Научная статья на тему 'Роль гуманизации и гуманитаризации в формировании будущих интеллигентов'

Роль гуманизации и гуманитаризации в формировании будущих интеллигентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / INTELLECTUALS / EDUCATION / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сальникова Людмила Георгиевна

Обосновывается необходимость преодоления в обществе технократических тенденций и становления гуманитарного сознания. Доказывается, что современное образование не должно сводиться лишь к задаче расширения информационного содержания дисциплин, оно должно быть нацелено на привитие молодым людям гуманистических ценностей. Разграничиваются понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization and humanitarization role in formation of future intellectuals

The author shows the need of overcoming of technocratic tendencies in the society and formation of humanitarian consciousness locates. It is proved that modern education shouldn't be reduced only to a problem of extension of the information content of disciplines, it has to be aimed at instilling of humanistic values in young people. Concepts of humanization and education humanitarization are differentiated.

Текст научной работы на тему «Роль гуманизации и гуманитаризации в формировании будущих интеллигентов»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

СОВРЕМЕННОГО

ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ

ББК 63.3(2)64-283.2

Л. Г. Сальникова РОЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩИХ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ

После идеализации научно-технического прогресса в середине XX века к началу XXI века появилось более осторожное отношение к науке и разуму. Человечество озабочено масштабностью глобальных потрясений: катастрофы, аварии, несчастные случаи, гибель людей занимают ведущее место в информационных сетях, а значит, и в сознании людей. В рамках постиндустриального общества формируется общество риска. Настоятельная необходимость современности — преодоление технократических тенденций и становление гуманитарного сознания. Теория и практика гуманизма уходят своими корнями в глубь веков. Гуманизм (от лат. «homo» — человек, «humanus» — человеческий, человечный, «humanitas» — человеческая природа) — это сложившееся в эпоху Возрождения, прежде всего в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической литературы. Называя себя мудрецами или ораторами, итальянские гуманисты обозначали свои занятия к познанию таких вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека. Слово «гуманист» появи© Сальникова Л. Г., 2013

Сальникова Людмила Георгиевна - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук Ковровской государственной технологической академии имени В. А. Дегтярева. gn-kgta@rambler.ru

лось в конце XV века, а термин «гуманизм» был введен немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г. В XIX веке началось обсуждение исторического содержания и пределов этого понятия.

Центральная идея гуманизма — актуализация через гуманистические занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя культивация его достоинства. Гуманизм — это и особый тип философского мировоззрения, в центре которого — человек с его земными делами, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм — доброжелательное отношение к человеку: человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции.

В современной научной литературе под гуманизмом понимается, с одной стороны, совокупность антропологических и гуманитарных наук, с другой — явление духовной жизни.

Гуманитарные науки — это науки о человеке, о его специфике. Они изучают человека через его поступки, намерения, цели, достижения. В гуманитарных науках методом «познания — проникновения» является метод понимания.

В статье ставится задача: рассмотреть интерпретации гуманизма в современной научно-философской литературе и практике, новые подходы к гуманитаризации высшего образования.

Начиная с XIX века наступает кризис гуманизма. Он вызван сомнением в способности человека сохранять позицию свободы и автономности в условиях современного общества. Исторической предпосылкой вытеснения человеческого иным можно посчитать, при желании, всю историю человечества. Ф. Ницше объявил войну всему «слишком человеческому», усмотрел в современности конец христианской культуры и приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти». Противоядием от «омас-совления» культуры X. Ортега-и-Гассет называл «дегуманизацию искусства». Н. А. Бердяев главным изъяном гуманизма считал отрыв человека от Бога.

В эпоху гуманизма, разума и прогресса люди начали жить не «ради Бога», а ради себя. Мир богател и развивался, мир науки

и техники вел к постоянному облегчению их быта, способа господства. Богатство, комфорт и свобода стали последней целью цивилизации, как отказ от служения какому-либо Абсолюту. В центре цивилизации — Человек. С открытием микро- и мегами-ров, с усилением мощи и самоценности технических средств Человек смещается из центра цивилизации на периферию, перестает быть субъектом происходящих процессов, становится объектом.

Внутри гуманитарного теоретизирования человек перестает быть автором, субъектом, творцом. Наиболее определенно это выразилось в структурализме. Задача науки, по мнению К.-Л. Стросса, не воспроизводить человека, а растворить его. Возникает феномен антигуманизма, вначале «слабого», «теоретического», в виде приема познания, а потом все решительнее — фундаментально-онтологического, концептуально-мировоззренческого. Происшедший в структурализме отказ от объектносубъектной парадигмы означал отказ от признания особого положения человека в мире. Он такой же элемент его функционирования и развития. Он больше не человек, а актор или даже агент1. Безусловно, бессубъектной истории в мире не существует. Но называть причиной катастроф и несчастий вместо человека «человеческий фактор», по крайней мере, некорректно.

