Научная статья на тему 'Роль характера водителя в снижении аварийности на автомобильном транспорте'

Роль характера водителя в снижении аварийности на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осеев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль характера водителя в снижении аварийности на автомобильном транспорте»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 3

С РАБОЧЕГО СТОЛА СОЦИОЛОГА

А.А. Осеев

РОЛЬ ХАРАКТЕРА ВОДИТЕЛЯ

В СНИЖЕНИИ АВАРИЙНОСТИ

НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

О проблеме, заявленной в заглавии, писали ведущие российские газеты и специализированные журналы, но в данной статье впервые дана полная популярная версия проведенных методических разработок. Интересующая нас тема масштабна и актуальна с самого начала XX в., т.е. с того времени, когда человек только сел за руль автомобиля, и остается таковой вплоть до наших дней.

Автор не претендует на всестороннее освещение проблемы, но полагает, что возможная практическая польза заслуживает самого пристального внимания, поскольку непосредственно касается поведения и жизни многих миллионов человек.

Проблема

Одной из актуальных национальных и мировых проблем в области безопасности является проблема снижения аварийности на дорогах.

Из материалов ООН известно, что ежегодно в мире от ДТП страдают миллионы человек, а ущерб исчисляется миллиардами долларов. Лишь в одной России на дорогах гибнет около 30 тысяч человек, а получают ранения еще около 180 тысяч, регистрируется 160 тыс ДТП1. Если говорить об их причинах, то, по данным ГАИ, около 70% происшествий происходит по вине "человеческого фактора". Социологические исследования в области "человеческого фактора" — характера поведения водителей — дали поразительный результат.

Исследование причин показывает, что лишь в незначительном количестве случаев причиной ДТП являются внешние об-

1 В России по данным 2004 г. насчитывалось свыше 20 млн автомобилей. Только Москве их более 2,4 млн. Ежегодно за руль автомобиля садятся порядка 2 млн водителей, впервые получивших в ГАИ водительские удостоверения.

стоятельства: техническое состояние автотранспорта, состояние покрытия проезжей части и прочее. В большинстве же своем, источником аварий является сам водитель. Сплав его мыслей, желаний, особенностей состояния психики может быть как фактором спасения от аварий, так и их источником.

В связи с этим предположением закономерно возникают следующие вопросы. Способность к вождению автомобиля — талант, данный природой, или сформировавшееся умение? Почему одни люди хотят и даже горят желанием сесть за руль автомобиля, а другие отказываются, даже не испытав тех ощущений и эмоций, которые могут возникнуть при его управлении? Почему среди тех, кто решил научиться вождению, одни после первых же уроков чувствуют себя уверенно, а другие не могут преодолеть страх? Почему, наконец, из тех, кто регулярно пользуется автомобилем или даже стал профессиональным водителем, одни создают аварийные ситуации и попадают в них, а другие безаварийно ездят долгие годы? Может быть, все это — следствие определенных черт характера?

Наши исследования дают однозначный ответ: существует непосредственная связь между характером человека и безаварийностью езды.

Обоснования решения исследовательской проблемы

Чтобы прийти к этому выводу, потребовалось изучить характер водителей-профессионалов одного из автотранспортных предприятий Москвы (Московского управления инкассации при Центральном Банке России). Сравнивались и анализировались черты тех, кто вообще не попадает в аварии, и тех, у кого они хоть редко, но случались. С использованием метода психодиагностики были смоделированы обычные жизненные ситуации и учтены типы реакции и поведения, ценности и установки сравниваемых групп водителей. Например, исследовали, как — активно или пассивно — ведет себя человек в компаниях, в присутствии людей, старших по возрасту и по положению, как он реагирует, если ему кто-то мешает отдыхать, как ведет себя в ситуациях риска и т.д. Опросили больше ста водителей2 легкового транспорта разного возраста со средним стажем работы

2 В том числе 37 — с использованием шестнадцатифакторного теста Кэт-телла. По результатам математической обработки данных и корреляционного анализа была построена идеальная модель безаварийного водителя. Методологической основой исследования и построения профессиограммы стала концепция ситуационного подхода, отраженная в работах В.В. Щербины.

