Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENT / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / ТОРГИ / TRADES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пумбрасова Н.В., Серова Е.П.

В статье рассматриваются вопросы необходимости дальнейшего реформирования системы госзакупок в условиях существования ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проведенный анализ сложившейся системы позволил выявить ряд нарушений и определить возможные направления ее совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL SECTOR IN THE REGIONAL ECONOMY AND FINANCE AND THE ISSUE OF THE THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS IN THIS AREA

This paper discusses the need for further reform of the system of public procurement in terms of the existence of the Federal Law №44 «On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs.» The analysis of the existing system has revealed a number of violations and to identify possible areas of improvement.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ»

вать обособленно друг от друга. Именно эти пять элементов во взаимосвязи должны обеспечивать предотвращение, выявление и исправление существенных искажений и ошибок в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, чтобы сформировать высокоэффективную систему внутреннего контроля, руководству предприятия необходимо тщательно проработать каждый ее элемент.

Список литературы:

[1] Международные стандарты аудита : учебное пособие / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобон. -3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 400 с.

[2] Международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации» /перевод Российской коллегии аудиторов,2013-66с. [Электронная версия] http://www.rkanp.ru/node/1300

[3] Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности: Постановление правительства от 23.09.2002 г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности// Справочно-правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/

[4] Робертсон Дж. Аудит. Перев. с англ. - М.: KPMG, Аудиторская фирма Контакт, 1993-496с.

ELEMENTS OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM

I.J. Kudryavtseva

Keywords: internal control system, the elements of the internal control system.

In the article was the main elements of the internal control described

УДК 336.13

Н.В. Пумбрасова, к.э.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» Е.П. Серова, магистрант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ЭТОЙ СФЕРЕ

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, торги

В статье рассматриваются вопросы необходимости дальнейшего реформирования системы госзакупок в условиях существования ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проведенный анализ сложившейся системы позволил выявить ряд нарушений и определить возможные направления ее совершенствования

В современной экономике система государственных закупок является обязательным, неотъемлемым элементом управления и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулиро-

вания экономики. Современный этап развития национальной хозяйственной системы России связан с поиском новых методов управления, способных обеспечить эффективное функционирование как всего экономического механизма, так и отдельных регионов, предприятий, отраслей, комплексов в сложных, динамично изменяющихся условиях рыночной среды, которые формируют новые требования к стратегии и тактике хозяйственного поведения. Эффективность рыночного механизма зависит от наличия адекватного нормативно-правового обеспечения, разветвленной рыночной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата, устойчивых производственно-технологических и хозяйственных коммуникаций и т. д.

Государственные закупки, составляющие основную часть расходов государственного сектора, выступают в качестве одного из основных факторов формирования среды ожидания для устойчивого развития региональной экономики, её промышленного сектора в долгосрочном периоде и обеспечивают поступательное развитие всего регионального хозяйственного комплекса. Увеличение объемов и широта применения государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей и регулирования отраслевой структуры региональной экономики. В дополнение, при сбалансированном регулировании объёмов закупаемой продукции посредством государственных закупок может быть оказано позитивное влияние на ценообразование по отдельным видам продукции, придание ему определённой гибкости.

Значительные расходы региональных бюджетов на государственные и муниципальные закупки актуализируют необходимость развития системы управления государственными закупками, анализ их роли и места в системе государственного регулирования экономики, в том числе и на региональном уровне применительно к отдельным секторам и сегментам регионального хозяйственного комплекса. Системное исследование процесса государственных закупок в экономике, участие промышленности, частного бизнеса в выполнении государственных контрактов требуют переосмысления концептуальных подходов к организационному, экономическому и законодательному механизмам закупок. Вследствие этого назревшая необходимость формирования и реализации новых подходов к управлению функционированием и развитием структурообразующих отраслей региональной экономики, в том числе промышленного комплекса, очевидна.

Кроме того, совершенствование системы управления государственными закупками с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения закупок, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения закупок, приобретает особую остроту в контексте политики модернизации и перевода экономики России на инновационные рельсы.

Актуальность проблем, помимо указанных обстоятельств, рассматриваемых в статье, также обусловлена тем, что на современном этапе государственные закупки выступают одним из ключевых процессов, который обеспечивает и фактически отражает качество отношений для всех заинтересованных сторон - государства, бизнеса и общества [4]. В статье рассматривается комплекс проблем, связанных с формированием нового института в сфере закупок - контрактной системы, анализируются ключевые факторы, ограничивающие и стимулирующее ее развитие.