«Гуманитарная парадигма» переживает кризис, внутреннее брожение, предсказания о гуманитарной катастрофе. Вместо гуманизма и антропологии предлагается, в частности, разрабатывать гуманологию, в которой человеческий разум уравнивается с техническим разумом, фактически искусственным интеллектом2. Но человеческий разум вряд ли может соревноваться с машинным, да и просто сосуществовать. Выдвигается идея так называемой симметричной антропологии, в которой уравниваются человек и вещи окружающего мира. Это примеры непрестанно умаляющейся роли человека. Не случайно в компьютерных текстах исчезают имена собственные, которые теперь пишутся с маленькой буквы. Вместо антропологии вводится персонология, в которой личность представляется как «сгусток свободного духа». Этот сгусток терминологически совпадает с постструктуралист-ским представлением человека как концепта. Подобные абстракции увенчиваются идеей возникновения «виртуального человека», естественно, более прогрессивного в сравнении со старомод-

ным, телесным. Развертывается целое направление по «конструированию человека», какого — непонятно3.

В последнее время фактов дегуманизации достаточно: освобождение от людей инакомыслящих в сталинские времена, ужасы концлагерей, бомбардировки Ирака, Ливии и т. п. Действительность свидетельствует о том, что постепенно, век за веком, в обществе накапливается инерция гуманизма и прямые проявления ее — изменение отношения к детям, старикам и инвалидам или массовые гуманитарные миссии — антиглобализм, волонтерские движения, «Врачи без границ», деятельность Римского клуба и пр.

Все вышеперечисленное свидетельствует о разложении гуманитарной парадигмы. К началу XXI века это нашло выражение в возникновении трансгуманизма. В основе его идеологии лежит тезис о том, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может изменяться и совершенствоваться без каких-либо ограничений «до бесконечности». «Трансгуманисты хотят “не остаться людьми”, а наоборот — перестать ими быть, став более совершенными существами, т. е. трансхьюманами, или же нелюдями. Трансгуманисты считают, что мы живем в эпоху переходного этапа от обычного человека к постчеловеку...»4

Условием непрерывной эволюции человека является его бессмертие. Трансгуманизм — это почти другое имя имморта-лизма. Поскольку в нем имеется в виду не просто отказ от гуманизма как некой ценности, а преодоление человека как Гомо са-пиенса, то точнее его следовало бы называть трансгоманизмом или трансантропологизмом.

Исторически сложившийся традиционный человек и гуманизм как идеология его самоценности становятся тормозом ускоряющегося технического прогресса, последний требует совершенствования человека. Превратившись в трансгресс, технический прогресс трансформирует человека в элемент, фактор, агента в потоке ускоряющегося новационного развития. Существующий человек — это, по меньшей мере, «недостаточно хорошо», если не совсем плохо, говорит нам новое божество — технология НБИК (нано, био, инфо, когно) — и заказывает, проектирует, моделирует Иное, причем посредством самих людей. Подобные взгляды не фантастика, о чем свидетельствуют потоки сообщений из лабораторий мира о всё новых успехах в манипуляции человеком (с его генами, вживление чипов, чтение мыслей и т. п.).

Выражением кризиса гуманизма в сдвиге «гуманитарной парадигмы» являются ныне процессы появления на нашей планете представителей новых форм сущего. Это: человек-в-компьютере, человек-без-чувств, человек-зомби, интеллагент, гибрид-киборг, гомутер, е-Номо (единицы, но не гипотетические, а в экспериментах), это «небелковый» искусственный интеллект как форма разума, преодолевающего зависимость от человеческого мозга.

Извращение идеи устойчивого развития, разрушение природы и замена ее искусственной средой, вакханалия новациониз-ма — всё это есть проявление деэволюции человеческого бытия. Несмотря на инстинкт самосохранения средствами науки и техники человечество движется к небытию, к возникновению мутантов прогресса.

Современные интерпретации, дискуссии вокруг гуманизма и его судьбы в современном мире указывают как на глубокий кризис (переживаемый не только этим мировоззрением), так и на его непреходящее значение для всей истории человечества.

В настоящее время формируется научная парадигма, объектом исследования которой становятся быстро развивающиеся системы. Главной особенностью этих систем является их «чело-веко-размерность», то есть изучение комплексов, включающих в качестве компонента человека. Человеко-размерная модель предусматривает необходимость соединения когнитивных и ценностных параметров науки и образования. Междисциплинарная, аксиологически ориентированная человеко-размерная картина мира отражает реалии формирующегося общества риска. Отсюда ясно, что антропологический подход должен стать стержнем современного образования.

