Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования экономики на пути к благосостоянию экономики'

Роль государственного регулирования экономики на пути к благосостоянию экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2602
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / STATE FUNCTION / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / STATE ROLE / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ / COUNTRY'S ECONOMICAL DEVELOPMENT / STIMULATION OF THE DEVELOPMENT / СУБСИДИРОВАНИЕ / SUBSIDIZING / ГОСБЮДЖЕТ / STATE BUDGET / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / FINANCIAL PLANNING / НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXES AND TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапарбаев М.М.

В данной статье рассматривается роль государственного управления в регулировании экономики. В ХХI веке особое внимание уделяется функциям государства, его регулирующей роли в повышении и развитии производства, социально-экономических отношений, процессов и явлений. Раскрываются проблемы либерализации и антимонопольного регулирования. В статье выделяются основные направления измерения роли государства в экономике и регулирование экономических процессов в рыночной экономике, важный инструмент государственной политики налоги и налогообложение. В статье даны конкретные анализы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE REGULATION OF THE ECONOMY ON ITS WAY TO THE ECONOMICAL WELLBEING

The role of the state management in the regulation of the economy is examined in the given paper. In the XXI century special attention is paid to the state functions, its regulating role in the increasing and the development of the production. Problems of liberalization and antimonopolian regulation are also revealed opned in the paper. Main directions of measuring the state role in the economy and the regulation of an economical process in the market economy are displayed here. It is that taxes and the taxation present an important instrument of the state policy. Concrete analyses are also given in the paper.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования экономики на пути к благосостоянию экономики»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА ПУТИ К БЛАГОСОСТОЯНИЮ ЭКОНОМИКИ

Кандидат экономических наук М. М. Сапарбаев,

Контактная информация для переписки: 160012, Республика Казахстан, г. Шинкент, ул. Маделикожа, 137

В данной статье рассматривается роль государственного управления в регулировании экономики. В XXI веке особое внимание уделяется функциям государства, его регулирующей роли в повышении и развитии производства, социально-экономических отношений, процессов и явлений.

Раскрываются проблемы либерализации и антимонопольного регулирования. В статье выделяются основные направления измерения роли государства в экономике и регулирование экономических процессов в рыночной экономике, важный инструмент государственной политики - налоги и налогообложение. В статье даны конкретные анализы.

Ключевые слова: функция государства, роль государства, экономическое развитие страны, субсидирование, стимулирование развития, госбюджет, финансовое планирование, налоги и налогообложение.

Институт государства очень давно находится под пристальным вниманием ученых, занимающихся социальными науками.

Наибольший интерес всегда вызывали вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который бы позволил четко отделить первое от второго (1).

В течение последнего столетия функции государства значительно расширились, что вызвало возникновение беспрецедентных по своему масштабу систем регулирования, включающих в себя парламентские законы, декреты, нормы, различного рода неформальные инструменты. При их помощи правительства регулируют общество, а также свою собственную деятельность. Параллельно с этим процессом возникали и разрастались регулирующие органы, которые были призваны проводить в жизнь нормативные акты и наблюдать за их исполнением.

Усиление регулирующей роли государства позволило создать то, что сегодня принято называть экономиками благосостояния, решить, казалось бы, неразрешимые противоречия между трудом и капиталом, монополией и конкуренцией, свободной торговлей и развитием внутреннего производства на приемлемом уровне занятости.

В то же время регулирование сегодня во все возрастающем масштабе не справляется с потребностями современных обществ и экономик. Большинство стран в последние десятилетия сталкивается с проблемой неадекватности регулирующей инфраструктуры, ее отставания от быстро меняющихся социально-

экономических процессов и явлений. Более того, достаточно большой круг политиков и экономистов считает современные нам системы регулирования устаревшими и препятствующими нормальному экономическому развитию (2).

Центральной проблемой, по всей видимости, является то, что правительства не успевают за быстрыми переменами, происходящими в жизни общества, а традиционный административный контроль и расширение власти регулирующих органов не только не помогают решать накапливающиеся проблемы, но зачастую сдерживают позитивные перемены и введение более прогрессивных способов управления.

Основное содержание реформы государственного регулирования 1990-х гг. в самом общем виде можно сформулировать как либерализация хозяйственной деятельности и «уход» государства из экономики. Для достижения намеченной цели работа должна была сконцентрироваться на двух основных направлениях: отказ от прямого административного вмешательства, во-первых, и разработка и внедрение экономических механизмов регулирования и контроля как действий агентов рынка, так и самой рыночной среды, во-вторых (3).

