Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
компетенции предпринимателя / государственные образовательные программы / предпринимательские сообщества / индивидуальный образовательный трек / акселерационные программы / entrepreneur competencies / state educational programs / entrepreneurial communities / individual educational track / accelerator programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухопарова А.В.

в статье исследовано понятие и проведен анализ процессов формирования компетенций предпринимателя. Выявлена значительная роль государственных программ обучения и он-лайн инструментов портала Корпорации малого и среднего предпринимательства России в их формировании и развитии. Погружение в комплексную образовательную программу дает мощный толчок к развитию компетенций, что отмечают в анкетах все участники. Выявлены ограничения государственных программ и предложены направления развития навыков и знаний предпринимателей, основанные на результатах исследования автора. В нем была выявлена роль сообществ предпринимателей в развитии и реструктуризации бизнеса участников. Последующий за тренингом нетворкинг позволил продолжить образование и структурирование бизнеса или его идеи. Главным препятствием к получению результата от большого количества образовательных мероприятий, организуемых государством, является отсутствие индивидуального образовательного трека у каждого предпринимателя, позволяющего выстроить оптимальную траекторию обучения. Поэтому необходимо разработать акселерационные программы различного уровня для начинающих предпринимателей, имеющих идею или только начавших проект, с включением в них комплекса базовых знаний, практических занятий с предпринимателями, консультаций с экспертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE TRAINING PROGRAMS FOR ENTREPRENEURS IN THE FORMATION OF THEIR COMPETENCIES

The article studies the concept and analyzes the processes of formation of entrepreneur's competences. The significant role of state training programs and online tools of the portal of the Corporation of Small and Medium Entrepreneurship of Russia in their formation and development is revealed. Immersion in a comprehensive educational program gives a powerful impetus to the development of competencies, which is noted in the questionnaires by all participants. The limitations of government programs are identified and directions for the development of skills and knowledge of entrepreneurs are proposed, based on the results of the author's research. It identified the role of entrepreneurial communities in the development and restructuring of participants' businesses. The networking that followed the training allowed for further education and structuring of the business or its idea. The main obstacle to obtaining results from a large number of educational events organized by the state is the lack of an individual educational track for each entrepreneur, allowing to build an optimal learning trajectory. Therefore, it is necessary to develop acceleration programs of different levels for start-up entrepreneurs who have an idea or have just started a project, with the inclusion of a set of basic knowledge, practical classes with entrepreneurs, and consultations with experts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА»

Сухопарова А.В. кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова»

ant-sukhoparov@yandex. ru

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В

ФОРМИРОВАНИИ ИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация: в статье исследовано понятие и проведен анализ процессов формирования компетенций предпринимателя. Выявлена значительная роль государственных программ обучения и он-лайн инструментов портала Корпорации малого и среднего предпринимательства России в их формировании и развитии. Погружение в комплексную образовательную программу дает мощный толчок к развитию компетенций, что отмечают в анкетах все участники. Выявлены ограничения государственных программ и предложены направления развития навыков и знаний предпринимателей, основанные на результатах исследования автора. В нем была выявлена роль сообществ предпринимателей в развитии и реструктуризации бизнеса участников. Последующий за тренингом нетворкинг позволил продолжить образование и структурирование бизнеса или его идеи. Главным препятствием к получению результата от большого количества образовательных мероприятий, организуемых государством, является отсутствие индивидуального образовательного трека у каждого предпринимателя, позволяющего выстроить оптимальную траекторию обучения. Поэтому необходимо разработать акселерационные программы различного уровня для начинающих предпринимателей, имеющих идею или только начавших проект, с включением в них комплекса базовых знаний, практических занятий с предпринимателями, консультаций с экспертами.

Ключевые слова: компетенции предпринимателя, государственные образовательные программы, предпринимательские сообщества, индивидуальный образовательный трек, акселерационные программы

От грамотности предпринимателя зависит без преувеличения судьба предприятия, созданного им. Получение не просто знаний, а навыков и компетенций для ведения бизнеса является сложной задачей. Понимание компетенций предпринимателя исследуется в экономической науке в последнее время очень активно.

