Научная статья на тему 'Роль гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности в контексте компетентностного подхода в системе негуманитарного образования'

Роль гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности в контексте компетентностного подхода в системе негуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дьякова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности в контексте компетентностного подхода в системе негуманитарного образования»

Роль гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности в контексте компетентност-ного подхода в системе негуманитарного образования

Дьякова В.В.

В формировании личности студента крупная роль принадлежит гуманитарному образованию. Само понятие «гуманитарный», т.е. проникнутый непосредственной заботой

о человеке, подразумевает в качестве своей основы, по словам А.Ф. Лосева, не только сумму знаний по гуманитарным наукам, но и особое состояние ума, особую умонастроен-ность — тягу к свободомыслию. Гуманитарное образование формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные позиции студенческой молодежи. Оно является основным стержнем гуманитаризации всей системы высшего технического образования.1

По мнению большинства исследователей, современное российское образование (особенно в техническом образовании) претерпевает кризис. Причина этого заключается в том, что современное общество, которое называют информационным, создало культуру, основанную на идеологии прогрессизма и техницизма, потребления и полезности, изменившую самого человека. Технократическое общество производит духовно деформированные личности, так как наиболее общими чертами технократизма являются примат средства над целью, символа над действительностью, техники над человеком и его духовностью. В технократическом мышлении сиюминутные потребности вытесняют разум и нравственность. Сегодняшний кризис высшего инженерного образования А. Ж. Кусжанова связывает с кризисом духовности, которая снизила внимание к ценностям самого человека, его жизни, его мышления, его культуродеятельностного самоопределения в мире других людей.2

В частности, на преодоление именно такого кризиса, по мнению некоторых исследователей, и направлены изменения в системе образования, а именно в сторону компетент-ностного подхода.

В процессе преодоления кризиса, подробно описанного выше, гуманитарные науки должны взять на себя одну

1. Добрускин М.Е. Роль гуманитарного образования в подготовке инженеров // Социс, 2001.

2. Любимова О. В. Роль гуманитарных дисциплин в подготовке бакалав-

ров технического вуза // Вестник Северо-Кавказского государственного

технического университета. 2010.

из главных ролей — активного участника процесса социализации и воспитания поколения молодых людей, которые понимают и осознают себя как граждане России, граждан демократической страны, и понимают всю меру ответственности за такую «гражданскую идентичность» (см. Таблицу1).

Рассмотрим этот вопрос подробно. Резко стартовавшая более двадцати лет назад, трансформация политической системы в нашей стране запустила процесс фундаментальных изменений во всей общественной структуре. Общество до сих пор продолжает изменять свое положение «в системе координат» — от тоталитаризма к демократии, от коммунизма к капитализму, от плановой экономики к рыночной, от коллективизма к индивидуализму... Население страны было поставлено в условия жесткой ресоциализации. Одним из первых, встал вопрос о гражданской идентификации. Идентичность «советский человек» исчезла вместе с самим СССР. В новых паспортах написано «гражданин Российской Федерации». В 1991 году появляется новое государство — Россия — совсем другая страна, с совершенно новыми правилами, стандартами, ценностями и идеалами. Важным является тот факт, что теперь, в демократическом обществе паспорт, формально подтверждающий гражданство человека, не означает, что он является полноценным гражданином государства, в это понятие теперь вкладывается качественно новый, принципиально иной смысл. Каждый гражданин имеет свои права, свободы и обязанности, а значит, у него есть ответственность. Ответственность перед собой, гражданами и государством, подразумевающая гражданскую активность.

Особую роль в описанном процессе занимает молодежь, которая в силу своей многочисленности, гибкости мышления, специфике творческого потенциала, способности к социально-преобразующей деятельности, а так же предрасположенности к новым идеям, умениям и навыкам становится значимым субъектом общественной жизни. Отличительное социально-политическое качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент его становления социальную и политическую структуру общественных отношений, но

Таблица 1. Некоторые компетенции, в рамках которых можно способствовать формированию гражданской идентичности у студентов (согласно ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата)

Специальность Код компетенции Компетенция

Химия ОК-04 Понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом

Информационная безопасность ОК-01 Способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции РФ, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма

Нефтегазовое дело ОК-19 Быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению

Электроэнергетика и электротехника ОК-09 Способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению.

Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения ОК-18 Использованием в личной жизни и профессиональной деятельности этических и правовых норм, регулирующих межличностные отношения и отношение к обществу, окружающей среде, основные закономерности и нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина

Технологические машины и оборудование ОК-3 Готов к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений

ОК-04 Умеет руководствоваться в общении правами и свободами гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться

Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств ОК-14 Способностью использовать свои права и обязанности как гражданина своей страны, Гражданский кодекс РФ, другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании. Будучи включенной в жизнедеятельность общества молодежь выполняет специфические функции: воспроизводственную, трансляционную и инновационную. Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности.3

Молодое поколение 90-х оказалось в ситуации, когда правила поведения, культура, а также опыт их родителей в целом оказался не актуальным в новых условиях, а в государстве не оказалось институциональных структур, которые бы взяли на себя ответственность за социализацию постсоветской молодежи. Современная российская молодежь в процессе социализации наследует и будет в основном воспроизводить те культурные нормы, ценности, образцы поведения, культуру, которые на сегодняшний момент установились в процессе долговременных отношений между государством и гражданами, в первую очередь, мировоззрение их родителей (а это как раз выходцы из постсоветской молодежи). В результате именно от того, как сегодняшняя молодежь усвоит основные демократические и гражданские ценности, как качественно они осознают, что значит быть гражданином зависит развитие России в будущем.

Гражданская идентификация, как компонент социальной идентификации, подразумевает процесс приобретения и усвоения личностью норм, идеалов, ценностей, ролей и моральных качеств, свойственных той гражданской общности, к которой принадлежит индивид. Результатом данного процесса является появление идентичности, т.е. осознание себя гражданином. Принадлежность к гражданской общности в большинстве случаев определяется волей обстоятельств (рождение, проживание) — данностью, а не индивидуальным сознательным решением. Это определяет восприятие данной социальной группы как задаваемой извне, а соответственно социальная роль гражданина не всегда однозначно позитивно принимается индивидом. То куда направится вектор восприятия личности своей гражданской принадлежности — в положительную или отрицательную сторону — зависит непосредственно от структуры гражданской идентификации.

Согласно концепции Г. Тэджфела гражданская идентичность включает в себя три основных элемента: когнитивный — знание о принадлежности к данной социальной общности; ценностный — наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; эмоциональный — принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых. Становление гражданской идентичности фиксируется не только фактом осознания гражданской принадлежности, но и в большей степени тем отношением, которое к ней проявлено, и принятием данного факта как значимого в жизни человека.4

В структуру гражданской идентичности входят: государственная идентичность — соотнесение себя с определенным государством, восприятие своих конституционных

3. См.: Социология молодежи. / Под ред. проф. ВТ. Лисовского. СПб,

1996..

4. См.: Водолажская Т.В. Определение понятия «идентичность гражданская» [Электронный ресурс] // http://mirslovarei.com

прав и обязанностей; патриотизм — наполнение государственной идентичности ценностным содержанием; гражданственность — качества гражданина, характеризующее его как активного члена государства, не только следующего своим правам и обязанностям, но и реально участвующим в его жизни.5 Попробуем проанализировать первые две составляющих.

Сравнительный анализ гражданской идентичности между молодыми поколениями 90-х и нулевых демонстрирует, что среди современных молодых людей значительно возросло количество, идентифицирующих себя российскими гражданами. Доля считающих себя гражданами Российской Федерации среди молодежи в возрасте 18-30 лет составляла в 1992 году всего 38%, в 2009 году — 69%. Почти для каждого третьего молодого россиянина гражданская идентичность затруднена, причем для 21% из них в силу этнической принадлежности. Важным является то, что с возрастом доля ощущающих себя гражданами России не увеличивается, а среди представителей этнических групп — сильно снижается.6

Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности. Упомянутые выше сложности гражданской идентичности не оказывают сколь-либо существенного влияния на чувство патриотизма молодежи. Так, среди считающих себя гражданином РФ не готовы жертвовать своими личными интересами, если это будет необходимо для блага страны — 24,9%, ощущают себя «гражданином своей республики» — 29,1%, гражданином «мира» — 38,4%. Причем необходимо уточнить, что каждый молодой человек по разному определяют свою патриотическую позицию, и выбирают разнообразные позиции при выборе — жертвовать или не жертвовать личными интересами ради интересов государства: 7,7% — готовы жертвовать «безоговорочно», 30,1% — готовы жертвовать , в зависимости от того, о каких интересах страны идет речь, 22,6% — готовы жертвовать в зависимости от того, о каких личных интересах пойдет речь, 27,2% — не готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства, 12,4% — затруднились ответить. В целом же, 32,7% в полной мере ощущают себя патриотами и не в полной мере — 41,7% молодежи. Не ощущают себя патриотами 17,1% и затрудняются определиться по этому поводу 8,5%.7

В целом, в 2000 году 77% жителей России (все возрастные группы) считают себя патриотами, а в 2010 — 70%.8 Если учесть данные, описанные абзацем выше, можно предположить, что тенденция сокращения патриотов в нашей стране будет продолжаться. И это уже предмет не просто дискуссионного обсуждения в научных и властных кругах, это реальная проблема, требующая комплексного решения на уровне всего государства.

