Научная статья на тему 'Роль государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации'

Роль государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / PRODUCTION CAPACITY / MACHINE-BUILDING CORPORATION / THE STATE / INFRASTRUCTURE / EFFICIENCY AND CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лочан С. А., Явкин А. В.

В статье раскрыта роль государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации. Рассмотрены приоритеты технико-экономического развития, вопросы стимулирования инновационной активности и источники ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC INSTITUTIONS AND INFRASTRUCTURE IN THE MAKING, EVALUATION AND EFFECTIVE USING OF ENGINEERING CORPORATION PRODUCTIVE CAPACITIES

In this article the role of public institutions and infrastructure in the making, evaluation and effective using of are opened. Considered priorities for technical and economic development issues in innovation activities and sources of resource support of the formation, evaluation and effective using of engineering corporation productive capacities.

Текст научной работы на тему «Роль государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ОЦЕНКИ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

Лочан С.А., д.э.н., профессор,

Явкин А.В., к.э.н., доцент, Самарский государственный архитектурно-строительный университет

В статье раскрыта роль государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации. Рассмотрены приоритеты технико-экономического развития, вопросы стимулирования инновационной активности и источники ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации.

Ключевые слова: производственный потенциал, машиностроительная корпорация, государство, инфраструктура, эффективность, управление.

THE ROLE OF PUBLIC INSTITUTIONS AND INFRASTRUCTURE IN THE MAKING, EVALUATION AND EFFECTIVE USING OF ENGINEERING CORPORATION

PRODUCTIVE CAPACITIES

Lochan S., Doctor of Economics, professor,

Yavkin A., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, Samara State University of Architecture and Civil Engineering

In this article the role ofpublic institutions and infrastructure in the making, evaluation and effective using of are opened. Considered priorities for technical and economic development issues in innovation activities and sources of resource support of the formation, evaluation and effective using of engineering corporation productive capacities.

Keywords: production capacity, machine-building corporation, the state, infrastructure, efficiency and control.

Ресурсное обеспечение процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации является долгосрочным процессом, следовательно, для его осуществления необходимо использовать методы долгосрочного ресурсного обеспечения. В теории и практике в качестве таких методов ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации принято рассматривать: самофинансирование, акционирование, кредитное финансирование, проектное финансирование, смешанное финансирование.

Рассмотрение данных методов ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации обуславливает для нас необходимость изучения основных источников и форм ресурсного обеспечения. Источники и формы ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации следует рассматривать с позиций структурного анализа направляемых в создание резервов производства ресурсов в единстве следующих основных элементов: субъектов и объектов ресурсного обеспечения. В России осуществление ресурсного обеспечения регламентируется Федеральными законами «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях». В действующих законах освещены следующие вопросы ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации: даны определения объектов и субъектов ресурсного обеспечения; определены права и обязанности участников процесса ресурсного обеспечения, возможные источники ресурсного обеспечения; обозначен порядок государственного регулирования процессов ресурсного обеспечения; представлены основные гарантии прав и защита участников процесса ресурсного обеспечения.

Все источники ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации разделяют на две группы: внешние и внутренние. Некоторые отечественные авторы предлагают различать внешние и внутренние источники ресурсного обеспечения на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Так, к внешним источникам на макроэкономическом уровне относят иностранные инвестиции, кредиты и займы. К внутренним - государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления самих машиностроительных корпораций,

коммерческих банков, фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д.

На микроэкономическом уровне внутренними источниками ресурсного обеспечения являются: прибыль, амортизация, инвестиции собственников машиностроительной корпорации; внешними — государственное финансирование, кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг. Кроме того, существует разделение внешних источников ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации на заемные, собственные и привлеченные. Далее, на основании всего вышесказанного, систематизированы источники ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации в единстве субъектов и объектов ресурсного обеспечения (рис. 1). Структура источников ресурсного обеспечения имеет существенные особенности. Это обусловлено тем, что с ростом неопределенности внешней среды соотношение собственных, заемных и привлеченных ресурсов в формирование производственного потенциала машиностроительной корпорации изменилось коренным образом.

Также, отметим, что при отсутствии или недостаточном количестве собственных средств у современных машиностроительных корпораций для ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации в качестве дополнительных способов привлечения средств можно использовать лизинг отдельно, либо в совокупности с кредитом или векселем. Принимая во внимание то, что ресурсы ограничены, возникает необходимость более эффективного и рационального обоснования выбора источников ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации.