В литературе нет четкого понимания, что есть гуманитарные науки. Некоторые авторы не выделяют отдельного понятия «гуманизация», «гуманитаризация»5. Под гуманитаризацией сначала понимали, как правило, увеличение дополнительных гуманитарных дисциплин и количества подготовленных специали-стов-гуманитариев, это узкое понимание. Гуманитаризацию следует рассматривать как средство повышения гуманитарной культуры любого вузовского специалиста и как характеристику способа преподавания. Обучение любой дисциплине должно носить гуманитарный (антропоцентристский) характер. Что является объек-

том гуманитарных наук? М. М. Бахтин полагал: «Гуманитарные науки — это науки о человеке, о его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении... изучают человека через его поступки, намерения, цели, действия. Человек тем или иным образом себя проявляет, говорит о себе, то есть выражает себя...»6

Гуманитаризация образования — это наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т. е. включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин. Она связана с учебно-методическим содержанием преподавания в вузе. Гуманитаризация не сводится лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин, но в принципе должна отвечать более высоким целям — привитие молодым людям гуманистических ценностей.

Современные стандарты высшего образования определяют размер гуманитарного блока примерно 25 % от общего начального объема всей учебной нагрузки в вузе. Преподаватели технических дисциплин считают, что этого вполне достаточно, или даже лишку. Главное здесь — эффективно использовать предоставленную возможность. Правомерно возникают два важных вопроса: во-первых, что следует преподавать студентам, т. е. как должна выглядеть дисциплинарная матрица гуманитарного блока, и, во-вторых, как следует преподавать гуманитарные дисциплины?

Министерство образования и науки РФ рекомендует решать вопрос о дисциплинах гуманитарного блока с учетом возможностей и потребностей вуза. Исходить необходимо из состава наук, в центре которых стоит человек, мир культуры, гуманистические идеи и идеалы, концепции социального, политического, правового устройства человеческой жизни, которые получили всемирную известность.

Гуманитарная педагогика, как полагают Ю. Ветров и А. Ивашкин, должна ориентироваться на три основных принципа: плюрализм, репрезентативность, дистанцирование7.

Плюрализм исходит из признания многомерности и многогранности мировой гуманитарной и общественно-политической мысли, многообразия существующих точек зрения.

Принцип репрезентативности нацеливает на трансляцию в учебном процессе тех достижений мировой общественной мысли, которые получили общее признание, стали классикой в соответ-

ствующих направлениях гуманитарных исследований. Репрезентативность предполагает бережное отношение к первоисточникам, к классическому тексту.

Принцип дистанцирования требует от преподавателя сбалансированного, объективного, беспристрастного изложения изучаемых концепций. Он запрещает какую-либо политическую, национальную или классовую ангажированность лектора как ключевой фигуры учебного процесса.

Преподаватель на университетской кафедре не должен брать на себя роль политика, вождя, пророка. С конца ХХ — начала XXI в. гуманитарные науки находятся под влиянием изменений, которые связаны с научной, политической, исследовательскими практиками, ролью творчества, информационно-коммуникационными инфраструктурами, с возникновением глубинных сетевых структур процесса производства знаний и продуктов научного труда. Особенностью гуманитарных наук является деятельность ученых, которые расширяют использование и исследование информационно-коммуникационных технологий. В США были получены данные о том, что 6 % гуманитарных исследований в 2005 г. были проведены с использованием сетевой инфраструктуры и цифровых инструментов. Новые «цифровые практики» подготавливают основу для возникновения инновационных исследовательских технологий, и возможно, для изменений в парадигме гуманитарных наук.

Концепты «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» характеризуют различные векторы в реформировании высшей школы. Если «гуманизация образования» в широком смысле предполагает создание в обществе системы образования, соответствующей гуманистическим идеалам (прежде всего, личной свободе, социальной справедливости, человеческому достоинству), то «гуманитаризация образования» связана с учебнометодическим содержанием преподавания в вузе.

Гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда открывают в человеке личность, ее неповторимость, уникальность, высшую самоценность, когда они служат гуманистическим идеалам, формируют интеллигентность, новое поколение интеллигентов.

1 Кутырев В. А. Время Мо1^о // Вопросы философии. 2011. № 7.

2 Эпштейн М. Знак пробела : о будущем гуманитарных наук. М., 2004.

3 Конструирование человека : сб. тр. Всерос. науч. конф. Томск, 2008.

4 Кутырев В. А. Указ. соч.

5 Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006. № 1.

6 См.: Суслов И. Н. Педагогические основы гуманитаризации образовательного процесса технического вуза. Омск, 1998.

7 Ветров Ю., Ивашкин А. Указ. соч.

ББК 60.524.126

А. В. Кокшаров ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» — молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности, а также от того, останутся ли они в профессии, зависит будущее нашей страны.

Работа с молодыми педагогами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы обра-

© Кокшаров А. В., 2013

Кокшаров Александр Валерьевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры теории управления Ивановского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. a_koksharov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.