В настоящее время рынок государственных и муниципальных закупок является одним из самых проблемных секторов российской экономики. Так, по результатам проверок Счетной палаты было установлено, что большинство особо крупных государственных контрактов на сумму более 1 млрд. руб. [7] заключается и реализуется с нарушениями заказчиками норм Бюджетного и Гражданского кодексов, законодательства в сфере размещения закупок и защиты конкуренции.

Проведенный нами анализ в сравнении с 2013 годом выявил снижение процедур закупок по новому законодательству в 2014 году. Это видно из таблицы 1 [10].

Таблица 1

Информация о закупках по состоянию на декабрь 2014 г.

Год Информация об опубликованных извещениях (количество) Информация о заключенных контрактах (количество) Количество зарегистрированных заказчиков (организаций)

2013 2 480 978 3 753 567 240 450

2014 2 342 347 2 190 454 247 385

Изменения, % -5,59 -41,64 +2,88

Заметное снижение количества заключенных контрактов (на 41,64%) в 2014 году говорит о проблемах реализации федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44 -ФЗ), которые требуют внесения изменений и дополнений в существующее законодательство.

Эти проблемы, как выделили участники торгов, связаны с адаптационным периодом, необходимым поставщикам и заказчикам для подготовки к работе в новых условиях, а также с рядом нововведений законодательства о контрактной системе, которые привели к снижению привлекательности проводимых торгов.

Как считают финансовые аналитики, на современном этапе растет острота проблем, связанных с эффективностью использования общественных финансов, качеством производимых благ на рынке государственных услуг. Распоряжением Правительства РФ в декабре 2013 г. была утверждена Программа повышения управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, так как существующая институциональная модель экономико-правового механизма государственного регулирования не обеспечивает на практике воспроизводство нужных экономических и социальных эффектов. В тоже время без эффективного, грамотного и ответственного управления государственными финансами невозможно реализовывать государственные задачи в социальной сфере, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Существующие проблемы с качеством управления бюджетными средствами, в том числе выделяемыми для государственных и муниципальных нужд, являются системными и требуют нового комплексного подхода. «Эффективность» общественных закупок [5] - данное понятие должно включать в себя, во-первых, результативность как соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, во-вторых, экономичность как эффективность закупочной деятельности на разных стадиях процесса размещения и реализации государственных заказов, и, в-третьих, «внешнюю» эффективность системы как влияние на социально- экономическое развитие страны.

ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как раз полностью направлен на эффективность использования бюджетных средств, а именно использование наименьших средств [11].

Совершенно верно, в доказательство мы приведем запрос котировок цен или аукцион, при котором все технические характеристики товара, работы, услуги определены и в расчет принимается только цена поставщика, которая в результате разыгранных закупок снижается. А при проведении конкурса экономия возможна, только если этот параметр будет задан, изначально как главенствующий (например, весомость критерия оценки «цена» будет более 50%), данный результат достигается наименьшим расходованием средств.

Также достижение наименьшего результата может происходить с использованием определенного объема средств. Этот принцип иногда реализуется в проведении кон-

курса, где оценка предложений происходит по различным критериям, и целью является заключение контракта на лучших условиях.

Однако, в связи с экономией бюджетных средств в рамках контрактной системы, возникают такие проблемы для организаций, как не освоение средств на конец года. Об этом говорят многие заказчики. Именно поэтому наличие практических проблем при экономии сумм при размещении закупок тормозит более эффективное использование бюджетных средств.

Хочется сказать, что неэффективное расходование бюджетных средств также связано со сложностью понимания нового законодательства. Изучение нового закона тормозит освоение бюджетных денег. Отсюда и вытекает существенная проблема реализации нового закона - нехватка квалифицированных кадров. По словам журналистов, в настоящее время ведется активная работа по повышению уровня квалификации работников сферы закупок, проводятся многочисленные семинары, курсы повышения квалификации, тренинги для специалистов в области закупок по 44-ФЗ, Однако, и это подтвердит каждый специалист в области закупок, после любого обучения остается масса практических вопросов, с которыми ежедневно сталкиваются как заказчики, так и поставщики товаров, работ и услуг [8].

Обобщая информацию о закупках по состоянию на декабрь 2014 г. по данным официального сайта www.zakupki.gov.ru/ мы можем сказать, что снижение количества опубликованных извещений в 2014 году лишь на 5,59% в сравнении с явным снижением количества заключенных контрактов на 41,6 %, говорит о том, что несостоявшиеся процедуры закупок произошли в результате увеличения количества жалоб и согласований, и вследствие выявленных нарушений контролирующими органами, как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика. Наложенные штрафы, которые включают в себя не малые суммы, также мешают экономии и эффективности использования бюджетных денег, о чем и говорят участники закупочных процедур.

