Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ '

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные финансы / финансирование / поддержка / производство / муниципальные финансы / экономика / предприятие / public finance / financing / support / production / municipal finance / economy / enterprise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.К. Улыбина, Д.Д. Сухиненко

На сегодняшний день доля государственных и муниципальных финансов, задействованных в различных секторах экономики от малого бизнеса до крупных промышленных предприятий, очень большая. Их функциональность отражена в экономических нормах и огромном количестве различных нормативно-правовых актов и законов. Понимание и исследование роли государственных и муниципальных финансов в формировании экономики как предприятия, так и страны в целом является одним из приоритетных направлений исследований и развития экономики и финансов. Материальной основой государственных и муниципальных финансов является денежный оборот, – непрерывный процесс движения денежных знаков в безналичной и наличной формах. Местом взаимодействия государственных и муниципальных финансов с экономиками предприятий является финансовая система – совокупность финансовых отношений, различных элементов экономики и хозяйствования, внутри которой и строится взаимодействие между предприятием, создающим и реализующим товары и государственными, и муниципальными финансами управление которыми зачастую осуществляет власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л.К. Улыбина, Д.Д. Сухиненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE IN THE FORMATION OF THE ENTERPRISE ECONOMY

Today, the share of state and municipal finances involved in various sectors of the economy from small businesses to large industrial enterprises is very large. Their functionality is reflected in economic norms and a huge number of different regulatory legal acts and laws. Understanding and researching the role of state and municipal finance in shaping the economy of both the enterprise and the country as a whole is one of the priority areas of research and development of economics and finance. The material basis of state and municipal finances is money turnover, a continuous process of movement of banknotes in noncash and cash forms. The place of interaction of state and municipal finances with the economies of enterprises is the financial system – a set of financial relations, various elements of the economy and management, within which interaction is built between the enterprise that creates and sells goods and state and municipal finances, which are often managed by the authorities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ »

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-122-126

Л.К. Улыбина - д.э.н., прафессор кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ulibinalk@mail.ru,

L.K Ulibina - Doctor of Economics, Prafessor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU;

Д.Д. Сухиненко - обучающийся факультета управления ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, loengrammnobunaga@mail.ru,

D.D. Sukhinenko - student of the Faculty of Management FSBEI HE Kuban SAU.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ФОРМИРОВАНИИ

ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ THE ROLE OF STATE AND MUNICIPAL FINANCE IN THE FORMATION OF THE ENTERPRISE ECONOMY

Аннотация. На сегодняшний день доля государственных и муниципальных финансов, задействованных в различных секторах экономики от малого бизнеса до крупных промышленных предприятий, очень большая. Их функциональность отражена в экономических нормах и огромном количестве различных нормативно-правовых актов и законов. Понимание и исследование роли государственных и муниципальных финансов в формировании экономики как предприятия, так и страны в целом является одним из приоритетных направлений исследований и развития экономики и финансов. Материальной основой государственных и муниципальных финансов является денежный оборот, - непрерывный процесс движения денежных знаков в безналичной и наличной формах. Местом взаимодействия государственных и муниципальных финансов с экономиками предприятий является финансовая система - совокупность финансовых отношений, различных элементов экономики и хозяйствования, внутри которой и строится взаимодействие между предприятием, создающим и реализующим товары и государственными, и муниципальными финансами управление которыми зачастую осуществляет власть.

Abstract. Today, the share of state and municipal finances involved in various sectors of the economy from small businesses to large industrial enterprises is very large. Their functionality is reflected in economic norms and a huge number of different regulatory legal acts and laws. Understanding and researching the role of state and municipal finance in shaping the economy of both the enterprise and the country as a whole is one of the priority areas of research and development of economics and finance. The material basis of state and municipal finances is money turnover, a continuous process of movement of banknotes in non-cash and cash forms. The place of interaction of state and municipal finances with the economies of enterprises is the financial system - a set of financial relations, various elements of the economy and management, within which interaction is built between the enterprise that creates and sells goods and state and municipal finances, which are often managed by the authorities.

Ключевые слова: государственные финансы, финансирование, поддержка, производство, муниципальные финансы, экономика, предприятие.

Keywords: public finance, financing, support, production, municipal finance, economy, enterprise.

Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе денежного оборота и по вопросам формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Для того, чтобы понять, как именно государственные и муниципальные финансы оказывают влияние на формирование экономики предприятия, нам нужно понять их инструмент воздействия, т.е. материальную основу. Материальной основой государственных и муниципальных финансов является денежный оборот, - непрерывный процесс движения денежных знаков в безналичной и наличной формах. Местом взаимодействия государственных и муниципальных финансов с экономиками предприятий является финансовая система - совокупность финансовых отношений, различных элементов экономики и хозяйствования, внутри которой и строится взаимодействие между предприятием, создающим и реализующим товары и государственными, и муниципальными финансами управление которыми зачастую осуществляет власть. Зная основы и принципы взаимодействия и функционирования экономики предприя-

тий и государственных и муниципальных финансов нужно разобрать их роли и влияние на экономику по отдельности и в совокупности.

Начать стоит с того, что и государственные, и муниципальные финансы, и экономика предприятий выступают участниками бюджетных отношений, внутри которых, с одной стороны, выступает производство как ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств), а с другой - государственный бюджет, для которого ГРБС является заказчиком государственных и муниципальных услуг, оплачиваемых за счёт государственного бюджета. Также к статье расходов государственного бюджета в области формирования экономик предприятий можно отнести государственную программу «инновации и модернизации», в рамках которой из государственного бюджета оказывается субсидирование и инвестирование в различные сферы отечественной экономики. В целом бюджетное финансирование, осуществляемое органами государственной и муниципальной власти, существует в множестве различных форм, таких, как: субсидии, дотации, субвенции, кредиты, инвестиции и д.р., что позволяет нам сделать вывод о том, что бюджетное финансирование производственных учреждений осуществляется на довольно высоком уровне.

Становится понятным, что формирование экономики предприятия является одной из первоочередных задач бюджетного финансирования государственными и муниципальными финансами. Однако, чтобы разобраться в том, как именно и на какие аспекты производства оказывают влияние государственные и муниципальные финансы, нам нужно разобрать это на конкретном примере.

С этой целью мы обратимся к официальный статистике и к структуре расходов в проекте федерального бюджета за последние годы.

Таблица 1 - Структура расходов федерального бюджета, млрд. руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к 2020 г.

Общегосударственные вопросы 3639,1 1582,8 43,5

Национальная оборона 3308,9 3113,2 94,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2359,1 2456,7 104,1

Национальная экономика 3190,7 3326,6 104,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 384,0 322,2 83,9

Охрана окружающей среды 301,7 335,7 111,3

Образование 1011,2 1082,7 107,1

Культура, кинематография 144,9 135,1 93,2

Здравоохранение 1264,7 1129,4 89,3

Социальная политика 5767,1 5594,5 103,1

Физическая культура и спорт 74,4 65,3 87,8

Средства массовой информации 101,2 102,8 101,6

Обслуживание государственного и муниципального долга 897,0 1203,9 134,2

Межбюджетные трансферты 1290,3 1069,2 82,9

Всего расходов 23734,2 21520,8 90,7

Из выше приведённой таблицы мы можем заметить, что в связи с эпидемиологической ситуацией в стране и мире общий размер расходов федерального бюджета в большинстве различных отраслей снизился, однако, несмотря на это, количество расходов на поддержание и развитие национальной экономики остаётся на достаточно высоком уровне (четвертое место).

Также целесообразными для изучения являются меры государственной поддержки бизнеса. Среди государственных мер поддержки бизнеса существует несколько видов, каждый из которых имеет свои особенности. Первыми из них являются вложения в капитал бюджетных учреждений и предприятий, что, в свою очередь, подразумевает возможность вкладчика - государства в дальнейшем получать прибыль с учреждения. Также одним из ви-

дов государственной поддержки является субсидирование фирм. В подобного рода программах принимают участие в равной мере как частные, так и государственные компании. Отличие субсидирования от вложения в капитал заключается в безвозмездной основе субсидий. Последним из видов государственного финансирования является государственный заказ, выдаваемый с целью изготовления определенного продукта или услуги. Деньги, получаемые с реализации государственных заказов, остаются у объекта реализовавших за заказ.

С целью поддержки малого бизнеса, субъектов предпринимательства, а также процесса, условий кредитования и финансирования на данный момент действует государственная программа, осуществляющая выдачи льготных займов. Такие займы позволяют погашать часть процентов за счёт выдаваемой субсидии, которые начисляются на сумму кредита. Также стоит отметить, что наиболее приоритетными предприятиями, получающими льготные займы по госпрограммам, являются предприятия, производство продуктов питания и первой необходимости предприятия агропромышленной и строительной отрасли. Стоит заметить, что кредитование зачастую не относится к мерам поддержки малого бизнеса, только начинающего своё развитие, так как большинство банков обычно и преимущественно осуществляют выдачу займов предприятием, ведущим свою деятельность не менее года.

