Научная статья на тему 'Роль государственной поддержки в формировании устойчивого производства зерна'

Роль государственной поддержки в формировании устойчивого производства зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная поддержка / зерно / зерновое хозяйство / региональный бюджет / субсидирование / устойчивость / устойчивость производства зерна / финансирование растениеводства / федеральный бюджет / state support / grain / grain economy / regional budget / subsidies / sustainability / sustainability of grain production / financing of crop production / federal budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Генералов Иван Георгиевич, Банников Сергей Александрович, Губанова Елена Витальевна

Введение. Субсидирование является основным способом государственной поддержки зернового хозяйства. Поэтому целью нашего исследования является статистическое описание влияния государственной поддержки производства зерна в Нечерноземной зоне на его стабилизацию. Материалы и методы. Материалами для аналитической части исследования послужили данные о субсидировании производства зерна в Нижегородской области. При исследовании авторы использовали методы регрес-сионного анализа для определения параметров роста производства зерна, при котором оно будет иметь устойчивый характер, и анализа главных компонент, что позволило выделить наиболее значимый источник субсидирования для производителей зерна. Алгоритм исследования включает в себя анализ зависимости ежегодного темпа роста валового сбора от темпа роста общего финансирования государственной поддержки; анализ главных компонент финансирования отрасли; изучение зависимости вариации валового сбора от темпа роста общего финансирования государственной поддержки. Результаты. Авторами было выявлено соотношение прироста объема субсидирования государственной поддержки в 1 % и валового сбора относительно среднего уровня на 3,71 %. Данное соотношение можно считать индикатором, выполнение которого будет обеспечивать динамичное развитие зернового хозяйства. Обсуждение. В ходе исследования установлено, что прирост финансирования не приводит к значительному наращиванию производства зерна. Реальная отдача от субсидирования проявляется в последующем периоде, когда идет освоение денежных средств, что накладывает негативный отпечаток на выявленные тенденции. Установлено, что наиболее состоятельным будет применение показателя производства зерна в расчете на 1 тыс. руб. государственной поддержки, т/тыс. руб. Заключение. Полученные при статистическом описании влияния государственной поддержки производства зерна на его стабилизацию выводы заключаются в том, что за последний период времени доминирующим источником финансирования исследуемой отрасли стал региональный бюджет. Дальнейшие исследования должны быть посвящены разработке предложений по совершенствованию механизма субсидирования производства зерна в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of state support in the formation of sustainable grain production

Introduction. Subsidization is the main way of state support for the grain economy. Therefore, the purpose of our research is to statistically describe the impact of state support for grain production in the non-black earth zone on its sta-bilization. Materials and methods. The materials for the analytical part of the study were data on subsidies for grain production in the Nizhny Novgorod region. In the study, the authors used regression analysis methods to determine the parameters of grain production growth, in which it will be stable and analyze the main components, which made it possible to distinguish the most significant source of subsidies for grain producers. The study algorithm includes an analysis of the dependence of the annual growth rate of gross collection on the growth rate of total funding of public support; analysis of the main components of industry financing; study of the dependence of the variation in gross collection on the growth rate of general financing of public support. Results. The authors identified a ratio of the increase in the volume of subsidies of state support of 1 % and gross collection relative to the average level of 3.71 %. This ratio can be considered an indicator, the implementation of which will ensure the dynamic development of the grain economy. Discussion. The study found that the increase in financing does not lead to a significant increase in grain production. The real return on subsidies is evident in the subsequent period when money is being used, which imposes a negative imprint on the revealed trends. It was established that the most wealthy will be the use of the grain production indicator per 1 thousand rubles. state support, t/thousand rub. Conclusion. The conclusions obtained from the statistical description of the impact of state support for grain production on its stabilization are that over the last period of time the regional budget has become the dominant source of financing for the studied industry. Further research should focus on the development of proposals for improving grain subsidies in the region.