Далее предлагается экономико-математическая модель регулирования указанного процесса. Предлагаемая модель позволяет решить поставленную задачу в области формирования новых резервов производства в один этап, тогда как традиционные модели и применяемые методы основаны на многоэтапном (многошаговом) нахождении оптимального решения или на сведении многокритериальной задачи и однокритериальной. В предложенной модели в качестве функции цели выбрана максимизация суммы показателей (каждая из которых оптимизируется) конкретного источника ресурсного обеспечения, используемого для повышения производствен-

Классификация источников ресурсного обеспечения

Бюджетные Собственные Привлеченные Заемные

1 1 1 н

-средства федерального бюджета; -средства бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов; -целевой государственный инвест, кредит; -государственное финансирование на безвозмездной основе(дотации, гранты, долевое участие); -предоставление гарантий по кредитам.

Объекты: проекты; федеральные, региональные, местные целевые программы.

Субъекты: государственные корпорации; государственные институты развития.

-прибыль; -амортизационные отчисления; -реинвестируемая часть оборотных средств (возвратные суммы); ■иммобилизируемая часть оборотных средств (сокращение потребности в оборотных средствах)

Объекты: капитальные вложения в повышение производственного потенциала

Субъекты: частные корпорации различных отраслей; физические лица

-средства от эмиссии; -дополнительные взносы (паи) в уст.капитал; -средства, полученные от выпуска облигаций, векселей; -средства, полученные на долевое участие обновление фондов; -средства иностранных инвесторов; -средства паевых инвестиционных фондов

-кредиты банков и других кредитных институтов; -кредиты иностранных банков; -заемные средства других организаций; -лизинг

Объекты: конкретные объекты основных средств; развитие кадров; -немат. активы

Субъекты: корпорации; государственные институты; банки и фонды

Объекты: конкретные объекты основных средств; развитие кадров; немат. активы

Субъекты: коммерческие банки; др. кредитные институты; лизинговые компании

Рис. 1. Источники ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного

потенциала машиностроительной корпорации

ного потенциала машиностроительном корпорации:

F

1

х + у + ^ ШЙХ , Где х - объем производства; у - чис-

I

ло создаваемых рабочих мест в ходе привлечения ресурсов; 1/г -минимизация сметной стоимости затрат на создание резервов производства (путем взятия обратной к нему функции).

Особенностью данной модели является то, что в ходе анализа мероприятий в области организации ресурсного обеспечения процесса формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации будут оптимизироваться только показатели х, у, 7. Значение целевой функции при этом будет иметь характер счетной величины, так как экономическое содержание ее при разной размерности входящих в нее показателей весьма неопределенно («рубль» + «человек» + «рубль»). Поэтому модель является совершенно открытой как с точки зрения увеличения количества критериев, так и с позиции введения дополнительных ограничений целевой функции. В случае появления необходимости совершенствовать регулирование процессов формирования и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации вводятся лишь дополнительные переменные в функцию цели и ограничения на них (минимизация затрат при выборе данного источника ресурсного обеспечения).

Роль государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективности использования производственного потенциала проявим через отражение основных составляющих государственной политики развития исследуемого потенциала современных машиностроительных корпораций России. Ведущее значение рассматриваемой государственной политики в системе развития производственного потенциала машиностроительной корпорации связано с ключевой ролью научнотехнического прогресса в обеспечении современного экономического роста. В наших условиях политика развития производственного потенциала должна обеспечить формирование инициирующего импульса подъема инновационной активности машиностроитель-

ных корпораций, необходимого для вывода экономики на траекторию устойчивого экономического роста.

Государственная политика развития производственного потенциала машиностроительных корпораций включает в себя: определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и бюджетной политики, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления целевых инвестиционных и научно-технических программ, работы региональных центров экономического роста, стимулирования производственной деятельности исследуемых корпораций. Полезным, а в современных условиях риска и неопределенности, необходимым, элементом политики развития должно стать индикативное планирование производственной деятельности машиностроительных корпораций. Политика развития должна органично включать научно-техническую и промышленную политику, в том числе политику реструктуризации машиностроительных корпораций, обеспечивать подъем конкурентоспособности этих корпораций, выращивание национальных лидеров - «локомотивов» экономического роста [1]. Рассмотрим далее более подробно основные возможности государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительных корпораций.

1. Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предшествуют принятию концепции рационального управления производственным потенциалом машиностроительной корпорации. Определение приоритетов технико-экономического развития по основным направлениям научно-технического прогресса должно вестись исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, глобальных направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Эти приоритеты должны реализовываться посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, государственных закупок и предоставления государственных гарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования оте-

чественного производства для повышения производственного потенциала машиностроительных корпораций. К выбираемым приоритетам, позволяющим понять роль государственных институтов и объектов инфраструктуры, следует предъявлять следующие требования.

К приоритетным направлениям государственного участия в повышении производственного потенциала современных машиностроительных корпораций России, осуществление которых удовлетворяет всем необходимым критериям, относятся, в частности, следующие:

- освоение современных информационных технологий;

- развитие новых микроэлектронных технологий и современных средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность производственной деятельности машиностроительных корпораций;

- развитие лазерных технологий;

- развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок для обеспечения бережливого производства;

- развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;

- модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);

- оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий производственной деятельности.

