Научная статья на тему 'Роль гражданского общества в противодействии коррупции: общетеоретические аспекты'

Роль гражданского общества в противодействии коррупции: общетеоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14189
1263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антиномии
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / РОССИЙСКОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / COUNTERACTION TOWARD CORRUPTION / RUSSIAN ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / CIVIL SOCIETY / LEGAL EDUCATION OF INDIVIDUAL / COUNTERACTING CORRUPTION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляшин Иван Владимирович

В статье анализируется механизм противодействия коррупции в России, роль в этом институтов гражданского общества. Автор обосновывает необходимость участия российского гражданского общества в реализации мер, направленных на борьбу с коррупцией. Подчеркивается важность всестороннего исследования исторических особенностей социального и политического развития личности и общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of civil society in counteracting corruption: theoretical aspects

The article examines the mechanism of counteracting corruption in Russia and the role of civil society institutions. The author highlights the need to involve Russian civil society into implementation of methods aimed at combating corruption, and emphasizes the importance of comprehensive study of historical background of social and political development of individuals and society in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль гражданского общества в противодействии коррупции: общетеоретические аспекты»

УДК 343:328.185+32.019.5

Иван Владимирович Тепляшин

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института Красноярского государственного аграрного университета г. Красноярск (3912) 65-01-95 ivt-sl@yandex.ru

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО общества В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье анализируется механизм противодействия коррупции в России, роль в этом институтов гражданского общества. Автор обосновывает необходимость участия российского гражданского общества в реализации мер, направленных на борьбу с коррупцией. Подчеркивается важность всестороннего исследования исторических особенностей социального и политического развития личности и общества в России.

Борьба с коррупцией, российское антикоррупционное законодательство, гражданское общество, правовая культура личности, политика в сфере противодействия коррупции.

Как известно, коррупция это социальное явление, характеризующееся многофакторным содержанием. Истоки ее всепроникающего и масштабного характера надо видеть прежде всего в системе сложившихся ценностей, интересов, приоритетов, национальной ментальности, на которые ориентируется российское общество. Можно наблюдать, как в обществе формируется социально-правовая мимикрия - человек сознательно приспосабливается к сложившимся противоправным нормам и правилам решения многих вопросов в обход официально установленных механизмов.

Говоря о причинах коррупции, опрошенные в ходе социологического исследования считали, что это прежде всего жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов (мнение 70%), неэффективность государства и несовершенство законов (63%), низкий уровень правовой культуры и законопослушания большинства населения (37%), широкое распространение клановости и семейственности в среде российских чиновников (34%), правовая неграмотность самих чиновников (13%) и т.д. Кроме того, по мнению граждан, коррупции способствует безнаказанность государственных

чиновников при получении взяток, слишком широкая свобода действий должностных лиц вкупе с их «аморальностью», противоречивость законов и отсутствие у власти «политической воли» для борьбы с коррупцией, отсутствие стимулов для честной работы чиновников, низкий образовательный и культурный уровень населения и самих госслужащих. И, конечно, играют свою роль российские исторические традиции мздоимства и воровства.

На наш взгляд, понятие коррупции имеет не столько правовой характер, сколько социально-политический. Это предполагает, что необходимым основанием успешной борьбы с коррупцией является наличие политической воли государства. Кроме того, само российское общество должно быть готово к такой борьбе. Социологические исследования, проведенные по проблеме коррупции в России и мерам по противодействию ей, свидетельствуют, что большинство респондентов (около 70%) не верят в возможность получения ощутимых результатов в борьбе с коррупцией, оценивают коррупцио-нированность ветвей власти как высокую (51%) или очень высокую (36%), а антикоррупционное законодательство как слабое (41%) или малоэффективное (22%) [6, с. 9].

