Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки в развитии малых форм хозяйствования в Нижегородской области'

Роль государственной поддержки в развитии малых форм хозяйствования в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАЛАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубренкова О.А.

Рассмотрен механизм государственной поддержки развития малых форм хозяйствования. Предложена схема их взаимоотношений с министерством сельского хозяйства Нижегородской области, управлением сельского хозяйства Княгининского района и Нижегородским государственным инженерно-экономическим институтом, отмечены ее направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки в развитии малых форм хозяйствования в Нижегородской области»

УДК 349.422.3

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О. А. ЗУБРЕНКОВА, аспиранткафедры экономики и статистики E-mail: Buhngiei@yandex.ru Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

Рассмотрен механизм государственной поддержки развития малых форм хозяйствования. Предложена схема их взаимоотношений с министерством сельского хозяйства Нижегородской области, управлением сельского хозяйства Княгининского района и Нижегородским государственным инженерно-экономическим институтом, отмечены ее направления.

Ключевые слова: сельское хозяйство, малая форма хозяйствования, личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, государственная поддержка.

В условиях хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей действенным инструментом государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса (АПК) является государственная поддержка, которая дает импульс развитию тех или иных направлений работы. В настоящее время на развитие малого сельского предпринимательства распространяется государственная поддержка из федерального и регионального бюджетов.

Мерами государственного воздействия являются:

♦ страхование;

♦ налогообложение;

♦ кредитование;

♦ дотации и компенсации по отдельным видам продукции;

♦ прямое субсидирование производственных и социальных программ развития АПК;

♦ приобретение по лизингу техники и племенных животных;

♦ организация сбыта и гарантирование минимального уровня закупочных цен на производимую сельскохозяйственную продукцию.

Для дальнейшего совершенствования малого сельского предпринимательства необходимо наладить информационно-консультативное обслуживание владельцев малых форм хозяйствования. Главным в их развитии остается путь интеграции.

Регулирование аграрного сектора является сложной и многогранной проблемой. В целях обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства назрела острая необходимость совершенствования экономического механизма, который, основываясь на законах и принципах рыночной экономики, смог бы устранить существующие проблемы АПК.

В 2006 г. началась реализация в РФ одного из четырех национальных проектов — «Развитие АПК», предусматривающего ускоренное развитие животноводства, развитие и поддержку малых форм собственности путем применения кредитных ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения. Проект способствует росту занятости населения и увеличению его доходов, стимулирует увеличение производства продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями [4].

В 2006—2008 гг. по данному проекту в Нижегородской области в направлении «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» были получены следующие результаты.

В 2006 г. в Нижегородской области получили кредиты более 5 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и около 200 крестьянских (фермерских) хозяйств — К(Ф)Х. Всего за 2006 г. малым формам хозяйствования было выдано кредитов на 968 млн руб., в том числе ЛПХ - 734 млн руб., К(Ф)Х - 184 млн руб.

В связи с тем, что кредитование малых форм производилось во втором полугодии, Минсельхоз России первоначальный лимит субсидирования процентной ставки скорректировал в сторону уменьшения — до 26,9 млн руб. Освоение за год составило 25,7 млн руб. из средств федерального бюджетаи 0,8 млн руб. из средств областного бюджета.

За 2007г. выдано 1,6 млрд руб. кредитов, в том числе ЛПХ — 1,4 млрд руб., К(Ф)Х — 237 млн руб. Всего получили кредиты 10,2тыс. ЛПХ и 280 К(Ф)Х. Освоение субсидий на погашение процентных ставок по малым формам хозяйствования составило 171,02 млн руб. из средств федерального бюджета и 6,9 млн руб. — из областного.

В 2008 г. объем кредитных ресурсов по малым формам хозяйствования составил более 1 млрд руб. Кредиты выданы более 5тыс. ЛПХи 80 К(Ф)Х. В 2008 г на стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК выделены средства из федерального и областного бюджетов на погашение части процентной ставки по кредитам в сумме 209,6 млн руб. [1,2].