Мы можем предположить, что избавиться от указанных проблем полностью невозможно, уменьшить их значимость и количество можно. Возможно, создание институтов обучения по программе о государственных и муниципальных закупках, увеличение курсов повышения квалификации в данной области, семинары или включение в список дисциплин на экономических факультетах предмета, касающегося данного закона, позволят увеличить количество квалифицированных кадров в данной области, которые смогут эффективно организовать работу по 44-ФЗ, избежать нарушений и штрафов и, тем самым, повысить эффективное использование бюджетных средств. Минобразования России отмечает: «Квалифицированные кадры лишними не бывают», да и многие директора институтов неоднократно поднимали этот вопрос.

Одной из важных проблем, по словам специалистов, можно выделить затягивание осуществления закупочных процедур при внесении изменений в план-график, которая, по - нашему мнению, затягивает расход бюджетных денег, о чем убедительно говорит статистика торгов. Например, под конец финансового года на фоне меняющихся цен на рынке, если разница начальной максимальной цены контракта и суммой, которая была запланирована в плане-графике составит более 10 %, то потребуется внесение изменений в план-график, ввиду таких обстоятельств, можно просто не успеть провести закупочную процедуру, что ведет к неэффективному использованию бюджетных средств, Действующий в настоящее время порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» с учетом положений совместного приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации

в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».

В соответствии с указанными приказами внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее, чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее, чем за десять календарных дней до даты заключения контракта.

В связи с тем, что в случае признания закупок несостоявшимися указанный срок приводит к неоправданному затягиванию осуществления дальнейших процедур, заказчики считают целесообразным сократить его в случае признания закупок несостоявшимися, например, до пяти дней.

Хочется сказать, что за нарушение указанных сроков ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 100 тыс. руб. в зависимости от длительности нарушения срока и способа осуществления закупки. А суммы закупок у единственного поставщика, по закону, следует отражать в плане-графике, так как они необходимы для расчета совокупного годового объема закупок, а не включение их в план-график исказит реальную ситуацию по каждому заказчику, т. к. все ограничения в Законе 44-ФЗ (объем котировок, СМП и СОНО, п. 4 ч. 1. ст. 93) рассчитываются от совокупного годового объема закупок по плану-графику [2,3].

Общая картина нарушений в соответствии с данными официального сайта Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, представлена наглядно на диаграмме 1.

Доля закупок. при осуществлении которых были выявлены нарушения на 5

декабря 2014 года

■ Закуты! без нарушении

■ Чяку пм к одним пару meto (ем

я Закупок двумя и более нарушениями

Рис. 1. Выборочный анализ закупок на предмет их соответствия ФЗ № 44

Сделаем вывод о том, что видна большая доля закупок с нарушениями, которые караются штрафами и замедляют расход бюджетных средств.

Следуя 44 -ФЗ, если заказчиком были заключены контракты с единственным поставщиков, не предусмотренные планом-графиком, необходимо добавить соответствующие изменения по не включенным позициям в план-график.

По-нашему предположению, для повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо применение и антикоррупционных мер. Во-первых, расширение системы информационного обеспечения и электронного документооборота при планировании и обосновании объемов государственных закупок, развитие электронных торгов для обеспечения открытости и прозрачности государственных закупок. Также требуется усиление контроля за счет регламентации, стандартизации и

методического обеспечения всех этапов процесса государственных закупок, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Таким образом, еще одной из целей ныне действующего Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии со ст. 1, является предотвращение коррупции.

Новый закон призван к решению таких вопросов, как необходимость повышения эффективности расходов из бюджета, конечной целью которых является победа над коррупцией. Он регламентирует все сферы, которые могут быть отнесены к затратам бюджетного характера.

Представители столичного антимонопольного комитета провели углубленное исследование бумаг, прилагавшихся к информации, выставленной на сайте государственных закупок [12].

Причем за время изучения сферы госзакупок нарушений было обнаружено не единичное число, а больше сотни. Представители бизнеса с легкостью обходят нормы проведения электронных аукционов, подтасовывают итоги торгов и воруют у государства миллионами. Правда, как оказалось, недолго удалось веревочке виться.

Итогом раскрытия махинаций стало возбуждение дел об административных правонарушениях по каждому выявленному случаю. На данный момент в судах таких дел рассматривается около шести десятков. И это не предел, ведь чем больше торгов будет переведено в электронную сферу, тем больше будет возможностей у мошенников.

Что же касается сферы, в которой был обнаружен самый большой процент преступных сговоров, то это строительство. По словам аналитиков, большинство подобных тендеров создавалось с целью поиска подрядчика для проведения капитальных ремонтов зданий. И лишь небольшой процент - в спортивной и медицинской сфере, для уборки придомовых территорий, нанесения разметки и улучшения ситуации на дорогах.