В целом по такому методу финансовое обеспечение как бюджетных, так и автономных предприятий ведётся, основываясь на государственном задании, т. е. на процедурах и нормативно-правовых актах, устанавливающих определённые рамки по производству услуг и работ эти рамки, регулируют качество, объём, состав и другие параметры выпускаемой продукции. Отметим, что материальное и финансовое обеспечение этих производств осуществляется из средств государственного бюджета.

При рассмотрении возможностей и объёма субсидирования того или иного предприятия зачастую также учитываются затраты, которые могут возникнуть вследствие содержания земли и ремонта имущества, т. е. для каждого производственного субъекта будет формироваться определённый коэффициент - показатель, характеризующий количество затрат на содержание и ремонт, исходя из которого будет корректироваться и размер субсидии.

Стоит заметить, что правительство старается увеличить эффективность бюджетных расходов различными методами. помимо всех прочих, нам известен метод государственных закупок, который реализуется с целью эффективного развития различных отраслей бизнеса, а также торгового взаимодействия между государством и производителями. Но данный момент в системе государственных закупок отдается максимальный приоритет результативности в закупке, которая будет выгодно как государству - заказчику, так как производителю.

Естественно, для того чтобы экономическое управление оставалось на достаточно эффективном уровне, необходимо развивать систему государственных заказов это является одним из главных направлений в области увеличения роста национальной экономики и повышения конкурентоспособности бизнеса, которое осуществляется посредством государственного регулирования и государственной политики.

Также повышению эффективности системы государственных заказов может поспособствовать развитие способов государственных закупок, которая может осуществляться через конкурентные и неконкурентные методы, которые в разных условиях будут давать разные результаты. Однако не стоит забывать про организации, основным направлением деятельности которых является социальная сфера. Так как социальная сфера является одной из самых важных сфер деятельности и направленности государственной политики е. вложения средств государственного бюджета, остаётся важным понимать, какие расходы и в каких областях социальной сферы осуществляет государство. Все государственные расходы на социальную сферу содержит в себе несколько основных направлений трат, а именно: финансирование спорта и здравоохранения, средств массовой информации, образования культуры и многое другое.

Оценка бюджетных составляющих социальной сферы состоит из ряда определённых показателей, таких как качество труда, безопасность жизнедеятельности, качество населения, благосостояния населения. Основываясь на данных показателях, и делается смета бюд-

жетного финансирования, которая используется различными учреждениями социальной сферы для совершенствования своих областей. Стоит отметить, что государственные внебюджетные фонды, которые относятся к системе обязательного социального страхования, являются вторым по объёму финансовым источником, который удовлетворяет социальные потребности населения. На первом свою очередь находится федеральный бюджет.

Однако есть определённая разница между объектами социальной инфраструктуры, осуществляющими свою деятельность в направлении улучшения социального положения людей. Это разница заключается в разделении объектов социальной инфраструктуры на два типа, первый из которых - это объекты, осуществляющее свою деятельность за счёт собственных средств и направленные на получение прибыли. Второй - это объекты, которые ведут свою деятельность благодаря различным видам общественных фондов, потребления. В большинстве своём эти объекты направлены на бюджетные средства. Соответственно, для определённого вида субсидирования таких объектов существуют дифференцированные протоколы и подходы, учитывающие специфику работы объектов социальной сферы.

Стоит упомянуть, что государством предусмотренные меры поддержки, осуществляемые не только в долгосрочном периоде с определённым стратегически мобильным планом, ну и краткосрочные экстренные меры поддержки производства промышленности и социальной сферы в особых условиях. Так, в 2020 г., благодаря реализации на базе ГИСП мониторинговой системы потребностей и производства средств индивидуальной защиты произошло выравнивание спроса и предложения между организациями и предприятиями, производящими СИЗ и медицинскими учреждениями и прочими коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими работу непосредственно с населением. Также отдельный расходный сметой бюджета является грантовая поддержка, осуществляемое в рамках определённых конкурсов среди предпринимателей и производственных предприятий, которые могут разрабатывать проекты, направленные на решение определенных социально значимых задач и использующих в своей теоретической базе инновационные подходы, позволяющие повысить эффективность производства.

