Иванов В. А., Хлебникова Н. С.
т
УДК 340
РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Иванов Виталий Алексеевич,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Хлебникова Наталья Сергеевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье автор анализирует современное состояние и проблемы законодательного обеспечения и непосредственного осуществления антинаркотической деятельности. Особое внимание при этом автор уделил анализу такого важного элемента реализации антинаркотической политики государства, как взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти.
Ключевые слова: наркопреступность, противодействие, взаимодействие ин-ститутов гражданского общества, антинаркотическая политика.
Незаконный оборот наркотиков в последние десятилетия получил широкое распространение и на сегодняшний день присутствует практически во всех государствах. Наркомания в XXI веке стала поистине трагедией для всего человечества. Наркотизация и наркопреступность оказывают разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества, подрывают национальную безопасность. Все это обуславливает необходимость осуществления эффективной борьбы с наркоманией [1].
Распространение наркотиков, по признанию Генеральной Ассамблеи ООН, представляет собою глобальную угрозу, что позволяет использовать в борьбе с данными преступлениями высшие меры международно-правового принуждения по отношению к государствам, являющимися мировыми лидерами по производству и распространению наркотических веществ. Одной из основных причин такого положения стала высокая латентность данной категории преступлений. Она проявляется в том, что число зарегистрированных посягательств в сфере незаконного оборота наркотиков явно не отражает реального состояния и масштабов распространения и потребления наркотических средств в России [2].
Надо признать, государство занимает активную позицию в противостоянии наркомании, принимает решительные меры, направленные на борьбу с ней. Подтверждением тому, в частности, является принятие Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Согласно данной стратегии наркомания, наркопреступность, включая их международно-правовую составляющую, названы в числе важнейших угроз безопасности личности, общества, государства.
Важное значение имеют также усилия по пресечению разобщенности между различными ведомствами и созданию единого центра ответственности противостояния наркомании. Так, по Указу Президента РФ от
5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [3]. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков была упразднена путем введения в структуру Министерства внутренних дел России. Такие изменения говорят о том, что государство осознает всю остроту и важность рассматриваемой проблемы, однако результат этих изменений можно будет оценить через определенное время, проанализировав уровень раскрываемости наркопреступлений.
Тем не менее, на наш взгляд, меры, принимаемые государством все же недостаточны. Об этом говорит статистика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, показатели которой с каждым годом неутешительно возрастают. Недостаточным, на наш взгляд, является и вклад институтов гражданского общества в борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Успешность противодействия наркоугрозе во многом зависит от уровня информированности населения о последствиях наркомании, от конкретных мер органов власти по превращению обывателя в полноправного субъекта профилактики наркомании. Содействие граждан и институтов гражданского общества в выявлении и пресечении правоохранительными органами незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, обнаружении мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и фактов их незаконного выращивания, выявлении и пресечении коррупционных связей, способствующих незаконной деятельности, способно оказать большое влияние на сокращение предложений наркотиков и спроса на них. В свою очередь, обеспечение реализации механизма обратной связи с населением о результатах использования полученной информации возвращает доверие общества к органам власти.
Теория и история государства и права
На наш взгляд, проведение акций, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков среди населения, будет содействовать усилению взаимодействия государства и гражданского общества. Для того, чтобы гражданское общество способствовало борьбе с наркотизмом, государству необходимо наладить с ним «обратную связь». По нашему мнению, это связь может быть создана путем размещения во всех общественно-значимых местах ящиков для анонимных сообщений (на сегодняшний день такие ящики практически отсутствуют). Многие граждане либо боятся обращаться в органы внутренних дел, либо опасаются, что в случае обращения им придется еще в течение длительного времени общаться со следователем (органом дознания), теряя собственное время. Создание условий для подачи анонимных обращений, устранило бы данные препятствия для граждан и способствовало бы выявлению и раскрытию наркопреступлений.
Таким образом, подобные мероприятия, на наш взгляд, содействуют созданию эффективной системы вовлечения населения в работу правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Литература
1. Кожевников К. М. Борьба с наркотиками: взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти // Законность. 2013. № 8. С. 8-12.
2. Наркоситуация: Интервью журналу «Наркоконтроль» председателя Государственного антинаркотического комитета, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванова // Наркоконтроль. 2013. № 2. С. 2-7.
3. Указ Президента РФ от 5 апр. 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.
V. A. Ivanov, N. G. Khlebnikovа THE ROLE OF CIVIL SOCIETY IN THE FIGHT AGAINST DRUG TRAFFICKING
Abstract: In this article the author analyzes the current status and problems of legislative support and direct the implementation of anti-drug activities. Also devoted to such an important element of the effective implementation of antidrug policy, as the interaction of civil society and the authorities.
Key words: drug crime, fighting, interaction in-stitutions of civil society, the anti-drug politics.
VANOV Vitaliy Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
KHLEBNIKOVА Natalia Sеrgeevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 340
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
Андреева Дарья Олеговна,
студентка ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет», г. Казань.
E-mail: [email protected]
Автор рассматривает правовую культуру как глобальное явление, присутствующее в той или иной степени в каждом государстве мира, в государственно-организованном обществе. Автором выдвигается тезис о том, что правовая культура есть правосистемное образование и ее элементы, образуя собой единство, тесно взаимодействуют со всей правой системой общества в целом и ее элементами в отдельности.
Ключевые слова: правовая культура, правоотношения, правореализация, система права.
Правовая культура представляет собой глобальное явление, присутствующее в той или иной степени в каждом государстве мира, в государственно-организованном обществе.
По мнению Г. И. Муромцева «при всем многообразии определений понятия правовой культуры оно обычно понимается как правовая культура той или иной страны. Поэтому сфера действия правовой культуры совпадает с границами государства распростра-