ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 329
М. В. Рыбасова
РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОМ МОДЕРНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования гражданского общества в РФ, количественный и качественный рост общественных организаций, повышение их роли в социально-политическом развитии страны. Подчеркивается важная роль взаимодействия организаций государства, бизнеса и граждан-
ского общества, неправительственных организаций в решении социально значимых проблем всего общества.
Ключевые слова: гражданское общество, государство, некоммерческие организации, неправительственные организации, правительство.
M. V. Rybasova
THE ROLE OF CIVIL SOCIETY IN POLITICAL MODERNIZATION: PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
The article deals with the problems of formation of civil society in the Russian Federation, the quantitative and qualitative growth of public organizations, strengthening of their role in socio-political development of the country. The author emphasizes the important
Формирование гражданского общества является сложным и многогранным процессом, который находится за пределами власти, бизнеса и отношения в семье, где люди добровольно объединяются для достижения общих интересов. Курс руководства страны к модернизации социально-политической сферы невозможен без дальнейшего развития государственных и негосударственных институтов современного российского общества, без поиска новых, оптимальных средств и методов их взаимодействия.
Основной формой проявления гражданского взаимодействия является участие общества в различных неправительственных организациях и добровольческих объединениях, с помощью чего они могут показать социально-значимые качества. Российская политическая модернизация и обновление политической системы, перевод ее на инновационные рельсы развития, формирование и распространение современных и эффективных институтов, способных обеспечивать своевременное и адекватное реагирование на быстро меняющиеся параметры современной жизни,
role of cooperation between the state, business community, civil society and non-governmental organizations in solving social problems.
Key words: civil society, the state, nonprofit organizations, non-governmental organizations, the government.
заключается в количественном и качественном росте общественных организаций, повышение их роли в социально-политическом развитии страны [5].
В широком смысле к субъектам гражданского общества могут быть отнесены: неправительственные организаций, благотворительные фонды, бизнес-ассоциации, органы самоуправления, СМИ, профсоюзы, организации работодателей, непарламентские политические партии, религиозные организации, инициативные группы граждан. Также под термином гражданское общество, или «третий сектор», следует понимать прежде всего неправительственные и благотворительные организации [1]. Теперь мы можем сказать, что «третий сектор» начинает осознавать себя как некая целостность, с общими интересами и общим видение проблем.
В России существуют следующие институты свободных и равноправных граждан [1]:
- «Деловая Россия», Ассоциации предприятий, индивидуальные частные предприятия, фермеры и сельскохозяйственные объединения, профессиональные промышленные Ассоциации;
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
- социально ориентированные организации: правозащитные, экологические, культурные, образовательные, благотворительные, женские, защита прав потребителей и др.;
- политические партии;
- профессиональные союзы;
- творческие союзы: театральных деятелей, журналистов, художников, исследователей и др.;
- молодежные организации, движения и общества: военно-патриотические, культурные объединения и клубы;
- конфессиональные объединения и др.
Итак, гражданское общество - это
система разнообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, групп, основанных на равенстве и личной инициативе, включая получение независимости средств к существованию. За последние годы появился ряд новых общественных организаций, которые представляют реальные интересы территориальных сообществ и финансируются за счет местных частных (неполитических) источников. Это способствует лучшему «укоренению» и повышает жизнеспособность «третьего сектора» в целом. Тем не менее, существуют определенные риски для устойчивого развития гражданского общества:
- недостаточное количество имущества и финансовых ресурсов;
- отсутствие прямого доступа к структурным фондам ЕС;
- отсутствие достаточной финансовой поддержки со стороны государства и т. д.
В гражданском обществе главным механизмом регуляции общественной жизни выступают ценности и образцы культуры, прежде всего моральные и правовые идеалы, принципы и правила, а также самореализация личности, воспитания гражданских качеств (гуманность, порядочность, честность, доверие, ответственность и др.) [2]. Так, правосознание регулирует отношения благодаря своему высокому уровню, который соответствует осведомленности о правах важности значения всех своих действий с интересами других членов данного общества, его неписаных законов и требований законности. Такое чувство справедливости очень важно для функционирования всего механизма гражданского общества и его институтов. Его также можно назвать гражданским чувством справедливости. Одной из главных особенностей этого типа справедливости счи-
тается то, что она основана не столько на ожиданиях, а на том, что кто-то другой, особенно власти могут создать для человека условия, чтобы тот мог реализовать свои субъективные права и свободы [4]. Перед страной, стремящейся перейти на современный тип развития, неминуемо встают задачи возврата к демократической институциональной среде, поскольку фаза вхождения в стадию постиндустриального развития требует усиления определенных сегментов общества.