Этот перечень приоритетных направлений государственного участия в развитии производственного потенциала машиностроительных корпораций составлен на основе анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития отечественной промышленности.

2. Работу по сохранению и активизации производственного потенциала машиностроительных корпораций в нынешних условиях риска и неопределенности необходимо концентрировать на следующих направлениях:

- обеспечение приоритетности государственной поддержки конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, доведение государственных расходов на эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством;

- завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в предприятия в составе ведущих машиностроительных корпораций, с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа, и реструктуризацией других просроченных долговых обязательств;

- поэтапное погашение накопленной задолженности государства по оборонному заказу, обеспечение строгого исполнения ассигнований на закупку военной техники и проведение НИОКР в соответствии с требованиями законодательства;

- защита внутреннего рынка инновационной промышленности продукции, активная государственная поддержка ее экспорта.

Важной составляющей, отражающей роль государственных институтов и объектов инфраструктуры в процессе формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала, должно быть развитие фондового элемента данного потенциала (наращивание основных и оборотных фондов) для машиностроительных корпораций.

3. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением государственного участия в развитии производственного потенциала машиностроительных корпораций, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этой составляющей включает следующие элементы:

- учет затрат машиностроительных корпораций на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;

- субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;

- сохранение информационной инфраструктуры научно -

исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями и базами данных и закупке научной литературы;

- поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;

- активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала машиностроительных корпораций стран СНГ.

4. Восстановление управляемости процессов формирования, оценки и эффективности использования производственного потенциала машиностроительных корпораций. Все перечисленные составляющие государственного участия в развитии производственного потенциала машиностроительной корпорации должны определять формирование бюджетной, внешнеторговой, промышленной политики. Для этого все составляющие необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития текущей и перспективной производственной деятельности машиностроительных корпораций.

Прогнозирование, программирование и индикативное планирование производственной деятельности машиностроительных корпораций должно быть эшелонировано по глубине прогнозирования на год, четыре года и двадцатилетний прогнозный период [2]. В условиях современного НТП машиностроительные корпорации, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций в организации производственной деятельности. При этом необходимым для нормальной работы машиностроительных корпораций является, как минимум, десятилетний горизонт планирования развития своего производственного потенциала.

Необходимо также отметить, что без целенаправленной стратегии развития средства подменяют цели, инструментальные задачи превалируют над содержательными задачами, отсутствует стратегия развития производственного потенциала и на практике доминирует конъюнктурная игра краткосрочных коммерческих интересов основных групп влияния в машиностроительной корпорации. В нынешней системе регулирования экономики прогнозирование перспективной производственной деятельности в системе управления машиностроительной корпорацией играет скорее декоративные функции, а система целеполагания просто отсутствует.

Прежде всего, необходимо изменение технологии прогнозирования результатов производственной деятельности машиностроительных корпораций. Экстраполяция прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов перспективной производственной деятельности. Задача заключается как раз в обратном - в переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии и инициировании экономического роста для большинства машиностроительных корпораций России. В сложившихся условиях прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он должен учитывать закономерности формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации, начинаться с формулирования четких целей развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного участия в повышении производственного потенциала исследуемых корпораций [3]. Эти меры должны определять содержание индикативных планов производственной деятельности машиностроительных корпораций.

Принципы формирования государственного бюджета должны быть пересмотрены в соответствии с общей логикой системы регулирования процессов формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации. Доминирование целей развития производственного потенциала машиностроительных корпораций должно подкрепляться соответствующей технологией планирования бюджета для обеспечения условий бюджетного финансирования вложений в повышение величины основных элементов данного потенциала [4]. В основу его разработки необходимо закладывать законодательно установленные нормативы, определяющие уровень бюджетных расходов по соответствующим направлениям, а также программноцелевой принцип планирования и осуществления расходов. При этом первым по значимости приоритетом должны пользоваться расходы на науку и стимулирование НТП, а также на образование и национальную безопасность, оставляющие основу устойчивости

будущего развития производственного потенциала промышленных корпораций. Высоким приоритетом должны пользоваться и федеральные целевые программы, связанные с повышением производственного потенциала машиностроительных корпораций (таких, как ФЦП «Развитие национальной технологической базы на 2007-2011 года»). Их финансирование необходимо вести через Бюджет развития, который следует вывести из консолидированного бюджета и осуществлять через региональные центры экономического роста, рефинансируемые из собственных и привлеченных источников, включая кредиты Центрального банка.

