране кто-то еще, помимо власти и уполномоченных ею ведомств и граждан, может публично выражать антивоенные настроения был весьма примечателен. Пацифизм стал визитной карточкой хиппи. К примеру, в «Манифесте трех системных людей» отмечалось: «Все знают, что знак Системы - пацифик. Все знают, что хиппи - за мир» [5].

Попытки реализации хиппи на практике идей пацифизма и жизненного принципа «Мы свободные люди, свободные навсегда» наталкивались на жесткий отпор властей, объявивших очередную молодежную субкультуру «идеологической диверсией». «Хиппующую» молодежь срочно призывали на военную службу, принудительно трудоустраивали на предприятия, помещали в психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры. Однако «хайрастые», «Система» продолжали оставаться фактом альтернативного молодежного пространства Советского Союза, хотя не столь заметным, как, скажем, рок-культура, пионерами которой они кстати и были.

Именно из рядов хиппи вышли видные фигуры пацифистского движения конца 1970-х-1980-х годов, такие, как Сергей Батоврин - один создателей «Группы за установление доверия между СССР и США», или упоминавшийся уже Юрий Попов, а также Роман Осипов и Сергей Троянский - основатели другой пацифистской группы «Свободная инициатива». Многие исследователи считают, что возникновение «Группы за установление доверия между СССР и США» положило начало существованию в Советском Союзе неформального движения за мир. С этим можно согласиться.

Основанная молодыми московскими интеллигентами 4 июля 1982 года «Группа» ставила перед собой цель наладить диалог между правительствами и гражданами двух сверхдержав для предотвращения угрозы ядерной катастрофы. Она выдвигала предложения по полному уничтожению всех видов оружия массового поражения и ограничению обычных вооружений. С самого начала участники «Группы» ориентировались на легальную деятельность. Было сделано обращение к правительствам СССР и США с призывом прекратить ядерные испытания (текст обращения был отослан на имя Л.И. Брежнева и Р. Рейгана, в ТАСС, в газету «Правда», а также в Советский комитет защиты мира). «Группа» организовала сбор подписей под пацифистской декларацией, требующей создания безъядерной зоны. Публичную заметность группе, насколько уместно говорить об этом в условиях советского режима, обеспечил отклик на ее инициативы молодежи, прежде всего студенчества Москвы и ряда других крупных городов СССР.

Деятельными участником «Группы за установление доверия между СССР и США» был, к примеру, студент О. Радзинский, арестованный в 1983 году с предъявлением ему

обвинения по статье 70 УК РСФСР [6] Он получил один год заключения и пять лет ссылки. Еще более важную роль сыграл в оформлении пацифистского лица «Группы» и привлечении в ее ряды представителей радикальной молодежи другой хиппи и «толстовец» - Николай Храмов. Тот самый студент, который, будучи в 1984 году исключенным из МГУ за участие в «Группе» и призванным в ряды Советской Армии, в письме на имя министра обороны СССР отказался от военной службы по идейным соображениям.

Возникшая в том же году, что и «Группа за установление доверия между СССР и США» организация «Свободная инициатива» вообще в большинстве своем состояла из хиппи, рассматривавших пацифизм как интернациональное по своей природе, объединяющее молодежь СССР и США, начало.

Что же заставило представителей субкультуры хиппи перейти культивирования состояния «внутренней эмиграции» и культурологических исканий к конструированию метода «более осознанного и целенаправленного протеста» [7]? Безусловно, это было следствием мировоззренческой эволюции части представителей субкультуры советских хиппи, потребности в осмыслении своего собственного существования и поисков возможностей обновления идеологии хиппи.

В то же время представляется, что во многом это связано с международной обстановкой, сложившейся в это время. Внешнеполитические факторы способствовали развертыванию и организационному оформлению миротворческого движения. Речь идет о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году. Вопреки официальной пропаганде, в обществе нарастало критическое отношение к этой инициативе советского руководства. В феврале 1980 гг. с осуждением военного вмешательства во внутренние дела Афганистана выступила, к примеру, Московская инициативная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений. В 1981 г. в Киеве за «клевету на советский строй» на 3 года были осуждены 4 молодых интеллигента. Помимо прочего, им вменялись в вину неодобрительные отзывы о вводе войск в Афганистан [8]. Эти случаи не единичны.

Свою роль в развитии пацифизма в СССР сыграли события в Польше, а также резкое охлаждение отношений между СССР и США, грозившее миру ядерной катастрофой. Все это вызывало тревогу у людей и побуждало их задумываться о судьбах мира. Проникнувшаяся идеями пацифизма молодежь энергично откликнулась на вызовы времени. Односторонний подход официальных структур, во всем обвинявших исключительно только «мировой империализм», ее не устраивал. Чтобы избежать атомной войны и достичь культивируемого ими общественного идеала, они предлагали свою позитивную программу, заключавшуюся в установлении доверия между конфликтующими сторонами, налаживании позитивных связей между простыми людьми двух стран и избавлении от страха тотального уничтожения. Об этом прямо говорилось в программном «Обращении к молодой Америке» группы «Свободная инициатива», призывавшем «рабочую, студенческую и "незанятую" молодую Америку ... выступить за установление контактов между простыми людьми наших стран, в чем мы видим единственную возможность преодолеть формализм в отношениях...» [4, с. 347].