В итоге, анализируя предоставленные статистические данные и информацию из открытых источников, можно сделать вывод о том, что экономическая поддержка, как промышленности, так и многих других сфер деятельности государства и общества с участием государственных и муниципальных финансов находится на достаточно высоком и приоритетном уровне. Однако стоит понимать, что показатели, отражённые в статистических данных, во многом также зависит от экономического положения страны. Поэтому на данный момент существует особая необходимость инвестирования дополнительных средств в развитие экономического сектора, вызванная сложной обстановкой во внешнеэкономических и внешнеполитических связях нашего государства, что в перспективе позволит нашей экономике подвергаться меньшей зависимости от экономической ситуации в мире и показывать более высокие темпы роста и производительности.

Источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).

2. Денежное хозяйство предприятий : учебник для вузов / А.Ю. Казак [и др.] ; под общ. ред. А.Ю. Казака, О.Б. Веретенниковой. - Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2006. С. 37-38.

3. Положение о Министерстве Финансов РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329.

4. Улыбина Л.К. Финансовая политика организации/ Л.К. Улыбина О.А. Окорокова // учеб-метод. пособ. Краснодар. - 2016.

5. Финансы организаций (предприятий) /под ред. Н.Б. Колчиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011 - 383 с.

References:

1. Budget Code of the Russian Federation" dated 31.07.1998 N 145-FZ (as amended on 29.11.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022).

2. Monetary economy of enterprises : textbook for universities / A.Yu. Kazak [et al.] ; under the general editorship of A.Yu. Kazak, O.B. Veretennikova.- Yekaterinburg : Publishing House of AMB, 2006. pp. 37-38.

3. Regulations on the Ministry of Finance of the Russian Federation, approved. Decree of the Government of the Russian Federation No. 329 dated 30.06.2004.

4. Ulybina L.K. Financial policy of the organization/ L.K. Ulybina O.A. Okorokova//ucheb-method. help. Krasnodar. - 2016.

5. Finance of organizations (enterprises) / ed. N.B. Kolchina - M.: Finance, UNITI, 2011 - 383 p.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-126-131

М.С. Филичева - аспирант, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, m19111993@inbox.ru,

M.S. Filicheva - Post-graduate Student, Central Russian Institute of Management -Branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation.

ДОСТУПНОСТЬ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ AVAILABILITY OF STATE SUPPORT MEASURES FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Аннотация. В сложившихся условиях всемирного кризиса из-за возникшей пандемии субъекты малого и среднего бизнеса как никогда стали нуждаться в поддержке со стороны государственной власти, так как они не имеют достаточного резервного фонда, который позволил бы в современных условиях резкого снижения доходов, в полном объёме и в срок выплачивать заработную плату сотрудникам, рассчитываться по обязательствам с кредиторами и арендодателями. Поэтому в настоящее время эффективное функционирование экономики страны во многом завит от стимулирования повышения деловой активности предпринимателей, которое достигается за счёт принятия комплекса мер, направленных на поддержку данных субъектов на федеральном и региональных уровнях. В статье исследована доступность оказываемых мер поддержки на основе социальных опросов и статистических данных, а также выделены проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства.

Abstract. In the current conditions of the global crisis, due to the emerging pandemic, small and medium-sized businesses have become more in need of support from the state authorities than ever, since they do not have a sufficient reserve fund that would allow, in modern conditions of a sharp decline in income, to pay salaries to employees in full and on time, to settle obligations with creditors and landlords. Therefore, at present, the effective functioning of the country's economy depends directly on stimulating the increase in business activity of entrepreneurs, which is achieved through the adoption of a set of measures aimed at supporting these entities at the federal and regional levels. The article examines the availability of the support measures provided on the basis of social surveys and statistical data, and also highlights the problems hindering the development of small and medium-sized businesses.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, меры государственной поддержки, экономические условия, пандемия.

Keywords: small and medium-sized enterprises, government support measures, economic conditions, pandemic.

Эффективность и скорость развития малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) во многом зависит от наличия благоприятной среды, в которой осуществляется хозяйственная деятельность, а также экономической, организационной и правовой основы. Создание условий в большей степени достигается в рамках реализации государственной политики по социально-экономическому развитию регионов, направленной на поддержку секторов экономики [1]. Малый и средний бизнес вынужден останавливать свою деятельность, выплачивая арендные платежи и зарплаты сотрудникам. Все меры поддержки по снижению платежей в социальные фонды, отсрочка по уплате налогов и аренды, кредиты на зарплаты в пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.