Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования интеграционных процессов в развитии национального хозяйства'

Роль государственного регулирования интеграционных процессов в развитии национального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CORPORATION / INTEGRATION / SYNERGETIC EFFECT / CLUSTER / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенко М. Н.

В эпоху глобализации и развития мировой экономики вопрос о возникновении и росте корпоративных систем занимает одно из ведущих мест. В статье раскрыто понятие "корпорация", рассмотрены мотивы корпоративных интеграций, основанных на синергетическом эффекте, выделены конкурентные преимущества, а также предложены методы осуществления интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of state regulation of integration processes in national economic development

The issue of emergence and growth of corporate systems acquires particular importance in the era of globalization and development of global economy. The article discusses the notion of corporation, describes motives of corporate integration based on the synergy effect, points out competitive advantages of integration, and offers methods to facilitate integration processes.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования интеграционных процессов в развитии национального хозяйства»

кона стоимости, тогда как внутрирыночная конкуренция — это Когда В. Тортон утверждает, что «конкуренция является единс-

вопрос приведения индивидуально-частных затрат труда к их твенным фактором, определяющим цену и непосредственно вли-

общественному уровню. Она «преобразователь» этих затрат в яющим на нее» [12, С.219], то 1) он имеет в виду не конкуренцию

общественные. В указанном смысле внутрирыночная конкурен- продавцов, а «конкурентное равновесие»; 2) смешивает влияние

ция не определяет рыночные цены, а формирует (выявляет) их. соотношения ОБ с формированием рыночной цены; 3) смешивает

Конкуренция осуществляет, исполняет закон стоимости. Поэто- определение величины рыночной цены с ее формированием как

му нельзя смешивать сам закон стоимости и его исполнение, сведением индивидуальных цен к рыночной. Аналогично утверж-

хотя без исполнения (например, при абсолютной монополии) дение Ф. Хайека, что только рынок диктует цену товара [13, С.95].

закон стоимости не действует и величина рыночной цены не Как уже сказано, величину рыночной цены диктуют прежде всего

формируется из индивидуальных цен предложения (частный общественные затраты на производство товара, а затем — соот-

труд не сводится к общественному). ношение рыночного спроса и предложения.

Литература

1. Стиглер Джордж Д. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли. Теория фирмы Т.2. — СПб.: Экономическая школа, 1995. — 534 с.

2. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Пер. с англ. — Челябинск: Социум, 2005. — 878 с.

3. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии или теория общественного богатства. М.: Изограф, 2000. — 421 с.

4. Стиглер Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жёсткие цены // Вехи экономической мысли. Теория фирмы Т.2. — СПб.: Экономическая школа, 1995. — 534 с.

5. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Вехи экономической мысли. Теория фирмы Т.2. — СПб.: Экономическая школа, 1995. — 534 с. реориентация

6. Чемберлин Э.Х. Монополистическая конкуренция: теории стоимости / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1996. — 351 с.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1993. — 864 с.

8. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Вопросы философии — 2009 — №10. — с. 140-151.

9. Афанасий биржа — 2010 — №46(929).

10. Ойкен В. Основы национальной экономии / Пер. с нем. — М.: Экономика, 1996. — 351 с.

11. Хейне П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. — М.: Дело, 1992. — 704 с.

12. Негиши Т. История экономической теории / Пер. с англ. — М.: АО «Аспект пресс», 1995. — 462 с.

13. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. — СПб.: Пневма, 1999. — 288 с.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

М.Н. Власенко,

ассистент кафедры экономики и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет),

vlasenkomn@mail.ru

В эпоху глобализации и развития мировой экономики вопрос о возникновении и росте корпоративных систем занимает одно из ведущих мест. В статье раскрыто понятие «корпорация», рассмотрены мотивы корпоративных интеграций, основанных на синергетическом эффекте, выделены конкурентные преимущества, а также предложены методы осуществления интеграционных процессов.

Ключевые слова: корпорация, интеграция, синергетический эффект, кластер, конкурентоспособность.

УДК 332.135 ББК 65.04

В эпоху глобализации и развития мировой экономики вопрос о возникновении и росте корпоративных систем, а также успешном функционировании их на мировой арене занимает одно из ведущих мест.

В современном понятии термин «корпорация» обозначает сложную экономическую систему, интегрирующую различные ресурсы, факторы, людей, предприятия для ведения совместной деятельности и реализации единой цели.

Такая система наделена рядом характерных признаков:

1. взаимосвязь с внешней экономической средой;

2. направленность деятельности всех субъектов корпорации на достижение единой цели;

3. организованность всех элементов единой системы, а также межэлементных связей;

4. наличие основных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, информационных и др.

5. горизонтальное разделение труда в рамках организации и производственных подразделений;

6. вертикальное разделение труда, как необходимость качественного управления деятельностью;

7. наличие самостоятельности (организации производства, ценообразования, коммерческой свободы и т.д.).