около 10 лет (были среди опрошенных и те, кто проработал в Москве 20 лет), т.е. тех, кто многолетней практикой ежедневного вождения в любых погодных условиях прошел естественный профессиональный отбор. Это позволяет считать результаты исследования обоснованными и надежными (другое обоснование надежности данных см. в Приложении в конце статьи). Исследование проводилось не только на основе разового опроса водителей-профессионалов (как уже было сказано, Московского управления инкассации при ЦБ России), но и на основе постоянных (на протяжении последних пяти лет) опросов водителей-студентов социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, других московских водителей-любителей и профессионалов-автогонщиков.

Мы пришли к выводу, что на качество безаварийного вождения непосредственно влияют смелость, повышенные моральные нормы, уравновешенность (пониженная тревожность) и творческое воображение.

Только на первый взгляд кажется, что это вещи очевидные. Ведь, скажем, такие качества, как интеллектуальные способности, общительность, сила воли, и др. не связаны с эффективностью и безаварийностью вождения: в аварии попадают и интеллектуалы, а среди безаварийных водителей есть те, кто не любит и не умеет решать сложные аналитические задачи. Почему же именно выделенные нами качества характера обеспечивают безопасность движения?

Все качества характера, связанные с безаварийностью, несмотря на их кажущуюся абстрактность, могут быть выделены по своим признакам и измерены. Вы сами можете испытать себя прямо сейчас, ответив на вопросы приводимых ниже тестов.

Тест на уровень смелости

Вашему вниманию предлагается 13 вопросов. Внимательно прочитайте каждый из них и постарайтесь, не раздумывая долго (свыше 3—5 секунд), дать лишь один из трех вариантов ответа. Отвечая на вопросы теста, старайтесь давать более определенный ответ, избегая варианта "б".

1. При общении с людьми в разных ситуациях, я:

а) с готовностью вступаю в разговор;

б) бывает по-разному;

в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

2. Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на каком-либо коллективном мероприятии:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

3. Мне легко вступать в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

4. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей, чтобы они что-то сделали, обычно обращаются ко мне:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

5. Я считаю себя очень общительным, открытым человеком:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

6. В общении я:

а) свободно проявляю свои чувства;

б) верно нечто среднее;

в) не выражаю своих чувств.

7. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

8. Мне бывает немного не по себе, если неожиданно я оказываюсь в центре внимания группы людей:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

9. Обычно в присутствии людей старших меня по возрасту и по положению я держусь скромно:

а) да, это верно;

б) верно нечто среднее;

в) это не верно.

10. Мне трудно говорить что-либо большой группе людей или выступать перед большой аудиторией:

а) да, это верно;

б) верно нечто среднее;

в) это не верно.

11. В обычных ситуациях общения я испытываю волнение, только не то, которое испытывает человек перед выходом на

сцену:

а) довольно часто;

б) изредка;

в) едва ли когда-нибудь.

12. Когда я нахожусь в небольшой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставляю говорить другим:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

13. Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 7 ответы "а" оцениваются в 2 балла, "б" — в 1 балл, "в" — в 0 баллов. В вопросах с 8 по 13 ответы "а" оцениваются в 0 баллов, "б" — в 1 балл, "в" — в 2 балла.

Интерпретация результатов

0—3 балла. Вы очень робкий, сдержанный и несмелый человек. Вас отличает осторожность, сильная и быстрая реакция на неожиданный раздражитель. В общении с людьми вы деликатны и внимательны к другим. Скорее всего, у вас вообще отсутствует желание садиться за руль. И если вы это делаете или собираетесь сделать, то в силу обстоятельств: нужно кого-то возить, в кругу близких считают, что необходима машина и пр. Езда по городу, особенно первое время, не будет приносить вам удовольствие. Вероятно, лишь длительные тренировки с инструктором смогут вселить в вас уверенность. Для поездок старайтесь использовать трассы и время с наименьшей интенсивностью движения — будни и ранние часы (до 7—8 утра), и добираться до места — к 16—17 часам дня.

4—8 баллов. Вы хоть и не слишком, но робкий человек, сдержанный. Если вы садитесь за руль, природная осторожность будет способствовать безопасности передвижения. Вы никогда не станете стремиться к быстрой езде, что, возможно, вызовет недовольство окружающих. Если вы еще не научились управлять автомобилем, но собираетесь, то тренируйтесь, преодолевайте себя — старайтесь ездить с инструктором по городу, напряженным трассам, разрешенным для обучения.