Ферейра Ронел, В.Г. Лизункова, Е.В. Полицинская считают, что предпринимательские компетенции - это совокупность личностных качеств, знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности [1, с. 195].

По мнению авторов монографии из Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, в их состав входят: творческий и инновационный потенциал, готовность взять на себя риск, способность планировать и управлять проектами для достижения поставленной цели, коммуникабельность и умение налаживать связи, лидерские и организационные качества и личная ответственность за принятое решение, устойчивость к психологическим нагрузкам, а также способность действовать в условиях неопределенности [2, с. 15].

По нашему мнению, первое определение задает только общий вектор понятию, не определяя конкретные направления и методы их формирования. Второе определение говорит о гибких навыках и межпрофессиональных компетенциях, необходимых успешному предпринимателю. Имеется еще достаточно много научных работ, определяющих

конкретный набор навыков. Сложность применения при разработке программ таких определений состоит в слабом понимании качества результатов их использования на практике.

Соглашаясь с авторами, считаем, что компетенции предпринимателя - это совокупность профессиональных знаний и компетенций, а также гибких навыков коммуникаций и принятия решений в среде высокой неопределенности. При этом под профессиональными знаниями понимается как отраслевая подготовка предпринимателя, так и его компетенции в области маркетинга, финансов, менеджмента и предпринимательского права. Необходимым элементом комплекса, по нашему мнению, является нестандартное, креативное мышление, позволяющее принимать инновационные и нестандартные решения.

Этот подход сформирован нами на основе ведения собственного бизнеса, а также проведения в течении 6 лет тренингов для предпринимателей, дальнейшего общения и поддержки их проектов.

Провести самооценку своих навыков и найти ошибки в деятельности предприятия собственнику нередко сложно. К публичному обсуждению в предпринимательской среде конкретных кейсов готов далеко не каждый предприниматель, учитывая жесткую конкуренцию и коммерческую тайну. Эффективное решение предлагает Корпорация МСП в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", когда на портале мсп.рф есть тестирование и оценка предпринимательских компетенций, на основе которых рекомендуется индивидуальная траектория обучения, а также наставничество и акселерация. Данный ресурс хорошо работает для начинающих проектов, самозанятых, индивидуальных предпринимателей, функционирующих без работников.

Однако онлайн-технологии формирования и роста компетенций не являются достаточными, базовые знания, полученные на вебинарах, необходимо превращать в работающие навыки. И здесь предприниматель сталкивается с большой проблемой.

Для внедрения в практику полученных узкоспециализированных знаний с вебинаров большинству, а это 88% опрошенных нами, не хватает базовой, фундаментальной подготовки в бизнесе в целом и 95 % опрошенных не представляют, где её получить.

Стартовое решение предлагает государство. Основной образовательной программой, которая проводится офлайн для начинающих и будущих предпринимателей в Корпорации МСП является тренинг «Азбука предпринимателя». Личный опыт проведения программы в качестве тренера с 2017 по 2022 гг. как в основном формате, так и во включении его базовых элементов в проект «Мама-предприниматель» в Ярославской, Тульской и Архангельской областях показал ее высокую эффективность. Действительно, погружение в течении 5 дней в комплексную образовательную программу дает мощный толчок к развитию компетенций, что отмечают в анкетах 100% участников.

Общение, консультирование и поддержка выпускников в последующие за обучением годы позволило нам собрать исследовательский материал и обобщить его. Примерно половина участников тренинга только планировали открыть бизнес, были стартапами. Из них 55 % так и не состоялись в бизнесе, многие и не уходили с наемной работы. Еще 40 % из участников тренингов действующих предприятий и предпринимателей ушли из отрасли бизнеса, в которой работали, 75% из них перешли в другую отрасль.