В последнее время наблюдается рост активности в сфере интеграции, что заставляет задуматься об экономической целесообразности данного процесса.

Прежде чем анализировать интеграционные процессы, необходимо выявить, что же является движущей силой для формирования корпораций.

Таблица 1

Основные мотивы корпоративных интеграции

Операционные Финансовые Инвестиционные Стратегические

Экономия на масштабе деятельности Мобилизация финансовых ресурсов Размещение временно свободных средств Эффективность бизнес-процессов и корпоративного управления

Экономия за счет направления интеграции Использование избыточных ресурсов Промежуточное приобретение Приобретение команды эффективного менеджмента

Наращивание ресурсов и доли на рынке Диверсификация Высвобождение дублирующих активов Клиентская база

Комбинирование взаимодополняющих ресурсов Экономия на налоговых платежах Приобретение активов Выход на новые рынки

— — Компенсация неадекватности рыночных цен Венчурное финансирование

— — Дивиденды -

— — Увеличение прибыли на акцию -

Многие ученые полагают, что главным факторов мотивации интеграции является синергетический эффект, в основе которого лежит возрастание эффективности деятельности в результате слияния отдельных частей в единую систему за счет т. н. системного эффекта (эмерджентности).

Достаточно разнообразна классификация интеграционных мотивов, в рамках которой принято выделять операционные, финансовые, инвестиционные и стратегические группы (табл.1) [3].

К разряду операционных мотивов можно отнести экономию от увеличения масштабов деятельности. В первую очередь, подразумевается экономия, порождаемая совместным использованием централизованных услуг, таких как административное управление, бухгалтерский учет, финансовый контроль, подготовка кадров и т.д. Эта экономия возникает при формировании горизонтальной интеграции. В данном случае снижение затрат происходит в результате ликвидирования дублирующих функций. Так же принято выделять экономию за счет вертикальной интеграции. Один из путей достижения такой экономии — это слияние с поставщиком или с покупателем. Вертикальная интеграция облегчает административное управление и координацию действий.

К данной группе мотивов следует отнести и комбинирование взаимодополняющих ресурсов.

К группе финансовых мотивов можно отнести мобилизацию финансовых ресурсов, а также возможность эффективного использования свободных денежных потоков, принадлежащих участникам процесса интеграции. Наряду с этим, интеграция способствует более эффективному использованию механизма налогового планирования. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой процесс интеграции, результатом которой являются снижение налогов или получение налоговых льгот.

Инвестиционный блок мотивов включает в себя возможность приобретения различных активов, высвобождение дублирующих активов, математический эффект роста прибыли на акцию. Мотивом для слияния может так же стать появление у компании временно свободных ресурсов, которые, по какой либо причине невозможно реинвестировать во внутренние проекты. К данной группе мотивов относится так же компенсация неадекватности рыночных цен [5].

В рамках стратегического блока принято выделять следующие направления: координация бизнес-процессов и повышение эффективности управления; приобретение менеджмента; венчурное инвестирование; выход на новые рынки. Существуют также мотивы интеграции, связанные с получением такого нематериального актива, как клиентская база, которая помогает удержаться на плаву в ситуациях угрозы потери определенного сегмента рынка.

Стратегические проблемы могут быть решены и за счет освоения менеджмента, получения услуг менеджера, а возможно и целой команды, доказавшей свою компетентность и состоятельность в определенных ситуациях, и тем самым повысить эффективность управления.

Вышеперечисленные мотивы процесса интеграции можно схематически изобразить следующим образом (рис.1).

В большей степени рассмотренные блоки мотивов являются внутренними, хотя соблюдение законодательных норм и налоговые мотивы можно отнести и к внешним.

Рис.1. Основные мотивы слияний и поглощении компаний

Но наряду с теорией синергии, выделяют теорию агентских издержек и теорию гордыни, которые также дают объяснения мотивов слияний и поглощений.

Несмотря на наличие различных мнений, касающихся форм и видов процессов интеграции, можно выделить два направления интеграционных процессов: слияние и поглощение/ приобретение.

Процесс слияния и процесс приобретения можно отнести к интеграционному виду трансформации.

Выделяют помимо интеграционного еще два типа трансформации: интеграционно-дезинтеграционный и дезинтегра-ционный типы.

К интеграционно-дезинтеграционным трансформациям относится преобразование предприятий.

К дезинтеграционным трансформациям относятся: деление, разъединение и ликвидация.

Дезинтеграционные попытки применяются для достижения следующих целей:

• сохранения динамики роста и возможности поддержания степени управляемости в быстроразвивающемся и диверсифицирующемся бизнесе;

• разделения неудачно сгруппированных компаний;

• продажи непрофильных активов.