Текст научной работы на тему «Роль государственной поддержки в формировании устойчивого производства зерна»

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

'ЖХЖЖЖЖЖЖЖЭКОНОМИКА и управление народным хозяйствомХХХХЖЖХ

Научная статья УДК 338.3

DOI: 10.24411/2227-9407-2021-11-83-92

Роль государственной поддержки в формировании устойчивого производства зерна

Иван Георгиевич Генералов1в, Сергей Александрович Банников2, Елена Витальевна Губанова3

1 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия 2Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия 3Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал, Калуга, Россия 1 ivan.generalov.91@bk.ruhttps://orcid.org/0000-0003-2195-8640 2sabann@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6418-0034 3el-gubanova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7922-8400

Аннотация

Введение. Субсидирование является основным способом государственной поддержки зернового хозяйства. Поэтому целью нашего исследования является статистическое описание влияния государственной поддержки производства зерна в Нечерноземной зоне на его стабилизацию.

Материалы и методы. Материалами для аналитической части исследования послужили данные о субсидировании производства зерна в Нижегородской области. При исследовании авторы использовали методы регрессионного анализа для определения параметров роста производства зерна, при котором оно будет иметь устойчивый характер, и анализа главных компонент, что позволило выделить наиболее значимый источник субсидирования для производителей зерна. Алгоритм исследования включает в себя анализ зависимости ежегодного темпа роста валового сбора от темпа роста общего финансирования государственной поддержки; анализ главных компонент финансирования отрасли; изучение зависимости вариации валового сбора от темпа роста общего финансирования государственной поддержки.

Результаты. Авторами было выявлено соотношение прироста объема субсидирования государственной поддержки в 1 % и валового сбора относительно среднего уровня на 3,71 %. Данное соотношение можно считать индикатором, выполнение которого будет обеспечивать динамичное развитие зернового хозяйства. Обсуждение. В ходе исследования установлено, что прирост финансирования не приводит к значительному наращиванию производства зерна. Реальная отдача от субсидирования проявляется в последующем периоде, когда идет освоение денежных средств, что накладывает негативный отпечаток на выявленные тенденции. Установлено, что наиболее состоятельным будет применение показателя производства зерна в расчете на 1 тыс. руб. государственной поддержки, т/тыс. руб.

Заключение. Полученные при статистическом описании влияния государственной поддержки производства зерна на его стабилизацию выводы заключаются в том, что за последний период времени доминирующим источником финансирования исследуемой отрасли стал региональный бюджет. Дальнейшие исследования должны быть посвящены разработке предложений по совершенствованию механизма субсидирования производства зерна в регионе.

Ключевые слова: государственная поддержка, зерно, зерновое хозяйство, региональный бюджет, субсидирование, устойчивость, устойчивость производства зерна, финансирование растениеводства, федеральный бюджет

© Генералов И. Г., Банников С. А., Губанова Е. В., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

83

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

XXMXXXXXXXeconomics and national economymanagemenTXXXXXXXXXX

Для цитирования: Генералов И. Г., Банников С. А., Губанова Е. В. Роль государственной поддержки в формировании устойчивого производства зерна // Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). С. 83-92. DOI: 10.24411/2227-9407-2021-11-83-92

The role of state support in the formation of sustainable grain production

Ivan G. Generalov lB, Sergey A. Bannikov2, Elena V. Gubanova3

1Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia

2Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

3Financial University under the Government of the Russian Federation, Kaluga branch, Kaluga, Russia

1ivan.generalov.91@bk.ruf https://orcid.org/0000-0003-2195-8640

2sabann@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6418-0034

3el-gubanova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7922-8400

Abstract

Introduction. Subsidization is the main way of state support for the grain economy. Therefore, the purpose of our research is to statistically describe the impact of state support for grain production in the non-black earth zone on its stabilization.

Materials and methods. The materials for the analytical part of the study were data on subsidies for grain production in the Nizhny Novgorod region. In the study, the authors used regression analysis methods to determine the parameters of grain production growth, in which it will be stable and analyze the main components, which made it possible to distinguish the most significant source of subsidies for grain producers. The study algorithm includes an analysis of the dependence of the annual growth rate of gross collection on the growth rate of total funding of public support; analysis of the main components of industry financing; study of the dependence of the variation in gross collection on the growth rate of general financing of public support.

Results. The authors identified a ratio of the increase in the volume of subsidies of state support of 1 % and gross collection relative to the average level of 3.71 %. This ratio can be considered an indicator, the implementation of which will ensure the dynamic development of the grain economy.