Такие данные, кроме последнего предложения, характеризуют классическую ситуацию в конкурентной среде, когда в бизнесе остаются сильнейшие. Однако, возможность реструктуризации бизнеса и его разворота в другую отрасль трех из четырех опрашиваемых в значительной степени обязаны клубному общению предпринимательских сообществ, возникновению партнерств, разборам кейсов и дальнейшему обучению бизнес-компетенциям выпускников тренингов. То есть последующий нетворкинг в

профессиональной среде позволил продолжить образование и структурирование бизнеса или его идеи.

Каждый пятнадцатый выпускник, участвуя в сообществах, получая там обратную связь и стимулы к росту, сумел развить свой проект, либо провести его диверсификацию. Толчком к развитию, по мнению успешных предпринимателей, послужило именно обучение на программе «Азбука предпринимателя» и «Мама-предприниматель». Но фундаментом роста являются личные качества и бизнес-компетенции собственника, дополняемые общением в профессиональной среде, консультированием со стороны экспертов и участием в образовательных мероприятиях.

В 2019 г. произошло серьезное расширение линейки обучающих программ для предпринимателей на основе обработки анкет участников тренингов. Были собраны заявки образовательных организаций страны по проведению курсов и тренингов различной направленности и сформирован перечень, утверждаемый Минэкономразвития России. Это дает возможность получения знаний из разных блоков бизнес-компетенций для большого количества субъектов МСП.

Главным препятствием к получению серьезного результата от большого количества разных образовательных мероприятий, организуемых государством, является, по нашему мнению, отсутствие индивидуального образовательного трека у каждого предпринимателя, позволяющего выстроить оптимальную траекторию обучения. Поэтому, мы считаем необходимым разработать акселерационные программы различного уровня для начинающих предпринимателей, имеющих идею или только начавших проект, с включением в них комплекса базовых знаний, практических занятий с предпринимателями, консультаций с экспертами.

Литература:

1. Ферейра Р. Формирование предпринимательских компетенций выпускника вуза в условиях перехода к университетам третьего поколения// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. Т. 7. № 6. С. 195-211.

2. Формирование предпринимательских компетенций в образовательном пространстве университета: монография / под ред. Г.В. Петрук; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2022. С. 15.

References:

1. Ferejra R. Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij vypusknika vuza v usloviyah perekhoda k universitetam tret'ego pokoleniya// Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017. T. 7. № 6. S. 195-211.

2. Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij v obrazovatel'nom prostranstve universiteta: monografiya / pod red. G.V. Petruk; Vladivostokskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i servisa. - Vladivostok: Izd-vo VGUES, 2022. S. 15.

THE ROLE OF STATE TRAINING PROGRAMS FOR ENTREPRENEURS IN THE FORMATION OF THEIR COMPETENCIES.

Sukhoparova A.V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Yaroslavl State University named after P.G. Demidov ant-sukhoparov@yandex.ru

Abstract: The article studies the concept and analyzes the processes offormation of entrepreneur's competences. The significant role of state training programs and online tools of the portal of the Corporation of Small and Medium Entrepreneurship of Russia in their formation and development is revealed. Immersion in a comprehensive educational program gives a powerful impetus to the development of competencies, which is noted in the questionnaires by all participants. The limitations of government programs are identified and directions for the development of skills and knowledge of entrepreneurs are proposed, based on the results of the author's research. It identified the role of entrepreneurial communities in the development and restructuring of participants' businesses. The networking that followed the training allowed for further education and structuring of the business or its idea. The main obstacle to obtaining results from a large number of educational events organized by the state is the lack of an individual educational track for each entrepreneur, allowing to build an optimal learning trajectory. Therefore, it is necessary to develop acceleration programs of different levels for start-up entrepreneurs who have an idea or have just started a project, with the inclusion of a set of basic knowledge, practical classes with entrepreneurs, and consultations with experts.

Key words: entrepreneur competencies, state educational programs, entrepreneurial communities, individual educational track, accelerator programs

Для цитирования: Сухопарова А.В. Роль государственных программ обучения предпринимателей в формировании их компетенций// Архонт, 2023. № 3(36). С. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.