Самая распространенная схема махинаций - торговля с несуществующими заказчиками. Преступник, имея в наличии несколько флэшек с подписями, просто делает видимость наличия заявителей на аукционе, выбирая затем «своего» поставщика.

Вычислить таких нерадивых бизнесменов у ФАС получилось на основе изучения Ш-адресов ПК, с которых якобы оставляли заявки разные компании. Но на деле № в большинстве случаев являлся единым или сходным. И это выдавало нарушителей с потрохами.

Среди основных нарушений, которые ведут к подтасовке результатов электронных торгов, можно отметить задействование различных цифровых подписей, имитацию сбоев при проведении аукционов, неправильное написание названий лотов (с латиницей в названиях) для того, чтобы их могли обнаружить специально уведомленные подрядчики [10].

Таким образом, основные методы борьбы с коррупцией - это воздействие на нарушителей законными способами, либо предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства, по мнению Коваль А.В. - автора статьи: «Государственная политика в области противодействия коррупции» [6].

Нельзя не согласиться с автором, но, по-нашему, полностью избавиться от коррупционеров невозможно, ведь коррупция - это удел любого крупного государства. Коррупционеров полно в Европе, США. Так что нельзя сказать, что это проблема только для России. Поэтому нужно использовать мировой опыт в данной сфере, чтобы свести количество махинаций в сфере госзакупки к минимуму и естественно ужесточение ответственности, что, подтолкнет обвиняемых нарушителей к более тесному сотрудничеству со следствием. А это позволит выявлять коррупцию среди чиновников, занимающих высокие посты.

Еще в рамках 44-ФЗ установлен приоритет отечественной продукции перед иностранными товарами и услугами, введены ограничения для иностранных товаров и услуг.

По словам Дмитрия Солонникова - директора Института современного государственного развития, большую часть закупок всех товаров и услуг у нас в стране обеспечивает госзаказ, нормативной базой реализации которого является 44-ФЗ. Но действующий закон не стимулирует поддержку именно отечественных производителей, не дает возможности выставления для них конкурсных преференций перед зарубежными аналогами, хотя такие возможности были сформулированы еще при его подготовке.

Таким образом, по мнению директора Института современного государственного развития, можно отметить, что программа импортозамещения и продвижение российских товаров выглядит как многоплановая и многоуровневая задача. В этом смысле она должна включать в себя целый набор мероприятий в нескольких областях:

Законодательная:

- Нормативная поддержка приобретения товаров отечественного производства в рамках государственного заказа;

- Налоговые и таможенные преференции, способствующие развитию отечественного производства и росту отечественного импорта.

Организационная:

- Создание и поддержание коммуникаций между отечественными предприятиями в части приобретения отечественных товаров;

- Создание условий для распространения отечественных товаров в торговых сетях;

- Организованная государственная поддержка российского экспорта, а также защита внутреннего рынка от импорта зарубежных товаров в рамках действующих правил ВТО.

Имиджевая:

- Поддержка роста узнаваемости отечественных товарных знаков и брендов, их популяризация в профессиональной и широкой потребительской среде;

- Проведение специальных федеральных и региональных кампаний по брендиро-ванию качества отечественных продуктов;

- Государственная поддержка, координация и регулирование выставочно-ярмарочной деятельности, способствующей продвижению отечественных компаний [9].

Важно, что данные мероприятия, по моему мнению, должны организовываться на всех уровнях государственного управления, начиная с федерального, на уровне субъектов федераций и непосредственно в муниципальных образованиях. При этом, как бы за скобками, остается вопрос коррупционной составляющей. Понятно, что он огромен, но лежит за гранью нынешнего обсуждения. Борьба с коррупцией, опять же на всех уровнях, начиная с федерального, является непременным условием рассматриваемой политики.

Представляется, что данная инициатива должны быть сопряжена с политической волей и государственной ответственностью, что особенно важно в непростых политических и экономических условиях нынешней российской действительности.

Особую актуальность комплекс данных мероприятий приобретает сегодня, в условиях возможных экономических санкций, вводимых против России. В этих условиях программа импортозамещения становится не просто экономическим фактором дальнейшего развития страны, но является уже обязательным условием её дальнейшего существования.

Предложения автора можем отметить целесообразными и при выполнении их можно достигнуть эффективного продвижения российских товаров. Но мы не можем не согласиться с тем, что 44-ФЗ не стимулирует поддержку именно отечественных производителей. Закон «сырой» и пока не заработал в полной мере. Ведь он постоянно дополняется подзаконными актами. Например, ранее в целях поддержки отечественных производителей согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2014

№656 был введен запрет на закупку отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.