9—11 баллов. У вас в характере неуверенность. Но вы можете управлять автомобилем и даже стать водителем-профессионалом.

12—20 баллов. Вы достаточно смелый человек и вполне сможете управлять автомобилем (естественно, при наличии других важных для водителя качеств характера, а также соответствующих знаний и навыков). Вы уверенно чувствуете или будете себя чувствовать в самом интенсивном потоке машин, вовремя заметите опасность. Вы долгое время можете сидеть за рулем, в силу чего уже стали или можете стать отличным водителем-профессионалом. Однако и на вас распространяется правило — делать перерывы через каждые три-четыре часа непрерывной езды.

21—26 баллов. Ваша смелость безгранична или, вернее сказать, граничит с авантюризмом. Можете небрежно относиться к деталям и не реагировать на сигналы опасности. В жизни вы лидер и пользуетесь успехом у противоположного пола. Любите испытывать новые эмоции. Работаете без утомления. Однако на дороге пренебрежение сигналами опасности всем дорого обходится. Вы — реальный или потенциальный нарушитель скоростного режима. Сдерживайте себя (или своих знакомых, набравших такое число баллов) на дороге. Всегда контролируйте свое состояние — упоение скоростью и азарт не должны брать верх над разумом. Вы не гонщик! Кстати, по предварительным данным, гонщики — люди смелые (их оценка 13—16 баллов), а не безрассудно храбрые. Видимо, среди них уже состоялся естественный отбор... А знаменитое "Безумству храбрых поем мы песню!" ни в коем мере не относится к водителям!

Тест на соответствие моральных норм

требованиям безопасности

Вашему вниманию предлагается 10 вопросов. Внимательно прочитайте каждый из них и постарайтесь, не раздумывая долго (свыше 3—5 секунд), дать лишь один из трех вариантов ответа. Отвечая на вопросы теста, старайтесь давать более определенный ответ, избегая варианта "б".

1. Если бы я увидел дерущихся соседских детей, то я:

а) не вмешивался бы;

б) не знаю, что предпринял бы;

в) прекратил бы драку.

2. Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, то:

а) меня это не задевает;

б) верно нечто среднее;

в) испытываю отвращение и неприязнь.

3. Я считаю, что возможность вести себя непринужденно важнее, чем хорошие манеры, уважение к существующим правилам поведения:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

4. Люди считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

5. Порой я пренебрегаю добрыми советами других, даже если со -веты эти могли бы быть полезными:

а) изредка;

б) вряд ли когда-нибудь;

в) никогда.

6. Думая о трудностях в своей работе, я:

а) стараюсь все учесть заранее, прежде чем встретить трудность;

б) верно нечто среднее;

в) считаю, что я справлюсь с трудностями по мере того, как они возникнут.

7. Вид неубранной комнаты очень раздражает меня:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

8. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

9. Я довольно пунктуальный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:

а) согласен;

б) верно нечто среднее;

в) не согласен.

10. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точности навыков и умений:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 5 ответы "а" оцениваются в 0 баллов, "б" — в 1 балл, "в" — в 2 балла. В вопросах с 6 по 10 ответы "а" оценены в 2 балла, "б" — в 1 балл, "в" — в 0 баллов. Подсчитайте сумму набранных баллов.

Интерпретация результатов

17—20 баллов. У вас высокое соответствие данного качества характера требованиям безопасности. Вы относитесь к типу обязательных и ответственных людей, поскольку руководствуетесь чувством долга. Вы аккуратны и добросовестны. Если вы получили 19—20 баллов, то ваша ответственность доходит до педантизма. В повседневной жизни у вас могут быть конфликты с людьми неорганизованными и непунктуальными. Однако на дороге данное качество поможет вам избежать аварийных ситуаций, вы редко будете "входить в конфликт" с Правилами дорожного движения.

11—16 баллов. У вас среднее соответствие моральных норм требованиям безопасности. Уровень ваших моральных норм — как у многих в обществе. Вы относитесь к типу людей, у которых в одинаковой степени присутствует и обязательность (ответственность), и необязательность. Там, где требуется ответственность, вы ответственны, но если будет возможность нарушить принятые правила и сделать по-своему, то вы поступите вопреки принятым правилам, т.е. так, как считаете нужным. Вы, возможно, не проедете на красный свет, но при случае (в отсутствие видимой опасности) пойдете на нарушение Правил дорожного движения. Сдерживайте себя от этих побуждений.