Обширная классификация форм интеграции позволяет сделать вывод, что и методы осуществления интеграционных процессов достаточно разнообразны и отличаются друг от друга по своей сущности. Выделяют методы, включающие в себя венчурные проекты и приватизацию; методы, основанные на предложениях собственникам, в рамках которого разграничивают предложение членам совета директоров, предложение миноритарным собственникам и публичное предложение всем собственникам; методы, предполагающие использование обязательств: обмен кредиторской задолженности, а также процедура несостоятельности либо банкротства.

Естественно, что общий экономический интерес участников процесса интеграции строится на основе вышеизложенных мо-

тивов и реализуется с помощью правовых средств (форм и способов интеграции). Но, несмотря на это, все мотивы определяются спецификой компаний, участвующих в процессе интеграции, а значит необходимо анализировать возможные последствия в каждом конкретном случае. Не стоит забывать, что формирование интегрированных структур является одной из основных задач государства. При этом роль государства проявляется через его функции, среди которых выделяют:

1. Создание необходимых условий для эффективного функционирования рынка. Сюда следует отнести обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает правила заключения и условия выполнения контрактов, а также ведет контроль над их выполнением. В рамках данной регулирующей функции можно выделить стимулирование и защиту конкуренции со стороны государственных структур.

2. Дополнение и корректировка действий рыночных регуляторов. Данная функция включает в себя стабилизацию экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста, перераспределение доходов и ресурсов, обеспечения занятости.

Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство осуществляет антимонопольную политику, обеспечивает свободу предпринимательства, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль над внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является.

Реализация государственных функций осуществляется при помощи следующих методов:

• макроэкономические методы;

• ресурсные методы;

• информационные методы;

• институциональные методы.

Метод макроэкономического регулирования направлен на формирование благоприятной для развития производства общеэкономической среды, которая включает в себя становление финансовой стабильности, подавление инфляции и преодоление госбюджетного дефицита, а также поддержание устойчивого курса национальной валюты.

Ресурсные, или как их еще называют, затратные методы являются наиболее результативными, причем, как правило, прямого воздействия на индустриальные объекты. Конкретные формы применения ресурсных методов многообразны. Прежде всего, они связаны с кредитованием, формированием и использованием фондов страхования рисков, с налоговым льготированием.

Информационные методы направлены на своевременное сообщение субъектам о сложившихся ситуациях в стране и регионах, а также прогнозах развития экономической среды, что позволяет субъектам принимать более эффективные решения.

Институциональные методы. Эти методы характеризуются направленностью на формирование соответствующей правовой и организационно-экономической среды и на утверждение общего для всех субъектов рынка хозяйственного порядка. Реализация данной категории методов не предполагает затрат ресурсов непосредственно на объекты промышленной политики (отрасли, виды производства, предприятия, регионы), расходы сопрягаются лишь с проведением самих организационно-хозяйственных преобразований, на создание соответствующих институтов рынка и регулирования индустриального развития. В рассматриваемый класс методов воздействия на индустри-

альное развитие входят всякого рода административные приемы и инструменты: квоты, лицензии, стандарты (требования к качеству товаров и услуг, санитарные нормы, гарантирующие продовольственную безопасность для человека), экологические нормативы.

Данные методы позволяют сделать вывод, что промышленная политика стимулирует экономический рост производств, а значит, активное участие государства в развитии промышленности непременно растет. Важным направлением государственного регулирования экономической деятельности остаются интегрированные структуры, одной из разновидностью которых являются производственные кластеры.

Основоположник кластерной теории М. Портер рассматривал кластер как основной инструмент проведения государственной политики по повышению конкурентоспособности экономики страны и выделил четыре группы конкурентных преимуществ: [4]

1. Факторные условия;

2. Условия внутреннего спроса;

3. Родственные и обслуживающие отрасли;

4. Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Под факторными условиями понимаются людские, природные, финансовые ресурсы, научно-исследовательский потенциал, а также информационная инфраструктура.

К условиям внутреннего спроса относятся качество спроса, тенденция развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родственные (смежные) и обслуживающие отрасли — это сферы поступления сырья и полуфабрикатов, оборудования для переработки и изготовления товаров, сферы использования технологий.

В последнюю группу «Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция» входят цели, задачи, стратегии, способы организации, внутриотраслевое соперничество.

М.Портер утверждал, что конкурентоспособность страны можно повысить только при активном взаимодействии всех указанных факторов. «Крест», который образуется в

середине ромба, и указывает на взаимосвязь всех составляющих модели. Именно данное взаимодействие и определяет эмерджентность экономической системы.

Кластеры выражены в одной из вершин ромба — «родственные и обслуживающие (поддерживающие) отрасли». Они обеспечивают внедрение инноваций, относящихся к технологическому оборудованию и его комплектующим. Это, в свою очередь, приводит к повышению конкурентных преимуществ перед другими предприятиями и объединениями.