А вот Минэкономразвития России предлагает ввести механизм поддержки отечественных производителей, участвующих в госзакупках. Указанный механизм предусматривает ограничение участия иностранных компаний в закупках товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Так, если на участие в конкурсе или аукционе поступило две и более заявки от отечественных производителей, то заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке товаров иностранного происхождения.

В случае если подана только одна заявка с предложением о поставке товаров отечественных производителей, а остальные связаны с поставкой товаров иностранного происхождения, то заказчик должен принять все заявки [13].

По-нашему мнению, как раз разработка перечня товаров, которые могут поставляться в рамках госзакупок только отечественными компаниями как раз и будет являться продвижением отечественного производителя.

Еще одним способом поддержания отечественного производителя являются закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНКО). Но возникают сложности в правоприменительной практике - это невозможность заказчикам в полной мере исполнять требования Закона № 44-ФЗ об обязательных закупках у СМП и СОНКО.

В настоящее время ряд заказчиков, в том числе осуществляющих крупные закупки лекарственных препаратов, дорогостоящей техники, не могут выполнить в полном объеме указанное требование. Вместе с тем за его невыполнение предусмотрена административная ответственность.

В связи с этим, чтобы такой пункт работал в полную силу, необходимо внести соответствующие изменения в статью Закона № 44-ФЗ, которые обеспечат выполнение указанного требования добросовестными заказчиками с учетом особенностей их структуры закупок.

Кроме того, требует дополнительной проработки вопрос об учете в объеме закупок, которые заказчики осуществили у СМП и СОНКО в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в случае, если конкурентные процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, признаны несостоявшимися.

Подводя итоги, скажем, что проблем нового законодательство существует много, многие из них взаимосвязаны друг с другом, каждая из них по-своему важна и требует обязательного решения.

С момента вступления 44-ФЗ в силу, можно говорить о создании условий и их совершенствование для:

- достижения единства экономического пространства на территории России при размещении заказов;

- эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

- расширения возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;

- развития добросовестной конкуренции;

- совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;

- предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

- Таким образом, мы можем считать, что процедура государственных закупок должна совершенствоваться при изменении экономических условий и бюджетных возможностей, требует постоянного внимательного мониторинга и оперативного реа-

гирования, требует анализировать практику применения этой процедуры и на этой основе вносить изменения и дополнения в существующее законодательство. И если поправки будут своевременно внесены, то процесс работы заказчиков, да и поставщиков, станет более понятным и эффективным.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н г. Москва «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

[3] Приказ от 20 сентября 2013 г. №544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».

[4] Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и ограничения развития. Научный доклад. Руководитель темы - д.э.н. Смотрицкая И.И., исполнители: д.э.н. Черных С.И., к.э.н. Шувалов С.С. М.: ИЭ РАН, 2014.

[5] Смотрицкая И., Черных С. От государственного заказа к общественным закупкам // Общество и экономика. 2012. № 9. с. 53-66. Смотрицкая И.И. Черных С.И. Государственные закупки и формирование инновационной экономики//Вопросы экономики. 2010 № 6. Смотрицкая И.И. Институт ГЧП в сфере государственных закупок: проблемы и перспективы развития/ сб. ГЧП: практика, проблемы, перспективы М.: ГД РФ. 2011. и др.

[6] Коваль А. В. Государственная политика в области противодействия коррупции / А.В. Коваль // Законность. - 2014. - № 10. - С. 18-25.

[7] Контрактная система: самая сложная реформа//Бизнес России №10 (152) октябрь 2014, с. 27.

[8] Наталья Рудычева, статья «44-ФЗ на практике: первые итоги», 2014 г.

[9] Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития (ИСОГОР): http://www.baltpp.ru/

[10] Российская газета http://www.rg.ru/

[11] http:// «Госзакупки» №14, 2014.

[12] http://www.zakupkihelp.ru/

[13] http://forum.gov-zakupki.ru/

[14] www.zakupki.gov.ru/

[15] Официальный сайт «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/

THE ROLE OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL SECTOR IN THE REGIONAL ECONOMY AND FINANCE AND THE ISSUE OF THE THEORETICAL AND PRACTICAL FOUNDATIONS IN THIS AREA

N. V. Pumbrasova, E.P. Serova

Key words: public procurement, the contract system, trades

This paper discusses the need for further reform of the system ofpublic procurement in terms of the existence of the Federal Law №44 «On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs.» The analysis of the existing system has revealed a number of violations and to identify possible areas of improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.