Научная статья на тему 'Роль гуманизма в формировании современного права'

Роль гуманизма в формировании современного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1694
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ГУМАНИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LAW / HUMANISM / MODERN CONCEPTION OF HUMAN RIGHTS / GLOBALIZATION / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаев Магомед Алаудинович

В статье рассматривается проблема трансформаций современного права в контексте современной глобализации. Автор полагает, что основой современного права, которое наиболее полное выражение получило в современной концепции прав и свобод человека, является гуманизм. Однако под воздействием глобализации его значение утрачивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of humanism in the formation of modern law

The article studies the transformation problem of modern law in the context of globalization. Author believes that the foundation of modern law is humanism which more complete expression allows in modern conception of human rights. But role of humanism in law is reduced in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Роль гуманизма в формировании современного права»

М.А. Мусаев

РОЛЬ ГУМАНИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА

По нашему мнению, гуманизм представляет собой систему взглядов на мир и человека, основным содержанием которых является коренящаяся в культуре народов ценностная установка на рассмотрение человека как доминанты во взаимоотношениях его с миром. В общественных отношениях гуманизм проявляется в качестве критерия оценки их совершенства, прежде всего, на основе ценностей общечеловеческой морали, реализующихся в институтах гражданского общества и государства. Гуманизм характерен для тех культур, которые рассматривают человека главной ценностью в имплементированной обществом системе аксиологической иерархии. В этом смысле он может выступать ведущим фактором формирования общественных отношений и нормативной регуляции. Государственное регулирование общественных отношений делает идею гуманизма основой в формировании правовых норм и институтов, общеправовым принципом правовых систем.

Неоднородность культур, проявляющаяся в особенностях их элементов (традиций, ценностей, установок и пр.), своеобразие политического контекста и общественного сознания объясняют неоднородность гуманизма в мире, который, соответствуя основным признакам, может иметь разное содержание. В научной классификации встречаются эволюционный, поведенческий, экзистенциальный, прагматический, марксистский, эгоцентрический, культурный, христианский и светский гуманизм [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Однако типологическим критерием определения содержания гуманизма должно выступать понимание человека как социального существа. В мире доминирует европейский антропоцентрический гуманизм, рассматривающий человека как универсальное существо и автономную личность, который, также иногда обозначается как светский гуманизм.

Основные признаки такого гуманизма сложились в древности. По нашему мнению, его предпосылкой является древнегреческая пайдейя и рационализм. В Новое время универсалистское понимание человека было интерпретировано как автономность (автономия личности). Идея европейского гуманизма стала мировоззренческой основой формирования современных политических и правовых систем, правового государства и гражданского общества [8].

Понятие гуманизма эволюционно изменяется не только по исторической вертикали, но и по параллели настоящего. Наиболее распространенные современные парадигмы гуманизма -христианский и светский. Христианский и светский гуманизм исходят из разного понимания свободы. По сути дела, светский гуманизм стал мировоззренческой основой понимания свободы, концептуализированной соответствующим пониманием государственности и законности. Западная идея свободы основывается на целом комплексе культурных стереотипов, генезис которых берет начало в Древней Греции. Возрожденческий гуманизм содержит в себе черты современного светского гуманизма и благодаря культивированию идеи природности человека, неизбежно приводит к идее естественного права. Констатируя незыблемость этого принципа, европейские философы указывают на разный перечень таких прав, но сходятся, однако, в одном - основным таким правом является свобода. Свобода, между тем, может быть реализована лишь через государственно-правовую систему, которая ограничивает произвол каждого. Таким образом, европейская традиция антропоцентрического гуманизма отождествляет свободу с формальным юридическим равенством, предполагая ее реализацию через юридический закон, выражающий естественное право [9].