В современном правосознании российского общества остались категории, обусловленные длительным культом власти и недемократическим развитием общества. Преобладающее перманентное упование российского общества на сильную и авторитарную государственную власть повлияло на уровень правовой культуры и состояние доверия общества к отдельным органам государства, в том числе органам местного самоуправления. Важно понять, что в таких условиях большую роль играет сама личность, где на ее современное состояние повлияли в большей степени обстоятельства исторического характера, содержащие отношение общества и гражданина к закону на каждом этапе развития российского государства. Необходимо принять во внимание характер правления, когда монарх, социалистическая государственная власть в целом фактически признавались единственными источниками права. Это соответствующее внедрение в массовое сознание правового нигилизма. Также низкий уровень правосознания и правовой культуры общества, отрицание на протяжении долгого времени общечеловеческих ценностей со стороны правящей элиты влияли на качественный выбор человеком соответствующей модели поведения в обществе, взаимодействия с государственным механизмом.

С учетом данных особенностей развития политико-социальной составляющей личности достаточно важно оценивать правовое воспитание российских граждан. При этом главнейшими факторами формирования цивилизованной, основанной на законе формулы взаимодействия государства и гражданина, непременно выступают реальное существование гражданского общества, его эффективное

функционирование и совершенствование, политико-правовая активность граждан, направленная на реализацию творческих способностей и стремлений. В данном случае правовая активность это такая форма социальной активности, в которой имеет место возможность правовыми средствами удовлетворить свои интересы, достичь социальных ценностей, а также в случае необходимости решить социально-правовые нужды легальным путем, что является важнейшим условием эффективного взаимодействия личности, гражданского общества и государства между собой.

Здесь возникают соответствующие вопросы: какие меры и инструменты противодействия коррупции формируются сегодня в российском обществе? Что предпринимает российский законодатель и как эти нормативные предписания реализуется в действительности? Какое место в этом механизме предупреждения и вытеснения коррупции из социально-правовой практики отводится российскому гражданскому обществу и личности?

Некоторые позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы в сфере демократизации в нашей стране, уже видны. Это появление зачатков реальной свободы в конституционно-правовой сфере. Созданы юридические условия для реализации личностью и обществом своих общественных интересов и идей. Выходят из «тени» возможности реализации субъективных прав и качеств личности в политико-правовой сфере. Происходит разрушение чувства безучастия и отстраненности от процессов формирования основных органов государственной власти. Достаточно эффективно реформированы избирательные институты. В 2001 г. впервые в российской истории принят закон о политических партиях. Скорректированы и приняты новые законы об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, о выборах депутатов Государственной Думы РФ и Президента РФ. Соответствующая работа проходит в субъектах России.

При этом вопросу демократического взаимодействия государственной власти и гражданского общества уделяется официальное внимание.

Так, в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. подчеркивается, что «главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан». При этом ряд норм Стратегии (ст. 39, 48, 55 и др.), закрепляющих механизмы противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе в области борьбы с коррупцией, уста-

навливают необходимость взаимодействия государства и институтов гражданского общества [14]. Как видится, принципы и порядок реализации механизма противодействия с коррупцией, также могут быть конкретизированы в соответствующей стратегии и концепции. В специальной литературе отмечается, что коррупция в органах власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна стать консолидированной. В этом плане причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции. Условия для коррупции создаются неполнотой и бессистемностью правовой базы противодействия коррупции, а также дефектами правовых норм, оставляющими простор для коррупционных проявлений [10, с. 28].

Законодатель отводит соответствующее место и инициативе граждан в вопросе борьбы с коррупцией. В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. дано следующее определение коррупции: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие как:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

- проверка в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и др.

При этом среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначена такая как создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества [12].

Значимость задействования институтов гражданского общества в механизме противодействия коррупции также подчеркивается в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. Обращают на себя внимание положения по реализации комплекса мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами; повышение правовой культуры общества; реализацию прав граждан на получение достоверной информации о фактах коррупции и складывающейся практике правоохранительной деятельности в этой сфере. В силу этого можно говорить, что «вектором» развития и совершенствования антикоррупционного механизма в России выбран принцип системного и продуктивного взаимодействия гражданского общества и государства.

В вопросе противодействия коррупции возникает необходимость исследования правовой технологии, обеспечивающей реализацию возможностей для информирования российских граждан о состоянии и качественных характеристиках государственного механизма. Такой правовой институт в России формируется, что, как представляется, позволит реализовать инициативу граждан при получении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон Российской Федерации «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. закрепляет основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к числу которых относятся открытость и доступность данной информации; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, защиту их чести и деловой репутации [11; 13].