Каждая из поставленных крупных задач распадается на ряд более мелких. Отказ от прямого государственного вмешательства в экономику предполагает не просто отказ от монопольной государственной собственности на средства производства и принципов планового хозяйства, но и ослабление социальной роли государства, социалистически понимаемой как обязательство государства гарантировать обеспечение населения социальными услугами определенного достаточно высокого уровня за символическую плату. В свою очередь использование экономических методов регулирования и контроля подразумевает создание институциональной структуры рыночной экономики (в том числе рыночной инфраструктуры), а также активную роль государства по поддержке национальной экономики на международной арене и привлечению иностранного капитала.

Можно, хотя и с некоторой долей условности, выделить два типа либерализации государственной политики в области участия в производстве согласно приоритетным целям, которые ставит перед собой правительство:

- в первом случае либерализация является реакцией на ухудшение показателей экономического развития страны и, главным образом, ситуации с бюджетом. Непосредственная задача правительства состоит в уве-

личении доходов бюджета за счет доходов от продажи государственной собственности и отказа от субсидирования убыточных производств и, по существу, сводится к приватизации. Стратегическая задача повышения эффективности национальной экономики и упрочения позиций на мировой арене выступает как второстепенная;

- во втором случае либерализация (принимающая различные формы: приватизация, коммерциализация деятельности государственных предприятий и служб и т. п.) непосредственно призвана сыграть роль инструмента стимулирования интенсивного экономического развития. При этом критерий экономической эффективности преобразований является ключевым и обуславливает необходимость структурного комплексного подхода. То есть подхода, подразумевающего разделение всей совокупности предприятий и служб на потенциально коммерческие и некоммерческие, а также создание соответствующей информационной и консультационной инфраструктуры, с одной стороны, и механизмов контроля за соблюдением общественных интересов, с другой стороны. Этот тип либерализации иллюстрируют примеры Новой Зеландии, США и Франции (4).

Проблемы либерализации и антимонопольного регулирования тесно взаимосвязаны. Государство, как правило, оставляет за собой контроль за деятельностью естественных монополий, хотя формы такого контроля могут различаться от всестороннего (априорного технического и финансово-экономического, апостериорного управленческого и т. д.) контроля во Франции, до добровольного обязательства Совета директоров поддерживать постоянную реальную цену на услуги в Новой Зеландии.

В финансовой сфере общая тенденция подразумевает дерегулирование институтов финансового рынка при акценте на защиту прав акционеров и инвесторов и усиление информационно-консультационных функций государства.

В сфере отношений труд - капитал общей тенденцией выступает переход от специального общего регламентирования, с третейской ролью государства и непременным участием профсоюза как посредника между индивидуальным работником и нанимателем, в пользу индивидуального трудового контракта, понимаемого как обычный коммерческий контракт. В то же время государство сохраняет за собой две основные функции в сфере регулирования трудовых отношений. Первой функцией является установление низшего предела (минимальной заработной платы, вредных условий труда, запрет детского труда и т. п.) и обеспечение социальных гарантий, необходимых для поддержания социальной стабильности в обществе (в том числе разница в оплате в зависимости от квалификации, максимальная разница в оплате для специалистов одной и той же профессии и т. п.). Вторым важным направлением деятельности государства выступает активная политика государства на рынке труда: программы сти-

мулирования занятости, подготовки и переподготовки кадров, а также развития сети информационных и консультационных услуг для всех агентов рынка.

Деятельность государства в социальной сфере преследует ряд целей, сравнительная значимость которых изменяется в зависимости от уровня социально-экономического развития страны. Все эти цели в свою очередь распадаются на две основные группы: преимущественно политические и преимущественно экономические. К первой группе относится задача поддержания социальной стабильности на основе недопущения слишком большого разрыва в доходах и уровне жизни различных слоев населения. Во вторую группу входят: во-первых, увеличение человеческого капитала, рост качества рабочей силы; во-вторых, стимулирование развития - внутреннего рынка и инвестиций путем повышения доходов населения; в-третьих, с помощью средств, проходящих через социальную сферу, правительство имеет возможность влиять на ход тех или иных структурных процессов (как демографических, так и экономических).

Иерархия целей обусловливает конкретные методы, применяемые государством в регулировании социальной сферы. Так, необходимость обеспечения политической поддержки курса реформ и необратимости преобразований в период системной трансформации потребовали от властей Болгарии расширения, по сути, системы социальной защиты вопреки экономической целесообразности. Там же, где преобладают цели экономического характера, повсеместной тенденцией является стремление государства к снижению расходов бюджета за счет либерализации социальной сферы. Примером такого подхода служат реформы системы образования и здравоохранения в Новой Зеландии, пенсионной - в Чили и т. д. В то же время государство оставляет за собой обязательство поддерживать наименее обеспеченные слои населения.