Можно сделать предварительный вывод о том, что гуманизм есть совокупность социальных, философских, политических, правовых представлений о роли и значении человека в мире как субъекта общественных отношений - личности. Философское содержание идеи гуманизма состоит в рассмотрении человека как автономного и универсального существа. Такое понимание гуманизма, концептуализированное западноевропейской антропоцентрической философией Нового времени, придает ему нормативную значимость в отношении социальной действительности и формирования общественных отношений. В праве гуманизм реализован в качестве принципа формирования содержания норм и институтов, способа регулирования правоотношений на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Содержание проблемы гуманизма в праве заключается в правовой концептуализации его идеи как основной прогрессивной тенденции формирования правовых систем в современном мире.

Так, гуманизм сыграл решающую роль в формировании современной концепции прав и свобод человека. Идея гуманизма зародилась тогда, когда общество в целях своего выживания и воспроизводства стало заинтересованным в целостности человека как производителя общественно необходимых благ. В дальнейшем идея прав человека эволюционировала в зависимости от того культурного контекста, который существовал в обществе. Во многих обществах первоначально права человека отождествлялись с соответствующим классом или слоем общества, а значительная часть

общества вообще не имела прав. Так было в рабовладельческом обществе. В значительной степени это характерно и для феодального общества. Первые права человека были сформулированы в Шумере. Ветхий завет также содержит высказывания относительно прав человека [10].

Как понятие «права человека» восходит к VI—IV вв. до н.э. Впервые эта идея была высказана софистами (Протогор, Антифонт, Ликофрок) и китайскими мыслителями (Мао-Цзы и Конфуций). В дальнейшем в правовой реформе Солона мы находим закрепление этого принципа в ограничении произвола чиновников по отношению к населению. Очевидно, что идея равенства присутствует и в христианстве. Известно также, что древнеримские юристы, разработав понятие субъекта права и равенства всех перед законом, внесли свой вклад в формирование понятия прав человека [11].

В период Средневековья возникает иерархичность права, обусловленная сословным делением общества, когда обладание правом определялось принадлежностью к тому или иному сословию. Однако именно к этому времени относится первый крупный документ, в котором впервые концептуализируются права и свобода человека. Это английская «Великая хартия вольностей» 1215 г. Здесь впервые закрепляется право на неприкосновенность личности.

Однако решающую роль в становлении современной западноевропейской концепции прав человека сыграли идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения (Локк Пэйн, Джефферсон, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гроций). Именно эти идеи стали основой конституций и иного законодательства в период буржуазных революций: в Англии эта Петиция о правах 1628 г. и «Билль о правах» 1689 г., в Америке - Декларации о правах Вирджинии 1776 г. и Декларации независимости США 1776 г., «Билль о правах» 1791 г., во Франции - Декаларация прав человека и гражданина 1789 г.

Последний документ занимает особое место среди названных. Впервые в нем было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность человеческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе. Права человека впервые объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Целью государства («политического союза») провозглашалось обеспечение естественных и неотъемлемых прав - таких, как свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Среди свобод на первое место выдвигалась свобода выражения мыслей и мнений, но подчеркивалось, что пользование свободой не должно наносить вреда другому человеку. Отмечалось также, что пределы пользования правами могут устанавливаться только законом. Очень важно положение, согласно которому именно государство является гарантом соблюдения прав и свобод [12].

В России становление прав и свобод человека имеет не столь богатую историю. России за всю свою историю так и не удалось внедрить правовые принципы регулирования. Однако интерес вызывает уже первый документ Древней Киевской Руси - «Русская правда». Этот документ декларирует, что закон является главным регулятивом в обществе, обеспечивающим высшую ценность человеческой жизни. Однако впервые понятие прав и свобод определяется в России во времена Просвещения (XVIII век) (Н.И. Новиков, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский и др.).

По некоторым оценкам, сегодня право вступило в новый этап своего развития - гуманистический, когда юридическая система выстраивается в соответствии с началами прав человека - признается приоритет и высшая юридическая значимость неотъемлемых прав и свобод человека. Реализация идеи гуманизма в праве предполагает, во-первых, разработку идей права, их углубление и гуманизацию, во-вторых, развитие общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры, и, в-третьих, совершенствование правоотношений. По нашему мнению, это выступает основным контекстом теоретико-правового дискурса современной России [12].