0—10 баллов. У вас низкое соответствие моральных норм требованиям безопасности дорожного движения в городе. Это не означает, что у вас нет морали. Она просто своя, индивидуальная. Неподчинение общим нормам и есть ваша мораль. В обыденной жизни виновными в своих неприятностях вы считаете других, а не себя. При управлении автомобилем вы легко перейдете запреты Правил дорожного движения и будете их нарушать, оправдывая это личными мотивами и обстоятельствами. Это не значит, что вы плохой водитель. По некоторым данным, отдельные гонщики должны обладать данным уровнем моральных норм, что обеспечивает им психологическую

победу над уважительным соперником, даже ценой повреждений собственного автомобиля. Но в городе гонщик — фактор опасности дорожного движения. Поэтому при езде по городу следите за соблюдением Правил и будьте предупредительны к другим.

Примечание. Согласно данным отечественных исследований и западных источников, моральные нормы важны для служащих банков, госслужащих, отдельных категорий силовых структур, работников суда и прокуратуры. Увы, как показали наши исследования, отдельные руководители, занимающие высокие должности, не имеют моральных норм — совестливости. Другое дело, что рано или поздно организация, возглавляемая таким руководителем (с пониженными моральными нормами), либо избавляется от подобного "лидера", либо прекращает свое существование. Вопрос в том, сколько пройдет времени и каковы экономические и социальные потери от деятельности такой личности: срыв заданий, неэффективное использование ресурсов, дискредитация проектов, уход ответственного персонала и др.

Нелегко приходится руководителям, обладающим высокими моральными нормами, в организации, где необязательность, неуважение к людям становятся нормой поведения. Взаимодействие двух руководителей — с высокими моральными нормами и низкими — зачастую заканчивается конфликтом: кому-то из двух приходится увольняться. "Честный" требует порядка, не позволяет "разбазаривать" ресурсы организации и становится неудобным "партнером". В таком конфликте часто побеждает тот, у кого больше власти, а не тот, у кого эффективность работы выше.

Многочисленные эксперименты, проведенные во второй половине XX в., показали, что такой фактор, как моральные нормы, совестливость, положительно коррелирует с успешностью обучения и уровнем достижений в социальной сфере. Он характерен для лиц, профессия которых требует аккуратности, обязательности и добросовестности: администраторов, юристов, нотариусов, корректоров и т.п.

Лица с низкими оценками по фактору "совестливость" склонны к непостоянству, уклоняются от выполнения своих обязанностей, игнорируют общепринятые правила, не прилагают усилий к соблюдению общественных требований и культурных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям, ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь.

Низкие оценки по фактору "совестливость" характерны для психопатов и правонарушителей3 (и, как показали наши исследования и о чем говорилось выше, отличают водителей, склонных к нарушениям правил дорожного движения, непосредственно связаны с аварийностью управления автомобилем). Поэтому смена честного руководителя на руководителя с низкими моральными нормами чревата для организации и общества серьезными последствиями. Судя по данным опроса, проведенного исследовательским центром ВЦИОМ, отечественного предпринимателя отличает "и деловая хватка, и трезвый расчет, рационализм, и трудолюбие, и инициативность, настойчивость в достижении целей. Лишь одно достоинство отмечается все реже: честность, порядочность"4.

Тест на творческое воображение

Как уже отмечалось, творческое воображение является одним из важнейших качеств характера, обеспечивающих безопасность вождения автомобиля. Снижаете ли вы скорость, когда проезжаете мимо автобуса, стоящего на остановке? Делаете ли скидку на "отмороженных" лихачей при проезде перекрестков? Учитываете сигналы сразу нескольких светофоров, расположенных впереди на разном удалении? Можете определить по потоку машин примерную скорость движения? Решение этих вопросов требует развитого творческого воображения и одновременной концентрации внимания.

Чтобы определить ваш уровень творческого воображения, ответьте на вопросы теста. Полученные результаты помогут вам лучше понять особенности своего поведения на дороге.