Повсеместной тенденцией, связанной с возрастающей взаимосвязью национальных экономик с внешним рынком, интеграционными процессами, выступает усиление роли наднационального законодательства. Членство в ЕЭС, участие в ГАТТ, ВТО и т. п. накладывают совершенно определенные ограничения на формы и методы национального государственного регулирования экономики.

В целом же основные направления изменения роли государства в экономике в последней трети XX века можно обозначить следующим образом:

- внедрение конкурентных механизмов в традиционных секторах государственной опеки (социальная сфера, отрасли инфраструктуры);

- повышение гибкости структуры управления путем стимулирования участия в принятии решения всех заинтересованных сторон (государственных министерств и ведомств, межведомственных органов, общественных организаций, бизнеса) при сохранении за государством обязанности установления общих правил игры;

- повышение адресности государственных услуг на

основании выделения приоритетных сфер влияния (групп населения; отраслей, секторов, сегментов рынка) (5).

Кейнс первым стал рассматривать государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования экономики, включающие оценку стихийного рыночного механизма. Кейнс и его последователи полагают, что такие отрицательные явления капиталистической экономики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста, являются неизбежными в стихийной экономике, так как действие «вечных» и «естественных» психологических законов порождает большие трудности в реализации продукции. Склонность людей к сбережению денег приводит к более быстрому росту сберегаемой части национального дохода по сравнению с ростом всего дохода. В итоге спрос на товары как личного, так и производственного назначения оказывается недостаточным, что способствует стагнации производства, возникновению кризисов, неполной занятости ресурсов, труда и капитала. Это вызывает необходимость государственного вмешательства (6).

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по следующим двум основным направлениям:

- непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики;

- регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики (7).

Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления им весьма разнообразны. Это - госбюджетные предприятия, государственные корпорации и акционеры-компании, в которых часть капитала принадлежит государству.

В ряде европейских стран в государственном секторе создается до 30% ВНП, число занятых в нем составляет 19-25%, а удельный вес инвестиций - 25-50%. В этом отношении особенно характерны Австрия и Финляндия. В Австрии к началу 1980-х гг. доля государственного сектора в ВНП была равна 30%, число занятых в нем составляло 25%, а доля в инвестициях равнялась 50%; в Финляндии - соответственно 15, 12 и 25%, в Греции - 18, 12 и 25%; в Испании - 10, 7 и 33%; в Швеции - 10, 7 и 18% (8).

Второе направление - рыночное регулирование экономики на макроуровне в разной мере и различными методами происходит во всех развитых капиталистических странах. Мощным рычагом государственного регулирования экономики является госбюджет. В послевоенный период доля национального дохода, потребляемая и перераспределяемая центральным правительством, местными органами управления, ад-

министративными ведомствами и фондами социального обеспечения, неуклонно возрастала.

Государственное регулирование экономики имеет давнюю историю. Его формы и методы весьма динамичны и учитывают как внутреннюю, так и международную конъюнктуру. Основы современного регулирования были определены в 1963 г. в законе о создании Совета экономических экспертов, который обязан давать свои рекомендации для решения четырех узловых экономических проблем: стабилизация денежного обращения и цен; разрешение проблемы занятости; обеспечение внешнеэкономического равновесия; достижение стабильного и равномерного экономического роста.

Глобальное регулирование включает 4 комплекса методов:

- краткосрочные антициклические меры, опирающиеся на денежно-кредитную политику;

- среднесрочное финансовое планирование. Планы составляются на 5 лет, но корректируются ежегодно;

- государственный индикативный план. Этот план, который также составляется на 5 лет и ежегодно корректируется, включает целевые проекции всех сфер общественного производства. В нем определяются ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также предстоящие структурные изменения. План предусматривает возможные изменения цен и внешнеэкономических условий;

- «концертное действие» или «согласованная акция», т. е. согласование государственной политики с союзом предпринимателей и профсоюзами.

Отношения собственности являются определяющими в любой экономической системе. Они обусловливают ее структуру, в том числе управленческую, механизм функционирования. В постсоциалистическом Казахстане сложилась парадоксальная ситуация - частичное превалирование управленческих отношений над структурой отношений собственности (что прекратится после проведения широкомасштабной приватизации). Это порождается мощным огосударствлением хозяйств в социалистический период, которое может быть цивилизованно преодолено только через структуру государственного управления проведением приватизации государственной собственности, подготавливающей базис рыночной экономики. При этом система управления не может одновременно трансформироваться сама, так как административное управление не соответствует целям реформ.