Discussion. The study found that the increase in financing does not lead to a significant increase in grain production. The real return on subsidies is evident in the subsequent period when money is being used, which imposes a negative imprint on the revealed trends. It was established that the most wealthy will be the use of the grain production indicator per 1 thousand rubles. state support, t/thousand rub.

Conclusion. The conclusions obtained from the statistical description of the impact of state support for grain production on its stabilization are that over the last period of time the regional budget has become the dominant source of financing for the studied industry. Further research should focus on the development of proposals for improving grain subsidies in the region.

Keywords: state support, grain, grain economy, regional budget, subsidies, sustainability, sustainability of grain production, financing of crop production, federal budget

For citation: Generalov I. G., Bannikov S. A., Gubanova E. V. The role of state support in the formation of sustainable grain production // Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. DOI: 10.24411/2227-9407-2021-11-83-92

Введение

Государственная поддержка в сельском хозяйстве исторически являлась главным инструментом стимулирования производства в его ключевых отраслях - растениеводстве и животноводстве. Существуют разные направления ее реализации - от прямого финансирования до применения косвенных мер. Однако для российских аграриев субсидирова-

ние является наиболее приемлемым способом государственной поддержки.

Особо нужно отметить важность субсидирования для растениеводства, в котором производство зерна является ключевым в структуре отрасли. Постоянный рост стоимости ресурсов для реализации производственного цикла, высокая зависимость от погодных условий и ряд других факторов влияет на

84

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

'ЖХЖЖЖЖЖЖЖЭКОНОМИКА и управление народным хозяйствомХХХХЖЖХ

устойчивость производства зерна и, как следствие, его экономическую эффективность, что делает меры государственной поддержки ключевым фактором, нивелирующим эти и другие негативные воздействия.

Цель исследования заключается в статистическом описании влияния государственной поддержки производства зерна в Нечерноземной зоне на его стабилизацию.

Материалы и методы

Ключевые гипотезы исследования, связанные с устойчивостью производства зерна, были сформулированы исходя из изучения работ таких зарубежных ученых, как П. Зандера [1], Г. Дюка [2], Ф. Махмуда [3], а также отечественных - А. И. Алтухова [4], К. Г. Алимова [5], С. Л. Елисеева [6], С. А. Суслова [7], А. Е. Шамина [8], С. Н. Шевченко [9], Н. Ю. Шовуновой [10]. При этом авторы учли и результаты исследований, полученные учеными, занимающимися вопросами государственной поддержки производства зерна - В. И. Векленко [11],

Е. Ю. Вязьминой [12], Л. Н. Медведевой [13], Д. А. Зюкина [14], М. А. Федотовой [15]. Аналитическая часть исследования была разработана на основе данных о финансировании отрасли растениеводства в разрезе его источников (регионального и федерального бюджетов) в Нижегородской области.

Авторы в исследовании использовали методы регрессионного анализа при оценке зависимости темпа роста валового сбора от темпа роста общего финансирования государственной поддержки, а также анализа главных компонент, цель которого заключалась в выделении наиболее существенного источника финансирования для развития отрасли в Нижегородской области.

На практике государственная поддержка, обеспечивающая устойчивое развитие зернового хозяйства, должна сочетать как применение мер государственного регулирования, так и совершенствование рыночных механизмов [14; 16; 17]. Однако ряд ученых (Л. Н. Медведева, О. О. Кисарова, Е. А. Шкарупа, И. А. Митрофанова и др.) отмечают, что субсидирование сельскохозяйственного производства является наиболее дееспособным инструментом, обеспечивающим эффективность и устойчивость АПК [13; 18; 19; 20].

Влияние государственной поддержки на обеспечение устойчивого роста зернового производства доказывается исследованием зависимости ежегодного темпа роста валового сбора от темпа роста общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода, что наглядно представлено на рисунке 1.