Постарайтесь быстро (не раздумывая дольше 5 секунд) выбрать в предложенных вопросах по одному из трех вариантов ответов. Напоминаем вам, что, отвечая на вопросы теста, старайтесь давать более определенный ответ, избегая варианта "б".

1. По лицу человека почти всегда видно, что он обманывает:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

3 См.: Мельников В.М., Ямпольский ЛГ.Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. С. 231.

4 Западный бизнесмен и отечественный предприниматель. Опрос, проведенный ВЦИОМ (Всероссийским центром изучения общественного мнения) 20—23 июля 2001 г. М., 2002.

2. Самую скучную повседневную работу всегда можно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости:

а) согласен;

б) не уверен;

в) не согласен.

3. Мне не нравится, когда кто-то пристально разглядывает других на улице или в магазине:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

4. Для меня более важно:

а) сохранять хорошие отношения с людьми;

б) верно нечто среднее;

в) свободно выражать свои чувства.

5. Разговор с людьми заурядными, связанными условностями и своими привычками:

а) часто вполне интересен и содержателен;

б) верно нечто среднее;

в) раздражает меня, потому что ограничивается мелочами и лишен глубокого смысла.

6. Некоторые вещи в разговоре вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

7. Важнее, чтобы родители:

а) помогали детям развивать свои чувства;

б) верно нечто среднее;

в) учили детей сдерживать свои чувства.

8. Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел:

а) взяться за организацию работы;

б) верно нечто среднее;

в) следить за результатами и соблюдением правил.

9. Из моей памяти часто выпадают несущественные простые вещи, например названия улиц, кинотеатров:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

10. Во время длительной поездки я бы предпочел:

а) читать что-нибудь серьезное, но интересное;

б) неопределенно;

в) провести время, беседуя с попутчиками.

11. Я бы с удовольствием работал в газете обозревателем событий в мире театра, концертной деятельности и т.п.:

11 ВМУ, социология и политология, № 3

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

12. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать

или вертеть в руках, ерзать на месте, когда приходится долго сидеть на собрании:

а) согласен;

б) не уверен;

в) не согласен.

13. Мне бы понравилась работа фотокорреспондента:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

Подсчитайте полученные баллы. В вопросах с 1 по 6 ответы "а" оцениваются в 0 баллов, "б" — в 1 балл, "в" — в 2 балла. В вопросах с 7 по 13 ответы "а" оцениваются в 2 балла, "б" — в 1 балл, "в" — в 0 баллов.

Интерпретация результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19—26 баллов. У вас сильно развито творческое воображение. С одной стороны, вы можете заранее предвидеть ситуацию на дороге. Однако, с другой, очень часто в пути, как и в повседневной жизни, вы витаете в облаках. Вашим сознанием то и дело овладевают воспоминания. Управляя автомобилем, подавляйте желание решать в уме творческие, производственные и житейские проблемы. Следите за тем, чтобы посторонние мысли не отвлекали ваше внимание от дороги.

12—18 баллов. Ваше творческое воображение развито в необходимом для профессионального водителя направлении. Вы легко предвидите развитие ситуации на дороге и заблаговременно готовитесь к вероятным последствиям.

6—11 баллов. Вы чаще полагаетесь на оценку реальной ситуации, чем на предвидение. Например, выезжая на перекресток на зеленый сигнал светофора, вы редко осматриваетесь в ожидании вероятной опасности наезда сбоку. Вас не волнует возможность внезапного появления лихача, потому что вы полностью доверяете указаниям светофора и убеждены, что все подчиняются его сигналам. Такая уверенность может подвести. Развивайте свое воображение, старайтесь чаще представлять возможные изменения факторов дорожного движения.

0—5 баллов. Вы настроены на трезвый расчет и абсолютную правоту. Ваша убежденность в правоте доходит до педан-

тизма: даже открытое "подрезание" не устрашит вас — вы смело пойдете на столкновение. Подаваемые сзади сигналы фарами с просьбой уступить дорогу только злят вас и убеждают не уступать "наглецу". Не забывайте, что лучше уступить, чем пойти на принцип и оказаться правым... в ДТП.