Обозначенные нормативно-правовые положения являются важным шагом на пути совершенствования антикоррупционных мероприятий в России. При этом многие новшества нуждаются в своем правоприменительном совершенствовании. Кроме того, для формирования антикоррупционного общественного сознания имеют значение и такие антикоррупционные инструменты, которые были бы направлены не только на реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции через средства массовой информации, но и публичное обсуждение выявленных фактов, участие в правоприменительной деятельности и принятии соответствующих законных решений. Такими мерами, как подчеркивается в специальной литературе, могут быть обеспечение досту-

па граждан и организаций к информации о противодействии коррупции в органах власти, установление обратной связи с получателями государственных услуг, формирование механизма социального осуждения коррупционера и др. Органами власти должен проводиться анализ публикаций в СМИ, а также жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции. Для нормативного обеспечения проведения экспертизы жалоб и обращений граждан должны быть разработаны соответствующие административные регламенты рассмотрения обращений и жалоб граждан, включающие необходимость направления обращений заявителей, в том числе в уполномоченные органы и комиссии. Необходимо активизировать создание горячих линий для сообщений о фактах коррупции. Федеральным органам исполнительной власти предстоит обеспечить информирование граждан и организаций о результатах проведенных проверок, обстоятельствах совершения коррупционных поступков и принятых мерах по отношению к виновным должностным лицам посредством размещения указанных сведений на официальной сайте ведомства в сети Интернет [10, с. 16].

По справедливому замечанию В.Н. Руденко, успешнее всего борются с коррупцией небольшие страны с малочисленным, этнически и культурно однородным населением, имеющие развитые институты демократии и гражданского общества. Что же касается России, то это - большая страна с огромной территорией, на которой живут десятки миллионов людей; у нее богатые традиции бюрократизма, мздоимства и лихоимства; в ее политической культуре не укоренены традиции гражданского участия и защиты прав человека. Согласимся с этим, как и с тем, что постепенно к гражданам приходит понимание того, что как бы и кому не хотелось быть вне политики и жить автономно от забот власти, взаимодействовать с ней все равно придется. А значит, граждане должны приложить немалые усилия для того, чтобы сделать государство более «отзывчивым» к гражданским нуждам [8, с. 20-24].

Важное внимание в вопросе участия граждан России в рамках антикоррупционной деятельности следует уделять институту включенности гражданского общества в данные механизмы. Именно «встроенность» институтов гражданского общества в механизм антикоррупционной деятельности позволит повысить реальную эффективность предпринимаемых мер и действий. По этому поводу отмечается возможность проведения публичных слушаний в форме общественных или гражданских форумов, участия граждан в деятельности советов, создаваемых при органах власти и пр.[5, с. 467-468]. Представленная правовая технология обсуждения вопросов (получение информации, обмен мнением, выработка общей позиции) антикоррупционной деятельности, наряду с иными направлениями данной работы, может быть востребованной и значимой.

Некоторые авторы предлагают в целях антикоррупционной деятельности в России осуществлять пропаганду антикоррупционного поведения, воспитания у населения негативного отношения к коррупции во всех ее проявлениях. Это, например, оказание государственной поддержки в формировании и деятельности общественных объединений, созданных в целях противодействия коррупции. Проведение мероприятий, направленных на антикоррупционное образование и пропаганду [2, с. 54].

При этом возможно, что в условиях незрелости гражданского общества в России необходимы определенные импульсы, которые бы, например, активизировали личность на решение каких-либо государственных преобразований, в том числе и в вопросе противодействия коррупции, формировании в обществе нетерпимого отношения к этому социально вредному явлению.

В этом плане современные тенденции в правовой жизни российского общества оказывают существенное влияние на изменения государственно-правовых институтов, норм и отношений, связанных с личностью, ее статусом. Механизм гарантирования прогрессивных и эволюционных основ развития личности и гражданского общества один из важных аспектов стабилизации правовой деятельности в сфере борьбы с коррупцией в России. Современная гуманитарная российская наука признала необходимость настоятельного и первоочередного изучения основ гражданского общества, факторов его дальнейшего развития применительно к особенностям становления национальной правовой системы. Это в определенной степени определяет важность исследования содержания и свойств отношения личности коррупции как прежде всего социальному институту. Правовые интересы и стремления граждан, их преломление через организационно-правовые действия должны сегодня выступить предметом пристального внимания научных теорий и исследований.