Темп роста валового сбора, % / Gross collection growth rate, %

Темп роста финансирования, % / Funding growth rate, %

• Ежегодный темп роста валового сбора, % / Annual gross collection growth rate, %

----Линейная (Ежегодный темп роста валового сбора, % / Annual gross collection growth rate, %)

Рис. 1. Зависимость ежегодного темпа роста валового сбора от темпа роста общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода в Нижегородской области Fig. 1. The dependence of the annual growth rate of gross collection on the growth rate of general financing of state support relative to the previous period in the Nizhny Novgorod region Источник: составлено авторами на основании данных1

85

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

XXMXXXXXXXeconomics and national economymanagemenTXXXXXXXXXX

Полученное линейное уравнение регрессии свидетельствует, что при увеличении темпа роста общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода на 1 % ежегодный темп роста валового сбора увеличится в среднем на 0,112 %.

Низкий уровень коэффициента детерминации объясняется тем, что из-за аномальной жары 2010 г. темп снижения валового сбора зерна составил выше 50 %, а в 2011 г. в регионе было собрано 1300,7 тыс. т, что в исследуемом пятнадцатилетнем периоде уступает только самому урожайному 2020 г.

Нестабильность финансирования государственной поддержки исследуемой отрасли связана с периодическим изменением структуры финансирования. Отмечая снижение доли финансирования отрасли растениеводства из федерального бюджета, обращаем внимание, что этот источник государственной поддержки по-прежнему остается важным для производителей зерна в Нижегородской области.

Противоречивость исследования стабильности финансирования государственной поддержки отрасли растениеводства с помощью трендов подтверждает и изучение динамики изменения темпов роста относительно предыдущего периода (рисунок 2).

Рис. 2. Темпы роста финансирования растениеводства относительно предыдущего периода в Нижегородской области, %

Fig. 2. Growth rate of financing of crop production compared to the previous period in the Nizhny Novgorod region,%

Источник: составлено авторами на основании данных1

Линейное уравнение изменения темпов роста финансирования растениеводства относительно предыдущего периода вида y = -2,633x + 132,11 свидетельствует о среднем ежегодном его снижении на 2,633 %. Уравнение изменения темпов роста финансирования из федерального бюджета имеет вид y = -4,027x + 152,03, что свидетельствует о среднем ежегодном снижении на 4,027 %. В свою очередь, изменение темпов роста финансирования из регионального бюджета имеет вид y = -1,8107x + 127,02, что свидетельствует о среднем ежегодном снижении на 1,811 %.

Сложившиеся тенденции в финансировании государственной поддержки отрасли растениеводства и производства зерна, в частности, в Нижего-

родской области свидетельствуют о необходимости выделения наиболее важного источника финансирования, что позволит в дальнейшем обосновать рекомендации по совершенствованию системы финансирования отрасли.

В качестве инструмента решения данной задачи нами использовался метод анализа главных компонент, который позволяет выделить наиболее существенный фактор, где Х1 - финансирование отрасли растениеводства из регионального бюджета, а Х2 -финансирование из федерального бюджета. Результаты анализа, включающие ковариационную матрицу, матрицу факторного отображения, долю выделенных и накопленных дисперсий и повернутую матрицу факторного отображения, приведены в табл. 1.

86

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

'ЖХЖЖЖЖЖЖЖЭКОНОМИКА и управление народным хозяйствомХХХХЖЖХ

Таблица 1. Результаты анализа главных компонент финансирования отрасли растениеводства в Нижегородской области

Table 1. The results of the analysis of the main components of financing the crop industry in the Nizhny Novgorod region

Ковариационная матрица / Dispersion matrix

Xi / Xi 46077,751 8452,666

X2 / X2 8452,666 17923,24

Матрица факторного отображения / Factor mapping matrix

212,053

58,773

-33,339

120,287

Выделенные и накопленные дисперсии, % / Allocated and accumulated dispersions,%

75,656

24,344

75,656

100

Повернутая матрица факторного отображения / Rotated Factor Mapping Matrix

212,27

19,91

31,924

132,389

Источник: рассчитано авторами на основании данных1

Анализ главных компонент финансирования отрасли растениеводства в Нижегородской области позволяет констатировать, что региональная поддержка является ключевой и системообразующей для развития отрасли растениеводства и в особенности для производства зерна.