Тест на уровень тревожности

Водитель на дороге — заложник своих эмоций. Это справедливо не только для прекрасной половины человечества, но и для мужчин. Эмоциональное состояние в свою очередь зависит от так называемого уровня тревожности. Этот уровень у каждого отдельного человека различен. Люди с чрезвычайно высоким уровнем тревожности избегают садиться за руль автомобиля вообще и преодолевают себя перед каждой поездкой — они панически боятся техники. Те, у кого тревожность отсутствует в принципе, управляют автомобилем как танком (с соответствующими последствиями). Чтобы определить ваш уровень, ответьте на вопросы теста.

Отвечая на вопросы теста, старайтесь давать более определенный ответ, избегая варианта "б".

1. Когда меня обвиняют незаслуженно, то я:

а) не испытываю чувства вины;

б) в зависимости от настроения и обстоятельств;

в) все же чувствую себя немного виноватым.

2. Если меня вызывает начальство, то я:

а) пользуюсь случаем, чтобы попросить о том, что нужно мне;

б) верно нечто среднее;

в) беспокоюсь, что это связано с какой-либо оплошностью в моей работе.

3. Бывают периоды, когда мне не хочется никого видеть:

а) очень редко;

б) верно нечто среднее;

в) довольно часто.

4. Если мои знакомые плохо относятся ко мне и не скрывают свою неприязнь, то:

а) меня это совершенно не трогает;

б) верно нечто среднее;

в) я расстраиваюсь.

5. Если люди используют мое хорошее отношение к ним в своих интересах, то я не возмущаюсь и вскоре об этом забываю:

а) согласен;

б) не уверен;

в) не согласен.

6. Окружающие считают меня положительным, спокойным человеком, которого не трогают превратности судьбы:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

7. Время от времени у меня возникает чувство неопределенной опасности или внезапного страха по непонятным причинам:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

8. Когда меня критикуют прилюдно, меня это угнетает:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

9. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение:

а) да;

б) в зависимости от обстоятельств и моего настроения;

в) нет.

10. Я смущаюсь, когда меня хвалят или говорят мне комплименты:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

11. Я чувствую, что мне угрожает какое-то наказание, даже когда я ничего плохого не сделал:

а) часто;

б) иногда;

в) никогда.

12. Мнение о том, что болезни часто бывают "от нервов", силь -но преувеличено:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

13. Меня справедливо считают упорным и трудолюбивым, но не слишком преуспевающим человеком:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 6 ответы "а" оцениваются в 0 баллов, "б" — в 1 балл, "в" —

в 2 балла. В вопросах с 7 по 13 ответы "а" оцениваются в 2 балла, "б" — в 1, "в" — в 0 баллов.

Интерпретация результатов

0—2 балла. Когда говорят: "Спокойный, как танк!" — то это про вас. В неприятной ситуации, к примеру, потеряв работу, вы долго будете оставаться спокойным, и никто, кроме близких родственников, не заставит вас активно заняться поиском нового места. На дороге ваша самоуверенность может превратиться в инертность и стать причиной ДТП. Излишнее спокойствие может сказаться на техническом состоянии вашего автомобиля. Вы, конечно, не доведете его до аварийного состояния, но скорее всего будете эксплуатировать до такой степени, что придется заменять уже не отдельные детали, а даже целые узлы.

3—6 баллов. Такая уравновешенность и уровень тревожности полностью соответствуют качествам водителей-профессионалов. Вы можете смело садиться за руль. Однако не забывайте, что у вас есть также и склонность к полной самоудовлетворенности. Это проявляется в том, что в обыденной жизни вы довольствуетесь достигнутым (исключение составляет лишь профессиональная деятельность). Следите за тем, чтобы это не помешало вам совершенствовать свое умение управлять автомобилем. Поток машин в городах с каждым годом растет и стиль езды принимает более "крутые" формы. В этих условиях здоровая неудовлетворенность своими водительскими качествами не помешает.

7—15 баллов. Вы даете волю тревожным мыслям, которые становятся причиной импульсивного и нервозного поведения. Не поддавайтесь эмоциям. Помните, что нередко причины беспокойства могут быть "ирреальными", надуманными, ложными. Отложите на некоторое время решение своих проблем. Психологи советуют завести в машине отдельное место "для своих забот": это может быть бардачок или небольшая коробочка под сиденьем. Перед тем как начать поездку, мысленно сложите туда свои тревоги — и уже тогда заводите мотор.