В четырехлетнем цикле индикативного планирования основное значение имеет определение среднесрочных приоритетов развития производственного потенциала машиностроительных корпораций, на основе которых должна вестись разработка целевых программ, а также желаемых пропорций производственного процесса и процесса расширенного воспроизводства. Также важной задачей четырехлетнего цикла прогнозирования является выявление ожидаемых диспропорций и узких мест, затрудняющих развитие производственного потенциала машиностроительных корпораций. Другая задача - поиск новых возможностей формирования и эффективного использования производственного потенциала машиностроительных корпораций, открывающихся вследствие глобального НТП и развития мирового рынка. Исходя из сопоставительного анализа возникающих проблем и возможностей следует вести поиск путей подъема конкурентоспособности национальной экономики, меры по осуществлению которых и составят содержание

четырехлетних программ производственной деятельности машиностроительных корпораций [5]. Двадцатилетний цикл прогнозирования имеет своей целью ориентацию долгосрочного формирования, оценки и эффективного использования производственного потенциала машиностроительной корпорации на фоне глобальных тенденций научно-технического и экономического развития. Главной задачей на этом горизонте прогнозирования является поиск стратегических направлений повышения конкурентоспособности машиностроительных корпораций в пространстве глобального экономического развития.

Литература:

1. Ацюковский В.А. Философия и методология технического комплексирования. Москва, «Петит», 2006.-221 с.

2. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. - М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование/ Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2008. - 575 с.

4. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. Монография. М.: Высшая школа, 2002.

5. Заикин Н.А. Проблемы устойчивого развития промышленных предприятий // Матер. II Всеросс. науч.-практ. конф. «Иннова-тизация в России: успехи, проблемы и перспективы». - Пенза, 2009.

ИННОВАЦИОННЫИ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Башева А.В., к.э.н., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)

В статье рассматривается интеграция процессов системных преобразований предприятия и управление его инновационным потенциалом в условиях кризиса. Представлен алгоритм процесса реализации системных преобразований предприятий на основе инноваций.

Ключевые слова: Инновационная деятельность, инновационный потенциал, системные преобразования, экономический кризис.

INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE AS A STRATEGIC RESOURCE OF INCREASE OF EFFICIENCY OF SYSTEM TRANSFORMATIONS IN THE CONDITIONS OF CRISIS

Basheva A., cand.econ.sci., the associate professor of the Nizhniy Novgorod state architecturally-building university

In article integration of processes of system transformations of the enterprise and management in its innovative potential in the conditions of crisis is considered. The algorithm ofprocess of realisation of system transformations of the enterprises on the basis of innovations is presented.

Keywords: Innovative activity, innovative potential, system transformations, economic crisis.

Изменения экономической среды являются предпосылками и условиями необходимости системных преобразований предприятий. Системные преобразования объективно связаны с экономическим циклом, когда в период кризиса происходит не только отмирание старых направлений производства, но и возникновение новых - носителей научно-технического прогресса.

Системные преобразования - это процесс комплексного преобразования деятельности предприятия, заключающийся в изменении структуры производства, активов, пассивов, а также системы управления с целью повышения устойчивости, доходности, конкурентоспособности, преодоления убыточности и угрозы банкротства. Системные преобразования неоднородны по характеру воздействия на экономические процессы предприятия. Среди них можно выделить действия, направленные, во-первых, на сокращение издержек предприятия: внедрение ресурсосберегающих технологий, замена оборудования на более производительное и другие, во-вторых, на расширение и замену номенклатуры производимой продукции: перепрофилирование производства на выпуск конкурентоспособного товара, модернизация производимого продукта, выпуск новых видов товара и другие, в-третьих, на совершенствование организационно-управленческой системы предприятия: внедрение системы контроля качества производства, сертификация системы управления по международным стандартам и другие. Сис-

темные преобразования проводятся как для преодоления кризисного положения предприятия, так и для своевременной и эффективной адаптации предприятия к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и обеспечения устойчивости его развития.

Ключевая роль в достижении положительной динамики качественных и количественных системных преобразований предприятия отводится инновационному потенциалу, который характеризуется созданием наукоемких технологий и современного производственного потенциала путем обновления производственного аппарата и освоения выпуска качественно новых, инновационных товаров и услуг, использованием нововведений, инновационной структурой предприятия, соответствующими отношениями с научными организациями, проведением наступательной стратегии. Внедрение инноваций в условиях системных преобразований предприятия обусловлено адаптацией промышленного предприятия к изменениям во внешней экономической среде и обеспечением устойчивости его развития посредством инновационных технологий.

В настоящее время на функционирование предприятий оказывает негативное последствия финансово-экономического кризиса. Но кризис нельзя рассматривать как повод отказываться от инновационных целей и преобразований. В кризисной ситуации для предприятия максимально важно переосмыслить происходящие вокруг изменения, оценить отрицательные факторы, найти свои сильные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.