А. И. Алтухов уделяет большое внимание государственной поддержке, как важному фактору раз-

вития зернового хозяйства, и отмечает, что хотя объемы государственной поддержки сельского хозяйства и соответствуют лимитам, предусмотренным в федеральном бюджете, и финансовым возможностям региональных бюджетов, но при этом общий уровень поддержки следует считать недостаточным для ускоренного развития отрасли на основе реализации инновационно-инвестиционной модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Зависимость отклонений валового сбора от среднего уровня от темпа роста общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода (без учета 2010 г. в пятнадцатилетнем периоде) в Нижегородской области Fig. 3. Dependence of deviations of gross collection on the average level on the growth rate of total financing of state support relative to the previous period (excluding 2010 in the fifteen-year period) in the Nizhny Novgorod region

Источник: составлено авторами на основании данных1

87

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

XXMXXXXXXXeconomics and national economymanagemenTXXXXXXXXXX

Тезис данного ученого мы можем подтвердить и исследованием зависимости отклонений валового сбора от среднего уровня от темпа роста общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода, что отражено на рисунке 3.

Результаты

Полученное линейное уравнение регрессии свидетельствует, что при увеличении темпа роста общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода на 1 % отклонение валового сбора зерна от среднего уровня будет составлять в среднем на 0,9 %. 1 %-е отклонение от среднего значения обеспечит устойчивый уровень производства зерна в регионе. При этом отметим, что фиксирование общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода на одном уровне относительно предыдущего периода будет способствовать отклонению валового сбора от среднего значения на уровне 103,71 %, т. е. приросту производства зерна в размере 3,71 % или 59,9 тыс. т, а при темпах роста общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода в размере

101 % значение показателя составит 103,72 %, что эквивалентно приросту производства зерна на 60,1 тыс. т.

Установленное нами соотношение прироста объема субсидирования государственной поддержки в 1 % и валового сбора относительно среднего уровня на 3,71 % будет способствовать формированию сбалансированной системы устойчивого производства зерна в регионе. Данное соотношение можно также считать важным индикатором, выполнение которого будет обеспечивать динамичное развитие зернового хозяйства.

Полученный баланс не учитывает инфляцию и поэтому его необходимо ежегодно корректировать, приводя общее финансирование государственной поддержки к фактической стоимости денег.

Обсуждение

Как отмечено выше, последующий прирост финансирования не приводит к значительному наращиванию производства зерна. Это объясняется проявлением убывающей отдачи влияния государственной поддержки отрасли растениеводства на рост валового сбора зерна в Нижегородской области. Зависимость представлена авторами на рисунке 4.

Рис. 4. Зависимость валового сбора зерна от общего финансирования государственной поддержки относительно предыдущего периода в Нижегородской области Fig. 4. Dependence of gross grain collection on the total financing of state support relative to the previous period in the Nizhny Novgorod region Источник: составлено авторами на основании данных1

Увеличение общего финансирования государственной поддержки отрасли растениеводства в сложившихся экономических условиях развития сельского хозяйства Нижегородской области на 1 млн руб. ведет к снижению валового сбора зерна в регионе на 0,132 тыс. т.

Исследование динамики производства зерна в расчете на 1 тыс. руб. государственной поддержки позволяет сгладить низкий уровень коэффициента детерминации, полученного при изучении зависимости валового сбора зерна от общего финансирования государственной поддержки относительно

88

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

'ЖХЖЖЖЖЖЖЖЭКОНОМИКА и управление народным хозяйствомХХХХЖЖХ

предыдущего периода в Нижегородской области, т. к. данный показатель изначально будет отражать полученный валовой сбор (в т) с одного рубля полученной государственной поддержки.

Динамика производства зерна в расчете на 1 тыс. руб. государственной поддержки, т/тыс. руб. в Нижегородской области описывается параболой вида y = 0,028x2 - 0,485x + 2,911, свидетельствующей о среднем снижении уровня исследуемого показателя на 0,485 т/тыс. руб.

Авторы обращают внимание, что реальная отдача от субсидирования проявляется в последующем периоде, когда идет реальное освоение денежных средств, что накладывает негативный отпечаток на выявленные тенденции. Однако мы считаем, что данный период должен быть сдвинут на несколько лет, так как, например, вложение в обновление техники позволит получить отдачу в еще большем периоде. Установлено, что наиболее состоятельным в данном случае будет применение показателя производства зерна в расчете на 1 тыс. руб. государственной поддержки, т/тыс. руб.