Примечательно, что «Свободная инициатива» обращалась, в первую очередь, к иностранным адресатам, видимо изначально скептически рассматривая возможность понимания своей позиции по вопросам войны и мира внутри СССР. Так и вышло. Члены независимых миротворческих организаций и те, кто их поддерживал, находились под постоянной угрозой репрессий со стороны власти. Только в годы перестройки отношение к ним несколько изменилось. В это время в ряде городов открылись отделения «Группы за установление доверия...». Появились также новые пацифистские организации, к примеру «Радикальная ассоциация за мир и свободу», «Социальные исследования и исследования по вопросам мира». В стране стали выходить неформальные журналы, развиваться связи с иностранными пацифистскими организациями.

Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что хиппи сыграли важную роль в подготовке общественного сознания к восприятию идей пацифизма и стали

инициаторами организационного оформления этого движения. Сообщества хиппи стали благодатной средой для развития радикально-пацифистских настроений молодежи. Организации, аналогичные «Группе за установление доверия...», возникли в Одессе, Новосибирске, Ленинграде и других городах.

При этом следует учитывать тот факт, что многие хиппи-пацифисты одновременно входили и в другие «целевые группы» пространства неинституциональных инициатив. В «Группе за установление доверия между СССР и США» было несколько художников-нонконформистов, а С. Батоврин являлся одновременно и представителем художественного андеграунда, написавшим десятки антивоенных картин, и «отказником», и хиппи в одном лице. Такая включенность в различные течения самодеятельных исканий нонконформистской молодежи позволяла пацифистам распространять среди нее свои идеи и привлекать новых адептов миротворческого движения. То, что ценности пацифизма находили своих приверженцев, прежде всего, в среде молодых интеллигентов и студенчества объяснимо специфическими чертами данных групп молодого поколения, образовательным и культурным цензами этих категорий молодого поколения.

Распространению идей пацифизма в их среде в известной степени способствовал и кризис «традиционных» оппозиционных движений - «правозащитного» и «социалистического».

Литература и источники

1. https://christianpacifism.org/2015/03/22

2. Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ) Ф.635, Оп. 17, Д.15, Л.65.

3. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф.5. Оп.64. Д.15. Л.65.

4. Гордеева И.А. О советском пацифизме: Из истории независимого движения за мир в СССР (1980-е годы) // Труды по россиеведению: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр россиеведения; Гл. ред. Глебова И.И. - Вып. 4. -М., 2012.

5. https:// papa-lesha/ru/lib/stalker/manifest

6. Алексеева Л. Обзор важнейших событий // СССР. Внутренние противоречия. - Нью-Йорк, 1983. - Вып. 7. - С. 240.

7. Идеология советских хиппи (1967-1987) // Страна и мир. - 1987. - № 6. - C. 139.

8. О тех, кто не молчал // Карта. - 1999. - № 24-25. - С. 20.

References and Sources

1. https://christianpacifism.org/2015/03/22

2. Central'nyj arhiv obshchestvennyh dvizhenij Moskvy (CAODM) F.635, Op. 17, D.15, L.65.

3. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii (RGANI). F.5. Op.64. D.15. L.65.

4. Gordeeva I.A. O sovetskom pacifizme: Iz istorii nezavisimogo dvizheniya za mir v SSSR (1980-e gody) // Trudy po rossievedeniyu: Sb. nauch. tr. / RAN. INION. Centr rossievedeniya; Gl. red. Glebova I.I. - Vyp. 4. - M., 2012.

5. https:// papa-lesha/ru/lib/stalker/manifest

6. Alekseeva L. Obzor vazhnejshih sobytij // SSSR. Vnutrennie protivorechiya. - N'yu-Jork, 1983. - Vyp. 7. - S. 240.

7. Ideologiya sovetskih hippi (1967-1987) // Strana i mir. - 1987. - № 6. - C. 139.

8. O tekh, kto ne molchal // Karta. - 1999. - № 24-25. - S. 20.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, НИИ истории, экономики и права. DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Research Institute of History, Economics and Law (info@helri.com).

УДК 94(47).084.9:282

ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ В.М.) «ПЕРЕСТРОЙКА» И ВОССТАНОВЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Ключевые слова: Галиция, Украинская Греко-Католическая Церковь, кардинал, Перестройка, Святой Престол, Украина, украинский национализм, униатство.

В статье рассматривается процесс легализации деятельности Украинской Греко-Католической Церкви на территории Советского Союза, пришедшийся на эпоху перестройки - период реформ советского строя и экономики, связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева (1985-1991). Показано, что со второй половины 1980-х годов активизировалось вмешательство Ватикана в религиозную жизнь Западной Украины. Украинская Греко-Католическая Церковь пользовалась растущей симпатией местного населения. В целях легализации успешно использовался общий фон празднования тысячелетия Крещения Руси. После посещения Ватикана 1 декабря 1989 г., М.С. Горбачев согласился на легализацию Украинской Католической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.