Учитывая современные трансформации идеи гуманизма в праве, позволим себе не согласиться с подобными оценками. По нашему мнению, глобализация как основная тенденция, определяющая содержание многих социальных процессов, в сфере правового регулирования порождает два направления, связанные, во-первых, с ограничением гражданских прав и их нарушением и, во-вторых, с редукцией суверенитета национальных государств. Во многом это объясняется переосмыслением роли гуманизма в формировании права и его применении. Идея гуманизма, концептуально оформленная в эпоху Возрождения и Нового времени, стала духовной предпосылкой формирования, становления и развития современного права как нормативного закрепления свободы, равенства и справедливости, характеризующих природу человека. Наиболее полное выражение на международно-правовом уровне идея гуманизма нашла в современной концепции прав и свобод человека как основы международного правопорядка и системы международной безопасности. Главное воплощение идея гуманизма в этой концепции имеет в нормативном признании высокой ценности государственного суверенитета, гарантирующего реализацию всего объема прав и свобод человека и гражданина. Современная глобализация ведет к таким правовым трансформациям, когда государственный суверенитет не признается в качестве основного условия реализации прав и свобод человека. Поэтому

тенденции правовых трансформаций как следствие глобализации ведут к релегитимации идеи гуманизма в праве.

Говоря о трансформациях в сфере гражданских прав, следует отметить, что эпоха глобализации сопровождается усилением негативных тенденций в этой сфере. Массовые посягательства на эти права становятся неотъемлемой составной частью международной политики и практики многих государств мира. Наибольшую опасность представляют посягательства на самые фундаментальные права, такие как право на мир, право на жизнь, сопровождаемое военным решением политических конфликтов (Югославия 1999 г., Ирак 2003 г.). Об этом также свидетельствует применение запрещенных видов вооружения в локальных военных конфликтах, которое стало нормой ведения военных действий; тенденции ограничения юридических гарантий гражданских прав человека; правовые ограничения независимости судей, адвокатов и других судебных работников. В диссертации отмечается глубокая взаимосвязь между ослаблением гарантий, предоставляемых деятелям юстиции, и возрастанием случаев нарушений прав человека.

Следует акцентировать внимание на ограничении государственного суверенитета как тенденции, связанной с глобализацией. Суверенитет является органической частью концепции прав и свобод человека, включается в систему гарантий их реализации на уровне национальных государств. В конечном итоге он является своеобразным выражением гуманистического содержания прав и свобод человека, предполагая независимость не только в сфере политической, но и культурной жизни. Нарушение государственного суверенитета, о котором идет речь в диссертации, имеют как прямое, так и опосредованное действие. К прямому относятся военные вмешательства и другие санкции, предпринимаемые с целью оказания давления на государства. К опосредованным - использование деятельности международных организаций для вмешательства во внутренние дела. Как правило, подобные действия оправдываются мотивами гуманизма и свободы, нарушаемых в соответствующих странах. Однако, по нашему мнению, сама эта тенденция ведет к искажению изначального содержания прав и свобод человека, основой которых является гуманизм.

Литература

1. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

2. Новик И. Гуманизм - демократия - глобализм // ОНС. 1992. № 5.

3. Панфилова Т.И. Универсальность гуманизма не исключает его ограниченности // ОНС. 1992. № 5.

4. Назаретян А.В. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // ОНС. 1991. № 6.

5. Никитич Л.П. Ценности гуманизма универсальны // ОНС. 1991. № 5.

6. Седов Е.И. Прагматический гуманизм // ОНС. 1992. № 4.

7. Моисеев Н. Рациональный гуманизм // ОНС. 1992. № 3.

8. Контарев А.А. Идеи российской государственности. Ростов н/Д, 2000.

9. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

10. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики. Волгоград, 2004.

11. Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.

12. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.