Заключение

Выявленные зависимости свидетельствуют о том, что увеличение валового сбора зерна в расчете на 1 тыс. руб. выделяемых субсидий в отрасли растениеводства возможно при условии их вложений в устойчивое производство через финансирование активного внедрения в хозяйства систем точного

земледелия, связанного с применением дистанционного зондирования, спутниковой навигации, беспилотной сельскохозяйственной техники, интернета вещей, искусственного интеллекта и иных цифровых технологий, отмеченных в Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 г.

Обобщённые выводы, полученные при статистическом описании влияния государственной поддержки производства зерна в Нечерноземной зоне (в Нижегородской области) на его стабилизацию, заключаются в том, что за последний период времени доминирующим источником финансирования исследуемой отрасли стал региональный бюджет. Авторы установили соотношение прироста объема субсидирования государственной поддержки (в 1 %) и валового сбора относительно среднего уровня (на 3,71 %), при котором будет наблюдаться формирование сбалансированной системы устойчивого производства зерна в регионе. Полученные данные будут очень важными при разработке планов развития зернового хозяйства в регионе.

Нужно отметить, что перспектива дальнейших исследований должна быть связана с разработкой предложений по совершенствованию механизма субсидирования производства зерна в Нижегородской области, что позволит эффективно использовать выявленные нами индикаторы в экономической политике.

Примечания:

1 Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (дата обращения 7 сентября 2021 г.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Zander P., Amjath-Babu T. S., Preissel S. Grain legume decline and potential recovery in European agriculture: a review // Agronomy for sustainable development. 2016.

2. Duc G., Agrama H., Bao S. Breeding Annual Grain Legumes for Sustainable Agriculture: New Methods to Approach Complex Traits and Target New Cultivar Ideotypes // Critical reviews in plant sciences. 2015. P. 381-411.

3. Mahmood F., Belhouchette H., Nasim W. Economic and environmental impacts of introducing grain legumes in farming systems of Midi-Pyrenees region (France): A simulation approach // International journal of plant production. 2017. P.65-87.

4. Алтухов А. И. Устойчивость зернового хозяйства и рынка зерна - основа их развития // Хлебопродукты. 2013. № 9. С. 4-10.

5. Алимов К. Г., Алимова Г. К. Влияние изменения климата на устойчивость производства зерна // АгроФорум. 2020. № 6. С. 70-75.

6. Елисеев С. Л. Повышение устойчивости производства зерна // Пермский аграрный вестник. 2016. № 4 (16). С. 15-20.

7. Суслов С. А., Громова И. В. Методика региональной оценки экономической устойчивости сельскохозяйственного производства // Вестник НГИЭИ. 2012. № 5 (12). С. 100-114.

89

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

XXMXXXXXXXeconomics and national economymanagemenTXXXXXXXXXX

8. Шамин А. Е., Суслов С. А. Развитие зернового производства в Нижегородской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 12. С. 38-41.

9. Шевченко С. Н. Основные пути повышения устойчивости производства зерна в Среднем Заволжье // Аграрный вестник Юго-Востока. 2009. № 1 (1). С. 16-19.

10. Шовунова Н. Ю. Устойчивость производства зерна в Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 1. С. 46-53.

11. Векленко В. И., Шамина И. Л., Степкина И. И. Сравнительная оценка устойчивости производства и реализации продукции растениеводства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 2. С. 36-40.

12. Вязьмина Е. Ю. Государственная поддержка производства и реализации зерна в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 13 (63). С. 53-55.

13. Медведева Л. Н., Кисарова О. О., Шкарупа Е. А., Митрофанова И. А. Регулирование производства зерна на основе учета факторов природного риска и мер государственной поддержки // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 5B. С. 308-324.

14. Зюкин Д. А., Степкина И. И. Значение государственного регулирования в развитии зернового хозяйства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 5. С. 23-26.