В исследуемой проблеме тематика теории личности носит комплексный, многосторонний характер. Правовое развитие и судьба государства и граждан, проживающих в нем, их обоюдное, выработанное длительной взаимной практикой отношение к организации социально-правовой жизни, неразрывно связаны между собой. При этом сегодня российское руководство подчеркивает необходимость продолжения реализации демократического механизма взаимодействия гражданского общества и государства. В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 г. подчеркивается, что «российской общество за последние годы доказало приверженность демократическим ценностям, и сейчас вопрос стоит лишь о том, как должна дальше развиваться демократия в России» [7]. Необходимо фокусировать свое внимание на приоритетных инновационных направлениях формирования системы внутреннего отношения граждан к прогрес-

сирующей «коррупционной коррозии» в социальной жизни российского общества и государства.

В результате определенного типа историко-политического развития общества у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, что в значительной мере предопределяет выбор соответствующих действий и поступков. Социальная потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность соразмерно сложившейся практике, систематически обращать внимание на эффективность правовых норм, действенность законодательства государства. Цель правового воспитания - одобрение и принятие гражданином установленных правил и категорий демократически-правовой государственности, создание системы внутренних регуляторов его поведения сопоставимых с официальными. Простое знание законов, устройства государства, судопроизводства и т.д. еще не гарантирует гражданственности действий граждан в политикоправовой сфере. Человеку необходимо осмыслить систему предлагаемых законом правил, понять их значение и ценность. В силу этого стоит подчеркнуть необходимость научного осмысления технологии правового воспитания в современном российском обществе в свете исследуемых вопросов.

Безусловно, при формировании массового нетерпимого отношения к коррупции важная роль должна быть отдана правовой пропаганде среди широких слоев населения, проведению правового всеобуча в масштабах государства, процессу вытеснения из психологии человека правового нигилизма. Государство должно выбирать приоритетные направления такого правового воспитания.

Наряду с этим необходимо провести законодательное закрепление достаточно большого объема программ относительно ориентированного воспитательного воздействия. Эти программы должны касаться в первую очередь механизма и системы образования, действенности процесса реализации демократических прав, слияния права и культурно-исторических ценностей и интересов российского общества, повышения уровня национального правосознания, правомерной реализации законных имущественных интересов человека. Данные меры во многом определяют качественное состояние антикоррупционной деятельности.

В рамках правового воспитания также следует обратить особое внимание на молодежные группы. Существенный результат может принести действие программ правового всеобуча молодежи для предварительного формирования у этих групп нетерпимого отношения к коррупции. Кроме переработки и совершенствования учебного процесса в данной сфере, необходимо повысить уровень уважения молодого человека к праву, его ценности и необходимости в повседневной жизни. Здесь можно представить Конституцию Рос-

сийской Федерации в качестве основного не только правового, но и социального критерия поведения. Данный метод может стать эффективным, произойдет более последовательное воспитание и внушение необходимости соответствующего легального поведения. Правовое воспитание в процессе формирования нетерпимого отношения к коррупции должно быть применено в отношении всех групп общества. Реализация таких программ потребует ответственного отношения и научно обоснованного подхода.

Важным элементом институциональной основы противодействия коррупции в России является правовая культура. Она подразумевает не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Кроме того, правовая культура гражданина является источником устойчивой убежденности в высоком назначении и значимости права как главнейшего социального регулятора, способного изменить общественные отношения в позитивную сторону, что является достаточно актуальным для современного российского общества и исследуемой проблемы. Сформированная правовая культура личности в наибольшей степени способствует именно правомерному социально активному поведению. Здесь правовая культура есть целостное явление, включающее в себя правомерные отношения, основанные на законности и правопорядке, правовой информированности и уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Специальная правовая культура должна формироваться в отношении представителей органов государственной власти. Существует необходимость в создании специальных научно-исследовательских институтов, инновационных программ, направленных на повышение эффективности деятельности государственных органов в области действия российского антикоррупционного законодательства. Например, в системе МВД достаточно своевременно предпринимаются попытки снизить уровень коррумпированности в правоохранительной деятельности. Отмечается, что в июле 2007 г. была принята Концепция обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России. Создание в МВД антикоррупционных барьеров стало системным и последовательным. Так, внедряется институт личного поручительства, в том числе и при назначении сотрудников на вышестоящие должности. Введена процедура согласования с подразделениями собственной безопасности назначений граждан, принимаемых на службу в органы внутренних дел. Это аналитическая работа по выявлению всевозможных коррупционных угроз и определение объектов, нуждающихся в защите, проверка их моральных качеств и профессионального поведения [1].