В этом смысле крайне важно построить систему государственного предпринимательства, соответствующую реалиям переходного периода, важной особенностью которого является постепенный, медленный процесс развития полноценного частного сектора и разгосударствления. Во многом он еще носит компромиссный характер и отличается невысокой эффективностью, так как в обществе еще слаба законность и низок правопорядок, а менталитет населения сформировался в эпоху социализма.

Однако в последние годы наблюдается значительный прогресс в этом процессе, происходящий благодаря проводимой государством приватизации собственности. Теперь роль государства обозначилась более четко, из органа распределения бюджетных средств оно имеет реальные инструменты в регулировании экономики.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством.

Трансфертные платежи имеют другое назначение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары (9).

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенци-онной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые, субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 %. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам (10).

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т. д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). Такой набор инструментов может прямо воздействовать на экономические процессы и выйти из кризиса, пример тому - опыт развитых стран, где выработаны теоретические положения государственного регулирования и сделаны практические шаги.

Основные положения роли государства выражены в макроэкономических теориях. Макроэкономисты имеют противоположные точки зрения на этот вопрос. Монетаристы утверждают, что денежная политика является наиболее важным инструментом для обеспечения макроэкономического роста и стабильности. Они отвергают фискальную политику как полную недостатков. Приверженцы же фискальной политики, с другой стороны, стоят на том, что фискальная политика необходима для обеспечения макроэкономической стабилизации; они упрекают монетаристов, утверждающих что «деньги - это то, что имеет значение». Рациональные экспектанты вообще отвергают макроэкономическую политику, как монетаристскую, так и фискальную, как бесполезные, потому что они верят, что так называемые «рациональные экономические агенты» (согласно этим теоретикам - категория, включающая всех людей) предвидят макроэкономическую политику правительства и на этой основе действуют в своих собственных интересах, чтобы нейтрализовать ту политику, о которой идет речь.

В связи с этим представляется целесообразным отметить, что денежная и фискальная политика очень важны, без них ничто не сможет стабилизировать экономику. Эти меры должны приниматься в тандеме. Когда экономика на спаде, правительство должно проводить комплексную политику, увеличивая расходы, сокращая налоги, облегчая доступ к кредитам и пуская деньги в оборот. Когда же экономика на подъеме и слишком много денег при дефиците товаров, правительство должно поступать наоборот. Другими словами, политика макроэкономической стабилизации должна или ускорять, или замедлять работу экономического двигателя, как того требует ситуация. Все дело в том, чтобы не переусердствовать ни в том, ни в другом направлении. Это тем более важно сейчас при общем ослаблении мировой экономики и снижении цен на сырьевые ресурсы.

И на этом этапе, как показывает конкретный анализ, в области структурной и социальной политики нужно усиление вмешательства государства в экономику и реализацию рыночных принципов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Елемесов, Р., Жатканбаев, Е. Б. Государство и рынок. - Ал-маты, 1997.

2. Толкушкин, А. В. Налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса в развитых странах / Научно-исследовательский финансовый институт. - М., 1991. (Актуальные валютно-финансовые проблемы зарубежных стран).

3. Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия: сб. обзоров / РАН. ИНИОН; отв. ред. Зарецкая С. Л. - М.: ИНИОН РАН, 1994. (Сер.: Социально-экономические проблемы развитых стран).

4. США: организация государственных программ. - М. : РАН, Институт США и Канады, 1995.

5. Кейнс, Д. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. проф. Л. С. Микша. - М., 1936.

6. Волохова, Т. В. Государственное регулирование рынка труда: классификация мер и опыт развитых стран // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. - Экономика. - 1999. - № 3.

7. Елемесов, Р. Переходная экономика: проблемы методологии и теории. - Алматы, 1998.

8. Платонова, Е. Экономические системы и их трансформация // МЭиМО. - 1998. - № 7. - С. 30-40.

THE ROLE OF THE STATE REGULATION OF THE ECONOMY ON ITS WAY TO THE ECONOMICAL WELLBEING

Saparbaev M., Candidate of Economics,

College Parasat, the city of Shinkent, the Republic of Kazakhstan

Contact information for correspondence: 160012, Republic of Kazakhstan, Shinkent, Modelikozha str, 137

The role of the state management in the regulation of the economy is examined in the given paper. In the XXI century special attention is paid to the state functions, its regulating role in the increasing and the development of the production.

Problems of liberalization and antimonopolian regulation are also revealed opned in the paper. Main directions of measuring the state role in the economy

and the regulation of an economical process in the market economy are displayed here. It is that taxes and the taxation present an important instrument of the state policy. Concrete analyses are also given in the paper.

Key word: state function, state role, country's economical development, subsidizing, stimulation of the development, state budget, financial planning, taxes and taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.