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформирован в Государственную программу развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг., утвержденную постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

В Нижегородской области в 2008г. была принята областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2008—2012 годов», которая включает в себя несколько подпрограмм [3]. Одной из целей подпрограммы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Нижегородской области на 2008—2012 годы» является создание благоприятных условий для развития малых форм хозяйствования.

На выполнение данной подпрограммы планируется затратить 13 041,190тыс. руб. (см. таблицу).

Для достижения поставленной цели в АПК Нижегородской области должны быть решены следующие задачи:

• совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования; создание устойчивой поддержки малых форм хозяйствования и стабильно развивающейся сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере кредитования, переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта;

• улучшение финансового обеспечения малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования;

• совершенствование информационного обеспечения и консультационного обслуживания деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования.

Проведение намеченных мероприятий позволит обеспечить [3]:

изменение отраслевой структуры малого предпринимательства на селе в сторону увеличения числа предпринимателей, работающих в сфере производства и оказания услуг населению;

увеличение вклада малого бизнеса в валовой региональный продукт;

насыщение рынка продуктами повседневного спроса;

увеличение налоговых сборов от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней за счет повышения эффективности их деятельности.

Анализ приведенных законов показывает, что основная цель государственной поддержки малых форм хозяйствования в Нижегородской области сводится к их кредитованию.

На взгляд автора, кредитование является не единственной формой поддержки развития малых форм хозяйствования. Вследствие этого необходимо разработать такую систему государственной

Ресурсное обеспечение подпрограммы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленномкомплексе Нижегородской области на 2008—2012 годы»,тыс. руб.

Источник финансирования Год Всего за период реализации подпрограммы

2008 2009 2010 2011 2012

Областной бюджет 9,7 43,74 24,55 141,8 161,5 381,290

Федеральный бюджет 184,3 200,1 216,6 233,7 252,7 1 087,4

Местный бюджет 1,0 1,4 1,9 2,4 2,9 9,6

Прочие источники 1 867,2 2 354,2 2 513,6 2 319,6 2 508,3 11 562,9

Всего... 2 062,2 2599,44 2 756,650 2 697,5 2 925,4 13 041,190

поддержки на региональном уровне, которая смогла бы обеспечить нормальное функционирование малых форм хозяйствования.

Верхним звеном системы станет министерство сельского хозяйства Нижегородской области. Естественно, оно не оказывает прямого влияния на развитие малых форм хозяйствования, а действует на них через органы управлений сельского хозяйства районов. Необходимо найти такое звено, которое обеспечивало бы взаимосвязь малых форм хозяйствования с государственными органами. В Нижегородской области связующим звеном послужит Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (см. рисунок).

Рассмотрим взаимосвязи министерства сельского хозяйства области, управления сельского хозяйства района и института и ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Нижегородской области (АККОР) с малыми формами хозяйствования.

Основными направлениями деятельности министерства сельского хозяйства Нижегородской области по отношению к управлению сельского хозяйства районов являются:

♦ формирование направлений поддержки малого предпринимательства, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность, фермерства, сельскохозяйственной и кредитной кооперации, агропромышленной интеграции, ЛПХ, индивидуального и коллективного садоводства и огородничества;

♦ координация информационно-консультационной деятельности агропромышленного комплекса на сельских территориях;

♦ разработка пред ложений и рекомендаций по устойчивому развитию сельских территорий;

♦ организация и реализация комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Соответственно, управления

сельского хозяйства районов в министерство сельского хозяйства области передают информацию о ходе выполняемых мероприятий по развитию малых форм хозяйствования.

Министерство сельского хозяйства Нижегородской области осуществляет финансирование

проводимых Нижегородским государственным инженерно-экономическим институтом мероприятий по развитию малых форм хозяйствования (обучение на курсах повышения квалификации, проведение семинаров и конкурсов, касающихся проблем развития малых форм хозяйствования).

В свою очередь институт, как и управления сельского хозяйства районов области, передает в министерство сельского хозяйства информацию о развитии малых форм хозяйствования.

Управления сельского хозяйства районов будут оказывать помощь Нижегородскому государственному инженерно-экономическому институту в подборе клиентов для обучения.