15. ФедотоваМ. А., Бобылева А. С., Иванова Л. И., Батова В. Н. Ценовое регулирование в зерновом хозяйстве Российской Федерации: конкурентообразующий подход // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 2 (437). С. 329-341.

16. Золин И. Е. К вопросу о научно-техническом прогрессе, рынке труда и технологическом отставании России // Вестник университета. 2019. № 9. С. 118-124.

17. Аничкина О. А., Левитская И. А., Пашкевич Е. С. Повышение социальной ответственности агробизнеса в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41). С. 934-936.

18. Задимидченко А. М. Развитие инвестиционной деятельности регионов России в условиях импортозамещения // Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения. 2015. С.45-47.

19. Filatov V., Yazev G., Sagina O. Revitalization of urban areas on the basis of industrial parks // MATEC Web of Conferences. 2018. С. 01130.

20. Черняева Р. В., Пахомова А. И. Разноцветная экономика: от «коричневой» к «зелёной» // В мире научных открытий. 2013. № 4-2 (40). С. 92-103.

Статья поступила в редакцию 18.08.2021; одобрена после рецензирования 20.09.2021;

принята к публикации 22.09.2021.

Информация об авторах:

И. Г. Генералов - к.э.н., доцент кафедры «Сервис», Spin-код: 3763-1273;

С. А. Банников - к.э.н., доцент, Spin-код: 9726-6857;

Е. В. Губанова - к.э.н., доцент кафедры «Учет и менеджмент», Spin-код: 8710-5253.

Заявленный вклад авторов:

Генералов И. Г. - сбор и обработка материалов, подготовка текста статьи.

Банников С. А. - анализ и дополнение текста статьи.

Губанова Е. В. - анализ и дополнение текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Zander P., Amjath-Babu T. S., Preissel S. Grain legume decline and potential recovery in European agriculture: a review, Agronomy for sustainable development, 2016.

2. Duc G., Agrama H., Bao S. Breeding Annual Grain Legumes for Sustainable Agriculture: New Methods to Approach Complex Traits and Target New Cultivar Ideotypes, Critical reviews in plant sciences. 2015, pp. 381-411.

90

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

'ЖХЖЖЖЖЖЖЖЭКОНОМИКА и управление народным хозяйствомХХХХЖЖХ

3. Mahmood F., Belhouchette H., Nasim W. Economic and environmental impacts of introducing grain legumes in farming systems of Midi-Pyrenees region (France): A simulation approach, International journal of plant production, 2017,pp.65-87.

4. Altuhov A. I. Ustojchivost' zernovogo hozjajstva i rynka zerna - osnova ih razvitija [Stability of grain economy and grain market is the basis of their development], Hleboprodukty [Breadproducts], 2013, No. 9, pp. 4-10.

5. Alimov K. G., Alimova G. K. Vlijanie izmenenija klimata na ustojchivost' proizvodstva zerna [Impact of climate change on the sustainability of grain production], AgroForum [AgroForum], 2020, No. 6, pp. 70-75.

6. Eliseev S. L. Povyshenie ustojchivosti proizvodstva zerna [Improving the stability of grain production], Permskij agrarnyj vestnik [Perm Agrarian Bulletin], 2016, No. 4 (16), pp. 15-20.

7. Suslov S. A., Gromova I. V. Metodika regional'noj ocenki jekonomicheskoj ustojchivosti sel'skohozjajstven-nogo proizvodstva [Methodology of regional assessment of the economic sustainability of agricultural production], VestnikNGIJeI [Bulletin of NGIEI], 2012, No. 5 (12), pp. 100-114.

8. Shamin A. E., Suslov S. A. Razvitie zernovogo proizvodstva v Nizhegorodskoj oblasti [Development of grain production in the Nizhny Novgorod region], Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2008, No. 12, pp. 38-41.

9. Shevchenko S. N. Osnovnye puti povyshenija ustojchivosti proizvodstva zerna v srednem Zavolzh'e [The main ways to increase the stability of grain production in the Middle Volga Region], Agrarnyj vestnik Jugo-Vostoka [Agricultural Bulletin of the Southeast], 2009, No. 1 (1), pp. 16-19.

