Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования воспроизводственных процессов земельных ресурсов'

Роль государственного регулирования воспроизводственных процессов земельных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковынев Леонид Борисович, Пигорев Игорь Яковлевич, Солошенко Виктор Михайлович

Проанализировано содержание политики государственного регулирования воспроизводства земельных ресурсов, государственной помощи, результатов опроса землепользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковынев Леонид Борисович, Пигорев Игорь Яковлевич, Солошенко Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования воспроизводственных процессов земельных ресурсов»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Л.Б. Ковынев, И.Я. Пигорев, В.М. Солошенко

Аннотация. Проанализировано содержание политики государственного регулирования воспроизводства земельных ресурсов, государственной помощи, результатов опроса землепользователей.

Ключевые слова: государственные программы, государственная помощь, земельные участки.

Должное внимание повышению плодородия почв уделяется в государственных нормативных документах, включающих законы и программы развития сельскохозяйственного производства. В федеральном законе РФ «О развитии сельского хозяйства» в качестве одной из основных целей государственной аграрной политики отмечено сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. Через обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв осуществляется государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий. В законе указано, что информация о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения является обязательной составной частью системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства [1].

В последние пять лет конкретизацией целей, задач и способов их достижения, указанных в рассмотренном законе, стала «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». В ней среди целей на указанный период значится сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов [2].

В предстоящие восемь лет будущего периода развитие сельского хозяйства определено в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В этой программе проблемы воспроизводства земельных ресурсов нашли отражение:

- в приоритетах государственной политики в сфере развития производственного потенциала, состоящих в мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, вовлечении в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

- в целях реализации Государственной программы, заключающихся в воспроизводстве и повышении эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов;

- в задачах достижения целей - создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

- в характеристиках основных мероприятий и подпрограмм, федеральных целевых программах, включенных в Государственную программу [3].

На поддержание почвенного плодородия направлены мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006- 2010 годы», реализация которых предполагается до 2012 г. [4].

Реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами, в сельском хозяйстве Курской области проводится в рамках в областных целевых программ «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы» [5], «Сохранение и

восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2009 - 2012 годы» [6] и других.

Анализ размеров государственной помощи сельскохозяйственным организациям области показывает, что в последнее время ежегодно возрастает достаточно высокими темпами (рисунок 1).

Государственная помощь осуществляется в основном в виде субсидий. Основная часть средств выделяется из федерального бюджета, причем доля указанного бюджета возрастает по годам. В 2011 г. сумма государственной помощи составила 9,2% от суммы затрат на основное производство, а в 2007 г. - только 3,8%. В расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в 2011 г. государственная помощь составила 1780 руб.

□ Получено бюджетных средств -

□ Из федерального бюджета

□ Из бюджета субъекта РФ

2007 2008 2009 2010

2011 Год

Рисунок 1 - Диаграмма размеров государственной помощи сельскохозяйственным организациям Курской области

Для изучения проблемы воспроизводства земель и эффективности их использования в Курской области нами был проведен опрос землепользователей, в котором приняли участие руководители сельскохозяйственных организаций, главы фермерских хозяйств, председатели кооперативов, главные агрономы и др. Всего опрошено 38 землепользователей различных организационно-правовых форм из различных районов Курской области. Все участники имеют достаточный опыт ведения сельскохозяйственного производства, знают цену земле и важность ее сбережения и поэтому проявили неподдельный интерес к проблеме исследования.

В первую очередь обращает на себя внимание то, что 95% опрошенных обрабатывают большую часть своих земельных участков на праве аренды, лишь незначительные площади земель оформлены в собственность (только 5% опрошенных обрабатывают свои земли исключительно на праве собственности). Данная ситуация складывается повсеместно и является результатом недостатка у сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовых ресурсов на приобретение земель в собственность (как считает 36% опрошенных), сложности их оформления и выделения на местности (18% опрошенных), а также по причине нежелания пайщиков продавать права на землю (тоже считает 18% опрошенных). Современное сельскохозяйственное производство ведется в основном на землях, оформленных в самом начале земельной реформы как земельные доли. Земли бывших колхозов и совхозов распределены в частное владение, но не в натуральной форме, а в виде условных долей, то есть на бумаге. Изначально определялся лишь размер земельной доли, и законодательство предусматривало варианты ее использования без выде-