Основные направления деятельности управлений сельского хозяйства районов в области малых форм хозяйствования сводятся к следующим:

♦ принятие постановлений и программ развития малых форм хозяйствования, разработанных министерством сельского хозяйства Нижегородской области;

♦ прием в управление сельского хозяйства двух специалистов по ЛПХ и К(Ф)Х, соответственно;

♦ обеспечение самостоятельной реализации продукции малыми формами хозяйствования путем создания муниципальных рынков сбыта;

♦ организация поддержки малых форм хозяйствования в улучшении кормовой базы;

♦ организация обеспечения малых форм хозяйствования техническими средствами, ресурсами и услугами.

Не менее важным звеном в деле поддержки развития малых форм хозяйствования является

Министерство сельского хозяйства Нижегородской области _________________________ —________________

-*--- Управления сельского хозяйства районов -* - ---►- Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

I

Малые формы хозяйствования -ЛПХ, К(Ф)Х Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Нижегородской области

Рациональная схема взаимоотношений малых форм хозяйствования

АККОР. Она создана в январе 1990 г. и является негосударственной некоммерческой организацией.

На базе Нижегородского государственного инженерно-экономического института необходимо открыть информационно-консультационную службу, которая будет включать в себя юридический и экономический отделы, атакже отделы статистики и образования и будет работать в интересах АККОР.

В 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по предложению Нижегородской консультационной службы АПК ведущие К(Ф)Х и ЛПХ учредили некоммерческое партнерство «АККОР Нижегородской области» [5].

Основными направлениями деятельности АККОР по отношению к малым формам хозяйствования являются:

• координация работы и защиты интересов К(Ф)Х и ЛПХ;

• доведение информации о содержании и сути постановлений Правительства РФ, документов Минсельхоза России, «Россельхозбанка» и «Росагролизинга» о формах и условиях предоставления государственной поддержки;

• проведение семинаров, совещаний и конференций по наиболее значимым вопросам аграрной политики;

• оказание помощи в правовых, организационных и иных вопросах.

Разные отделы информационно-консультационной службы института будут оказывать помощь АККОР по следующим вопросам. Так, юридический отдел будет оказывать помощь в оформлении документов по открытию малых форм хозяйствования и другую юридическую помощь в их развитии. На экономический отдел будут возлагаться задачи по составлению бизнес-планов для развития малых форм хозяйствования, оказанию поддержки малым формам по вопросам ведения учета и другой экономической помощи. Отдел статистики займется созданием базы данных по малым формам хозяйствования и ежегодной обработкой их статистической отчетности. Отдел образования будет работать по следующим направлениям:

• организация курсов повышения квалификации для членов малых форм хозяйствования в связи с тем, что большинство работников как в ЛПХ, так и в К(Ф)Х не имеют не только высшего, а зачастую и среднего образования;

• проведение семинаров по проблемам, касающимся развития малых форм хозяйствования;

• издание специальной литературы для малых форм хозяйствования;

• проведение конкурсов на лучшую малую форму хозяйствования, отдельно для ЛПХ и К(Ф)Х, с вручением премий и подарков, что подтолкнет людей к созданию той или иной малой формы хозяйствования.

Таким образом, институт будет оказывать помощь АККОР по различным вопросам, а АККОР, в свою очередь, направит свои действия к малым формам хозяйствования. Институт получает информацию о ходе их развития, обрабатывает ее и передает в министерство сельского хозяйства Нижегородской области, которое уже делает выводы о развитии малых форм хозяйствования в районах и регулирует работу управлений сельского хозяйства районов относительно малых форм.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей является важнейшим инструментом, позволяющим сгладить отрицательные моменты в развитии агропромышленного комплекса.

Список литературы

1. Газета агробизнеса «Крестьянские ведомости». URL: www. agronews. га.

2. Официальный сайт правительства Нижегородской области. URL: www.government.nnov.ru.

3. Подпрограмма «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Нижегородской области» на 2008— 2012 годы» областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2008—2012 годов». Утверждена законом Нижегородской области от 08.04.2008 № 40-3. URL: http://www. regionz.ru/index.php?ds=63419.

4. Развитие агропромышленного комплекса: приоритетный национальный проект от 05.09.2005, утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов.

5. Региональные системы сельской кредитной кооперации России. URL: www.ruralcredit. ru/506/658.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.