10. Shovunova N. Ju. Ustojchivost' proizvodstva zerna v Rossijskoj Federacii [Stability of grain production in the Russian Federation], Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii [Economics of Agriculture of Russia], 2016, No. 1, pp. 46-53.

11. Veklenko V. I., Shamina I. L., Stepkina I. I. Sravnitel'naja ocenka ustojchivosti proizvodstva i realizacii produkcii rastenievodstva [Comparative assessment of the stability of production and sale of crop production], Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2016, No. 2, pp. 36-40.

12. Vjaz'mina E. Ju. Gosudarstvennaja podderzhka proizvodstva i realizacii zerna v Rossijskoj Federacii [State support for the production and sale of grain in the Russian Federation], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2006, No. 13 (63), pp. 53-55.

13. Medvedeva L. N., Kisarova O. O., Shkarupa E. A., Mitrofanova I. A. Regulirovanie proizvodstva zerna na osnove ucheta faktorov prirodnogo riska i mer gosudarstvennoj podderzhki [Regulation of grain production based on natural risk factors and state support measures], Jekonomika: vchera, segodnja, zavtra [Economics: yesterday, today, tomorrow], 2017, Vol. 7, No. 5B, pp. 308-324.

14. Zjukin D. A., Stepkina I. I. Znachenie gosudarstvennogo regulirovanija v razvitii zernovogo hozjajstva [The importance of state regulation in the development of grain farming], Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2016, No. 5, pp. 23-26.

15. Fedotova M. A., Bobyleva A. S., Ivanova L. I., Batova V. N. Cenovoe regulirovanie v zernovom hozjajstve rossijskoj federacii: konkurentoobrazujushhij podhod [Price regulation in the grain economy of the Russian Federation: a competitive approach], Regional'naja jekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice], 2017, Vol. 15, No. 2 (437), pp. 329-341.

16. Zolin I. E. K voprosu o nauchno-tekhnicheskom progresse, rynke truda i tekhnologicheskom otstavanii Rossii [On the issue of scientific and technological progress, labor market and technological lag in Russia], Vestnik uni-versiteta [University Bulletin], 2019, No. 9, pp. 118-124.

17. Anichkina O. A., Levitskaya I. A., Pashkevich E. S. Povyshenie social'noj otvetstvennosti agrobiznesa v sovremennyh usloviyah [Increasing social responsibility of agribusiness in modern conditions], Ekonomika ipredprin-imatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2013, No. 12-2 (41), pp. 934-936.

18. Zadimidchenko A. M. Razvitie investicionnoj deyatel'nosti regionov Rossii v usloviyah importoza-meshcheniya [Development of investment activities of Russian regions in the context of import substitution], Razvitie ekonomiki i predprinimatel'stva v usloviyah ekonomicheskih strategij importozameshcheniya [Development of economy and entrepreneurship in the context of economic strategies of import substitution], 2015, pp. 45-47.

91

Вестник НГИЭИ. 2021. № 11 (126). C. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

Bulletin NGIEI. 2021. № 11 (126). P. 83-92. ISSN 2227-9407 (Print)

XXMXXXXXXXeconomics and national economymanagemenTXXXXXXXXXX

19. Filatov V., Yazev G., Sagina O. Revitalization of urban areas on the basis of industrial parks, MATEC Web of Conferences, 2018, pp. 01130.

20. Chernyaeva R. V., Pahomova A. I. Raznocvetnaya ekonomika: ot «korichnevoj» k «zelyonoj» [Multicolored economy: from «brown» to «green»], V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discoveries], 2013, No. 4-2 (40), pp. 92-103.

The article was submitted 18.08.2021; approved after reviewing 20.09.2021; accepted for publication 22.09.2021.

Information about the authors:

I. G. Generalov - Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Service», Spin-code: 3763-1273;

S. A. Bannikov - Ph. D. (Economy), associate professor, Spin-code: 9726-6857;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. V. Gubanova - Ph. D. (Economy), associate professor of the chair « Accounting and Management », Spin-code: 8710-5253.

Contribution of the authors:

Generalov I. G. - collection and processing of materials, writing of the draft.

Bannikov S. A. - analysing and supplementing the text.

Gubanova E. V. - analysing and supplementing the text.

The authors declare no conflicts of interests.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.