2500

2000

3

2 1500

1000

Я 500

0

ления участка на местности. Большинство пайщиков сдают свои земельные доли в аренду на срок до 50 лет. В настоящее время идет продажа земельных долей, зачастую по ценам значительно ниже их кадастровой стоимости. В процессе купли-продажи права собственности на землю и последующего выделения участка на местности возникают значительные трансакционные издержки, включающие затраты на поиск информации о продаже участков, ценах на рынке, транспортные расходы и расходы по оценке качества земли, затраты денежных средств и времени на межевание участка, получение кадастрового паспорта, оформление сделки в Росреестре и др. При выкупе земель возможно формирование спекулятивного земельного рынка, перепродажа земельных участков с изменением категории использования. Многие земельные участки остались невостребованными, что объясняется различными причинами: переезд пайщиков из деревни в город, низкая инвестиционная привлекательность агробизнеса, значительные материальные затраты, связанные с оформлением земельного участка в собственность и выделением его на местности. В результате невостребованные земли выпадают из оборота, не могут быть должным образом оформлены в аренду, проданы, заложены, с их площади не платятся налоги. Чаще всего в Курской области такие земли на сегодня обрабатываются сельскохозяйственными товаропроизводителями на основании соглашений с муниципалитетами, заключаемыми на срок до 1 года.

От того, насколько эффективно используются земельные доли, зависит эффективность сельского хозяйства. Несовершенство институциональных преобразований земельных отношений в России препятствует эффективному агропроизводству, затрудняет развитие кредитно-финансовой системы, создает дефицит заемных ресурсов. Общепризнано, что кредитование под залог земельных участков является наиболее надежным его обеспечением. В этом случае ссуда под залог земель выступает как форма проявления пользования землей. В отсутствие земельных участков сельскохозяйственному товаропроизводителю практически нечего предоставить в обеспечение ссуды: сельскохозяйственная продукция, поголовье животных и будущий урожай учитываются при краткосрочном кредитовании, а здания ферм и прочая недвижимость признаются обеспечением невысокой ликвидности и принимаются банком по заниженной залоговой стоимости. Между тем любое развитие производства требует «долгих денег», т.е. нуждается в долгосрочном кредитовании, требует предоставления надежного обеспечения. Ипотечный кредит выдается под залог земельных участков, находящихся в частной собственности и надлежаще оформленных, т.е. размежеванных, имеющих кадастровый план. Таким образом, получение инвестиционных кредитов на развитие хозяйства под залог земельных участков является основополагающим звеном развития современного сельского хозяйства страны при условии ускорения темпов переоформления долевой собственности на землю в частную собственность.

Большинство участников опроса (68%) не оформляли кредиты под залог земельных участков либо по причине отсутствия земли в собственности, либо по причине отсутствия полного пакета документов для передачи земли в залог банку. Одновременно с этим все участники исследования отмечают преимущества земельно-ипотечного кредитования: более низкие расходы на передачу в залог земли, минимальные страховые взносы, отсутствие износа земельного участка со временем, что дает возможность перезакладывать его несколько раз.

Таким образом, государственное регулирование воспроизводственных процессов земельных ресурсов

нуждается в совершенствовании, которое в первую очередь должно касаться нормативно-правового регулирования земельных отношений, повышения действенности и эффективности разрабатываемых государственных программ, увеличении выделяемых средств для поддержки мероприятий по воспроизводству земли и других мероприятий.

Список использованных источников

1 Федеральный Закон РФ «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №1 (Ч.1).

2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. №446 // Птицефабрика. - 2007. - №11. - С.29-38; №12. - С. 45-54.

3 Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 / Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4 Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006- 2010 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №12.

5 Постановление Администрации Курской области от 27 марта 2009 г. №100 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы» // «Курская правда» 25 апреля 2009 г.

6 Областная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Курской области на 2009 -2012 годы» // «Курская правда» 20 января 2009 г.

Информация об авторах

Ковынев Леонид Борисович, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Пигорев Игорь Яковлевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Солошенко Виктор Михайлович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)50-05-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.