16—19 баллов. У вас высокий уровень тревожности. Вы постоянно анализируете все свои поступки и беспокоитесь о том, как вас воспринимают другие. Даже нереальную, абстрактную ситуацию вы переживаете как реальную. При этом непонимание окружающих и беспокойство о нерешенных проблемах приводят к нервному напряжению и как следствие суетливому поведе-

нию. Вы особенно болезненно воспринимаете навязчивые советы пассажиров и готовы отвлечься от дороги, чтобы начать с ними спор или просто высказать все, что вы о них думаете. Это чревато ДТП.

20—26. Плохое настроение и депрессивность редко покидают вас. Вы явно не водитель. Тревожность стала спасением от встречи со "средством повышенной опасности", коим является автомобиль. Ваш талант в другой области. В трудных жизненных ситуациях не отчаивайтесь, потому что многие ваши тревоги — плоды вашей же фантазии.

Результаты тестов не приговор, а повод задуматься о своем поведении за рулем и, может быть, немного его подкорректировать. Правда, многие психологи считают, что избавиться от привычки витать в облаках или укоренившегося чувства собственной непогрешимости непросто. Чтобы изменить привычку, требуется время и, прежде всего, стремление, энергия. Не жалейте ни того, ни другого, ведь в конечном счете речь идет о вашей безопасности.

Итак, подведем итоги. Чтобы окончательно определить степень соответствия ваших качеств характера, ваших способностей требованиям безопасности вождения, Вам следует осуществить простые операции.

Критерии:

1. "Полное соответствие", если вы во всех тестах попали в соответствующую категорию, отличающую профессиональных водителей.

2. "Частичное соответствие", если вы попали в соответствующую категорию профессиональных водителей в двух из четырех тестов, а в двух других оказались в смежных уровнях.

3. "Незначительное соответствие", если вы один раз попали в соответствующую категорию профессиональных водителей, а в других оказались в смежных уровнях. Или вообще по результатам теста оказались в смежных уровнях.

4. "Полное несоответствие", если вы во всех тестах оказались в категории прямо противоположной категориям "профессионального водителя". Ваш характер — возможный источник ДТП.

В заключение считаю необходимым сказать, что информирование общества об отечественных разработках будет иметь ряд положительных моментов.

1. Российские водители (около 15 млн человек) и члены их семей впервые получат полную и эксклюзивную информацию о

причинах аварийности по причине характера водителя и будут знать, от каких качеств характера зависит их безопасность.

2. Публикация полученных результатов исследования будет стимулировать гражданские исследовательские центры и исследовательские центры силовых структур или отдельных ученых к разработке более совершенных тестов на пригодность водителей к безаварийному вождению.

3. Публикация полученных результатов исследования, возможно, будет способствовать разработке в ближайшей перспективе нормативных документов и проведению мероприятий, ограничивающих получение водительских удостоверений лицами, склонными к нарушению правил ДТП, или хотя бы предупреждающих их самих и их окружение об этой склонности. (Организация центров тестирования кандидатов в водители и уже состоявшихся водителей в автошколах и учебных центрах на предмет способности к безаварийному вождению, проведение психокоррекции с категориями способных к вождению, но склонных к ДТП и пр.) В мягкой форме предостережение может носить лишь рекомендательный характер.

Приложение

Обоснование надежности результатов и формулы расчета определения степени соответствия выявленных по методике Кэттелла качеств характера (в стенах) требованиям безопасности

Было протестировано 37 водителей, из них 36 мужчин и одна женщина; средний возраст обследованных 35—40 лет; образование среднее, средне-специальное. Для данной выборки (при п = 37) уровень значимости коэффициента ранговой корреляции Спирмена г составляет 0,30. Расчеты показали, что по фактору Н — смелость г составил +0,34, по фактору О — тревожность, спокойствие г составил —0,30, по фактору М — творческое воображение, мечтательность г составил +0,27. Видно, что по всем этим факторам выявлена вполне значимая связь. О другом факторе — С (моральные нормы, совестливость) можно говорить как о достаточно сильной тенденции: г по фактору С составляет +0,23.

Баллы

10

9 9,5

8

7 7,5 7,5

6

5

4

3

2 2,5

1

А В С Е Е О Н I Ь М N О 01 02 03 04

О — 7,5 баллов, Н — 7,5 баллов, М — 9,5 баллов, О — 2,5 балла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.