В современных условиях возникает потребность в создании подобной организационно-управленческой работы в иных органах власти, прежде всего исполнительных и судебных. Но главное - это

привлечение к данной деятельности представителей гражданского общества, а значит повышение ответственности должностных лиц перед российским обществом.

Здесь со стороны общественности должны быть подвергнуты пристальному вниманию:

- механизмы, предусматривающие превентивные меры по пресечению коррупционных нарушений в конкретных общественных отношениях и органах власти;

- процедура отбора граждан при поступлении на государственную службу, а также при продвижении представителей органов государственной власти по «служебной лестнице» в процессе занятия ими соответствующих должностных мест;

- реализация института конфликта интересов;

- выполнение государственным служащим (должностным лицом) конкретных организационно-правовых функций, соответствие такой деятельности установленному административному регламенту.

Обращаясь к правосознанию как одному из факторов развития процесса включенности граждан в общественно-правовые отношения, важно заметить, что в данной категории участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, воля, чувство, человеческая душа, весь человеческий институт. Правосознание является источником, вызывающим убежденную внутреннюю готовность гражданина к действию в процессе легального достижения поставленных целей, а следовательно, реализации правовых норм и предписаний.

При этом необходимо учитывать специфику российского самосознания, стремление граждан к удовлетворению своих интересов в рамках российских традиций и обычаев. Правосознание граждан, безусловно, должно основываться на нравственном и духовном фундаменте, всестороннем использовании исторических особенностей и характерных черт российского общества, жизни и развития личности в России.

Только культурно богатая, сильная и активная в правовом плане личность, а также само гражданское общество, смогут реально и правомерно реализовывать свои желания и интересы. Более того, если эта реализация будет всеобщей, объединенной и направленной в конкретное русло, то российское общество в представленной сфере придет к желаемому результату намного быстрее и благополучнее. Потребуется концентрация научно-практической деятельности и государства, и личности на проблемах организации свободного гражданского общества, сильного, справедливого и функционально активного. Только объединение и консолидация мнений и взглядов всех социально-корпоративных групп, существующих в государстве, может реально служить решению проблемы противодействия коррупции.

Важно осознать, что вопросы борьбы с коррупцией непременно должны быть разрешены через призму личности, его интересов и стремлений. Наша власть структурно пока еще во многом изолирована от общества. Верхушка ее может быть лучше или хуже, но это не меняет саму систему состыковки государственной структуры и гражданского общества. Население рассматривает государство как сферу деятельности руководителей и отсюда делает вывод: за все отвечают «они», а не «я». В итоге реальный творческий и интеллектуальный потенциал остается невостребованным, не реализуются в полном объеме декларированные в Конституции РФ права человека и гражданина, при этом доминирует практика корпоративизма и номенклатурно-чиновничьих усмотрений. Действует множество установленных общефедеральными и региональными властями особых прав-привилегий, специальных правовых режимов, разного рода льгот и исключений из общих правил в пользу отдельных лиц, социальных слоев, различных финансовых, экономических и этнических групп, профессий, корпораций и территорий [9, с. 19-20].