Структура патриотической идентификации определяется такими подсистемами, как картина социального про-

5. Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010.

6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

7. Там же.

8. Общественное мнение - 2010. М., 2011.

странства и времени, образа «Мы» и представления об отношениях с «Они».9

Отношение молодежи к Западу и западной цивилизации «взвешенное», основная масса — 61,5% — придерживается мнения, что в этой цивилизации много и хорошего, и плохого. Мало таких, кто убежден, что западная цивилизация доказала свое мировое превосходство, как образец для всех остальных народов — 13%, но и таких, кто видит в Западе больше плохого, чем хорошего — 15,1%. Доля относящихся к западной цивилизации безразлично — 10,4%. Радует тот факт, что если в 1997 году, только 45,7% молодых людей сказали, что в целом им нравится жить в России, к 2007 году — их число увеличилось до 64,1%.10

В процессе гражданской идентичности личность приобщается к культуре той общности, к которой она принадлежит, и в данном случае, определяющим является отношение (позитивное или негативное) человека к ценностям, нормам, традициям, истории, моделям поведения, которые присущи данному государству.

40% молодых людей считают, что российские традиции и стиль жизни — это основа духовности своего народа, которую нужно возрождать и развивать.11 И именно эта «российская культура» — результат совместного, в целом мирного, многовекового проживания различных национальностей на одной территории — и может стать основой для воспитания патриотизма в современной стране.

Сегодня среди исследователей бытует мнение, с которым сложно не согласится, что если не будут предприняты эффективные шаги по развитию и укреплению общероссийской идентичности, вероятно дальнейшее обострение кризиса идентичности, и как следствие — потеря нравственных и ценностных ориентиров у молодежи и других слоев общества. Для того, чтобы предотвратить подобное развитие событий, способное привести российское общество и государство к распаду, необходима целенаправленная и последовательная государственная политика, предусматривающая разумное сочетание этнического и общероссийского компонентов идентичности, формирование у жителей России, и молодежи, чувства принадлежности к единому обществу и государству.12 Доля молодежи, ожидающей от власти в отношении себя проявления патерналистских функций, велика — 43,8%. По их мнению, власть должна заботиться о молодежи и оказывать ей помощь во всем. Примерно такова же доля молодежи — 42,5% — желающей строить свои отношения с властью на паритетных началах. Достаточно значима и доля тех — 14,1%, кто желал бы максимальной свободы от власти и возможности самостоятельно решать свои проблемы.13

Однако, необходимо помнить, что гражданская нация может сформироваться только в обществе, прошедшем

9. Жаде З.А. Формирование гражданского патриотизма у молодых россиян // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.), М., 2011.

10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

11. Там же.

12. См.: Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис, 2010, №3.

13. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический

портрет. - М., 2010.

этап модернизации.14 Стабильное развитие российского государства в будущем зависит от того, какой молодежь является в настоящем — какие ценности, культура, модели поведения им ближе, какую формы выражения им предпочтительны, какие жизненные приоритеты они ставят. А помочь им в этом процессе призваны именно гуманитарные науки.

Список использованных источников

1. Водолажская Т.В. Определение понятия «идентичность гражданская» [Электронный ресурс] // http://mirslovarei.com

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010, - 592 с.

3. Добрускин М.Е. Роль гуманитарного образования в подготовке инженеров // Социс, 2001. - с. 95 - 98.

4. Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.), М.:

ИМЭМО РАН, 2011. - 299 с.

5. Любимова О. В. Роль гуманитарных дисциплин в подготовке бакалавров технического вуза // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2010. №

1 (22). - С. 25

6. Общественное мнение - 2010. М.: Левада-Центр, 2011. - 268 с.

7. Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность

в системе координат мирового развития // Полис, 2010,

№3. - С. 56.

8. Социология молодежи. / Под ред. проф. ВТ. Лисовского. -

СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - 460 с.

9. Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - Вып. 1 (57). - С. 111-115.

14. Тихонова Н.Е. Становление новой российской идентичности: опыт эмпирического анализа // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.), М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.