Таким образом, основным элементом «третьего сектора» является человек, инициатива, которая лежит в основе создания какой-либо из его социальных институтов. Вот почему в основе гражданского общества, наряду с основными демократическими, экономическими и политическими реформами, должно присутствовать и сознание граждан как основная движущая силы социально-политических преобразований.
Развитие современного общества, основанного на свободных и равноправных отношениях, неразрывно связано с развитием либеральной демократии и является необходимым условием для демократического принятия решений. Эта тесная взаимосвязь между представителями «третьего сектора» и демократического государства исторически коренится в том, что понятие личности и индивидуальности человека возникло в то самое время, когда идея власти сама по себе была радикальной между демократическими и абсолютистскими теориями государства.
Для жизнедеятельности гражданского общества необходимы следующие условия [3]:
- создание в стране всех условий для развития разнообразных форм собственности, чтобы каждый член общества имел право на участие в любой из них;
- в обществе должна сложиться социальная структура, представляющая интересы всех групп и слоёв населения;
- гражданское общество должно формироваться одновременно с правовым государством, когда принятием ряда законов гарантируются права граждан, регламентируются отношения между гражданами и государством;
- активизация в общественном сознании гражданской политической культуры.
Институты гражданского общества являются необходимым условием политиче-
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ского успеха, и активное, сильное общество может внести полезный вклад в решение проблем политики, облегчить развитие частной инициативы, помочь предотвратить чрезмерное вмешательство государства во все сферы. Необходимость взаимодействия государства с «третьим сектором» выражается в специфических чертах становления некоммерческого сектора в России [5].
Современная модель гражданского общества типологически отличается от предыдущих моделей. «Третий сектор» сегодня является основополагающей основой для совершенствования демократической государственности. В этой связи термин «социальное государство», который вошел в оборот с середины ХХ века, был предназначен подчеркнуть способность государства осуществлять современную социальную политику - создание системы социальной защиты, социальной безопасности, социального партнерства и приоритетность этих задач. Это отражает новые реалии взаимодействия с гражданским обществом. Государство утратило монопольное положение регулятора социальной политики, в его недрах зародилась сложная сеть социальных организаций и институтов, которые
возникли в среде гражданского общества и стали строить новую систему взаимодействия с государством [2]. Эта система получила название «межсекторное социальное партнерство», тип конструктивного взаимодействия организаций государства (первого сектора), бизнеса (второго сектора) и гражданского общества, неправительственных организаций (третьего сектора) в решении социально значимых проблем всего общества.
Сформировавшиеся в России за последние годы социально-политические и экономические условия таковы, что институты некоммерческого сектора действуют слабо и малоэффективно без помощи и поддержки со стороны государства. Опыт большинства демократических стран показал, что равноправие, партнерское отношения государства с институтами гражданского общества являются важным условием прочности властных структур, а, следовательно, и эффективности экономического развития. В современных условиях возникла сложная сеть общественных организаций и институтов, которые сформировались в среде «третьего сектора» и стали по-новому выстраивать систему взаимодействия с государством.
Литература
1. Алексеева Л. М. «Третий сектор» и власть // Общественные науки и современность. 2009. № 6.
2. Алиева А. В. Государственный сектор в системе регулирования экономики // Сборник трудов III Всероссийской зимней школы по институциональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.
3. Галкина Е. В. Демократия и гражданское общество (поиск оптимальных моделей и путей развития) // Власть. 2009. № 4.
4. Коновалова Л. Н., Якимец В. Н. Гражданское общество в реформируемой России: проблемы, механизмы взаимодействия, международные аспекты. М.: ГУУ, 2008.
5. Рыбасова М. В. Стратегическое направление государства и гражданских институтов в достижении экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. Научно-практический и аналитический журнал. 2012. № 8 (263).