В любом случае дальнейшая концептуальная научная деятельность по решению поставленных вопросов должна основываться на соответствующих философских и социально-правовых знаниях о внутренних процессах, происходящих в российском гражданском обществе, о сложившихся традициях взаимодействия личности с государственным аппаратом. В основу формирования российской модели противодействия коррупции следует положить такие принципы как эволюционность и историческая последовательность, солидарность и консолидация общественного мнения, эффективность работы органов власти и ответственность перед различными социально-политическими группами, конструктивное взаимодействие различных общественно-политических сил. Важная роль в этом вопросе должна принадлежать политическим возможностям и настроениям личности. Можно согласиться с тем, что сущность политических прав гражданина во многом зависит от характера, природы и специфики взаимоотношений между человеком и государством. В таких отношениях присутствуют две системы связей между государством и его гражданами: 1) право на участие граждан в формировании государственных органов и самой государственной воли; 2) «свобода» влияния в необходимых пределах на общественные отношения и волю государства, не опасаясь какого-либо внешнего воздействия со стороны государства, без подавления государством свободы индивида [3, с. 836].

Наряду с условиями экономического и политического характера, важным является вовлечение в подобные мероприятия как можно больше населения. Проводимые преобразования должны взять лучшее от прошлого и настоящего, учитывать менталитет народа, его национальные привычки, обычаи, стереотипы, характер

отношения нации к правовым нововведениям и инновациям. Здесь следует активизировать исследование исторического и социального развития российского гражданского общества, конвертировать полученные результаты в содержательные аспекты антикоррупционной политики складывающейся в современной России.

Стоит надеяться, что реализация данных идей приведет к стабилизации системы взаимодействия государства и российского общества, коррупционной устойчивости таких отношений. Как справедливо отмечает Е.М. Примаков, «Россия остается самой большой в мире по территории страной, ... обладает, несомненно, высоким интеллектуальным потенциалом» [4]. И потому именно власть нашего многонационального народа, воля граждан и возможности человека должны быть положены в основу решения одной из важнейших национальных проблем - организации эффективной борьбы с коррупцией в современной России, а значит и прозрачных взаимоотношений между личностью, обществом и государством.

В заключение стоит подчеркнуть, что сегодня российский законодатель и общественность только формируют «правовые контуры» механизма предупреждения коррупции, а также выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений. Но одно известно - личность, внутренний социально-культурный мир человека, потенциал гражданского общества России в этом вопросе занимают ключевое место и должны играть ведущую роль.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барьер от коррупции. Концепция обеспечения собственной безопасности очистит милицию от взяточников и преступников // Российская газета, 2009. № 146. 7 авг.

2. Игнатенко В.В., Тирских М.Г., Хвалев С.А. Механизмы противодействия коррупции в законодательстве субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука, 2009. № 2. С. 54-55.

3. Кликушин А.А. Политические права граждан и их генезис в отечественном конституционном законодательстве // Право и политика. 2008. № 4. С. 834-841.

4. Мир без России? Евгений Примаков: к чему ведет политическая близорукость // Российская газета, 2009. 21 янв.

5. Очеретина МА. Понятие и типология института публичных слушаний // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН, 2009. № 8. С. 466-476.

6. Подкупающая откровенность. Социологи выяснили, что думают российские граждане о причинах коррупции и способах борьбы с ней // Российская газета, 2008. 6 июля.

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году // Российская газета, 2008. 6 нояб.

8. Руденкин В.Н. Демократизация и коррупция // Российское право: образование, практика, наука, 2009. № 2. С. 20-24.

9. Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право, 2009. № 4. С. 15-21.

10. Цирин А.М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права, 2009. № 2. С. 11-17, 28-34.

11. Федеральный закон Российской Федерации «О персональных данных» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ // Российская газета, 2006. № 165. 29 июля.

12. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 // Российская газета, 2008. №266. 30 дек.

13. Федеральный закон Российской Федерации «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ // Российская газета, 2009. № 25. 13 фев.

14. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 № 537 // Российская газета, 2009. 19 мая.

RESUME

Ivan Vladimirovich Teplyashin, Candidate of law, associate professor, associate professor, Law Institute, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, (391) 265-01-95, ivt-sl@yandex.ru

The role of civil society in counteracting corruption: theoretical aspects

The article examines the mechanism of counteracting corruption in Russia and the role of civil society institutions. The author highlights the need to involve Russian civil society into implementation of methods aimed at combating corruption, and emphasizes the importance of comprehensive study of historical background of social and political development of individuals and society in Russia.

Counteraction toward corruption, Russian anti-corruption legislation, civil society, legal education of individual, counteracting corruption policy.

Материал поступил в редколлегию 3G.G9.2GG9 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.