Кроме четырех вершин существует две дополнительные составляющие, которые в значительной степени могут повлиять на обстановку в стране. Это случайные события, которые фирмы, к великому сожалению, не в силах контролировать и государственная политика. Правительство в ромбе Портера носит роль катализатора. Оно помогает компаниям повысить свою конкурентную эффективность, поощряя их за это стремление, а также содействует в создании спроса на определенные продукты и усиливает антимонопольное регулирование.

Главное отличие кластера от других форм организации предприятий, таких как, например, территориально-производственные комплексы, состоит, прежде всего, в сложной комбинации внутренней конкурентной среды наряду с кооперацией.

Анализируя конкурентные преимущества разных отраслей в различных странах, М. Портер выявил следующую закономерность, что наиболее значимые и конкурентоспособные компании, как правило, не разбросаны хаотично, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране или даже в одном регионе. Это объясняется тем, что фирмы, достигнув высокого уровня в части конкурентной эффективности, распространяют свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов, которые в свою очередь оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности.

Таким образом, кластер можно представить как развитую сеть, поскольку близкое расположение организаций и предприятий обеспечивает наличие существенных взаимосвязей. Для всей экономики государства кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются но-

вые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.

В последние годы резко возрос интерес к кластерам малых фирм. Причиной сего является тот факт, что малые предприятия не всегда могут удовлетворить потребности рынка, который нуждается в большом количестве продукции и в регулярных поставках, в связи с ограничениями, связанных с размером предприятий. При этом успешное функционирование кластера ведет к сохранению рабочих мест в малом бизнесе, что является поводом сокращения государственных выплат по безработице.

В ряде стран в последние десятилетия приобрели значение эффективные «кластерные стратегии», строящиеся в центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Государство при этом не только

способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.

В результате можно еще раз подчеркнуть, что кластерный подход способен изменить содержание государственной промышленной политики. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д. Таким образом, территориальные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития предпринимательства. Кластерный подход предоставляет органам власти инструмент взаимодействия с бизнесом, приводит к более эффективному пониманию его задач и дает возможность планирования и стратегического развития целого региона, что приводи к повышению конкурентоспособности экономики страны.

Литература

1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. — М.: Олимп-Бизнес, 2008. — 1120 с.

2. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — № 1.

3. Игнатишин Ю.В. Слияния и поглощения. Стратегия, тактика, финансы. — СПб.: Питер, 2005. — 208 с.

4. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.

5. Рудык Н.Б., Семенкова Е.В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 456 с.

6. Ускова Т.В. Развитие региональных кластерных систем // Региональная экономика. — 2008. — №1.

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОМОХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА

В.Б. Брюханова,

соискатель кафедры общей экономической теории и регионоведения Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ)

tubano@mail.ru

В статье рассматривается подход к исследованию целевых сегментов потребительского спроса с точки зрения рыночной «продвинутости» домохозяйств региона

Ключевые слова: экономическое поведение, потребительское поведение, социальное поведение, «рыночная продвину-тость», рыночный потенциал

УДК 332.012.2 ББК 65.

Главный рыночный фактор — не только наличие ресурсов, но и их эффективное использование. Рыночная система с ее конкуренцией требует поиска нестандартных подходов к повышению эффективности использования ограниченных ресурсов. Современные рыночные предпосылки требуют исследования рыночных возможностей не только предприятий, но и домохозяйств региона.

К региональным социально-экономическим системам относятся предприятия, организации, рынки, регионы и другие виды экономических объектов. Г.Б. Клейнер пишет «состав социально-экономических систем намного шире, поскольку к числу систем могут быть отнесены институты и институциональные совокупности, знания, процессы, проекты и т.д.»[1]. Домохозяйства также относятся к числу региональных социально-экономических систем.

Исследования потенциала развития региональных социально-экономических систем нашли отражение в экономической литературе. В.В. Печаткин, Д.Г. Кофанов на основе обобщения подходов к трактовке понятия «экономический потенциал» пред-

лагают следующее определение: «Совокупность имеющихся в наличии и могущих быть мобилизованными ресурсов региона, необходимых для его саморазвития при условии максимального использования имеющихся возможностей для производства конкурентоспособной продукции и наиболее полного удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, с учетом интересов государства и бизнеса»[3].

Говоря о рыночном потенциале домохозяйств, выделим две составляющие развития: ресурсную (совокупность имеющихся ресурсов для развития) и результативную (способность региона к эффективному использованию имеющихся ресурсов).

Ресурсная составляющая рыночного потенциала домохозяйств региона может быть представлена экономическим, потребительским, социальным потенциалами.

Рыночная среда региональной социально-экономической системы является и результатом, и условием развития рыночных отношений в региональном экономическом пространстве. Границы рыночной организации экономического пространства в немалой степени определяются прежними (традиционными)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.